Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
Можно выделить несколько направлений в организации обучения людей профессионально-деловому общению.
1) Тренинг направлен на формирование у людей знаний и навыков относительно этапов проведения деловой беседы. Т.е. участники последовательно обучаются правилам и приемам информирования, аргументации, контраргументации, принятия решения и завершения беседы. Такие правила и приемы представлены в Приложении 1, которое можно использовать в качестве раздаточного материала. Кроме того, возможна более глубокая проработка отдельных элементов перечисленных фаз деловой беседы - умение внимательно выслушивать собеседника, выражать ему понимание и поддержку, адекватно использовать невербальные средства общения, формулировать необходимые вопросы (Приложение 2) и т.д. Такой подход к тренингу наиболее целесообразен тогда, когда речь идет о необходимости обучения участников навыкам проведения важных деловых бесед с незнакомыми или малознакомыми людьми.
Например, на первом сеансе тренинга, помимо знакомства, участники обучаются установлению контакта с незнакомым собеседником - как постучать в дверь, войти в кабинет, сделать приветствие, пройти к столу, представиться, присесть за стол, начать разговор, привлечь внимание партнера. При этом, последовательно можно усложнять ситуации, например, когда собеседник занят разговором по телефону, когда к нему во время разговора заходит коллега или заместитель, когда собеседник часто прерывает начатый разговор из-за телефонных звонков. В конечном счете участники должны выработать общую схему установления контакта, типичную для большинства ситуаций. В задачи ведущего входит косвенное управление процессом обучения по овладению участниками такой схемы, правил и приемов. В заключении сеанса ведущий выдает раздаточный материал по данному этапу общения. На втором сеансе участники закрепляют полученные знания по установлению контакта и овладевают правилами и приемами информирования, как следующей стадии деловой беседы и т.д.
-
Целью тренинга является обучение людей поведению в напряженных ситуациях общения. Т.е. речь идет о формировании навыков проявления выдержки, хладнокровия или настойчивости в ситуации обоюдного конфликта, агрессии или хамства собеседника, получения или, наоборот, выдачи критики.
Например, выбор преподавателем стратегии поведения в случае необоснованного агрессивно-критического обращения завуча - пассивность (с сдержанным или растерянным невербальным проявлением), оправдание с чувством вины, достойное объяснение своей правоты (с выраженным натиском, тактичным прерыванием собеседника или ожиданием паузы), агрессия и обвинение по отношению к собеседнику, использованием элементов неожиданности в целях сбить собеседника с толку. Когда речь идет о выдаче обоснованной и необходимой критики, например, начальником своему подчиненному, то надо одновременно решать ряд задач:
-
оказать не формальное, а эффективное воздействие; -
не затронуть достоинство подчиненного; -
сохранить, как минимум, индифферентное отношение подчиненного.
-
Тренинг направлен на изменение личностных качеств участников. Такой вид тренинга основывается на том положении, что в основе успешного-неуспешного делового общения находятся не только навыки и знания, а особенности личности человека. Например, мотивация (потребность в общении, признании, мотивация достижения успеха или избегания неудачи), ценностные ориентации, особенности характера (эгоцентризм, склонность к доминированию, открытость, доброжелательность).
Если сравнивать между собой перечисленные подходы к проведению тренинга делового общения, то можно отметить следующее.
Во-первых, в рамках конкретного тренинга могут одновременно совмещаться эти подходы. Например, реализация этапов деловой беседы в напряженной ситуации.
Во-вторых, успешность формирования навыков общения в значительной степени определяется личностными качествами человека.
В-третьих, изменение личности участника в процессе тренинга является гораздо более сложной задачей, чем формирование навыков.
ЛИТЕРАТУРА
-
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.Сб.науч.тр.-М.,1983. -
Андреева Г.М. Социальная психология.-М.:МГУ,1988.- 432 с. -
Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение// Вопросы психологии.- 1994.- N4.0.56-66. -
Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М.:Дело,1991.-320 с. -
Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. - Л., 1991. -
Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. -
Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М.:Эконо- мика, 1987. -
Панасюк А.Ю. Управленческое общение.-М.:Эконо- мика,1990.-112 с. -
Сидоренков А.В. Христианские ценности и адаптация российской молодежи в современном обществе// Славянский мир.- N1.1997.-O.43-49. -
Шейн С.А. Типологии стилей педагогического общения и анализ потенциала их развивающего воздействия// Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. научн. тр.-М.: АПН СССР, 1989.- С. 77-83. -
lorr M. Social roles and interpersanal behavior as asessed by the interpersonal style inventory// Adv. Psychol. Asess.- vol.7.- N.Y.; London, 1990.- pp. 39-63.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(раздаточный материал)
ПРИНЦИПЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА
-
Обращение к собеседнику по имени и отчеству. -
Представление себя собеседнику (если не знакомы). -
Существуют две наиболее распространенные формы первоначального обращения с просьбой.
а) Проявление неуверенности, чувства вины и собственной приниженности по сравнению с собеседником. Например, «Извините, если я помешал», «Прошу прощения, если я отвлек Вас от важного дела», «Извините, если я отрываю Вас по пустякам. Однако некоторые из таких формулировок иногда преднамеренно используются как прием воздействия, с целью подчеркнуть значимость партнера, что в некоторых случаях может иметь положительный эффект.
б) Более нейтральным, паритетным, уверенным будет такое обращение, как «Я прошу Вас выслушать меня по такому-то вопросу», «Мне необходимо знать Ваше мнение».
-
Не следует проявлять пренебрежение к личности собеседника. Например, «Я случайно проходил мимо и решил, заодно, зайти к Вам», «Я опаздываю, поэтому давайте быстро рассмотрим этот вопрос». -
Не следует начинать беседу с замечаний, упреков, рекомендаций. -
Если приходится обращаться одновременно по нескольким вопросам, то желательно обозначить это сразу, чтобы подготовить собеседника к более или менее продолжительному выслушиванию до конца. Например, «Александр Владимирович! Я хотел бы обсудить с Вами два вопроса». -
Формулировка некоторых фраз должна отражать ориентацию на партнера, подчеркивать его компетентность. Например, «Вам должно быть хорошо известно», «Я думаю, Вы в курсе» вместо «Вы, наверное, об этом не знаете», «Вам, скорее всего, еще не сообщили». -
В некоторых случаях, при повторных встречах, можно обращать внимание на позитивные изменения, которые произошли со времени последней встречи (в интерьере, оснащенности помещения, где работает собеседник, в его внешнем облике и др.).
Пример обращения:
«Добрый день Александр Владимирович! К Вам можно войти. Меня зовут Ирина Ивановна. Я прошу Вас выслушать меня по вопросу трудоустройства».
ПРАВИЛА ИНФОРМИРОВАНИЯ И АРГУМЕНТАЦИИ
-
Информация должна быть ясной и содержательной. -
Информация должна быть профессионально понятной. -
Следует придерживаться лаконичного изложения информации. -
На первое место предпочтительнее ставить позитивное сообщение. -
В некоторых случаях необходимо делать паузу, чтобы собеседник мог лучше осмыслить получаемую информацию (например, при выдаче сложной информации). -
Что бы закрепить свою позицию в общении, желательно с самого начала использовать 2-3 самых убедительных аргумента, чем множество средних, несущественных. -
Аргументы должны быть убедительными с точки зрения собеседника. -
Информацию и аргументацию желательно строить так, чтобы собеседник, как минимум, не чувствовал, что в конченом счете он что-то потеряет. -
В некоторых случаях (например, когда человек колеблется) надо дать почувствовать собеседнику, что хорошая мысль, идея, высказанная Вами, принадлежит ему.
МЕТОДЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И АРГУМЕНТАЦИИ
-
Прямой метод: выдается содержательная объективная информация и используются объективные аргументы при их логическом построении. -
Косвенный метод:-
Для доказательства используются пословицы, афоризмы, парадоксы, примеры из жизни, цитаты (например, «куй железо, пока горячо», «и волки сыты и овцы целы», «кашу маслом не испортишь»); при этом некоторые пословицы, применимые по отношении к людям равного статуса, не следует использовать в общении с более высокостатусным собеседником (например, «взялся за гуж, не говори, что не дюж»). -
Для убедительности доводов используется ссылка на авторитетного для собеседника лица. -
Вместо аргументов используется апелляция к чувствам собеседника. -
Подчеркивается сходство своего мнения с мнением собеседника. -
Повторение в разных формах одной и той же мысли, используется как предоставление разных аргументов для доказательства. -
Выдается искаженная информация и аргументы, несоответствующие реальности. -
Формулируются такие закрытые вопросы (предполагается только ответ «да» или «нет»), которые могут ограничивать у собеседника возможность для более гибкого ответа (например, «Вы признаете, что в этом случае Вы ничего не теряете?»). -
Обращение к самолюбию собеседника, когда используется такая общая формула, как «Докажи, что сможешь это сделать!» (например, «Я думаю, что оплатить такую сумму для Вашей организации не представляет особого труда»).
-
ПРИНЦИПЫ КОТРАРГУМЕНТАЦИИ
-
Необходимо учитывать, что возражения собеседника - это естественное явление. -
Необходимо определить причины возражений (собеседник получил недостаточно информации или убедительных аргументов, плохое настроение, предубеждение собеседника против Вас и т.д.), от которых зависит дальнейшее продолжение беседы или ее завершение (например, можно вернуться к продолжению беседы в более подходящее время). -
На возражение собеседника должен даваться понятный, лаконичный, без явных колебаний ответ.
МЕТОДЫ КОНТРАРГУМЕНТАЦИИ
-
Использование резервного аргумента, т.е. такого, который ранее не был высказан. -
Метод «да..., но...», который заключается сначала в соглашении с тем, что говорит собеседник (это расслабляет его, сни-
жает желание противоречить), после чего неожиданно следует изложение собственных доводов, противоречащих мнению собеседника.
-
Возможные замечания собеседника можно смягчить, если включить их, в сглаженной форме, в этап информирования и аргументации. -
Для нейтрализации возражений собеседника используются обобщения и преувеличения (например, «Молодые, как правило, легкомысленны», «Пожилые люди - консервативны и не энергичны»). -
Использование пословиц, афоризмов, анекдотов, остроумных историй с целью разрушения аргументов собеседника (например, «вашими бы устами да мед пить», «волков бояться - в лес не ходить»). -
Как возражение доводам собеседника используется ссылка на авторитетного для него лица. -
Для нейтрализации аргумента, сложного вопроса собеседника или в целях выигрыша времени для размышления можно прибегать к отсрочки ответа (например, «Давайте вернемся к этому вопрос чуть позже»). -
Выявление противоречий в возражениях собеседника. -
Игнорируются, как бы не замечаются, доводы собеседника. -
Вместо ответа на вопросы или опровержения возражений собеседника, ему задается вопрос. -
Искаженное перефразирование высказываний собеседника может его запутать, поставить в тупик (с помощью завершающего вопроса: «Так ли я Вас понял?») или позволит смягчить замечания и дать на них более удовлетворительный ответ. -
Если невозможно опровергнуть доводы собеседника, то ставится под сомнение его компетентность.