Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
управлять запросом, получением и выдачей обратной связи (произвольная регуляция по модели «Окно Джохари»).
Последний вопрос, который необходимо рассмотреть, относится к средствам изменения человека (группы). В качестве исходного момента для объяснения развития в отечественной психологии традиционно принято использовать принцип деятельности, согласно которому индивид включается в социальную среду через деятельность, проявляется и развивается в деятельности. Деятельность выступает в качестве средства активного усвоения человеком социального опыта. Еще одним средством развития, помимо индивидуальной и совместной деятельности, считается общение, так как во многих случаях человек способен успешно усваивать новые социальные знания только в процессе общения с другими людьми. Поэтому, следующими возможными направлениями психологического воздействия является специальная организация деятельности, а также совершенствование общения между людьми, что использовалось и используется в настоящее время в психологии и педагогике.
В групповом социально-психологическом тренинге средствами изменения участников также выступает деятельность и общение. В качестве специально организованной деятельности участников используются игровые, дискуссионные методы и методы, основанные на невербальной активности, которыми ведущий может варьировать в широких пределах в зависимости от целей, концепции тренинга и специфики контингента участников. В процессе применения этих методов участники вступают в общение друг с другом. С одной стороны, общение выступает внутренне необходимым условием выполнения заданий (например, проигрывание конкретной ситуации или обсуждение темы), а, с другой стороны, общение является основой для обмена опытом, мыслями и переживаниями (например, выдача и получение обратной связи). При этом, ведущий может прямо или косвенно регулировать процесс общения между участниками. Например, если члены группы часто критикуют (отрицательная обратная связь) какого-то участника, то ведущий может выразить свое несогласие с членами группы и, тем самым, переключить их внимание на себя или может обратить внимание членов группы на то, что они то же не лишены определенных недостатков.
-
Движущие причины и механизм изменения участников тренинга.
Одним из ключевых понятий проблемы развития личности (малой группы) является «движущие причины», которые определяют любое изменение, составляют их исходный момент.
В отечественной психологии, придерживающейся диалектического подхода, сложилась традиция рассматривать противоречия в качестве движущих причин развития, что признается и в зарубежной психологии. Такое понимание функции противоречий берет свое начало от разработанной Ф.В. Гегелем диалектики, центральное место которой занимает закон противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредпола- гающих противоположностей. Поэтому, целенаправленное воздействие предполагает, наряду с условиями и средствами, управление противоречиями, которое может осуществляться в двух аспектах.
Первый, традиционный аспект управления противоречиями, связан с их профилактикой и преодолением, что является важной практической задачей. Он достаточно хорошо разработан на теоретическом и практическом уровнях, в частности, в групповом социально-психологическом тренинге.
Второй аспект управления противоречиями состоит, наоборот, в инициировании или обострении имеющихся противоречий в целях обеспечения определенного направления и содержания развития личности (малой группы). В психологии сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, общепринято рассматривать противоречия как движущие причины развития, а с другой стороны, теория и практика в основном ориентированы на их преодоление. Имеется ограниченное число работ, которые посвящены обострению противоречий в целях психологического воздействия. Вместе с тем, очевидно, что существует ряд важных психологических задач, которые можно более успешно решать с помощью обострения противоречий.
Обострение противоречий в группе, в том числе, и тренинговой группе, предполагает:
-
не прямое, а косвенное воздействие, т.е. воздействие через группу, вызывающее активизацию процессов индивидуальной и групповой саморегуляции; -
активизацию рефлексии внутригрупповых процессов и переживаний участников тренинга;
- интенсивное изменение личности (малой группы)[18].
Обострение противоречий обеспечивает интенсивное изменение личности человека в тренинговой группе и более быстрое формирование группы.
В групповом социально-психологическом тренинге и групповой психотерапии в качестве источника изменения личности участника могут стихийно возникать или создаваться различные виды противоречий:
а) противоречие между опытом человека, знанием о самом себе и обратной связью, которую он получает от других участников тренинга (этот вид противоречия является ведущим, так как используется фактически во всех разновидностях тренинга);
б) противоречие между опытом, установками человека и спецификой обучения в тренинговой группе (противоречие между личностью и условиями функционирования группы);
в) противоречие между знаниями, навыками, умениями человека и задаваемыми в тренинге проблемными ситуациями, такими как, например, тематическая дискуссия или игровая ситуация (противоречие между личностью и деятельностью);
г) противоречие между поведением человека в процессе выполнения заданий и поведением других участников или демонстрируемых с помощью видеоаппаратуры моделей поведения (противоречие между активностью личности и активностью других людей);
д) противоречия, возникающие в межличностных отношениях, общении участников (например, противоречия между поведением ведущего и ожиданиями членов группы, что является характерным для психоаналитических тренинговых групп, между стремлением участника к лидерству и его невысоким статусом в группе).
Однако следует иметь в виду, что обострение противоречий необходимо сочетать с их сглаживанием. Например, ведущий должен обеспечивать относительное равновесие между испытываемым участником ощущения неуспеха (обострение противоречий) и успеха (сглаживание противоречий) в процессе выполнения заданий.
В качестве механизма изменения личности участника (группы) выступают процессы дезинтеграции, возникающие за счет активизации противоречий, и процессы интеграции, которые проявляются в случае сглаживания противоречий[17]. Этот механизм изначально обозначен в основном законе диалектики - единство взаимоисключающих (дезинтеграция) и одновременно взаимо- предполагающих (интеграция) противоположностей. Следует отметить, что обозначенный механизм изменения психики человека недостаточно изучен в психологии. Вместе с тем, знание о действии такого механизма и его последствиях является важным условием успешного проведения любого вида группового социальнопсихологического тренинга. Этот механизм, в скрытой форме, отражен в выделенной К.Левиным модели изменения личности участника тренинга:
-
"1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оттаивание" (дезинтеграция) - снижение устойчивости, силы социально неадекватных установок и форм поведения, что, например, осуществляется за счет создания противоречия между опытом человека, знанием о самом себе и обратной связью, которую он получает от других участников тренинга.
"Изменение" - участники тренинга пробуют изменить свои неадекватные установки и формы поведения посредством включения в выполнение тех или иных заданий (например, в игровые ситуации).
"Закрепление" (интеграция) - стабилизация, закрепление тех установок и форм поведения, которые являются наиболее оптимальными с точки зрения адекватности поведения в тех или иных ситуациях (на этом этапе, например, используются различные игровые методы)[8].
Когда поднимается вопрос о механизме изменения личности, то необходимо учитывать следующие соображения. Во- первых, не следует вкладывать в понятие «дезинтеграция» отрицательный эмоционально-психологический смысл, так как дезинтеграция является необходимым этапом качественного изменения любой системы, в том числе, личности. Во-вторых, было бы упрощенным рассматривать процессы интеграции и дезинтеграции как последовательно следующие друг за другом. Не менее возможным является то, что эти процессы протекают одновременно^?]. Например, выраженное рассогласование между «образом-Я» и обратной связью (дезинтеграция), которую получает участник, может привести к усилению его самоидентификации (интеграция). Нарушение в процессе тренинга сформировавшегося «образа-Я» (дезинтеграция) часто сопровождается, особенно на первых этапах, усилением идентификации участника с ведущим, членами группы или зависимости от них (интеграция). В тренинговой группе, особенно более многочисленной, могут возникать подгруппы, что свидетельствует, с одной стороны, об интеграции людей внутри подгрупп, а, с другой стороны, об относительной дезинтеграции группы в целом.
Важный вопрос заключается в том, чтобы ведущий мог учитывать и управлять в соответствии с целью тренинга действием указанного механизма изменения личности участника тренинга.
-
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
В групповом социально-психологическом тренинге и групповой психотерапии могут применяться три основные группы методов: