Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



Принципы профессионально-делового общения конкрет­ных людей часто основываются на ценностях данного общества или скрытых (явных) религиозных ценностей, в духе которых осоз­нанно (неосознанно) воспитывались эти люди. Например, в право­славной религии (Новый завет), привелирующей в нашем общест­ве, существуют следующие заповеди, регламентирующие взаимо­отношения между людьми:

  • не убивать;

  • поступать с людьми так, как бы они поступали с тобой;

  • не противоречить злу;

  • любить врагов;

  • быть кротким;

  • не гневаться на других людей;

  • быть справедливым и бороться за правду;

  • отдавать последнее тому, кто просит;

  • не судить другого;

  • не желать чужого;

  • не лжесвидетельствовать;

  • не клясться;

  • делать добрые дела в тайне;

  • не заботится о завтрашнем дне.

Однако практика и исследования показывают, что выра­женность в сознании людей таких христианские ценностей не спо­собствует их успешной адаптации к социально-экономическим условиям современного Российского общества[9].

Вместе с тем, необходимо выделить общие принципы про­фессионально-делового общения, следование которым, если и не обеспечит человеку сиюминутного выигрыша, то, по крайней мере, не нанесет вреда ему и партнерам по общению, а, в ряде случаев, укрепит репутацию человека в положительную сторону. К таким принципам, на мой взгляд, можно отнести:

  1. ЛУЧШЕ ЗАРАНЕЕ ПРЕДВИДЕТЬ, ПРЕДУПРЕЖДАТЬ И ИЗБЕГАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ, ЧЕМ ЗАТЕМ УСТРАНЯТЬ ОШИБКИ.

  2. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Не быть навязчивым.

  • Относится с уважением (хотя бы внешне) к личности и мнениям собеседника.

  • Не демонстрировать превосходства над собеседни­ком.

  • Внимательно вслушиваться в слова собеседника.

  • Не прерывать высказываний собеседника без край­ней необходимости.

  • Сохранять уверенность и невозмутимость в напря­женной ситуации общения, помня, что, по большому счету, ничего страшного не произойдет.

    В профессиональном общении ключевым является первый из перечисленных принципов, так как от него зависит перспектива успешной профессиональной деятельности. Осуществление этого принципа предполагает планирование и контроль важной деловой ситуации, беседы на основе ряда факторов, например, таких как: определение своевременности и принципиального содержания беседы, выбор веских (с точки зрения партнера) аргументов и предвидение возможных возражений партнера, определение мак­симальных и минимальных целей беседы, знание типичной стра­тегии поведения партнера в подобных случаях и т.д. Например, представитель организации А хочет заключить договор с руково­дителем государственной организацией Б на поставку компьютер­ной продукции, в которой она может испытывать необходимость. Однако, по некоторым причинам, в том числе и стоимости продук­ции, вопрос о заключении договора не был сразу решен. Вместе с тем, представителю первой организации стало известно, что в недалеком будущем должна произойти смена руководства на предприятии Б и должен быть новый руководитель, который пошел на понижение в должности. В этом случае следует выждать, так как существует высокая вероятность, что новый руководитель подпишет, в целях самоутверждения, договор, особенно не вникая в его стоимость.

    Например, начальник одного из отделов предприятия под­готовил проект реорганизации своего отдела, который должен об­суждаться на совещании у директора. Начальник отдела предпо­лагает, что из всех руководящих работников предприятия, которые будут на совещании, только главный инженер может выступить против этого проекта. В этом случае начальник отдела заблаго­временно обращается к главному инженеру, как авторитетному и высококвалифицированному специалисту, с просьбой высказать свое мнение о проекте. В результате этого, начальник отдела бу­дет заранее осведомлен о всех возможных возражениях, одни из которых (например, не затрагивающие существа вопроса) он учтет в проекте, а относительно других возражений подготовит аргумен­ты. Кроме того, сам факт обращения за советом будет позитивно воспринят главным инженером, что может смягчить его позицию по отношению к проекту.



    1. СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ

    Деловое общение представляет собой процесс, разверну­тый во времени и включающий последовательный ряд этапов, которые в полном объеме не всегда присутствуют в конкретной деловой беседе.

    1. Установление контакта.

    Этот этап делового общения можно рассматривать в двух аспектах:

    а) как начальный этап конкретной беседы (как войти в ка­бинет, представиться, начать разговор, привлечь внимание собе­седника);

    б) как длительный процесс по формированию устойчивых отношений, предполагающих элементы практической заинтересо­ванности или доверия.

    1. Информирование собеседника и аргументация.

    Эта стадия общения включает в себя ряд дополнительных составляющих:

    а) психологическая диагностика собеседника, его отноше­ние к Вам и беседе.

    б) учет интересов собеседника;

    в) активизация собеседника;

    г) взятие инициативы на себя.

    1. Контраргументация и нейтрализация замечаний собеседника.

    На этой стадии делового общения необходимо:

    а) внимательно слушать собеседника;

    б) своевременно задавать нужные вопросы;

    в) использовать резервные аргументы и лаконичные воз­ражения.

    1. Принятие решения и завершение беседы.

    а) необходимо добиться от собеседника принятие хотя бы минимально выгодного для себя решения;

    б) завершить беседу так, чтобы у собеседника осталось благоприятное или, хотя бы, индифферентное мнение о беседе и о личности партнера[7].

    Необходимо напомнить, что в одних случаях, когда речь идет о важной деловой беседе (например, деловые переговоры с малознакомым партнером), присутствуют в развернутом виде все перечисленные этапы, тогда как в других случаях (например, об­щение коллег по работе) некоторые из этапов деловой беседы не представлены или проявляются в предельно сжатой форме.

    1. СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ


    В процессе общения в различных ситуациях у людей часто устойчиво проявляются одни и те же способы и приемы межлично­стного поведения. Поэтому, когда общение рассматривается как вид деятельности, целесообразно говорить о индивидуальном стиле делового общения как относительно устойчивой индивиду­альной системе психологических средств, приемов и навыков об­щения, основанной на индивидуально-типологических (свойства нервной системы и темперамента) и личностных качествах чело­века. Такая система используется человеком стихийно или созна­тельно и является средством его адаптации к объективным требо­ваниям деловой ситуации. Индивидуальный стиль делового обще­ния позволяет людям с различными индивидуально­психологическими качествами более или менее успешно доби­ваться результата различными способами. Вместе с тем, индиви­дуальный стиль может быть неоптимальным с точки зрения эф­фективности выполняемой человеком работы.

    Следует отметить, что все многообразие существующих индивидуальных стилей общения может быть сведено к неболь­шому количеству общих типов (стилей) в зависимости от критери­ев, положенных в их основу. Так, в результате анализа различных существующих моделей описания межличностного поведения, М. Лорр выделил 2 главных вектора социального взаимодействия:

    а) доминантность-ведомость, или равенство-неравенство, или превосходство-подчиняемость;

    б) дружелюбность-враждебность, или согласованность- разобщенность, или позитивность-негативность[11].

    В некоторых зарубежных и отечественных работах рас­сматриваются два альтернативных типа активности людей в про­фессиональной деятельности, деловом общении:

    1. Первый тип (ОД) связан с ориентацией человека на ра­боту, достижение профессионального успеха.

    Такие люди пытаются активно воздействовать на окру­жающую среду, на поведение других людей, управлять ходом со­бытий. Они любят выигрывать в споре, побеждать, но испытывают отрицательные агрессивные эмоции, если проигрывают или, когда им возражают. В силу своей высокой энергичности они могут сти­мулировать, пробуждать интерес других людей к работе. Однако они могут тормозить возможный вклад других в общую работу или в достижение их собственных потребностей и целей. В процессе общения они часто не обращают внимание на переживания других и считают, что эти чувства не уместны. Такое поведение вызывает у партнера ощущение угрозы своему «Я» и является фактором, снижающим психологический климат, элементы доверия в коллек­тиве.


    1. Второй тип (ОЛ) проявляется в ориентации человека на других людей.

    Для такого типа характерно выраженное стремление к по­ниманию мыслей, переживаний и поступков других. Важным эле­ментом общения является учет интересов и потребностей, под­держка партнеров.

    Проявление понимания, поддержки необходимо во многих ситуациях общения. Когда возникает конфликтная ситуация, то необходимо уметь оказывать противодействие, отстаивать собст­венную позицию. Поэтому, более продуктивным является гибкое использование обозначенных стратегий поведения. Так, согласно зарубежным исследованиям менеджеров, наиболее успешными являются те руководители, которые в равной степени применяют первый и второй тип поведения[6].

    Джонсон Д. и Джонсон Ф. выделили шесть стратегий (сти­лей) дискуссионного поведения в процессе делового общения: азартная, отвергающая, подтверждающая, принимающая, укло­няющаяся, проблемно-решающая (наиболее продуктивная). Ими также разработана методика, позволяющая фиксировать степень приверженности человека той или иной дискуссионной стратегии [5].

    В конкретных видах профессиональной деятельности так же можно выделить стили общения, которые могут иметь общие и специфические особенности. Например, в управленческой дея­тельности принято различать три стиля руководства (в том числе, общения) подчиненными: авторитарный (автократический), демо­кратический (коллегиальный) и попустительский (анархический). Они различаются по характеру обсуждения проблемы и принятия решения, по способам воздействия на подчиненных. Практика и исследования показывают, что данная схема не может охватить все стороны и все проявления руководства и, что имеют право на существование другие подходы к типологии стилей руководства. Кроме того, не целесообразно сравнивать перечисленные стили руководства с точки зрения их абсолютной эффективности, так как в конкретных ситуациях наиболее продуктивным может быть тот или иной стиль. Поэтому, правильнее было бы говорить об их мо­бильном сочетании в зависимости от ситуации.

    Применительно к педагогической деятельности выделено и описано 7 стилей педагогического общения:

    • доверительно-диалогический: преобладает педагогиче­ский оптимизм, стремление к взаимопониманию и равноправному сотрудничеству, ориентация на личностный рост;

    • альтруистический: полная самоотдача работе и воспитан­никам, сочетающаяся с недоверием к их самостоятельности, от­зывчивость в сочетании с безразличием к восприятию и понима­нию себя учениками;

    • конформный: поверхностное общение с нечетко опреде­ленными воспитательными и коммуникативными целями, внешняя доброжелательность при внутреннем безразличии, недостаточная требовательность и инициатива;

    • пассивно-индифферентный: подчеркнутая дистантность, замкнутость, безразличие к учащимся и низкая чувствительность к их состоянию;

    • рефлексивно-манипулятивный: эгоцентрическая направ­ленность, высокая требовательность, хорошее знание и использо­вание сильных и слабых сторон воспитанников при собственной закрытости и не искренности;

    • авторитарно-монологический: ориентация на принужде­ние, требование согласия при игнорировании мнения воспитанни­ков, субъективизм и стереотипность в оценках;

    • конфликтный: неприятие общения в своей профессио­нальной роли, педагогический пессимизм, приписывание воспи­танникам враждебности и неисправимости[10].