Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ



  1. ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ

Групповой социально-психологический тренинг, как уже от­мечалось, является способом психологического воздействия с целью изменения социально-психических качеств или поведения участников тренинга. Для того, чтобы успешно организовывать такое воздействие, необходимо учитывать ключевые аспекты про­цесса развития и управлять ими. К этим аспектам относятся: усло­вия и факторы, средства, движущие причины, механизм изменения личности (или группы)[16].

    1. Условия, факторы и средства тренинга.

В психологии принято выделять внутренние и внешние ус­ловия развития. Когда речь идет о человеке, то под внутренними условиями прежде всего понимается уровень нервно-физиологи­ческого созревания, который является необходимой предпосылкой для формирования психики. В этом случае фактически отсутствует возможность целенаправленного изменения внутренних условий психологическими средствами, но могут быть использованы другие способы, например, нейрохирургическое вмешательство. Если объектом изучения выступает малая группа, то в качестве внут­ренних условий ее жизнедеятельности рассматриваются группо­вые параметры, такие как, численный состав, руководство и ли­дерство, коммуникативная структура, групповая задача и др. Эти­ми параметрами, в отличии от внутренних условий развития лич­ности, можно управлять (например, изменение количественного состава группы, смена руководства), что является эффективным способом психологического воздействия на группу.

Изменение внешних естественных условий жизнедеятель­ности человека, группы также является важным направлением воздействия. Однако, преобразование социально-экономических, политических, социально-психологических и других условий чаще всего оказывается объективно невозможным, что ограничивает сферу применения данного направления воздействия.

В этом отношении тренинговая группа имеет некоторые преимущества, по сравнению с естественными группами, так как существует реальная возможность организовывать необходимые для эффективного обучения условия функционирования тренинго­вой группы. К таким условиям можно отнести: количественный состав тренинговой группы, композицию группы (по возрастному, профессиональному, психологическому и другим признакам), доб­ровольность участия, групповые нормы, стратегия поведения ве­дущего, продолжительность и структура обучения. В большинстве случаев ведущий тренинга может управлять этими условиями, например, целенаправленно осуществлять подбор участников по определенным признакам, «внедрять» групповые нормы и контро­лировать их выполнение, изменять структуру обучения в зависи­мости от контингента участников или задач обучения и т.д.


В литературе по групповому социально-психологическому тренингу и групповой психотерапии описано большое количество факторов, определяющих успешность обучения или психотерапии [4],[15]. Разные авторы приводят различные классификации фак­торов, среди которых упоминаются такие как: альтруизм, групповая сплоченность, идентификация, вселение надежды, поддержка, подражание, наблюдение за переживаниями других и т.д. Однако необходимо учитывать ряд обстоятельств, которые ограничивают количество наиболее действенных факторов обучения. Во-первых, некоторые факторы реально могут не способствовать успешному обучению, а в некоторых случаях, его блокировать. Например, высокая сплоченность группы может означать постоянное сходст­во мнений участников тренинга по тем или иным вопросам, что ведет к одностороннему видению проблемы и способов ее реше­ния, к выдаче со стороны группы недифференцированной обрат­ной связи какому-нибудь участнику. Во-вторых, ряд факторов мо­жет не проявиться в процессе обучения или же являться следст­вием действия других факторов (например, альтруизм). В-третьих, в процессе проведения тренинга ведущему сложно учитывать и одновременно управлять большим количеством факторов.

Поэтому, при проведении тренинга можно ограничиться тремя наиболее важными факторами: поддержка, самораскрытие и психологическая обратная связь. Эти факторы связаны между собой и имеют определенную зависимость, которая условно ото­бражена на рис. 1.

Рис.1



представление
о себе


^^^^^^оддержка.

Поддержка, как фактор обучения, может использоваться в двух формах: «получение» и «выдача» поддержки.

Получение поддержки, в самой простой форме, проявляет­ся в том, что члены группы слушают и пытаются понять участника. За этим следует его принятие как личности, таким каков он есть, вне зависимости от его социального статуса и прошлого. Однако такое принятие не означает одобрение того, что он делал или де­лает, не исключает выдачу ему отрицательной обратной связи.

Обеспечение ведущим проявления поддержки является наиболее важным на первых этапах функционирования группы, так как получение участниками поддержки со стороны других создает атмосферу безопасности и ослабляет действие механизмов пси­хологической защиты. В этом случае возрастает активность, вос­приимчивость участников к мнению друг друга, а также саморас­крытие, которое является необходимой предпосылкой для получе­ния содержательной обратной связи. Кроме того, получение под­держки может способствовать формированию более позитивного отношения участника к себе.



Выдача, т.е. оказание поддержки другим членам группы способствует преодолению чрезмерной направленности участника на самого себя, усиливает чувство сопринадлежности к другим. Также выдача поддержки у некоторых участников повышает уве­ренность и положительное отношение к себе, так как они начинают чувствовать, что могут оказать помощь другим, что от них может зависеть психологическое благополучие других. Следует отметить, что выдача поддержки, в некоторых случаях, выступает не только фактором, но и целью обучения, когда ведущий считает необхо­димым, чтобы участники тренинга умели в реальной жизни оказы­вать людям поддержку, в которой они нуждаются.

Самораскрытие.

На основе оказания поддержки появляется возможность для более полного самораскрытия участников в процессе тренин­га. Самораскрытие, наряду с самопредъявлением, является важ­ным аспектом личностной представленности человека в общении и понимается как сообщение другим людям личностной информа­ции о себе. При этом такая информация представляется осознано или неосознанно, в вербальной и невербальной формах, не только в прямом, но и косвенном виде (например, в косвенных высказы­ваниях или отдельных действиях проецируются социально­психические особенности, проблемы человека). В групповом соци­ально-психологическом тренинге самораскрытие может рассмат­риваться в двух аспектах.

Во-первых, самораскрытие является необходимым факто­ром обучения. С одной стороны, самораскрытие человека способ­ствует формированию знаний о нем у других участников группы, что является источником выдачи ему обратной связи, без которой невозможно эффективное групповое обучение. С другой стороны, самораскрытие, само по себе, без последующей обратной связи, способствует обучению, так как высказывание вслух собственных мыслей и переживаний способствует лучшему их осознанию, уст­ранению состояний неопределенности, неуверенности.

Во-вторых, самораскрытие может выступать не только фак­тором, но и самоцелью обучения (например, в гуманистически ориентированных тренингах). В этом случае участники, например, усваивают позитивные и негативные функции, параметры само­раскрытия и обучаются адекватному самораскрытию. Так, пара­метрами самораскрытия являются: уровень интимности выдавае­мой информации, объем открываемой о себе информации, гиб­кость самораскрытия (способность изменять уровень интимности выдаваемой информации в зависимости от ситуации), продолжи­тельность самораскрытия, аффективное содержание сообщаемой о себе информации (объем позитивной и негативной информа­ции). Как хорошо известно, слишком сильное или слабое саморас­крытие в обычных условиях жизни часто приводит к социальной дезадаптации. Поэтому, выделяются критерии «оптимального» самораскрытия с точки зрения адаптации человека: соответствие самораскрытия социальным нормам микро- и макросреды, ситуа­ции общения, контексту беседы, объекту самораскрытия (друг, знакомый, незнакомый; разница людей в возрасте или социальном статусе) и т.д.


Психологическая обратная связь.

В результате самораскрытия участников происходит нака­пливание знаний друг о друге, что обеспечивает возможность для выдачи не только формальной, но и содержательной обратной связи. Она понимается как получение человеком информации о самом себе от партнера по общению, о том, как он воспринят этим партнером.

Точно также как и самораскрытие, обратная связь в груп­повом социально-психологическом тренинге рассматривается в двух аспектах.

Во-первых, обратная связь является ведущим фактором обучения, так как она выступает одним из главных источников по­лучения участниками знаний о себе, что является основой для дальнейшего самоизменения. Обратная связь может быть:

  • вербальной и невербальной;

  • личностной (поступающей непосредственно от партнеров по общению) и аппаратурной (например, обратная видеосвязь, которая обеспечивается видеоаппаратурой);

  • конструктивной и деструктивной.

Важное значение в процессе тренинга имеет выдача не только положительной, но и отрицательной обратной связи, кото­рая имеет определенные преимущества, так как побуждает участ­ников к переосмыслению своих неадекватных установок и форм поведения. Когда более или менее часто используется такая связь, то желательно, чтобы ведущий учитывал и обеспечивал следующие условия:

а) положительные отношения между коммуникатором и ре­ципиентом обратной связи;

б) обратная связь должна быть равнозначна возможности критикуемого психологически выдержать критику;

в) группа должна быть сформированной и в ней должна существовать благоприятная психологическая атмосфера.

В противном случае могут возникнуть конфликты, не спо­собствующие продуктивной работе группы, возможен выход от­дельных участников из группы.

Еще одним важным моментом обучения является создание условий для продуцирования группой дифференцированной об­ратной связи, получаемой участником. Это означает, что человек получает разностороннюю, неоднозначную информацию о себе, которая вызывает ориентировочную активность в сравнении и вы­боре наиболее приемлемой, с его точки зрения, информации.


Как уже отмечалось, между самораскрытием и обратной связью существует взаимосвязь, которая отражена в модели, названной «Окно Джохари» (по имени ее создателей Josef Luft & Harrinaton Ingram). Эта модель представлена на рис. 2.

В этой модели отражена основная закономерность связи, которая заключается в том, что, чем больше и глубже самораскры­тие, тем больше информации о человеке получают члены группы и, на этой основе, чем больше человеку адресована обратная связь, тем вероятнее, что больше знаний он приобретет о самом себе.

Во-вторых, обратная связь может рассматриваться как цель тренинга. Это объясняется тем, что обратная связь считается узловым компонентом процесса общения. Именно характер выда­ваемой обратной связи может определять направление и содер­жание общения (например, возникновение межличностных кон­фликтов). Поэтому, в некоторых тренингах проводится обучение участников знаниям и навыкам выдачи оптимальной обратной свя­зи. Например, участники осваивают элементы конструктивной об­ратной связи: описательная, а не оценочная форма информации; специфичность, а не обобщенность информации; неотсроченность во времени выдаваемой информации; соответствие обратной свя­зи потребностям, заинтересованности в ней реципиента. Кроме того, тренинг может быть направлен на обучение участников умению

Рис.2. Взаимообусловленность самораскрытия и обратной связи







запрос обратной связи и ее получение




в













ы




известно

неизвестно

с

д




себе

себе

а

а










м

ч










о

а










р




известно

открытая

слепая

а и

о

другим

зона

зона

с л

б










к и

р.










р













ы



неизвестно

скрытая

неизвестная

т

в

другим

зона

зона

и

я










е

з













и