Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 424
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Понятие профессионально-психологического роста.
Профессионально-психологический рост личности можно понимать как стремление человека к реализации своих возможностей и достижению высоких результатов в профессиональной деятельности, следствием чего является формирование профессионально-значимых качеств, знаний и навыков.
Профессионально-психологический рост может затрагивать развитие различных профессионально-значимых качеств человека.
-
Развитие мотивационно-профессиональной сферы человека:
-
мотивация к профессиональному самоопределению; -
позитивная мотивация к трудовой или учебной деятельности; -
мотивация к повышению квалификации; -
мотивация к переосмыслению профессиональной ситуации; -
мотивация к преодолению трудностей в профессиональной деятельности; -
мотивация к профессиональному достижению.
-
Развитие познавательно-профессиональной сферы человека:
-
определение значения и ценностей профессиональной деятельности; -
самоосмысление в профессиональной деятельности; -
анализ партнера или общей ситуации профессиональной деятельности; -
осознание меры соответствия своих возможностей и требований деятельности; -
оценка перспективности выбираемой профессии; -
установка на систематическое познание и анализ.
-
Развитие профессионально-поведенческой сферы человека:
-
непосредственное профессиональное поведение и общение с людьми; -
составление деловой документации; -
использование психологического воздействия; -
саморегуляция психических состояний в профессиональной деятельности; -
адекватный уровень доверия, самораскрытия, само- предъявления в профессиональной работе; -
организация активности с оптимальной затратой физических и психических ресурсов.
-
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОСТА
Общение является одним из важных аспектов жизнедеятельности человека и социальных групп. Поэтому, общение активно изучается в различных отраслях психологии, таких как общая, социальная, возрастная, педагогическая психология, психология труда. В литературе представлено большое число теоретических и экспериментальных исследований, направленных на изучение функций, структуры, форм, средств, возрастных закономерностей общения и т.д. На основе этих исследований в психологии сформировалось достаточно единое представление о содержании понятия «общение», под которым чаще всего подразумевается процесс непосредственного или опосредованного установления и развития контакта между людьми, что предполагает взаимодействие (воздействие), обмен информацией, межличностное восприятие и взаимоотношение.
В литературе и повседневной жизни, наряду с понятием «общение», часто употребляются более конкретные понятия, например, «управленческое общение», «педагогическое общение», «служебное общение», «уставные отношения». В данном случае речь идет об общении, которое осуществляется в определенной сфере деятельности, необходимо для выполнения людьми определенной социальной функции (например, обучение и воспитание) и, которое имеет свои специфические особенности. Так, управленческое общение понимается как общение с целью руководить людьми, т.е. изменять, поддерживать или формировать деятельность подчиненных в требуемом направлении. Функциями такого общения являются: выдача распорядительной информации; получение обратной информации от подчиненного о выполнении им задания; выдача подчиненному оценки выполненного задания[8]. Педагогическое общение рассматривается как процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых, направленный на решение задач обучения и воспитания, организацию и стимулирование учебно-познавательной деятельности воспитуемых. В последнее время акцент делается на развивающем взаимодействии, общении воспитателя и учащихся, которое понимается как содействие развитию другого и источник собственного личностного роста.
В отличии от перечисленных видов общения, понятие «деловое общение» является сквозным, так как применяется в широком спектре ситуаций, к различным сферам деятельности людей - управленческой, педагогической, военной и др. Мы используем это понятие и тогда, когда человек, как частное лицо, обращается с просьбой или жалобой к представителям административных учреждений, с претензией к соседу по дому.
Прежде, чем дать определение деловому общению, необходимо обозначить понятия «дело», «деловой». В словаре русского языка С.И.Ожегов выделил 11 значений понятия «дело»:
-
работа, деятельность, занятие; -
сфера знаний, деятельности, работы (военное дело); -
надобность, нужда (прийти по делу, у меня к Вам есть дело); -
круг ведения, задач (руководить - дело бригадира) и др.
В понятие «деловой» он включил:
-
относящийся к служебной, общественной деятельности, к работе (деловая беседа); -
знающий дело, толковый (деловой руководитель).
Таким образом, можно выделить два аспекта понимания делового общения - широкий и узкий.
а) В широком значении под профессионально-деловым общением подразумевается общение, связанное с необходимостью выполнения людьми любой деятельности, как социальнозначимой, так и социально-индифферентной. Например, управленческая деятельность и коллекционирование, когда человек вступает в деловое общение с другими коллекционерами для получения информации об интересующей его коллекции. Очевидно, что нет практического смысла проводить обучение людей деловому общению в таких видах деятельности, которые не выполняют социальной функции, например, тренинг коллекционеров.
б) В узком значении профессионально-деловое общение понимается как непосредственный или опосредованный (официальное письмо, служебная записка) контакт между людьми, целью которого является решение актуальных задач в рамках выполняемых ими социально-значимых ролей, деятельностей. Однако, не во всех, а лишь в ограниченных случаях целесообразно говорить о проведении тренинга делового общения. Это прежде всего касается коммуникативных профессий, где общение играет важную роль и определяет качество выполняемой работы или случаев оказания помощи людям, находящимся в напряженной ситуации (например, трудоустройство безработных).
Исходя из данного определения, можно отождествить понятия «деловое общение» и «ролевое общение», но только в том случае, когда речь идет о социальной роли (например, «начальник», «подчиненный», «коллега», «партнер», «клиент»), которая определяется положением ее исполнителя в системе общественных отношений и наличием единых, четких представлений о правах и обязанностях, зафиксированных в определенных нормативных актах (наример, в должностной инструкции). Наоборот, когда речь идет о межличностной роли, детерминированной положением человека в системе межличностных отношений (например, «друг», «недоброжелатель», «агрессор», «покровитель», «комментатор», «соглашатель»), то деловое и ролевое общение по своему содержанию являются различными понятиями.
Деловое общение часто рассматривается как синоним административному, служебному общению. Однако эта точка зрения не является оправданной, так как жизненная практика показывает, что общение, основанное только на официальных началах, в большинстве случаев не является продуктивным и, часто, объективно возможным. Например, если начальник категорически говорит своему подчиненному, что он должен сделать данную работу, то это еще не предполагает высококачественное исполнение заданного поручения. Существует такая форма забастовки на предприятие, которая называется «работа по правилам», когда работники не прекращают работу, а начинают выполнять свои обязанности строго по требованиям должностных или технологических предписаний. Суть такого вида забастовки заключается в существующих противоречиях между формальной и неформальной структурах организации, которые были выявлены еще в исследованиях
Э.Майо и Дж.Морено. Наоборот, во многих случаях более эффективным оказывается неформальный, основанный на личной инициативе, подход людей к выполняемой ими работе.
Поэтому, правильнее было бы говорить, что профессионально-деловое общение имеет внутреннюю структуру, которая включает в себя служебное и личностно-ориентированное общение.
-
Служебное общение основывается на:
-
нормативных актах и требованиях, предъявляемых к исполнителю данной роли (должности); -
использовании административных способов воздействия (официальный запрос, служебная записка, благодарность, премия, выговор, материальное взыскание и т.д.); -
минимальной вовлеченности личностного фактора в процесс общения; -
восприятии партнера по общению как средства для достижения собственной цели; -
внешней мотивации (самоутверждении, достижении успеха, одобрении).
-
Личностно-ориентированное общение предполагает:
-
неформальные нормы общения, которые не зафиксированы в нормативных документах (например, открытость, искренность, доброжелательность, доверие или эгоцентризм, стремление к доминированию, дискриминации); -
выраженный эмоциональный компонент (симпатия, антипатия, безразличие); -
самораскрытие партнеров по общению; -
психологические приемы воздействия (например, приемы по формированию аттракции, доверия, изменению межличностного статуса другого человека); -
восприятие партнера в качестве не только средства, но и цели общения; -
внутреннюю мотивацию (потребность в общении).
Таким образом, важным аспектом проведения тренинга является обучение людей гибкому, в зависимости от ситуации, использованию служебного и межличностного общения.
При обучении людей деловому общению необходимо учитывать и тот факт, что это общение может осуществляться на различных уровнях, каждый из которых предъявляет свои специфические требования:
а) общение с одним, несколькими партнерами или публичное выступление (например, лекция перед массовой аудиторией);
б) общение с знакомыми людьми (коллегами, начальником, подчиненными) или с малознакомыми деловыми партнерами;
в) общение с людьми равного статуса или более высокого, низкого статуса;
г) наличие высокой или низкой вероятности возникновения препятствий на пути к достижению цели;
д) деловое общение, связанное с просьбой, жалобой или предполагающее паритетность партнеров;
е) конфликтное или бесконфликтное общение.
-
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
Вполне понятно, что основной целью профессионального общения является максимальное достижение собственных задач. Однако в жизни и в процессе проведения тренинга необходимо иметь в виду ряд соображений:
-
отсутствие возможности в реализации целей часто предопределяется объективными условиями, а не ограниченностью в психических качествах, знаниях и навыках человека; -
в некоторых случаях достаточно ограничиться реализацией минимальных целей; -
достижение цели часто представляет собой длительный и последовательный процесс.
Есть такие случаи, когда в процессе проведения тренинга не следует поддерживать установку участников на оптимистическое восприятие возможностей, которые дает тренинг. Например, «Как преодолеть отказ в просьбе?» или «Как выиграть конфликт с начальником (если для этого нет объективных предпосылок)»?
Однако не следует пренебрегать и другой целью общения, которая заключается в поддержании хороших или, как минимум, индифферентных отношениях с собеседником. Игнорирование этой цели может привести к потере дальнейших контактов с партнером или, того хуже, к распространению о Вас негативной информации в среде знакомых и сфере деловых контактов. В этом отношении принцип «я добился своего, не обращая внимания на других» со временем может привести к потере репутации и гибели профессиональной карьеры.