Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



В-третьих, становление экспериментальной психологии малых групп (В.Меде, Ф.Олпорт, Дж.Морено, К.Левин,

В.М.Бехтерев и др.) позволило изучить ряд закономерностей внут­ригрупповых процессов, знание которых было использовано при разработке различных форм ГСПТ. Например, Т-группы были соз­даны на основе такого направления в психологии, как «групповая динамика» (К.Левин), которая занималась изучением в малой груп­пе динамики межличностных взаимоотношений, межличностных конфликтов, стилей руководства, психологической атмосферы и т.д.

В целом, возникновение группового социально-психоло­гического тренинга определялось теми преимуществами, которые оно имеет по сравнению с индивидуальным обучением:

  • психологическое воздействие оказывает не один человек (преподаватель, психолог), а группа и воздействие имеет не пря­мой, а косвенный характер;

  • воздействие в группе основывается не только на рацио­нальных, но и эмоциональных механизмах, таких, как эмоциональ­ное заражение, сопереживание, внушение, что наиболее полно проявляется в условиях группы;

  • присутствие других людей повышает уровень мотивации и активности человека при выполнении заданий;

  • группа представляет человеку разностороннюю инфор­мацию о нем (обратную связь);

  • в процессе специально организованной работы группы интенсифицируется обучение участников;

  • суждения и оценки группы более точные, чем суждения отдельного индивида и группа принимает большее число возмож­ных и оригинальных решений, по сравнению, с решениями одного человека;

  • в группе решения принимаются людьми с большим рис­ком;

  • группа предоставляет возможность человеку учиться на опыте других;

  • группа дает возможность человеку посмотреть на себя, свои проблемы глазами других;

  • групповое обучение более экономично, чем индивидуаль­ное.

Следует отметить, что в зарубежной психологии часто ото­ждествляют понятия «групповой социально-психологический тре­нинг» и «групповая психотерапия». Это является не совсем кор­ректным, так как существуют различия в составе участников, целях и ведущих методах воздействия, организации работы группы и принципах руководства. В групповой психотерапии целью воздей­ствия является лечение, а объектом - больные люди, страдающие психосоматическими или психическими расстройствами, преиму­щественно используется биографическая дискуссия, работа груп­пы организуется по принципу «там и тогда» и руководство группой носит более «авторитарный» характер. В групповом социально­психологическом обучении воздействие осуществляется с целью повышения социально-психологического опыта здоровых людей, в большей степени применяются тематические и интеракционные дискуссии, игровой метод, работа группы основывается на прин­ципе «здесь и сейчас» и руководство группой имеет более «демо­кратическую» форму.


  1. НАПРАВЛЕНИЯ ГРУППОВОГО

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

В настоящее время существует большое разнообразие форм группового социально-психологического обучения, что соз­дает определенные трудности в их единой систематизации. Чаще всего авторы выделяют не одну, а несколько классификаций видов тренинга, в зависимости от критериев, положенных в их основу [7]. Эти критерии существенно варьируют от наиболее общих (напри­мер, предмет воздействия в тренинге или объект анализа) до спе­цифических (например, продолжительность тренинга, роль веду­щего в тренинге или источник получения человеком информации).

Так, в зависимости от основных элементов психики челове­ка предметом воздействия в тренинге могут выступать: источник активности личности - потребности, мотивы, ценности (например, психоаналитический тренинг), познавательная сфера личности (например, гештальттерапия), поведение человека (например, различные формы тренинга умений). Предмет воздействия будет определять принципы организации и методы тренинга. Важно от­метить, что более продуктивным будет такой вид тренинга, в кото­ром предметом воздействия будут последовательно выступать все три взаимосвязанных аспекта психики.

С точки зрения основной цели, наличия конкретных задач обучения и критериев оценки эффективности обучения различают: группы-встреч (Encounter-groups), Т-группы, группы социально­психологического тренинга поведения.

  1. Цели обучения.

Группы-встреч были созданы на основе главного положе­ния гуманистической психологии, согласно которому каждый чело­век имеет врожденную потребность стать «полностью функциони­рующей», самоактуализировавшейся личностью и обладает по­тенциальной способностью к самопознанию, самоконструирова- нию и нахождению своего места в жизни. К.Роджерс определял гуманистическую психологию как средство открытия человека и его жизненной ситуации ему самому, чтобы он в большей степени мог осознать факторы, влияющие на его поведение[14].

Основной целью групп-встреч является «личностный рост», т.е. формирование у человека смысла жизни и способности к более личным взаимоотношениям в микросреде. Эта цель дости­гается на основе самораскрытия и последующего глубокого само­познания в процессе тренинга. В группе-встреч занятия организу­ются таким образом, что вся активность конкретного участника направляется на его собственный внутренний мир и на интеграцию в нем новых жизненных принципов. Например, по мнению Вернера Эрхарда, чтобы человек смог осуществить «личностный рост», он должен придерживаться ряда принципов, таких как: «быть не толь­ко свободным, но и нести ответственность за себя и за других», «положительно относиться к себе и верить в себя», «верить в то, что все люди благосклонны и не враждебны к тебе, что силы доб­ра всегда побеждают зло», «концентрировать мысли не на отрица­тельных, а положительных аспектах окружающего мира» и др.



Т-группы возникли в школе К.Левина (конец 1940-х гг.) в ка­честве «учебных лабораторий по групповой динамике». Т-группа определялась как совокупность индивидов, собравшихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которые они сами порождают своими взаимодействиями[11],[15]. Таким образом, в Т-группах, в отличии от групп-встреч, основной акцент делается на познании участниками внутригрупповых про­цессов, возникающих в результате выполнения определенных заданий (тематическая дискуссия, проигрывание ситуации) или стихийно проявляющемся поведении, общении участников.

Социально-психологический тренинг поведения был создан в Германии М.Форвергом, Т.Альбергом, которые и ввели в упот­ребление это понятие[6],[20]. Данный вид тренинга разрабатывал­ся ими на основе ряда положений: теории установки Д.Н.Узнадзе (о двух уровнях активности человека: импульсивном и рефлексив­ном); теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина; учении об играх, в том числе, ролевых (С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); теории замещающего мо­дельного обучения А.Бандуры.

Основной целью обучения в Т-группах и социально­психологическом тренинге является «коммуникативная компетент­ность». Она представляет собой такой уровень межличностного опыта (знаний, навыков, умений), т.е. опыта общения с другими людьми, который необходим человеку для успешного функциони­рования в определенной микросреде или определенных ситуациях общения. Коммуникативная компетентность представляет собой сложное явление и включает множество различных аспектов, ко­торым можно обучать людей в процессе тренинга:

а) Знания и навыки взаимодействия с другими людьми:

  • установление контакта;

  • информирование, аргументация и контраргументация;

  • завершение общения;

  • выслушивание собеседника;

  • формулирование вопросов;

  • просьбы или жалобы;

  • составление деловых писем;

  • использование различных средств воздействия;

  • выдача конструктивной обратной связи;

  • владение определенным репертуаром социальных и меж­личностных ролей;

  • уверенность в общении с другими людьми;

  • адекватное поведение в конфликтных ситуациях.


б) Навыки познания и анализа:

  • адекватное познание и анализ себя, партнера, ситуации общения (уровни познания - поведенческий, рефлексивный, моти­вационный, генетический);

  • формирование установки на систематическое познание и анализ.

в) Навыки проявления эмоций в общении:

  • саморегуляция эмоциональных состояний в процессе об­щения (особенно в трудных ситуациях);

  • управление невербальными выразительными движения­ми (мимикой, жестикуляцией, походкой и т.д.);

  • проявление искренности в суждениях и выражении чувств;

  • проявление эмпатии (сочувствия, сопереживания).

Следует отметить, что навыки познания и анализа являют­ся необходимым условием для обучения людей любым другим навыкам и, кроме того, составляют центральное звено обучения не только в Т-группах и социально-психологическом тренинге, но и во всех других разновидностях тренинга.

Riggio,R & Zimmerman, J предложили концептуальную схе­му, которая, по их мнению, интегрирует многие социальные навыки [21]. В соответствии с их подходом, социальные навыки представ­лены тремя базовыми типами: навыки в экспрессивной, сензитив­ной и контроле коммуникации, которые проявляются в невербаль­ной (эмоциональной) и вербальной (социальной) сферах. Их соче­тание позволило авторам выделить 6 групп социальных навыков:

  • «эмоциональная экспрессивность» связана с навыками невербальной передачи информации;

  • «эмоциональная сензитивность» предполагает навыки расшифровки невербальных проявлений других людей;

  • «эмоциональный контроль» включает в себя способность человека регулировать невербальные аспекты коммуникации;

  • «социальная экспрессивность» связана с общей способ­ностью к общению (разговариванию) и навыками овладения вни­манием других в процессе общения;

  • «социальная сензитивность» предполагает умения рас­шифровывать и понимать вербальную коммуникацию, а также яв­ляется показателем знания человеком социальных норм;

  • «социальный контроль» связан с навыками самопредъяв- ления, выполнения роли.

  1. Наличие конкретных задач обучения.

В классических вариантах групп-встреч и Т-групп заранее не устанавливаются конкретные задачи обучения. Например, в Т- группах предполагается формирование у людей состояний «нена­правленного понимания и переживания» внутригрупповых процес­сов и, по ходу проведения тренинга, могут стихийно актуализиро­ваться и прорабатываться участниками множество различных эле­ментов коммуникативной компетентности.


В социально-психологическом тренинге поведения изна­чально ставятся задачи по совершенствованию конкретных пове­денческих параметров с обозначением механизма психической регуляции и критериев, на основе которых будут улучшаться эти параметры. При этом предполагается изменение очень ограничен­ного количества поведенческих характеристик, так как считается, что в рамках одного тренинга невозможно изменить большое чис­ло важных аспектов поведения. Задачи конкретного тренинга формулируются на основе анализа требований, предъявляемых ролью (профессией, должностью) потенциальных участников к их социально-психическим качествам. Например, если целью обуче­ния является формирование у безработных знаний и навыков де­лового общения с работодателем, то первоначально надо опреде­лить возможные ситуации такого общения, специфику наиболее существенных элементов его фаз (установление контакта, инфор­мирование, аргументация и завершение беседы), типичные ожи­дания работодателя к потенциальному сотруднику и типичные поведенческие ошибки безработных. Далее формулируются ос­новные критерии успешного-неуспешного вербального и невер­бального поведения в процессе общения (например, общие пра­вила общения, правила и методы установления контакта, инфор­мирования, формулирования вопросов и т.д.), в соответствии с которыми в дальнейшем проводится обучение безработных.

  1. Критерии оценки эффективности обучения.

В группах-встреч и Т-группах основное внимание уделяется субъективному (внутреннему) критерию оценки эффективности тренинга. Он используется в двух разновидностях: как удовлетво­ренность участников тренингом или как гипотетическое предполо­жение ведущего о том, какими знаниями и навыками, с его точки зрения, должны обладать участники.

В социально-психологическом тренинге поведения приме­няется объективный (внешний) критерий оценки эффективности обучения. Это предполагает определение того, в какой мере уча­стники приобрели новый социальный опыт и в какой степени этот опыт соответствует требованиям выполняемой ими роли (профес­сии, должности).

В заключении следует отметить, что в дальнейших разде­лах методических указаний понятие «групповой социально­психологический тренинг» будет использоваться как общее поня­тие, вне непосредственной связи со спецификой обозначенного выше вида обучения (социально-психологический тренинг поведе­ния).