Файл: Тема Рыночная система. Поведение потребителя Основные понятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Рыночная система. Поведение потребителя
Основные понятия: Натуральное хозяйство. Товарное производство. Разделение труда. Простое товарное производство. Капиталистическое товарное производство. Товар. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Полезность. Ценность. Общественно-необходимые затраты труда. Производительность труда. Интенсивность труда. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Кардинализм. Ординализм. Закон стоимости.
Контрольные вопросы
1. В чём суть концепции рационального потребительского поведения? Каково основное содержание двух базовых подходов к его изучению?
2. Что означают термины «полезность», «общая полезность» и «предельная полезность»? Какова графическая интерпретация общей и предельной полезности благ?
3. О чём гласит закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)?
4. В чём суть правила максимизации полезности для потребителя (второго закона Госсена)?
5. Что понимается под терминами «кривая безразличия», «карта кривых безразличия»? Чему равен наклон кривой безразличия?
6. Каковы свойства кривых безразличия?
7. В каких случаях кривые безразличия приобретают вид горизонтальной или вертикальной прямой?
8. Как рассчитывается предельная норма замещения? Что характеризует данный показатель?
9. Что представляет собой бюджетная линия? Какова графическая интерпретация бюджетной линии? Чему равен наклон бюджетной линии?
10. Как трактуется равновесие потребителя? Как графически отображается точка потребительского равновесия (точка оптимума потребителя)?
11. Каково условие оптимума потребителя?
Задание 1. Рассмотреть концепции потребительского выбора
СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ | |
КАРДИНАЛИСТСКАЯ | ОРДИНАЛИСТСКАЯ |
| |
РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ | |
| |
Задание 2.
В табл. представлена зависимость изменения совокупной полезности в зависимости от изменения объема потребления. Имеются данные, что Ра = 4; Рб = 2,5; I = 23,5.
Необходимо:
а) заполнить таблицу;
б) рассчитать, какое количество товаров А и В приобретает потребитель, чтобы максимизировать доступную ему совокупную полезность.
Количество | Товар А | Товар Б | |||||
TUА | MUА | MUА/ PА | TUБ | MUБ | MUБ/ PБ | ||
1 | 18 | | | 12,5 | | | |
2 | 34 | | | 22,5 | | | |
3 | 48 | | | 30 | | | |
4 | 60 | | | 35 | | | |
5 | 70 | | | 37,5 | | |
Выводы.
Задание 3.
Заполните таблицу, учитывая, что цена билета на один спектакль (Рк) равна $ 7,5, а цена одного билета на киносеанс (Рт) равна $ 1,5.
Количество | Киносеанс | Спектакль | |||||
TUт | MUт | MUт/ Pт | TUk | MUk | MUk/ Pk | ||
1 | 60 | | | 360 | | | |
2 | 111 | | | 630 | | | |
3 | 156 | | | 810 | | | |
4 | 196 | | | 945 | | | |
5 | 232 | | | 1050 | | | |
6 | 265 | | | 1140 | | | |
7 | 295 | | | 1215 | | | |
8 | 322 | | | 1275 | | | |
9 | 347 | | | 1320 | | | |
10 | 371 | | | 1350 | | |
Студентка Николаева любит как кино, так и театр. Обычно Николаева за зиму ходит дважды в театр и 10 раз в кино.
Ответьте на следующие вопросы:
а) сколько тратит студентка Николаева на удовлетворение духовных потребностей за зиму?
б) какую полезность она получает от собственного потребления?
в) какова предельная полезность, которую она получает от кино и театра?
г) при какой комбинации благ полезность окажется максимальной?
д) какую полезность получит студентка Николаева, если весь свой бюджет на удовлетворение духовных потребностей она будет тратить на походы в театр?
Задание 4.
Потребитель решил использовать свой доход в 1 тыс. руб. для приобретения товаров Х и У. Цена товара Х Px = 50, цена товара У - Py = 40.
1) Напишите уравнение бюджета потребителя.
2) Постройте бюджетную линию.
Задание 5.
Цена продукта А равна 1 д.е, цена продукта В равна 2 д.е., доход потребителя составляет 28 д.е.. Варианты комбинаций товаров А и В, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, представлены в табл.
Варианты комбинаций товаров А и В, обладающих одинаковой полезностью
Варианты комбинаций | 1 | 2 | 3 | 4 |
Товар А | 16 | 12 | 8 | 4 |
Товар В | 6 | 8 | 12 | 24 |
Постройте кривую безразличия и бюджетную линию для потребителя. Определите точку равновесия потребителя, наклон бюджетной линии, предельную норму замещения.
Задание 6.
Покупатель регулярно приобретает яблоки по цене 2000 рублей за кг и груши по цене 3000 рублей за кг. Предельная полезность яблок и груш составляет соответственно 60–9х и 80–2утилей, где х – количество яблок, а у – количество груш. Каждую неделю потребитель покупает 2 кг яблок и 4 кг груш. Бюджет потребителя в неделю составляет 16 000 рублей. Может ли данный потребитель улучшить свой набор?