Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В-третьих, становление экспериментальной психологии малых групп (В.Меде, Ф.Олпорт, Дж.Морено, К.Левин,
В.М.Бехтерев и др.) позволило изучить ряд закономерностей внутригрупповых процессов, знание которых было использовано при разработке различных форм ГСПТ. Например, Т-группы были созданы на основе такого направления в психологии, как «групповая динамика» (К.Левин), которая занималась изучением в малой группе динамики межличностных взаимоотношений, межличностных конфликтов, стилей руководства, психологической атмосферы и т.д.
В целом, возникновение группового социально-психологического тренинга определялось теми преимуществами, которые оно имеет по сравнению с индивидуальным обучением:
-
психологическое воздействие оказывает не один человек (преподаватель, психолог), а группа и воздействие имеет не прямой, а косвенный характер; -
воздействие в группе основывается не только на рациональных, но и эмоциональных механизмах, таких, как эмоциональное заражение, сопереживание, внушение, что наиболее полно проявляется в условиях группы; -
присутствие других людей повышает уровень мотивации и активности человека при выполнении заданий; -
группа представляет человеку разностороннюю информацию о нем (обратную связь); -
в процессе специально организованной работы группы интенсифицируется обучение участников; -
суждения и оценки группы более точные, чем суждения отдельного индивида и группа принимает большее число возможных и оригинальных решений, по сравнению, с решениями одного человека; -
в группе решения принимаются людьми с большим риском; -
группа предоставляет возможность человеку учиться на опыте других; -
группа дает возможность человеку посмотреть на себя, свои проблемы глазами других; -
групповое обучение более экономично, чем индивидуальное.
Следует отметить, что в зарубежной психологии часто отождествляют понятия «групповой социально-психологический тренинг» и «групповая психотерапия». Это является не совсем корректным, так как существуют различия в составе участников, целях и ведущих методах воздействия, организации работы группы и принципах руководства. В групповой психотерапии целью воздействия является лечение, а объектом - больные люди, страдающие психосоматическими или психическими расстройствами, преимущественно используется биографическая дискуссия, работа группы организуется по принципу «там и тогда» и руководство группой носит более «авторитарный» характер. В групповом социальнопсихологическом обучении воздействие осуществляется с целью повышения социально-психологического опыта здоровых людей, в большей степени применяются тематические и интеракционные дискуссии, игровой метод, работа группы основывается на принципе «здесь и сейчас» и руководство группой имеет более «демократическую» форму.
-
НАПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
В настоящее время существует большое разнообразие форм группового социально-психологического обучения, что создает определенные трудности в их единой систематизации. Чаще всего авторы выделяют не одну, а несколько классификаций видов тренинга, в зависимости от критериев, положенных в их основу [7]. Эти критерии существенно варьируют от наиболее общих (например, предмет воздействия в тренинге или объект анализа) до специфических (например, продолжительность тренинга, роль ведущего в тренинге или источник получения человеком информации).
Так, в зависимости от основных элементов психики человека предметом воздействия в тренинге могут выступать: источник активности личности - потребности, мотивы, ценности (например, психоаналитический тренинг), познавательная сфера личности (например, гештальттерапия), поведение человека (например, различные формы тренинга умений). Предмет воздействия будет определять принципы организации и методы тренинга. Важно отметить, что более продуктивным будет такой вид тренинга, в котором предметом воздействия будут последовательно выступать все три взаимосвязанных аспекта психики.
С точки зрения основной цели, наличия конкретных задач обучения и критериев оценки эффективности обучения различают: группы-встреч (Encounter-groups), Т-группы, группы социальнопсихологического тренинга поведения.
-
Цели обучения.
Группы-встреч были созданы на основе главного положения гуманистической психологии, согласно которому каждый человек имеет врожденную потребность стать «полностью функционирующей», самоактуализировавшейся личностью и обладает потенциальной способностью к самопознанию, самоконструирова- нию и нахождению своего места в жизни. К.Роджерс определял гуманистическую психологию как средство открытия человека и его жизненной ситуации ему самому, чтобы он в большей степени мог осознать факторы, влияющие на его поведение[14].
Основной целью групп-встреч является «личностный рост», т.е. формирование у человека смысла жизни и способности к более личным взаимоотношениям в микросреде. Эта цель достигается на основе самораскрытия и последующего глубокого самопознания в процессе тренинга. В группе-встреч занятия организуются таким образом, что вся активность конкретного участника направляется на его собственный внутренний мир и на интеграцию в нем новых жизненных принципов. Например, по мнению Вернера Эрхарда, чтобы человек смог осуществить «личностный рост», он должен придерживаться ряда принципов, таких как: «быть не только свободным, но и нести ответственность за себя и за других», «положительно относиться к себе и верить в себя», «верить в то, что все люди благосклонны и не враждебны к тебе, что силы добра всегда побеждают зло», «концентрировать мысли не на отрицательных, а положительных аспектах окружающего мира» и др.
Т-группы возникли в школе К.Левина (конец 1940-х гг.) в качестве «учебных лабораторий по групповой динамике». Т-группа определялась как совокупность индивидов, собравшихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которые они сами порождают своими взаимодействиями[11],[15]. Таким образом, в Т-группах, в отличии от групп-встреч, основной акцент делается на познании участниками внутригрупповых процессов, возникающих в результате выполнения определенных заданий (тематическая дискуссия, проигрывание ситуации) или стихийно проявляющемся поведении, общении участников.
Социально-психологический тренинг поведения был создан в Германии М.Форвергом, Т.Альбергом, которые и ввели в употребление это понятие[6],[20]. Данный вид тренинга разрабатывался ими на основе ряда положений: теории установки Д.Н.Узнадзе (о двух уровнях активности человека: импульсивном и рефлексивном); теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина; учении об играх, в том числе, ролевых (С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); теории замещающего модельного обучения А.Бандуры.
Основной целью обучения в Т-группах и социальнопсихологическом тренинге является «коммуникативная компетентность». Она представляет собой такой уровень межличностного опыта (знаний, навыков, умений), т.е. опыта общения с другими людьми, который необходим человеку для успешного функционирования в определенной микросреде или определенных ситуациях общения. Коммуникативная компетентность представляет собой сложное явление и включает множество различных аспектов, которым можно обучать людей в процессе тренинга:
а) Знания и навыки взаимодействия с другими людьми:
-
установление контакта; -
информирование, аргументация и контраргументация; -
завершение общения; -
выслушивание собеседника; -
формулирование вопросов; -
просьбы или жалобы; -
составление деловых писем; -
использование различных средств воздействия; -
выдача конструктивной обратной связи; -
владение определенным репертуаром социальных и межличностных ролей; -
уверенность в общении с другими людьми; -
адекватное поведение в конфликтных ситуациях.
б) Навыки познания и анализа:
-
адекватное познание и анализ себя, партнера, ситуации общения (уровни познания - поведенческий, рефлексивный, мотивационный, генетический); -
формирование установки на систематическое познание и анализ.
в) Навыки проявления эмоций в общении:
-
саморегуляция эмоциональных состояний в процессе общения (особенно в трудных ситуациях); -
управление невербальными выразительными движениями (мимикой, жестикуляцией, походкой и т.д.); -
проявление искренности в суждениях и выражении чувств; -
проявление эмпатии (сочувствия, сопереживания).
Следует отметить, что навыки познания и анализа являются необходимым условием для обучения людей любым другим навыкам и, кроме того, составляют центральное звено обучения не только в Т-группах и социально-психологическом тренинге, но и во всех других разновидностях тренинга.
Riggio,R & Zimmerman, J предложили концептуальную схему, которая, по их мнению, интегрирует многие социальные навыки [21]. В соответствии с их подходом, социальные навыки представлены тремя базовыми типами: навыки в экспрессивной, сензитивной и контроле коммуникации, которые проявляются в невербальной (эмоциональной) и вербальной (социальной) сферах. Их сочетание позволило авторам выделить 6 групп социальных навыков:
-
«эмоциональная экспрессивность» связана с навыками невербальной передачи информации; -
«эмоциональная сензитивность» предполагает навыки расшифровки невербальных проявлений других людей; -
«эмоциональный контроль» включает в себя способность человека регулировать невербальные аспекты коммуникации; -
«социальная экспрессивность» связана с общей способностью к общению (разговариванию) и навыками овладения вниманием других в процессе общения; -
«социальная сензитивность» предполагает умения расшифровывать и понимать вербальную коммуникацию, а также является показателем знания человеком социальных норм; -
«социальный контроль» связан с навыками самопредъяв- ления, выполнения роли.
-
Наличие конкретных задач обучения.
В классических вариантах групп-встреч и Т-групп заранее не устанавливаются конкретные задачи обучения. Например, в Т- группах предполагается формирование у людей состояний «ненаправленного понимания и переживания» внутригрупповых процессов и, по ходу проведения тренинга, могут стихийно актуализироваться и прорабатываться участниками множество различных элементов коммуникативной компетентности.
В социально-психологическом тренинге поведения изначально ставятся задачи по совершенствованию конкретных поведенческих параметров с обозначением механизма психической регуляции и критериев, на основе которых будут улучшаться эти параметры. При этом предполагается изменение очень ограниченного количества поведенческих характеристик, так как считается, что в рамках одного тренинга невозможно изменить большое число важных аспектов поведения. Задачи конкретного тренинга формулируются на основе анализа требований, предъявляемых ролью (профессией, должностью) потенциальных участников к их социально-психическим качествам. Например, если целью обучения является формирование у безработных знаний и навыков делового общения с работодателем, то первоначально надо определить возможные ситуации такого общения, специфику наиболее существенных элементов его фаз (установление контакта, информирование, аргументация и завершение беседы), типичные ожидания работодателя к потенциальному сотруднику и типичные поведенческие ошибки безработных. Далее формулируются основные критерии успешного-неуспешного вербального и невербального поведения в процессе общения (например, общие правила общения, правила и методы установления контакта, информирования, формулирования вопросов и т.д.), в соответствии с которыми в дальнейшем проводится обучение безработных.
-
Критерии оценки эффективности обучения.
В группах-встреч и Т-группах основное внимание уделяется субъективному (внутреннему) критерию оценки эффективности тренинга. Он используется в двух разновидностях: как удовлетворенность участников тренингом или как гипотетическое предположение ведущего о том, какими знаниями и навыками, с его точки зрения, должны обладать участники.
В социально-психологическом тренинге поведения применяется объективный (внешний) критерий оценки эффективности обучения. Это предполагает определение того, в какой мере участники приобрели новый социальный опыт и в какой степени этот опыт соответствует требованиям выполняемой ими роли (профессии, должности).
В заключении следует отметить, что в дальнейших разделах методических указаний понятие «групповой социальнопсихологический тренинг» будет использоваться как общее понятие, вне непосредственной связи со спецификой обозначенного выше вида обучения (социально-психологический тренинг поведения).