Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы профессионально-делового общения конкретных людей часто основываются на ценностях данного общества или скрытых (явных) религиозных ценностей, в духе которых осознанно (неосознанно) воспитывались эти люди. Например, в православной религии (Новый завет), привелирующей в нашем обществе, существуют следующие заповеди, регламентирующие взаимоотношения между людьми:
-
не убивать; -
поступать с людьми так, как бы они поступали с тобой; -
не противоречить злу; -
любить врагов; -
быть кротким; -
не гневаться на других людей; -
быть справедливым и бороться за правду; -
отдавать последнее тому, кто просит; -
не судить другого; -
не желать чужого; -
не лжесвидетельствовать; -
не клясться; -
делать добрые дела в тайне; -
не заботится о завтрашнем дне.
Однако практика и исследования показывают, что выраженность в сознании людей таких христианские ценностей не способствует их успешной адаптации к социально-экономическим условиям современного Российского общества[9].
Вместе с тем, необходимо выделить общие принципы профессионально-делового общения, следование которым, если и не обеспечит человеку сиюминутного выигрыша, то, по крайней мере, не нанесет вреда ему и партнерам по общению, а, в ряде случаев, укрепит репутацию человека в положительную сторону. К таким принципам, на мой взгляд, можно отнести:
-
ЛУЧШЕ ЗАРАНЕЕ ПРЕДВИДЕТЬ, ПРЕДУПРЕЖДАТЬ И ИЗБЕГАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ, ЧЕМ ЗАТЕМ УСТРАНЯТЬ ОШИБКИ. -
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Не быть навязчивым.
Относится с уважением (хотя бы внешне) к личности и мнениям собеседника.
Не демонстрировать превосходства над собеседником.
Внимательно вслушиваться в слова собеседника.
Не прерывать высказываний собеседника без крайней необходимости.
Сохранять уверенность и невозмутимость в напряженной ситуации общения, помня, что, по большому счету, ничего страшного не произойдет.
В профессиональном общении ключевым является первый из перечисленных принципов, так как от него зависит перспектива успешной профессиональной деятельности. Осуществление этого принципа предполагает планирование и контроль важной деловой ситуации, беседы на основе ряда факторов, например, таких как: определение своевременности и принципиального содержания беседы, выбор веских (с точки зрения партнера) аргументов и предвидение возможных возражений партнера, определение максимальных и минимальных целей беседы, знание типичной стратегии поведения партнера в подобных случаях и т.д. Например, представитель организации А хочет заключить договор с руководителем государственной организацией Б на поставку компьютерной продукции, в которой она может испытывать необходимость. Однако, по некоторым причинам, в том числе и стоимости продукции, вопрос о заключении договора не был сразу решен. Вместе с тем, представителю первой организации стало известно, что в недалеком будущем должна произойти смена руководства на предприятии Б и должен быть новый руководитель, который пошел на понижение в должности. В этом случае следует выждать, так как существует высокая вероятность, что новый руководитель подпишет, в целях самоутверждения, договор, особенно не вникая в его стоимость.
Например, начальник одного из отделов предприятия подготовил проект реорганизации своего отдела, который должен обсуждаться на совещании у директора. Начальник отдела предполагает, что из всех руководящих работников предприятия, которые будут на совещании, только главный инженер может выступить против этого проекта. В этом случае начальник отдела заблаговременно обращается к главному инженеру, как авторитетному и высококвалифицированному специалисту, с просьбой высказать свое мнение о проекте. В результате этого, начальник отдела будет заранее осведомлен о всех возможных возражениях, одни из которых (например, не затрагивающие существа вопроса) он учтет в проекте, а относительно других возражений подготовит аргументы. Кроме того, сам факт обращения за советом будет позитивно воспринят главным инженером, что может смягчить его позицию по отношению к проекту.
-
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ
Деловое общение представляет собой процесс, развернутый во времени и включающий последовательный ряд этапов, которые в полном объеме не всегда присутствуют в конкретной деловой беседе.
-
Установление контакта.
Этот этап делового общения можно рассматривать в двух аспектах:
а) как начальный этап конкретной беседы (как войти в кабинет, представиться, начать разговор, привлечь внимание собеседника);
б) как длительный процесс по формированию устойчивых отношений, предполагающих элементы практической заинтересованности или доверия.
-
Информирование собеседника и аргументация.
Эта стадия общения включает в себя ряд дополнительных составляющих:
а) психологическая диагностика собеседника, его отношение к Вам и беседе.
б) учет интересов собеседника;
в) активизация собеседника;
г) взятие инициативы на себя.
-
Контраргументация и нейтрализация замечаний собеседника.
На этой стадии делового общения необходимо:
а) внимательно слушать собеседника;
б) своевременно задавать нужные вопросы;
в) использовать резервные аргументы и лаконичные возражения.
-
Принятие решения и завершение беседы.
а) необходимо добиться от собеседника принятие хотя бы минимально выгодного для себя решения;
б) завершить беседу так, чтобы у собеседника осталось благоприятное или, хотя бы, индифферентное мнение о беседе и о личности партнера[7].
Необходимо напомнить, что в одних случаях, когда речь идет о важной деловой беседе (например, деловые переговоры с малознакомым партнером), присутствуют в развернутом виде все перечисленные этапы, тогда как в других случаях (например, общение коллег по работе) некоторые из этапов деловой беседы не представлены или проявляются в предельно сжатой форме.
-
СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
В процессе общения в различных ситуациях у людей часто устойчиво проявляются одни и те же способы и приемы межличностного поведения. Поэтому, когда общение рассматривается как вид деятельности, целесообразно говорить о индивидуальном стиле делового общения как относительно устойчивой индивидуальной системе психологических средств, приемов и навыков общения, основанной на индивидуально-типологических (свойства нервной системы и темперамента) и личностных качествах человека. Такая система используется человеком стихийно или сознательно и является средством его адаптации к объективным требованиям деловой ситуации. Индивидуальный стиль делового общения позволяет людям с различными индивидуальнопсихологическими качествами более или менее успешно добиваться результата различными способами. Вместе с тем, индивидуальный стиль может быть неоптимальным с точки зрения эффективности выполняемой человеком работы.
Следует отметить, что все многообразие существующих индивидуальных стилей общения может быть сведено к небольшому количеству общих типов (стилей) в зависимости от критериев, положенных в их основу. Так, в результате анализа различных существующих моделей описания межличностного поведения, М. Лорр выделил 2 главных вектора социального взаимодействия:
а) доминантность-ведомость, или равенство-неравенство, или превосходство-подчиняемость;
б) дружелюбность-враждебность, или согласованность- разобщенность, или позитивность-негативность[11].
В некоторых зарубежных и отечественных работах рассматриваются два альтернативных типа активности людей в профессиональной деятельности, деловом общении:
-
Первый тип (ОД) связан с ориентацией человека на работу, достижение профессионального успеха.
Такие люди пытаются активно воздействовать на окружающую среду, на поведение других людей, управлять ходом событий. Они любят выигрывать в споре, побеждать, но испытывают отрицательные агрессивные эмоции, если проигрывают или, когда им возражают. В силу своей высокой энергичности они могут стимулировать, пробуждать интерес других людей к работе. Однако они могут тормозить возможный вклад других в общую работу или в достижение их собственных потребностей и целей. В процессе общения они часто не обращают внимание на переживания других и считают, что эти чувства не уместны. Такое поведение вызывает у партнера ощущение угрозы своему «Я» и является фактором, снижающим психологический климат, элементы доверия в коллективе.
-
Второй тип (ОЛ) проявляется в ориентации человека на других людей.
Для такого типа характерно выраженное стремление к пониманию мыслей, переживаний и поступков других. Важным элементом общения является учет интересов и потребностей, поддержка партнеров.
Проявление понимания, поддержки необходимо во многих ситуациях общения. Когда возникает конфликтная ситуация, то необходимо уметь оказывать противодействие, отстаивать собственную позицию. Поэтому, более продуктивным является гибкое использование обозначенных стратегий поведения. Так, согласно зарубежным исследованиям менеджеров, наиболее успешными являются те руководители, которые в равной степени применяют первый и второй тип поведения[6].
Джонсон Д. и Джонсон Ф. выделили шесть стратегий (стилей) дискуссионного поведения в процессе делового общения: азартная, отвергающая, подтверждающая, принимающая, уклоняющаяся, проблемно-решающая (наиболее продуктивная). Ими также разработана методика, позволяющая фиксировать степень приверженности человека той или иной дискуссионной стратегии [5].
В конкретных видах профессиональной деятельности так же можно выделить стили общения, которые могут иметь общие и специфические особенности. Например, в управленческой деятельности принято различать три стиля руководства (в том числе, общения) подчиненными: авторитарный (автократический), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). Они различаются по характеру обсуждения проблемы и принятия решения, по способам воздействия на подчиненных. Практика и исследования показывают, что данная схема не может охватить все стороны и все проявления руководства и, что имеют право на существование другие подходы к типологии стилей руководства. Кроме того, не целесообразно сравнивать перечисленные стили руководства с точки зрения их абсолютной эффективности, так как в конкретных ситуациях наиболее продуктивным может быть тот или иной стиль. Поэтому, правильнее было бы говорить об их мобильном сочетании в зависимости от ситуации.
Применительно к педагогической деятельности выделено и описано 7 стилей педагогического общения:
-
доверительно-диалогический: преобладает педагогический оптимизм, стремление к взаимопониманию и равноправному сотрудничеству, ориентация на личностный рост; -
альтруистический: полная самоотдача работе и воспитанникам, сочетающаяся с недоверием к их самостоятельности, отзывчивость в сочетании с безразличием к восприятию и пониманию себя учениками; -
конформный: поверхностное общение с нечетко определенными воспитательными и коммуникативными целями, внешняя доброжелательность при внутреннем безразличии, недостаточная требовательность и инициатива; -
пассивно-индифферентный: подчеркнутая дистантность, замкнутость, безразличие к учащимся и низкая чувствительность к их состоянию; -
рефлексивно-манипулятивный: эгоцентрическая направленность, высокая требовательность, хорошее знание и использование сильных и слабых сторон воспитанников при собственной закрытости и не искренности; -
авторитарно-монологический: ориентация на принуждение, требование согласия при игнорировании мнения воспитанников, субъективизм и стереотипность в оценках; -
конфликтный: неприятие общения в своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, приписывание воспитанникам враждебности и неисправимости[10].