Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ПОНЯТИЕ О ВИДЕОТРЕНИНГЕ
Видеотренинг является разновидностью группового социально-психологического тренинга и предполагает использование видеозаписи сеансов (или отдельных их элементов) в целях актуализации дополнительных факторов обучения и, на основе этого, повышения его эффективности.
Первым, кто выдвинул и реализовал идею создания записей сеансов с применением специальной аппаратуры, был Дж.Морено. Он, совместно с инженером Ф.Лерницем, в 1925 году изобрел прибор для электрозаписи голоса - «радиофильм». С помощью этого прибора осуществлялась запись посредством не мелких насечек на грампластинке, а за счет намагничивания специальных пластинок, что представляло собой непрерывный ряд более или менее намагниченных точек в соответствии с характеристиками звука. Такие пластины можно было размагничивать и заново их использовать для новых записей.
Дж.Морено считал, что применение аудиозаписи в процессе проведения сеансов имеет определенные преимущества. Во- первых, фиксация голосовых характеристик пациентов позволяло провести их тщательный анализ после завершения сеанса, так как во время его проведения внимание терапевта более сосредоточено на самом процессе, чем на деталях вербальных и невербальных проявлений пациентов. Во-вторых, использование записи позволяло зарегистрировать спонтанное поведение, которое является ключевым элементом психодрамы, в специально выбранных ситуациях и, далее, произвести его анализ.
Применение киноапппаратуры (до и после второй мировой войны) в целях обучения и психотерапии представляло собой дорогостоящее мероприятие и, в основном, использовалось для обучения крупных политиков, например, в целях их подготовки к выступлению перед массовой аудиторией. С возникновением и активным распространением за рубежом различных форм обучения (например, Т-группы, группы-встреч) и с массовым производством бытовой, относительно дешевой, кино-, а, затем, видеоаппаратуры, в групповом социально-психологическом тренинге все чаще стали использовать видеозапись.
В нашей стране применение видеозаписи в процессе обучения стало осуществляться начиная с середины 1980-х г.г. Это было связано с распространением западного опыта в проведении видеотренингов, появившейся возможностью более или менее свободного приобретения отечественных и зарубежных видеокамер, а так же, с запросом новой экономической политики, в которой важное значение уделялось подбору и подготовке управленческих кадров. В частности, в первое время, видеозапись применялась преимущественно в профессионально-предметном (деловые, организационно-деятельностные игры) и социальнопсихологическом обучении хозяйственных руководителей. В настоящее время в нашей стране активно проводятся различные формы видеотренинга, преследующие те или иные цели обучения.
Следует отметить, что видеотренинг принципиально не отличается от других форм тренинга, так в нем могут: решаться те же самые цели, использоваться та же программа обучения, такие же методы воздействия и модели изменения участников, что и в тренинге, проводящемся без применения видеозаписи. Вместе с тем, как уже отмечалось, использование видеоаппаратуры позволяет актуализировать дополнительные факторы обучения, что создает определенные преимущества видеотренингу, по сравнению с обычным тренингом.
Во-первых, применение видеозаписи позволяет ведущему продуцировать для участников обратную видеосвязь (изображение участника на экране телевизора), которая воспринимается ими как более объективная, чем личностная обратная связь.
Это связано с тем, что у большинства людей существует тенденция сохранять привычный образ «Я» и, тем самым, избирательно относится к новой информации о себе, особенно, несоответствующей собственному представлению о себе. Поэтому, многие участники тренинга склонны не замечать свои неадекватные установки и формы поведения, выявленные в процессе тренинга, в частности, объясняя критическую информацию, полученную посредством личностной обратной связи, предвзятостью других участников. Когда используется обратная видеосвязь, то в некоторой степени снимается проблема субъективности мнения участников. Такая видеосвязь обеспечивает «столкновение» представления человека о себе с наблюдаемым изображением себя на экране, которое объективирует различные особенности поведения этого участника.
Вместе с тем, воспроизведение обратной видеосвязи не должно исключать использования личностной обратной связи, так как последняя предполагает получение участником разносторонней вербализованной информации о себе, а так же, интерпретации его поведения.
Во-вторых, воспроизведение обратной видеосвязи позволяет предотвращать, по сравнению с личностной обратной связью, потерю информации для участника о нем самом. Это объясняется двумя причинами. С одной стороны, в процессе выполнения участником задания, внимание остальных членов группы больше всего сосредоточено на самом процессе выполнения этого задания, чем на конкретных вербальных и невербальных проявлениях данного участника. Поэтому, в личностной обратной связи, выдаваемой участниками, не фиксируются некоторые важные элементы поведения объекта этой связи. Использование же обратной видеосвязи позволяет многократно ее воспроизводить и, тем самым, более глубоко сосредотачивать внимание человека на особенностях его поведения, особенно, в сочетании с дополнительными комментариями других участников.
С другой стороны, в личностной обратной связи основной объем информации передается в вербальной форме. Однако многие чувства и мысли трудно адекватно вербализовать, особенно, трудно выразить в словах невербальные аспекты наблюдаемой активности участника. Такая ситуация может усложняться из-за некоторых особенностей участников, например, их профессиональной деятельности или уровня образования, когда они испытывают недостаток в словарном запасе для описания воспринимаемого поведения какого-то члена группы.
В-третьих, при самом факте видеозаписи выполнения задания у некоторых участников наблюдаются «сбои» в поведении, т.е. проявляется «эффект камеры». Некоторые психологи считают, что такие нарушения поведения могут выполнять диагностическую функцию, так как являются результатом проявления наиболее слабых звеньев в навыках общения или способах самовыражения человека.
В-четвертых, использование видеоаппаратуры позволяет демонстрировать участникам эффективные-неэффективные модели поведения в определенных ситуациях. Такие модели можно: отбирать из имеющегося банка видеозаписей, сделанных в процессе проведения тренингов; специально создавать и записывать на видеокамеру; выбирать, в качестве фрагментов, из художественных и документальных фильмов.
Несмотря на преимущества, использование видеозаписи имеет некоторые недостатки. В первую очередь, воспроизведение обратной видеосвязи автоматически уменьшает количество выполнения каждым участником требуемых, с точки зрения обучения, заданий, особенно, когда объективно ограничено время проведения тренинга. Кроме того, нежелательно использовать видеозапись, если в группе присутствуют люди с физическими недостатками, которые воспринимаются ими негативно. В этом случае эти участники будут очень болезненно воспринимать собственное изображение на экране телевизора. Исключение составляет специальный социально-психологический тренинг или групповая психотерапия, проводящиеся только среди людей с физическими недостатками (например, в случае логоневроза).
-
СТРУКТУРА ТРЕНИНГА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Структура проведения конкретного тренинга определяется его целью и задачами, методологической позицией ведущего и объективно имеющемся временем. В одних случаях тренинг будет реализовываться в сжатом, сокращенном виде, когда, например, ведущий не обладает требуемым временем, тогда как, в других случаях имеется возможность в полном объеме и поэтапно, детально решать поставленные задачи. Это означает, что фактически не возможно изначально задать универсальную структуру тренинга. Поэтому, приведем лишь в качестве примера развернутую структуру тренинга делового общения и отдельного его сеанса, что, понятно, в ряде конкретных условий не возможно реализовать.
-
Примерная структура тренинга.
а) Диагностический и мотивирующий этап (1-2 сеансы).
Информирование участников о целях и организационных вопросах проведения тренинга, о правилах пребывания в группе.
Знакомство участников. Разминка.
Использование диагностических упражнений или других методов диагностики.
Организация тематических дискуссий или игровых ситуаций в целях осознания участниками критериев и условий успешного общения.
б) Собственно тренировочный этап (3-4 сеансы).
Изменение неадекватных установок, форм поведения и отработка важных элементов общения в ходе выполнения участниками различных заданий.
в) Этап закрепления (5-6 сеансы).
Закрепление участниками усвоенных знаний и навыков в различных ситуациях общения с постепенным усложнением этих ситуаций.
г) Заключительный этап (7 сеанс).
Подведение итогов.
Повторная диагностика.
Оценка эффективности обучения.
-
Примерная структура сеанса.
а) Разминка (снятие напряжения, уменьшение психологической дистанции, активизация участников).
б) Игровые ситуации в соответствии с темой сеанса и их анализ (использование видеозаписи).
в) Ознакомление участников с темой сеанса.
г) Обсуждение частных тем, связанных с основной темой; обсуждение ситуаций, имевших место в жизни участников; обсуждение критериев успешности соответствующего элемента поведения; демонстрация моделей успешного-неуспешного поведения, если есть видеоматериал.
д) Снятие напряжения, эмоциональная разрядка.
е) Повторный анализ ситуаций, проигранных на втором этапе (использование видеозаписи).
ж) Игровые ситуации с последующим обсуждением (использование видеозаписи).
з) Обобщение результатов сеанса.
Время одного сеанса составляет примерно 4 часа.
-
Критерии эффективности тренинга.
В практике группового социально-психологического тренинга используются два критерия оценки эффективности тренинга: субъективный (внутренний) и объективный (внешний)
Субъективный критерий применяется в двух разновидностях. Во-первых, в качестве критерия выступает удовлетворенность участников тренингом, что может быть определено с помощью различных методов опроса участников. Однако, такой подход не всегда является достаточно надежным. Это объясняется тем, что участники могут получить высокую удовлетворенность от тренинга, но, вместе с тем, получить такой опыт (знания, навыки), который не соотносится с требованиями реальной жизни и не способствует повышению их социальной адаптации. В этом случае функция тренинга фактически ограничивается приятным, для участников, проведением времени. В обратном случае, удовлетворенность от тренинга может быть не высокой (например, за счет получения участниками негативной информации о себе), но, при этом, косвенное воздействие на участников все же было оказано, что они сразу не смогли осознать в полной мере. Тем не менее, этот критерий может использоваться хотя бы для получения ведущим обратной связи и, на основе этого, для корректирования программы последующих тренингов.
Во-вторых, критерием оценки эффективности тренинга является предположение ведущего о том, что наиболее, с его точки зрения, необходимо участникам (например, умение слушать, задавать вопросы, оказывать поддержку другим и т.д.). Это проявляется в том, что ведущий контролирует, с помощью тех или иных методик, изменение определенных качеств участников, произошед-
ших в процессе проведения тренинга. Вместе с тем, есть опасение, что предположения ведущего могут оказаться недостаточно верными.
Объективный (внешний) критерий оценки эффективности обучения заключается в определении того, в какой мере участники приобрели новый социальный опыт и в какой степени этот опыт соответствует требованиям выполняемой ими роли (профессии, должности). Для этого необходимо изначально знать эти требования и диагностировать соответствующие личностные (поведенческие) характеристики участников до и после проведения тренинга.
-
СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА
Ниже приведена примерная схема написания программы тренинга.
-
название темы тренинга -
задачи тренинга -
организационные вопросы проведения тренинга
а) Участники тренинга: численный состав группы, композиция группы по социально-демографическим параметрам (пол, возраст, образовательный ценз, социальный статус и др.).