Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


    1. Понятие профессионально-психологического роста.

Профессионально-психологический рост личности можно понимать как стремление человека к реализации своих возможно­стей и достижению высоких результатов в профессиональной дея­тельности, следствием чего является формирование профессио­нально-значимых качеств, знаний и навыков.

Профессионально-психологический рост может затраги­вать развитие различных профессионально-значимых качеств человека.

  1. Развитие мотивационно-профессиональной сферы че­ловека:

  • мотивация к профессиональному самоопределению;

  • позитивная мотивация к трудовой или учебной деятель­ности;

  • мотивация к повышению квалификации;

  • мотивация к переосмыслению профессиональной ситуа­ции;

  • мотивация к преодолению трудностей в профессиональ­ной деятельности;

  • мотивация к профессиональному достижению.

  1. Развитие познавательно-профессиональной сферы че­ловека:

  • определение значения и ценностей профессиональной деятельности;

  • самоосмысление в профессиональной деятельности;

  • анализ партнера или общей ситуации профессиональной деятельности;

  • осознание меры соответствия своих возможностей и тре­бований деятельности;

  • оценка перспективности выбираемой профессии;

  • установка на систематическое познание и анализ.

  1. Развитие профессионально-поведенческой сферы чело­века:

  • непосредственное профессиональное поведение и обще­ние с людьми;

  • составление деловой документации;

  • использование психологического воздействия;

  • саморегуляция психических состояний в профессиональ­ной деятельности;

  • адекватный уровень доверия, самораскрытия, само- предъявления в профессиональной работе;

  • организация активности с оптимальной затратой физиче­ских и психических ресурсов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОСТА


Общение является одним из важных аспектов жизнедея­тельности человека и социальных групп. Поэтому, общение актив­но изучается в различных отраслях психологии, таких как общая, социальная, возрастная, педагогическая психология, психология труда. В литературе представлено большое число теоретических и экспериментальных исследований, направленных на изучение функций, структуры, форм, средств, возрастных закономерностей общения и т.д. На основе этих исследований в психологии сфор­мировалось достаточно единое представление о содержании по­нятия «общение», под которым чаще всего подразумевается про­цесс непосредственного или опосредованного установления и развития контакта между людьми, что предполагает взаимодейст­вие (воздействие), обмен информацией, межличностное воспри­ятие и взаимоотношение.

В литературе и повседневной жизни, наряду с понятием «общение», часто употребляются более конкретные понятия, на­пример, «управленческое общение», «педагогическое общение», «служебное общение», «уставные отношения». В данном случае речь идет об общении, которое осуществляется в определенной сфере деятельности, необходимо для выполнения людьми опре­деленной социальной функции (например, обучение и воспитание) и, которое имеет свои специфические особенности. Так, управлен­ческое общение понимается как общение с целью руководить людьми, т.е. изменять, поддерживать или формировать деятель­ность подчиненных в требуемом направлении. Функциями такого общения являются: выдача распорядительной информации; полу­чение обратной информации от подчиненного о выполнении им задания; выдача подчиненному оценки выполненного задания[8]. Педагогическое общение рассматривается как процесс взаимо­действия педагогов и воспитуемых, направленный на решение задач обучения и воспитания, организацию и стимулирование учебно-познавательной деятельности воспитуемых. В последнее время акцент делается на развивающем взаимодействии, обще­нии воспитателя и учащихся, которое понимается как содействие развитию другого и источник собственного личностного роста.

В отличии от перечисленных видов общения, понятие «де­ловое общение» является сквозным, так как применяется в широ­ком спектре ситуаций, к различным сферам деятельности людей - управленческой, педагогической, военной и др. Мы используем это понятие и тогда, когда человек, как частное лицо, обращается с просьбой или жалобой к представителям административных учре­ждений, с претензией к соседу по дому.



Прежде, чем дать определение деловому общению, необ­ходимо обозначить понятия «дело», «деловой». В словаре русско­го языка С.И.Ожегов выделил 11 значений понятия «дело»:

  • работа, деятельность, занятие;

  • сфера знаний, деятельности, работы (военное дело);

  • надобность, нужда (прийти по делу, у меня к Вам есть де­ло);

  • круг ведения, задач (руководить - дело бригадира) и др.

В понятие «деловой» он включил:

  • относящийся к служебной, общественной деятельности, к работе (деловая беседа);

  • знающий дело, толковый (деловой руководитель).

Таким образом, можно выделить два аспекта понимания делового общения - широкий и узкий.

а) В широком значении под профессионально-деловым общением подразумевается общение, связанное с необходимо­стью выполнения людьми любой деятельности, как социально­значимой, так и социально-индифферентной. Например, управ­ленческая деятельность и коллекционирование, когда человек вступает в деловое общение с другими коллекционерами для по­лучения информации об интересующей его коллекции. Очевидно, что нет практического смысла проводить обучение людей делово­му общению в таких видах деятельности, которые не выполняют социальной функции, например, тренинг коллекционеров.

б) В узком значении профессионально-деловое общение понимается как непосредственный или опосредованный (офици­альное письмо, служебная записка) контакт между людьми, целью которого является решение актуальных задач в рамках выполняе­мых ими социально-значимых ролей, деятельностей. Однако, не во всех, а лишь в ограниченных случаях целесообразно говорить о проведении тренинга делового общения. Это прежде всего касает­ся коммуникативных профессий, где общение играет важную роль и определяет качество выполняемой работы или случаев оказания помощи людям, находящимся в напряженной ситуации (например, трудоустройство безработных).

Исходя из данного определения, можно отождествить по­нятия «деловое общение» и «ролевое общение», но только в том случае, когда речь идет о социальной роли (например, «началь­ник», «подчиненный», «коллега», «партнер», «клиент»), которая определяется положением ее исполнителя в системе обществен­ных отношений и наличием единых, четких представлений о пра­вах и обязанностях, зафиксированных в определенных норматив­ных актах (наример, в должностной инструкции). Наоборот, когда речь идет о межличностной роли, детерминированной положением человека в системе межличностных отношений (например, «друг», «недоброжелатель», «агрессор», «покровитель», «комментатор», «соглашатель»), то деловое и ролевое общение по своему содер­жанию являются различными понятиями.


Деловое общение часто рассматривается как синоним ад­министративному, служебному общению. Однако эта точка зрения не является оправданной, так как жизненная практика показывает, что общение, основанное только на официальных началах, в большинстве случаев не является продуктивным и, часто, объек­тивно возможным. Например, если начальник категорически гово­рит своему подчиненному, что он должен сделать данную работу, то это еще не предполагает высококачественное исполнение за­данного поручения. Существует такая форма забастовки на пред­приятие, которая называется «работа по правилам», когда работ­ники не прекращают работу, а начинают выполнять свои обязан­ности строго по требованиям должностных или технологических предписаний. Суть такого вида забастовки заключается в сущест­вующих противоречиях между формальной и неформальной струк­турах организации, которые были выявлены еще в исследованиях

Э.Майо и Дж.Морено. Наоборот, во многих случаях более эффек­тивным оказывается неформальный, основанный на личной ини­циативе, подход людей к выполняемой ими работе.

Поэтому, правильнее было бы говорить, что профессио­нально-деловое общение имеет внутреннюю структуру, которая включает в себя служебное и личностно-ориентированное обще­ние.

  1. Служебное общение основывается на:

  • нормативных актах и требованиях, предъявляемых к ис­полнителю данной роли (должности);

  • использовании административных способов воздействия (официальный запрос, служебная записка, благодарность, премия, выговор, материальное взыскание и т.д.);

  • минимальной вовлеченности личностного фактора в про­цесс общения;

  • восприятии партнера по общению как средства для дос­тижения собственной цели;

  • внешней мотивации (самоутверждении, достижении успе­ха, одобрении).

  1. Личностно-ориентированное общение предполага­ет:

  • неформальные нормы общения, которые не зафиксиро­ваны в нормативных документах (например, открытость, искрен­ность, доброжелательность, доверие или эгоцентризм, стремление к доминированию, дискриминации);

  • выраженный эмоциональный компонент (симпатия, анти­патия, безразличие);

  • самораскрытие партнеров по общению;

  • психологические приемы воздействия (например, приемы по формированию аттракции, доверия, изменению межличностно­го статуса другого человека);

  • восприятие партнера в качестве не только средства, но и цели общения;

  • внутреннюю мотивацию (потребность в общении).


Таким образом, важным аспектом проведения тренинга яв­ляется обучение людей гибкому, в зависимости от ситуации, ис­пользованию служебного и межличностного общения.

При обучении людей деловому общению необходимо учи­тывать и тот факт, что это общение может осуществляться на раз­личных уровнях, каждый из которых предъявляет свои специфиче­ские требования:

а) общение с одним, несколькими партнерами или публич­ное выступление (например, лекция перед массовой аудиторией);

б) общение с знакомыми людьми (коллегами, начальником, подчиненными) или с малознакомыми деловыми партнерами;

в) общение с людьми равного статуса или более высокого, низкого статуса;

г) наличие высокой или низкой вероятности возникновения препятствий на пути к достижению цели;

д) деловое общение, связанное с просьбой, жалобой или предполагающее паритетность партнеров;

е) конфликтное или бесконфликтное общение.

  1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

Вполне понятно, что основной целью профессионального общения является максимальное достижение собственных задач. Однако в жизни и в процессе проведения тренинга необходимо иметь в виду ряд соображений:

  • отсутствие возможности в реализации целей часто пре­допределяется объективными условиями, а не ограниченностью в психических качествах, знаниях и навыках человека;

  • в некоторых случаях достаточно ограничиться реализаци­ей минимальных целей;

  • достижение цели часто представляет собой длительный и последовательный процесс.

Есть такие случаи, когда в процессе проведения тренинга не следует поддерживать установку участников на оптимистиче­ское восприятие возможностей, которые дает тренинг. Например, «Как преодолеть отказ в просьбе?» или «Как выиграть конфликт с начальником (если для этого нет объективных предпосылок)»?

Однако не следует пренебрегать и другой целью общения, которая заключается в поддержании хороших или, как минимум, индифферентных отношениях с собеседником. Игнорирование этой цели может привести к потере дальнейших контактов с парт­нером или, того хуже, к распространению о Вас негативной ин­формации в среде знакомых и сфере деловых контактов. В этом отношении принцип «я добился своего, не обращая внимания на других» со временем может привести к потере репутации и гибели профессиональной карьеры.