Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


  1. ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

Можно выделить несколько направлений в организации обучения людей профессионально-деловому общению.

1) Тренинг направлен на формирование у людей знаний и навыков относительно этапов проведения деловой беседы. Т.е. участники последовательно обучаются правилам и приемам ин­формирования, аргументации, контраргументации, принятия ре­шения и завершения беседы. Такие правила и приемы представ­лены в Приложении 1, которое можно использовать в качестве раздаточного материала. Кроме того, возможна более глубокая проработка отдельных элементов перечисленных фаз деловой беседы - умение внимательно выслушивать собеседника, выра­жать ему понимание и поддержку, адекватно использовать невер­бальные средства общения, формулировать необходимые вопро­сы (Приложение 2) и т.д. Такой подход к тренингу наиболее целе­сообразен тогда, когда речь идет о необходимости обучения уча­стников навыкам проведения важных деловых бесед с незнакомы­ми или малознакомыми людьми.

Например, на первом сеансе тренинга, помимо знакомства, участники обучаются установлению контакта с незнакомым собе­седником - как постучать в дверь, войти в кабинет, сделать при­ветствие, пройти к столу, представиться, присесть за стол, начать разговор, привлечь внимание партнера. При этом, последователь­но можно усложнять ситуации, например, когда собеседник занят разговором по телефону, когда к нему во время разговора заходит коллега или заместитель, когда собеседник часто прерывает нача­тый разговор из-за телефонных звонков. В конечном счете участ­ники должны выработать общую схему установления контакта, типичную для большинства ситуаций. В задачи ведущего входит косвенное управление процессом обучения по овладению участ­никами такой схемы, правил и приемов. В заключении сеанса ве­дущий выдает раздаточный материал по данному этапу общения. На втором сеансе участники закрепляют полученные знания по установлению контакта и овладевают правилами и приемами ин­формирования, как следующей стадии деловой беседы и т.д.

  1. Целью тренинга является обучение людей поведению в напряженных ситуациях общения. Т.е. речь идет о формировании навыков проявления выдержки, хладнокровия или настойчивости в ситуации обоюдного конфликта, агрессии или хамства собеседни­ка, получения или, наоборот, выдачи критики.


Например, выбор преподавателем стратегии поведения в случае необоснованного агрессивно-критического обращения за­вуча - пассивность (с сдержанным или растерянным невербаль­ным проявлением), оправдание с чувством вины, достойное объ­яснение своей правоты (с выраженным натиском, тактичным пре­рыванием собеседника или ожиданием паузы), агрессия и обвине­ние по отношению к собеседнику, использованием элементов не­ожиданности в целях сбить собеседника с толку. Когда речь идет о выдаче обоснованной и необходимой критики, например, началь­ником своему подчиненному, то надо одновременно решать ряд задач:

  • оказать не формальное, а эффективное воздействие;

  • не затронуть достоинство подчиненного;

  • сохранить, как минимум, индифферентное отношение подчиненного.

  1. Тренинг направлен на изменение личностных качеств участников. Такой вид тренинга основывается на том положении, что в основе успешного-неуспешного делового общения находятся не только навыки и знания, а особенности личности человека. На­пример, мотивация (потребность в общении, признании, мотива­ция достижения успеха или избегания неудачи), ценностные ори­ентации, особенности характера (эгоцентризм, склонность к доми­нированию, открытость, доброжелательность).

Если сравнивать между собой перечисленные подходы к проведению тренинга делового общения, то можно отметить сле­дующее.

Во-первых, в рамках конкретного тренинга могут одновре­менно совмещаться эти подходы. Например, реализация этапов деловой беседы в напряженной ситуации.

Во-вторых, успешность формирования навыков общения в значительной степени определяется личностными качествами человека.

В-третьих, изменение личности участника в процессе тре­нинга является гораздо более сложной задачей, чем формирова­ние навыков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.Сб.науч.тр.-М.,1983.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.:МГУ,1988.- 432 с.

  3. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздей­ствий и его педагогическое значение// Вопросы психологии.- 1994.- N4.0.56-66.

  4. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М.:Дело,1991.-320 с.

  5. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. - Л., 1991.

  6. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986.

  7. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М.:Эконо- мика, 1987.

  8. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.-М.:Эконо- мика,1990.-112 с.

  9. Сидоренков А.В. Христианские ценности и адаптация российской молодежи в современном обществе// Славянский мир.- N1.1997.-O.43-49.

  10. Шейн С.А. Типологии стилей педагогического общения и анализ потенциала их развивающего воздействия// Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. научн. тр.-М.: АПН СССР, 1989.- С. 77-83.

  11. lorr M. Social roles and interpersanal behavior as asessed by the interpersonal style inventory// Adv. Psychol. Asess.- vol.7.- N.Y.; London, 1990.- pp. 39-63.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(раздаточный материал)


ПРИНЦИПЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА

  1. Обращение к собеседнику по имени и отчеству.

  2. Представление себя собеседнику (если не знакомы).

  3. Существуют две наиболее распространенные формы первоначального обращения с просьбой.

а) Проявление неуверенности, чувства вины и собственной приниженности по сравнению с собеседником. Например, «Изви­ните, если я помешал», «Прошу прощения, если я отвлек Вас от важного дела», «Извините, если я отрываю Вас по пустякам. Одна­ко некоторые из таких формулировок иногда преднамеренно ис­пользуются как прием воздействия, с целью подчеркнуть значи­мость партнера, что в некоторых случаях может иметь положи­тельный эффект.

б) Более нейтральным, паритетным, уверенным будет та­кое обращение, как «Я прошу Вас выслушать меня по такому-то вопросу», «Мне необходимо знать Ваше мнение».

  1. Не следует проявлять пренебрежение к личности собе­седника. Например, «Я случайно проходил мимо и решил, заодно, зайти к Вам», «Я опаздываю, поэтому давайте быстро рассмотрим этот вопрос».

  2. Не следует начинать беседу с замечаний, упреков, ре­комендаций.

  3. Если приходится обращаться одновременно по несколь­ким вопросам, то желательно обозначить это сразу, чтобы подго­товить собеседника к более или менее продолжительному выслу­шиванию до конца. Например, «Александр Владимирович! Я хотел бы обсудить с Вами два вопроса».

  4. Формулировка некоторых фраз должна отражать ориен­тацию на партнера, подчеркивать его компетентность. Например, «Вам должно быть хорошо известно», «Я думаю, Вы в курсе» вме­сто «Вы, наверное, об этом не знаете», «Вам, скорее всего, еще не сообщили».

  5. В некоторых случаях, при повторных встречах, можно обращать внимание на позитивные изменения, которые произош­ли со времени последней встречи (в интерьере, оснащенности помещения, где работает собеседник, в его внешнем облике и др.).

Пример обращения:

«Добрый день Александр Владимирович! К Вам можно вой­ти. Меня зовут Ирина Ивановна. Я прошу Вас выслушать меня по вопросу трудоустройства».


ПРАВИЛА ИНФОРМИРОВАНИЯ И АРГУМЕНТАЦИИ

  1. Информация должна быть ясной и содержательной.

  2. Информация должна быть профессионально понятной.

  3. Следует придерживаться лаконичного изложения ин­формации.

  4. На первое место предпочтительнее ставить позитивное сообщение.

  5. В некоторых случаях необходимо делать паузу, чтобы собеседник мог лучше осмыслить получаемую информацию (на­пример, при выдаче сложной информации).

  6. Что бы закрепить свою позицию в общении, желательно с самого начала использовать 2-3 самых убедительных аргумента, чем множество средних, несущественных.

  7. Аргументы должны быть убедительными с точки зрения собеседника.

  8. Информацию и аргументацию желательно строить так, чтобы собеседник, как минимум, не чувствовал, что в конченом счете он что-то потеряет.

  9. В некоторых случаях (например, когда человек колеб­лется) надо дать почувствовать собеседнику, что хорошая мысль, идея, высказанная Вами, принадлежит ему.

МЕТОДЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И АРГУМЕНТАЦИИ

  1. Прямой метод: выдается содержательная объективная информация и используются объективные аргументы при их логи­ческом построении.

  2. Косвенный метод:

    1. Для доказательства используются пословицы, афо­ризмы, парадоксы, примеры из жизни, цитаты (например, «куй же­лезо, пока горячо», «и волки сыты и овцы целы», «кашу маслом не испортишь»); при этом некоторые пословицы, применимые по от­ношении к людям равного статуса, не следует использовать в об­щении с более высокостатусным собеседником (например, «взял­ся за гуж, не говори, что не дюж»).

    2. Для убедительности доводов используется ссылка на авторитетного для собеседника лица.

    3. Вместо аргументов используется апелляция к чувствам собеседника.

    4. Подчеркивается сходство своего мнения с мнением собеседника.

    5. Повторение в разных формах одной и той же мысли, используется как предоставление разных аргументов для доказа­тельства.

    6. Выдается искаженная информация и аргументы, несо­ответствующие реальности.

    7. Формулируются такие закрытые вопросы (предпола­гается только ответ «да» или «нет»), которые могут ограничивать у собеседника возможность для более гибкого ответа (например, «Вы признаете, что в этом случае Вы ничего не теряете?»).

    8. Обращение к самолюбию собеседника, когда исполь­зуется такая общая формула, как «Докажи, что сможешь это сде­лать!» (например, «Я думаю, что оплатить такую сумму для Вашей организации не представляет особого труда»).


ПРИНЦИПЫ КОТРАРГУМЕНТАЦИИ

  1. Необходимо учитывать, что возражения собеседника - это естественное явление.

  2. Необходимо определить причины возражений (собесед­ник получил недостаточно информации или убедительных аргу­ментов, плохое настроение, предубеждение собеседника против Вас и т.д.), от которых зависит дальнейшее продолжение беседы или ее завершение (например, можно вернуться к продолжению беседы в более подходящее время).

  3. На возражение собеседника должен даваться понятный, лаконичный, без явных колебаний ответ.

МЕТОДЫ КОНТРАРГУМЕНТАЦИИ

  1. Использование резервного аргумента, т.е. такого, кото­рый ранее не был высказан.

  2. Метод «да..., но...», который заключается сначала в со­глашении с тем, что говорит собеседник (это расслабляет его, сни-

жает желание противоречить), после чего неожиданно следует изложение собственных доводов, противоречащих мнению собе­седника.

  1. Возможные замечания собеседника можно смягчить, ес­ли включить их, в сглаженной форме, в этап информирования и аргументации.

  2. Для нейтрализации возражений собеседника использу­ются обобщения и преувеличения (например, «Молодые, как пра­вило, легкомысленны», «Пожилые люди - консервативны и не энергичны»).

  3. Использование пословиц, афоризмов, анекдотов, остро­умных историй с целью разрушения аргументов собеседника (на­пример, «вашими бы устами да мед пить», «волков бояться - в лес не ходить»).

  4. Как возражение доводам собеседника используется ссылка на авторитетного для него лица.

  5. Для нейтрализации аргумента, сложного вопроса собе­седника или в целях выигрыша времени для размышления можно прибегать к отсрочки ответа (например, «Давайте вернемся к это­му вопрос чуть позже»).

  6. Выявление противоречий в возражениях собеседника.

  7. Игнорируются, как бы не замечаются, доводы собесед­ника.

  8. Вместо ответа на вопросы или опровержения возраже­ний собеседника, ему задается вопрос.

  9. Искаженное перефразирование высказываний собе­седника может его запутать, поставить в тупик (с помощью завер­шающего вопроса: «Так ли я Вас понял?») или позволит смягчить замечания и дать на них более удовлетворительный ответ.

  10. Если невозможно опровергнуть доводы собеседника, то ставится под сомнение его компетентность.