ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Оценивание метапредметных результатов на ступени начального общего образования строиться на умении учится, то есть совокупности действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Этапы формирования умственных действий
Полноценное формирование умственных действий требует организации специальной работы по его усвоению, состоящей из двух подготовительных, обеспечивающих условия для успешного выполнения действия (ориентировочная часть), и четырех основных, обеспечивающих непосредственное овладение действием (исполнительная и контрольно-корректировочная части) этапов:
-
Первый этап – мотивационный.
Он связан с формированием у учащегося мотивации на выполнение действия. На данном этапе говорится, что существует внутренняя мотивация и внешняя. Более эффективной считается внутренняя мотивация обучающегося, базирующаяся на познавательном интересе и не насыщаемой познавательной потребности. Такая мотивация может успешно пробуждаться, например, в проблемном обучении, когда ученик, сталкиваясь с проблемой, видит противоречие, испытывает затруднение, удивление, восхищение, желание разобраться. Внешняя мотивация, положительная или отрицательная (например, материальное вознаграждение или угроза наказания), сохраняется не столь длительно, как внутренняя, и требует постоянного поддержания извне.
-
Второй этап – ориентировочный.
На данном создается ориентировочная основа действия (ООД). ООД может быть составлена и преподнесена учащемуся по-разному, в зависимости от этого наблюдается больший или меньший развивающий эффект обучения. П.Я. Гальперин и Н.Ф.
Талызина Н.Ф. выделили 3 типа ООД:
Первый тип – неполная.
Осуществляется без указаний как осуществляется действие, в котором учебник работает «методом проб и ошибок». В данном типе прочный навык не образуется, действие не переносится на новую ситуацию.
Второй тип – полная.
Даются исчерпывающие указания как выполняется действие, умение анализировать материал, в котором обучение осуществляется быстрее, без ошибок и действие переносится в стандартную ситуацию. Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.
Третий тип и последний – инвариантная.
Происходит обучение анализа задания, которое первоначально требует больше времени, действие выполняется сразу самостоятельно без ошибок, неограниченная способность к переносу.
-
Третий этап – материализованное действие.
Материализованное действие является начальным этапом формирования любого умственного действия и обучать, минуя его нельзя. Именно на этом этапе действие подвергается развертыванию и обобщению. Развернуть действие – значит показать все его операции в их взаимной связи. Так, объясняя сложение, учитель вначале формирует из предметов отдельные слагаемые, затем соединяет их в общую группу и затем пересчитывает ее с начала до конца.
Обобщить действие — значит выделить из многих свойств объекта именно те, которые необходимы и достаточны для выполнения действия. После ознакомления с учебным заданием ученик переходит к непосредственному выполнению самого действия. Сначала такое действие должно было быть обязательно действием с материальными предметами. В старшей школе вместо предметов ученик начинает пользоваться их изображениями: схемами, чертежами, описаниями, символами и т.д.
-
Четвертый этап – внешне-речевой.
На этом этапе действие выполняется без опоры на материальные или материализованные объекты, сопровождается устной или письменной речью, которая выполняет функцию ООД. При пропуске этого шага навык становится неустойчивым, неуверенным, совершается с массой ошибок, сопровождается постоянным стремлением вернуться к действию с предметами. Пропуск при обучении громко речевого этапа вызвал увеличение ошибок в 3-4 раза по сравнению с группой детей, которая прошла все этапы.
Здесь рассматриваются различные ошибки, которые может совершить обучающий в процессе обучения: заучивание правил без умения пользоваться ими; неумение объяснить действие, практическое выполнение которого, на первый взгляд, освоено учащимся.
-
Пятый этап – внутреречевой.
Он связан с беззвучной устной речью, то есть проговаривание про себя. Он отличается от предыдущего большей скоростью и сокращённостью действий. Правильность каждой операции и конечного результата контролируется учителем. На этом и последующем этапах действия учащегося меньше поддаются контролю и управлению. Но если заложен надежный фундамент правильного выполнения умственного действия на предыдущих этапах, то вероятность успеха велика.
-
Шестой этап – умственного или внутреннего действия.
На этом этапе действие максимально сокращается, автоматизируется. Можно говорить о самостоятельном и освоенном действии. Контролю учителя подвергается лишь конечный результат.
В данной теории положения поэтапного формирования умений и действий позволяют организовывать эффективное обучение и самообучение не только в школе, но и вузе, а также при самообразовании.
Каждый из предметов гуманитарного цикла обладает значительным потенциалом для формирования метапредметных умений, прежде всего умение работать с различными источниками информации, и с большими объемами информации, а это немаловажное умение для человека XXI века, ведь в современном мире достаточно сложно определить степень объективности информации.
Предмет «Обществознание» в современной школе занимает особое место, одной из задач которого является социализация личности, ее самоопределение. Через изучение данного предмета происходит воспитание граждан, интегрированных в современное общество через освоение гражданской культуры. Его содержание охватывает все аспекты отношений в гражданском обществе [6, с.30].
Как интегрированный предмет, школьный курс изучения «обществознания» нацелен на формирование целостных представлений о мире и общей культуры учащихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
В системе предметных результатов обществознания ФГОС называет — сформированность навыков оценивания социальной информации, умения находить информацию в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Включая
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Названный выше метапредметный результат обучения дополняет ряд требований к предметным результатам в области общественных наук: сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза и умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; обобщать анализировать и оценивать информацию с целью проверки гипотез и интерпретации данных из различных источников [2].
Структура урока для формирования метапредметных результатов обучающихся должна состоять из целеполагания, постановки проблемы, создания собственного продукта (материала на основе изученного) и рефлексии. На этапе целеполагания формируется основная цель и задачи по теме урока. Критериями оценки эффективности процесса формирования метапредметных результатов являются достижимость цели, её конкретика и проверка [Суходимцева, Сергеева, Соколова, 2018, с. 319].
О. В. Тумашева и М. Б. Шашкина [2020, с. 285] считают, что особенности обучения школьников в ходе приобретения навыков и умений заключены в изучении знаний из смежных дисциплин, которые влекут за собой создание благоприятной среды для процесса формирования метапредметных результатов на уроке. Ими также отмечено, что в ходе урока развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, такие как информационная, проектная, организационная, коммуникативная.
Именно процесс формирования метапредметных результатов позволяет комплексно изучать все школьные предметы и способствует использованию универсальных учебных действий не только на уроках, но и в повседневной