Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


  1. ПОНЯТИЕ О ВИДЕОТРЕНИНГЕ

Видеотренинг является разновидностью группового соци­ально-психологического тренинга и предполагает использование видеозаписи сеансов (или отдельных их элементов) в целях ак­туализации дополнительных факторов обучения и, на основе это­го, повышения его эффективности.

Первым, кто выдвинул и реализовал идею создания запи­сей сеансов с применением специальной аппаратуры, был Дж.Морено. Он, совместно с инженером Ф.Лерницем, в 1925 году изобрел прибор для электрозаписи голоса - «радиофильм». С по­мощью этого прибора осуществлялась запись посредством не мелких насечек на грампластинке, а за счет намагничивания спе­циальных пластинок, что представляло собой непрерывный ряд более или менее намагниченных точек в соответствии с характе­ристиками звука. Такие пластины можно было размагничивать и заново их использовать для новых записей.

Дж.Морено считал, что применение аудиозаписи в процес­се проведения сеансов имеет определенные преимущества. Во- первых, фиксация голосовых характеристик пациентов позволяло провести их тщательный анализ после завершения сеанса, так как во время его проведения внимание терапевта более сосредоточе­но на самом процессе, чем на деталях вербальных и невербаль­ных проявлений пациентов. Во-вторых, использование записи по­зволяло зарегистрировать спонтанное поведение, которое являет­ся ключевым элементом психодрамы, в специально выбранных ситуациях и, далее, произвести его анализ.

Применение киноапппаратуры (до и после второй мировой войны) в целях обучения и психотерапии представляло собой до­рогостоящее мероприятие и, в основном, использовалось для обу­чения крупных политиков, например, в целях их подготовки к вы­ступлению перед массовой аудиторией. С возникновением и ак­тивным распространением за рубежом различных форм обучения (например, Т-группы, группы-встреч) и с массовым производством бытовой, относительно дешевой, кино-, а, затем, видеоаппарату­ры, в групповом социально-психологическом тренинге все чаще стали использовать видеозапись.

В нашей стране применение видеозаписи в процессе обу­чения стало осуществляться начиная с середины 1980-х г.г. Это было связано с распространением западного опыта в проведении видеотренингов, появившейся возможностью более или менее свободного приобретения отечественных и зарубежных видеока­мер, а так же, с запросом новой экономической политики, в кото­рой важное значение уделялось подбору и подготовке управлен­ческих кадров. В частности, в первое время, видеозапись приме­нялась преимущественно в профессионально-предметном (дело­вые, организационно-деятельностные игры) и социально­психологическом обучении хозяйственных руководителей. В на­стоящее время в нашей стране активно проводятся различные формы видеотренинга, преследующие те или иные цели обучения.


Следует отметить, что видеотренинг принципиально не от­личается от других форм тренинга, так в нем могут: решаться те же самые цели, использоваться та же программа обучения, такие же методы воздействия и модели изменения участников, что и в тренинге, проводящемся без применения видеозаписи. Вместе с тем, как уже отмечалось, использование видеоаппаратуры позво­ляет актуализировать дополнительные факторы обучения, что создает определенные преимущества видеотренингу, по сравне­нию с обычным тренингом.

Во-первых, применение видеозаписи позволяет ведущему продуцировать для участников обратную видеосвязь (изображение участника на экране телевизора), которая воспринимается ими как более объективная, чем личностная обратная связь.

Это связано с тем, что у большинства людей существует тенденция сохранять привычный образ «Я» и, тем самым, избира­тельно относится к новой информации о себе, особенно, несоот­ветствующей собственному представлению о себе. Поэтому, мно­гие участники тренинга склонны не замечать свои неадекватные установки и формы поведения, выявленные в процессе тренинга, в частности, объясняя критическую информацию, полученную по­средством личностной обратной связи, предвзятостью других уча­стников. Когда используется обратная видеосвязь, то в некоторой степени снимается проблема субъективности мнения участников. Такая видеосвязь обеспечивает «столкновение» представления человека о себе с наблюдаемым изображением себя на экране, которое объективирует различные особенности поведения этого участника.

Вместе с тем, воспроизведение обратной видеосвязи не должно исключать использования личностной обратной связи, так как последняя предполагает получение участником разносторон­ней вербализованной информации о себе, а так же, интерпретации его поведения.

Во-вторых, воспроизведение обратной видеосвязи позво­ляет предотвращать, по сравнению с личностной обратной связью, потерю информации для участника о нем самом. Это объясняется двумя причинами. С одной стороны, в процессе выполнения уча­стником задания, внимание остальных членов группы больше все­го сосредоточено на самом процессе выполнения этого задания, чем на конкретных вербальных и невербальных проявлениях дан­ного участника. Поэтому, в личностной обратной связи, выдавае­мой участниками, не фиксируются некоторые важные элементы поведения объекта этой связи. Использование же обратной видео­связи позволяет многократно ее воспроизводить и, тем самым, более глубоко сосредотачивать внимание человека на особенно­стях его поведения, особенно, в сочетании с дополнительными комментариями других участников.



С другой стороны, в личностной обратной связи основной объем информации передается в вербальной форме. Однако мно­гие чувства и мысли трудно адекватно вербализовать, особенно, трудно выразить в словах невербальные аспекты наблюдаемой активности участника. Такая ситуация может усложняться из-за некоторых особенностей участников, например, их профессио­нальной деятельности или уровня образования, когда они испыты­вают недостаток в словарном запасе для описания воспринимае­мого поведения какого-то члена группы.

В-третьих, при самом факте видеозаписи выполнения за­дания у некоторых участников наблюдаются «сбои» в поведении, т.е. проявляется «эффект камеры». Некоторые психологи считают, что такие нарушения поведения могут выполнять диагностическую функцию, так как являются результатом проявления наиболее слабых звеньев в навыках общения или способах самовыражения человека.

В-четвертых, использование видеоаппаратуры позволяет демонстрировать участникам эффективные-неэффективные мо­дели поведения в определенных ситуациях. Такие модели можно: отбирать из имеющегося банка видеозаписей, сделанных в про­цессе проведения тренингов; специально создавать и записывать на видеокамеру; выбирать, в качестве фрагментов, из художест­венных и документальных фильмов.

Несмотря на преимущества, использование видеозаписи имеет некоторые недостатки. В первую очередь, воспроизведение обратной видеосвязи автоматически уменьшает количество вы­полнения каждым участником требуемых, с точки зрения обучения, заданий, особенно, когда объективно ограничено время проведе­ния тренинга. Кроме того, нежелательно использовать видеоза­пись, если в группе присутствуют люди с физическими недостат­ками, которые воспринимаются ими негативно. В этом случае эти участники будут очень болезненно воспринимать собственное изо­бражение на экране телевизора. Исключение составляет специ­альный социально-психологический тренинг или групповая психо­терапия, проводящиеся только среди людей с физическими недос­татками (например, в случае логоневроза).

  1. СТРУКТУРА ТРЕНИНГА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Структура проведения конкретного тренинга определяется его целью и задачами, методологической позицией ведущего и объективно имеющемся временем. В одних случаях тренинг будет реализовываться в сжатом, сокращенном виде, когда, например, ведущий не обладает требуемым временем, тогда как, в других случаях имеется возможность в полном объеме и поэтапно, де­тально решать поставленные задачи. Это означает, что фактиче­ски не возможно изначально задать универсальную структуру тре­нинга. Поэтому, приведем лишь в качестве примера развернутую структуру тренинга делового общения и отдельного его сеанса, что, понятно, в ряде конкретных условий не возможно реализо­вать.


  1. Примерная структура тренинга.

а) Диагностический и мотивирующий этап (1-2 сеансы).

Информирование участников о целях и организационных вопросах проведения тренинга, о правилах пребывания в группе.

Знакомство участников. Разминка.

Использование диагностических упражнений или других методов диагностики.

Организация тематических дискуссий или игровых ситуа­ций в целях осознания участниками критериев и условий успешно­го общения.

б) Собственно тренировочный этап (3-4 сеансы).

Изменение неадекватных установок, форм поведения и от­работка важных элементов общения в ходе выполнения участни­ками различных заданий.

в) Этап закрепления (5-6 сеансы).

Закрепление участниками усвоенных знаний и навыков в различных ситуациях общения с постепенным усложнением этих ситуаций.

г) Заключительный этап (7 сеанс).

Подведение итогов.

Повторная диагностика.

Оценка эффективности обучения.

  1. Примерная структура сеанса.

а) Разминка (снятие напряжения, уменьшение психологи­ческой дистанции, активизация участников).

б) Игровые ситуации в соответствии с темой сеанса и их анализ (использование видеозаписи).

в) Ознакомление участников с темой сеанса.

г) Обсуждение частных тем, связанных с основной темой; обсуждение ситуаций, имевших место в жизни участников; обсуж­дение критериев успешности соответствующего элемента поведе­ния; демонстрация моделей успешного-неуспешного поведения, если есть видеоматериал.

д) Снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

е) Повторный анализ ситуаций, проигранных на втором эта­пе (использование видеозаписи).

ж) Игровые ситуации с последующим обсуждением (ис­пользование видеозаписи).

з) Обобщение результатов сеанса.

Время одного сеанса составляет примерно 4 часа.

  1. Критерии эффективности тренинга.

В практике группового социально-психологического тренин­га используются два критерия оценки эффективности тренинга: субъективный (внутренний) и объективный (внешний)


Субъективный критерий применяется в двух разновидно­стях. Во-первых, в качестве критерия выступает удовлетворен­ность участников тренингом, что может быть определено с помо­щью различных методов опроса участников. Однако, такой подход не всегда является достаточно надежным. Это объясняется тем, что участники могут получить высокую удовлетворенность от тре­нинга, но, вместе с тем, получить такой опыт (знания, навыки), который не соотносится с требованиями реальной жизни и не спо­собствует повышению их социальной адаптации. В этом случае функция тренинга фактически ограничивается приятным, для уча­стников, проведением времени. В обратном случае, удовлетво­ренность от тренинга может быть не высокой (например, за счет получения участниками негативной информации о себе), но, при этом, косвенное воздействие на участников все же было оказано, что они сразу не смогли осознать в полной мере. Тем не менее, этот критерий может использоваться хотя бы для получения веду­щим обратной связи и, на основе этого, для корректирования про­граммы последующих тренингов.

Во-вторых, критерием оценки эффективности тренинга яв­ляется предположение ведущего о том, что наиболее, с его точки зрения, необходимо участникам (например, умение слушать, зада­вать вопросы, оказывать поддержку другим и т.д.). Это проявляет­ся в том, что ведущий контролирует, с помощью тех или иных ме­тодик, изменение определенных качеств участников, произошед-

ших в процессе проведения тренинга. Вместе с тем, есть опасе­ние, что предположения ведущего могут оказаться недостаточно верными.

Объективный (внешний) критерий оценки эффективности обучения заключается в определении того, в какой мере участники приобрели новый социальный опыт и в какой степени этот опыт соответствует требованиям выполняемой ими роли (профессии, должности). Для этого необходимо изначально знать эти требова­ния и диагностировать соответствующие личностные (поведен­ческие) характеристики участников до и после проведения тренин­га.

  1. СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА

Ниже приведена примерная схема написания программы тренинга.

  1. название темы тренинга

  2. задачи тренинга

  3. организационные вопросы проведения тренинга

а) Участники тренинга: численный состав группы, компози­ция группы по социально-демографическим параметрам (пол, воз­раст, образовательный ценз, социальный статус и др.).