Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ
Групповой социально-психологический тренинг, как уже отмечалось, является способом психологического воздействия с целью изменения социально-психических качеств или поведения участников тренинга. Для того, чтобы успешно организовывать такое воздействие, необходимо учитывать ключевые аспекты процесса развития и управлять ими. К этим аспектам относятся: условия и факторы, средства, движущие причины, механизм изменения личности (или группы)[16].
-
Условия, факторы и средства тренинга.
В психологии принято выделять внутренние и внешние условия развития. Когда речь идет о человеке, то под внутренними условиями прежде всего понимается уровень нервно-физиологического созревания, который является необходимой предпосылкой для формирования психики. В этом случае фактически отсутствует возможность целенаправленного изменения внутренних условий психологическими средствами, но могут быть использованы другие способы, например, нейрохирургическое вмешательство. Если объектом изучения выступает малая группа, то в качестве внутренних условий ее жизнедеятельности рассматриваются групповые параметры, такие как, численный состав, руководство и лидерство, коммуникативная структура, групповая задача и др. Этими параметрами, в отличии от внутренних условий развития личности, можно управлять (например, изменение количественного состава группы, смена руководства), что является эффективным способом психологического воздействия на группу.
Изменение внешних естественных условий жизнедеятельности человека, группы также является важным направлением воздействия. Однако, преобразование социально-экономических, политических, социально-психологических и других условий чаще всего оказывается объективно невозможным, что ограничивает сферу применения данного направления воздействия.
В этом отношении тренинговая группа имеет некоторые преимущества, по сравнению с естественными группами, так как существует реальная возможность организовывать необходимые для эффективного обучения условия функционирования тренинговой группы. К таким условиям можно отнести: количественный состав тренинговой группы, композицию группы (по возрастному, профессиональному, психологическому и другим признакам), добровольность участия, групповые нормы, стратегия поведения ведущего, продолжительность и структура обучения. В большинстве случаев ведущий тренинга может управлять этими условиями, например, целенаправленно осуществлять подбор участников по определенным признакам, «внедрять» групповые нормы и контролировать их выполнение, изменять структуру обучения в зависимости от контингента участников или задач обучения и т.д.
В литературе по групповому социально-психологическому тренингу и групповой психотерапии описано большое количество факторов, определяющих успешность обучения или психотерапии [4],[15]. Разные авторы приводят различные классификации факторов, среди которых упоминаются такие как: альтруизм, групповая сплоченность, идентификация, вселение надежды, поддержка, подражание, наблюдение за переживаниями других и т.д. Однако необходимо учитывать ряд обстоятельств, которые ограничивают количество наиболее действенных факторов обучения. Во-первых, некоторые факторы реально могут не способствовать успешному обучению, а в некоторых случаях, его блокировать. Например, высокая сплоченность группы может означать постоянное сходство мнений участников тренинга по тем или иным вопросам, что ведет к одностороннему видению проблемы и способов ее решения, к выдаче со стороны группы недифференцированной обратной связи какому-нибудь участнику. Во-вторых, ряд факторов может не проявиться в процессе обучения или же являться следствием действия других факторов (например, альтруизм). В-третьих, в процессе проведения тренинга ведущему сложно учитывать и одновременно управлять большим количеством факторов.
Поэтому, при проведении тренинга можно ограничиться тремя наиболее важными факторами: поддержка, самораскрытие и психологическая обратная связь. Эти факторы связаны между собой и имеют определенную зависимость, которая условно отображена на рис. 1.
Рис.1
представление
о себе
^^^^^^оддержка.
Поддержка, как фактор обучения, может использоваться в двух формах: «получение» и «выдача» поддержки.
Получение поддержки, в самой простой форме, проявляется в том, что члены группы слушают и пытаются понять участника. За этим следует его принятие как личности, таким каков он есть, вне зависимости от его социального статуса и прошлого. Однако такое принятие не означает одобрение того, что он делал или делает, не исключает выдачу ему отрицательной обратной связи.
Обеспечение ведущим проявления поддержки является наиболее важным на первых этапах функционирования группы, так как получение участниками поддержки со стороны других создает атмосферу безопасности и ослабляет действие механизмов психологической защиты. В этом случае возрастает активность, восприимчивость участников к мнению друг друга, а также самораскрытие, которое является необходимой предпосылкой для получения содержательной обратной связи. Кроме того, получение поддержки может способствовать формированию более позитивного отношения участника к себе.
Выдача, т.е. оказание поддержки другим членам группы способствует преодолению чрезмерной направленности участника на самого себя, усиливает чувство сопринадлежности к другим. Также выдача поддержки у некоторых участников повышает уверенность и положительное отношение к себе, так как они начинают чувствовать, что могут оказать помощь другим, что от них может зависеть психологическое благополучие других. Следует отметить, что выдача поддержки, в некоторых случаях, выступает не только фактором, но и целью обучения, когда ведущий считает необходимым, чтобы участники тренинга умели в реальной жизни оказывать людям поддержку, в которой они нуждаются.
Самораскрытие.
На основе оказания поддержки появляется возможность для более полного самораскрытия участников в процессе тренинга. Самораскрытие, наряду с самопредъявлением, является важным аспектом личностной представленности человека в общении и понимается как сообщение другим людям личностной информации о себе. При этом такая информация представляется осознано или неосознанно, в вербальной и невербальной формах, не только в прямом, но и косвенном виде (например, в косвенных высказываниях или отдельных действиях проецируются социальнопсихические особенности, проблемы человека). В групповом социально-психологическом тренинге самораскрытие может рассматриваться в двух аспектах.
Во-первых, самораскрытие является необходимым фактором обучения. С одной стороны, самораскрытие человека способствует формированию знаний о нем у других участников группы, что является источником выдачи ему обратной связи, без которой невозможно эффективное групповое обучение. С другой стороны, самораскрытие, само по себе, без последующей обратной связи, способствует обучению, так как высказывание вслух собственных мыслей и переживаний способствует лучшему их осознанию, устранению состояний неопределенности, неуверенности.
Во-вторых, самораскрытие может выступать не только фактором, но и самоцелью обучения (например, в гуманистически ориентированных тренингах). В этом случае участники, например, усваивают позитивные и негативные функции, параметры самораскрытия и обучаются адекватному самораскрытию. Так, параметрами самораскрытия являются: уровень интимности выдаваемой информации, объем открываемой о себе информации, гибкость самораскрытия (способность изменять уровень интимности выдаваемой информации в зависимости от ситуации), продолжительность самораскрытия, аффективное содержание сообщаемой о себе информации (объем позитивной и негативной информации). Как хорошо известно, слишком сильное или слабое самораскрытие в обычных условиях жизни часто приводит к социальной дезадаптации. Поэтому, выделяются критерии «оптимального» самораскрытия с точки зрения адаптации человека: соответствие самораскрытия социальным нормам микро- и макросреды, ситуации общения, контексту беседы, объекту самораскрытия (друг, знакомый, незнакомый; разница людей в возрасте или социальном статусе) и т.д.
Психологическая обратная связь.
В результате самораскрытия участников происходит накапливание знаний друг о друге, что обеспечивает возможность для выдачи не только формальной, но и содержательной обратной связи. Она понимается как получение человеком информации о самом себе от партнера по общению, о том, как он воспринят этим партнером.
Точно также как и самораскрытие, обратная связь в групповом социально-психологическом тренинге рассматривается в двух аспектах.
Во-первых, обратная связь является ведущим фактором обучения, так как она выступает одним из главных источников получения участниками знаний о себе, что является основой для дальнейшего самоизменения. Обратная связь может быть:
-
вербальной и невербальной; -
личностной (поступающей непосредственно от партнеров по общению) и аппаратурной (например, обратная видеосвязь, которая обеспечивается видеоаппаратурой); -
конструктивной и деструктивной.
Важное значение в процессе тренинга имеет выдача не только положительной, но и отрицательной обратной связи, которая имеет определенные преимущества, так как побуждает участников к переосмыслению своих неадекватных установок и форм поведения. Когда более или менее часто используется такая связь, то желательно, чтобы ведущий учитывал и обеспечивал следующие условия:
а) положительные отношения между коммуникатором и реципиентом обратной связи;
б) обратная связь должна быть равнозначна возможности критикуемого психологически выдержать критику;
в) группа должна быть сформированной и в ней должна существовать благоприятная психологическая атмосфера.
В противном случае могут возникнуть конфликты, не способствующие продуктивной работе группы, возможен выход отдельных участников из группы.
Еще одним важным моментом обучения является создание условий для продуцирования группой дифференцированной обратной связи, получаемой участником. Это означает, что человек получает разностороннюю, неоднозначную информацию о себе, которая вызывает ориентировочную активность в сравнении и выборе наиболее приемлемой, с его точки зрения, информации.
Как уже отмечалось, между самораскрытием и обратной связью существует взаимосвязь, которая отражена в модели, названной «Окно Джохари» (по имени ее создателей Josef Luft & Harrinaton Ingram). Эта модель представлена на рис. 2.
В этой модели отражена основная закономерность связи, которая заключается в том, что, чем больше и глубже самораскрытие, тем больше информации о человеке получают члены группы и, на этой основе, чем больше человеку адресована обратная связь, тем вероятнее, что больше знаний он приобретет о самом себе.
Во-вторых, обратная связь может рассматриваться как цель тренинга. Это объясняется тем, что обратная связь считается узловым компонентом процесса общения. Именно характер выдаваемой обратной связи может определять направление и содержание общения (например, возникновение межличностных конфликтов). Поэтому, в некоторых тренингах проводится обучение участников знаниям и навыкам выдачи оптимальной обратной связи. Например, участники осваивают элементы конструктивной обратной связи: описательная, а не оценочная форма информации; специфичность, а не обобщенность информации; неотсроченность во времени выдаваемой информации; соответствие обратной связи потребностям, заинтересованности в ней реципиента. Кроме того, тренинг может быть направлен на обучение участников умению
Рис.2. Взаимообусловленность самораскрытия и обратной связи
| | запрос обратной связи и ее получение | ||
| в | | | |
| ы | | известно | неизвестно |
с | д | | себе | себе |
а | а | | | |
м | ч | | | |
о | а | | | |
р | | известно | открытая | слепая |
а и | о | другим | зона | зона |
с л | б | | | |
к и | р. | | | |
р | | | | |
ы | .с | неизвестно | скрытая | неизвестная |
т | в | другим | зона | зона |
и | я | | | |
е | з | | | |
| и | | | |