Файл: Учебнометодическое пособие к дисциплине видеотренинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Содержание видеотренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения применения видеозаписи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Формирование групп видеотренинга. Проблемы и принципы отбора участников тренинговой группы. Параметры отбора и комплектования участников тренин­говой группы. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.117-137. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Активность ведущего в процессе видеотренинга. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.65-99, 224-228. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Структура видеотренинга профессиоенально- психологического роста. Этапы видеотренинга профессионально­психологического роста. Структура сеанса видеотренинга. Объективные (внешние) и субъективные (внутренние) критерии оценки эффективности группового социально­психологического обучения. Литература: Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-С.165-215. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.2.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Личностный рост. Понятие личностного роста в психоанализе. Анализ личностного роста в бихевиоризме. Представление о личностного росте в когнитивной пси­хологии. Идея личностного роста в гуманистически ориентиро­ванной психологии. Литература: Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста. Деловое общение и его разновидности. Уровни и структура делового общения. Цели, правила и стили делового общения. Принципы и приемы установление контакта, информи­рование, аргументация, контраргументация, принятие решения и завершение беседы. Литература: Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.Ч.3.- Ростов н/Д:РГУ,2003. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Возникновение группового социально-психологического обучения. Типологии групп социально-психологического обучения. Тренинг психоаналитической ориентации. Тренинг бихевиористической ориентации. Тренинг когнитивистической ориентации. Тренинг гуманистической ориентации. Условия и средства изменения участников тренинга. Факторы изменения участников тренинга. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и в видеотренинге. Игровой метод в видеотренинге. Метод, основанный нв невербальной активности в ви­деотренинге. Профессионально-психологическая компетентность. Структура профессионально-делового общения. Установление контакта в профессионально-деловом общении. Информирование и аргументация в профессионально­деловом общении. Контраргументация в профессионально-деловой бесе­де. Принятие решения и завершения профессионально­деловой беседы. Вопросы в профессионально-деловой беседе. Примерный перечень тем к подготовке программ по видеотренингу Тренинг стадий профессионально-деловой беседы. Тренинг достижений в деловых переговорах. Тренинг преодоления конфликтов в деловом общении. Тренинг мотивации клиентов. Тренинг профессиональных достижений. Тренинг профессиональных решений. Тренинг профессиональной мотивации. Тренинг анализа профессиональных ситуаций. Тренинг понимания и оказания поддержки коллегам. Тренинг выдержки и настойчивости. Тренинг планирования карьеры. Тренинг сотрудничества и конкуренции. Тренинг самопознания в профессиональной деятельно­сти. Тренинг преодоления внутриличностных проблем в профессиональной деятельности. Тренинг мотивации обучения и переобучения. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу Возникновение группового социально-психологического обучения. Преимущества группового социально-психологического обучения. Отличительные признаки группового социально­психологического обучения и групповой психотерапии. Разновидности групп социально-психологического обу­чения. Цели и основные положения «Групп-встреч». Цели и основные положения «Т-групп». Цели и основные положения «Социально­психологического тренинга поведения». Коммуникативная компетентность и ее компоненты. Условия и средства изменения участников тренинга. Роль поддержки в процессе группового тренинга. Самораскрытие в общении, его функции и параметры. Характеристики межличностной обратной связи. Виды межличностной обратной связи. Соотношение самораскрытия и обратной связи. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга. Метод дискуссии и его разновидности. Отличительные особенности игровой деятельности. Операционные и межличностные игры. Концептуальные и инструментальные компоненты пси­ходрамы. Фазы и приемы психодрамы. Состояния «Я» личности и их коррекция в процессе ви­деотренинга. Виды трансакций и их коррекция в процессе видеотре­нинга. Проективный рисунок в групповом тренинге. Психогимнастика и функции психогимнастических уп­ражнений.. Принципы и параметры комплектования тренинговой группы. Функции ведущего в тренинговой группе. Виды активности ведущего в тренинговой группе. Этические аспекты поведения ведущего в процессе тренинга. Понятие о видеотренинге и обратной видеосвязи. Преимущества и ограничения использования видеоза­писи и обратной видеосвязи в групповом тренинге. Этапы и продолжительность проведения видеотренин­га. Структура сенса (занятия) видеотренинга. Критерии эффективности группового видеотренинга. Проблема личностного роста в психоанализе. Проблема личностного роста в бихевиоризме. Проблема личностного роста в гуманистической психо­логии. Проблема личностного роста в когнитивной психологии. Понятие о профессионально-психологическом росте. Деловое общение и его разновидности. Структура профессионально-делового общения. Цели, принципы и уровни профессионально-делового общения. Стили делового общения. Фазы деловой беседы. Подходы к обучению профессионально­ психологическому росту. Принципы установления контакта. Правила и приемы информирования и аргументации. Правила и приемы контраргументации. Правила и приемы принятия решения и завершения бе- седы. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСАПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ № Наименование разделов и тем Всего Часов Аудиторные занятия Самос. работа Лекции Практ. I. Теоретический раздел 1 Основные направления группово­го социально-психологическогообучения 1 1 2 2 Воздействие в групповом соци­ально-психологическом обучении 1 1 2 3 Методы группового социально­психологического обучения 1 1 2 4 Содержание видеотренинга 1 1 2 5 Формирование групп видеотре­нинга 2 6 Активность ведущего в процессе видеотренинга 1 1 2 7 Структура видеотренинга про- фессиоенально-психологического роста 1 1 2 8 Личностный рост 1 1 2 9 Деловое общение как компонент профессионально­психологического роста 1 1 2 II. Практический раздел 10 Практика видеотренинга профес­сионально-психологического роста 5 5 ИТОГО: 14 9 5 18 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

IY. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЭкзаменY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература: 1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика.-М.:Акад.Пр.,2000.-240 с. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.:Прогресс,1993.- 368 с. Сидоренков А.В. Видеотренинг профессионально­психологического роста. Методические указания. В 3-х ч.-Ростов н/Д:РГУ,2003. Дополнительная литература: Аллан Пиз. Язык жестов.-Воронеж:МОДЭК,1992.-218 с. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление лично­сти в общении //Личность. Общение. Групповые процессы (Совре­менные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии).-М.,1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры.-Л.:Лениздат,1992.-С.8-52. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.:Медицина,1989.-С.6-44. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера.-М.:Медицина,1990.-С.12-50,65-88. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.- Л.:ЛГУ,1991. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика.--М.:Наука,1988.-С.216-225. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Пси­хологический журнал.-1989.-Ы1.-С.127-136. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено.-М.:Прогресс,1994.-352 с. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей.- М.,1986.-64 с. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.:Экономика,1987. Панасюк А.Ю. Управленческое общение.- М.:Экономика, 1990.-112 с. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга.-М.:МГУ,1982. Психодрама и групповой процесс /Под.ред.Н.А.Гринберга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.-М.,1993.-220 с. Секреты умелого руководителя /Сост.И.В.Липсиц.- М.:Экономика,1991.-320 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в групповом социально-психологическом обучении//Психологический вестник.Вып.4.-Ростов н/Д:РГУ,1999.-С.219-223. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном об- щении.-М:МГУ,1992.-С.5-42. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, экспери­менты, упражнения.-СПб,:прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-864 с. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения //Психологический журнал.- 1984.-N4. Вспомогательное оборудование: Видеоаппаратура - видеокамера и телевизор.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Сеанс 1: «Название сеанса» (продолжительность сеанса). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Ролевая ситуация: «Название ситуации» (продолжи­тельность ситуации). Задачи ситуации, ее сюжет, основная и вспомогательная роль. Просмотр видеозаписи. Дискуссия по про­игранной ситуации. Тематическая дискуссия: «Тема дискуссии» (продолжи­тельность дискуссии). Задачи дискуссии. Обобщение результатов сеанса (продолжительность обобщения). Разминка: «Название упражнения» (продолжительность упражнения). Задачи упражнения и его основная суть. Сеанс 2: «Название сеанса» (продолжительность сеанса) и т.д. приложение а) График и место проведения тренинга. Психодиагностический материал (если есть). в) Подробное описание запланированных разминочных уп­ражнений и игровых ситуаций. г) Резервный материал разминочных упражнений, игровых ситуаций и тем для дискуссий. ЛИТЕРАТУРА Аллан Пиз. Язык жестов. - Воронеж, 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - Л., 1992. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. 1989. Групповая психотерапия /Под ред. Карвасарского Б.Д.- М., 1990. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. Захаров В.П. Применение социально-психологического тренинга при подготовке руководителей //Совместная деятель­ность: методология, теория и практика. - М., 1988. Ковалев Г.А. Основные направления использования ме­тодов активного социального обучения в странах Запада // Психо­логический журнал. - 1989. - N1. Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопросы психологии.- 1982.- N2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М., Прогресс, 1994. Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных си­туаций в деловом общении хозяйственных руководителей. - М., 1986. Петровская Л.А. Теоретические и методические про­блемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.:Профиздат,1991.-192 с. Психодрама и групповой процесс/ Под ред. И.А.Крин- берга.-М.,1993.-57 с. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М., 1993. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.:Прогресс, 1993.-368 с. Сидоренков А.В. Основные аспекты воздействия в груп­повом социально-психологическом обучении // Психологический вестник.Вып.4.-Ростов /Д:РГУ,1999.-С.219-223. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и ма­лой группы// Психологический вестник.Вып. 3.-Ростов /Д:РГУ,1998.- С.91-94. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагоги­ческого воздействия на учебные группы// Вопросы психологии.- 1998.-N4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.-М. :ФиС,1985. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально­психологического тренинга поведения /Психологический журнал.- 1984.-N4. 21 Riggio,R.E. & Zimmerman,J.(1991). Social skills and interpersonal relationships:influences on social support and a support seeking. In W.H.Jones & P.Perlman (Eds), Advances in personal relationships (pp.133-155). London:Jessika Kingsley Publishers.МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


управлять запросом, получением и выдачей обратной связи (про­извольная регуляция по модели «Окно Джохари»).

Последний вопрос, который необходимо рассмотреть, от­носится к средствам изменения человека (группы). В качестве ис­ходного момента для объяснения развития в отечественной пси­хологии традиционно принято использовать принцип деятельно­сти, согласно которому индивид включается в социальную среду через деятельность, проявляется и развивается в деятельности. Деятельность выступает в качестве средства активного усвоения человеком социального опыта. Еще одним средством развития, помимо индивидуальной и совместной деятельности, считается общение, так как во многих случаях человек способен успешно усваивать новые социальные знания только в процессе общения с другими людьми. Поэтому, следующими возможными направле­ниями психологического воздействия является специальная орга­низация деятельности, а также совершенствование общения меж­ду людьми, что использовалось и используется в настоящее время в психологии и педагогике.

В групповом социально-психологическом тренинге сред­ствами изменения участников также выступает деятельность и общение. В качестве специально организованной деятельности участников используются игровые, дискуссионные методы и мето­ды, основанные на невербальной активности, которыми ведущий может варьировать в широких пределах в зависимости от целей, концепции тренинга и специфики контингента участников. В про­цессе применения этих методов участники вступают в общение друг с другом. С одной стороны, общение выступает внутренне необходимым условием выполнения заданий (например, проигры­вание конкретной ситуации или обсуждение темы), а, с другой сто­роны, общение является основой для обмена опытом, мыслями и переживаниями (например, выдача и получение обратной связи). При этом, ведущий может прямо или косвенно регулировать про­цесс общения между участниками. Например, если члены группы часто критикуют (отрицательная обратная связь) какого-то участ­ника, то ведущий может выразить свое несогласие с членами группы и, тем самым, переключить их внимание на себя или может обратить внимание членов группы на то, что они то же не лишены определенных недостатков.

  1. Движущие причины и механизм изменения участников тренинга.

Одним из ключевых понятий проблемы развития личности (малой группы) является «движущие причины», которые опреде­ляют любое изменение, составляют их исходный момент.


В отечественной психологии, придерживающейся диалек­тического подхода, сложилась традиция рассматривать противо­речия в качестве движущих причин развития, что признается и в зарубежной психологии. Такое понимание функции противоречий берет свое начало от разработанной Ф.В. Гегелем диалектики, центральное место которой занимает закон противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредпола- гающих противоположностей. Поэтому, целенаправленное воздей­ствие предполагает, наряду с условиями и средствами, управле­ние противоречиями, которое может осуществляться в двух аспек­тах.

Первый, традиционный аспект управления противоречия­ми, связан с их профилактикой и преодолением, что является важ­ной практической задачей. Он достаточно хорошо разработан на теоретическом и практическом уровнях, в частности, в групповом социально-психологическом тренинге.

Второй аспект управления противоречиями состоит, на­оборот, в инициировании или обострении имеющихся противоре­чий в целях обеспечения определенного направления и содержа­ния развития личности (малой группы). В психологии сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, общепринято рассматривать противоречия как движущие причины развития, а с другой стороны, теория и практика в основном ориентированы на их преодоление. Имеется ограниченное число работ, которые по­священы обострению противоречий в целях психологического воз­действия. Вместе с тем, очевидно, что существует ряд важных психологических задач, которые можно более успешно решать с помощью обострения противоречий.

Обострение противоречий в группе, в том числе, и тренин­говой группе, предполагает:

  • не прямое, а косвенное воздействие, т.е. воздействие че­рез группу, вызывающее активизацию процессов индивидуальной и групповой саморегуляции;

  • активизацию рефлексии внутригрупповых процессов и пе­реживаний участников тренинга;

- интенсивное изменение личности (малой группы)[18].

Обострение противоречий обеспечивает интенсивное из­менение личности человека в тренинговой группе и более быстрое формирование группы.

В групповом социально-психологическом тренинге и груп­повой психотерапии в качестве источника изменения личности участника могут стихийно возникать или создаваться различные виды противоречий:



а) противоречие между опытом человека, знанием о самом себе и обратной связью, которую он получает от других участников тренинга (этот вид противоречия является ведущим, так как ис­пользуется фактически во всех разновидностях тренинга);

б) противоречие между опытом, установками человека и спецификой обучения в тренинговой группе (противоречие между личностью и условиями функционирования группы);

в) противоречие между знаниями, навыками, умениями че­ловека и задаваемыми в тренинге проблемными ситуациями, та­кими как, например, тематическая дискуссия или игровая ситуация (противоречие между личностью и деятельностью);

г) противоречие между поведением человека в процессе выполнения заданий и поведением других участников или демон­стрируемых с помощью видеоаппаратуры моделей поведения (противоречие между активностью личности и активностью других людей);

д) противоречия, возникающие в межличностных отноше­ниях, общении участников (например, противоречия между пове­дением ведущего и ожиданиями членов группы, что является ха­рактерным для психоаналитических тренинговых групп, между стремлением участника к лидерству и его невысоким статусом в группе).

Однако следует иметь в виду, что обострение противоре­чий необходимо сочетать с их сглаживанием. Например, ведущий должен обеспечивать относительное равновесие между испыты­ваемым участником ощущения неуспеха (обострение противоре­чий) и успеха (сглаживание противоречий) в процессе выполнения заданий.

В качестве механизма изменения личности участника (груп­пы) выступают процессы дезинтеграции, возникающие за счет активизации противоречий, и процессы интеграции, которые про­являются в случае сглаживания противоречий[17]. Этот механизм изначально обозначен в основном законе диалектики - единство взаимоисключающих (дезинтеграция) и одновременно взаимо- предполагающих (интеграция) противоположностей. Следует от­метить, что обозначенный механизм изменения психики человека недостаточно изучен в психологии. Вместе с тем, знание о дейст­вии такого механизма и его последствиях является важным усло­вием успешного проведения любого вида группового социально­психологического тренинга. Этот механизм, в скрытой форме, от­ражен в выделенной К.Левиным модели изменения личности уча­стника тренинга:


  1. "
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Оттаивание" (дезинтеграция) - снижение устойчивости, силы социально неадекватных установок и форм поведения, что, например, осуществляется за счет создания противоречия между опытом человека, знанием о самом себе и обратной связью, кото­рую он получает от других участников тренинга.

  • "Изменение" - участники тренинга пробуют изменить свои неадекватные установки и формы поведения посредством включения в выполнение тех или иных заданий (например, в игро­вые ситуации).

  • "Закрепление" (интеграция) - стабилизация, закрепле­ние тех установок и форм поведения, которые являются наиболее оптимальными с точки зрения адекватности поведения в тех или иных ситуациях (на этом этапе, например, используются различ­ные игровые методы)[8].

    Когда поднимается вопрос о механизме изменения лично­сти, то необходимо учитывать следующие соображения. Во- первых, не следует вкладывать в понятие «дезинтеграция» отри­цательный эмоционально-психологический смысл, так как дезинте­грация является необходимым этапом качественного изменения любой системы, в том числе, личности. Во-вторых, было бы упро­щенным рассматривать процессы интеграции и дезинтеграции как последовательно следующие друг за другом. Не менее возможным является то, что эти процессы протекают одновременно^?]. На­пример, выраженное рассогласование между «образом-Я» и об­ратной связью (дезинтеграция), которую получает участник, может привести к усилению его самоидентификации (интеграция). Нару­шение в процессе тренинга сформировавшегося «образа-Я» (де­зинтеграция) часто сопровождается, особенно на первых этапах, усилением идентификации участника с ведущим, членами группы или зависимости от них (интеграция). В тренинговой группе, осо­бенно более многочисленной, могут возникать подгруппы, что свидетельствует, с одной стороны, об интеграции людей внутри подгрупп, а, с другой стороны, об относительной дезинтеграции группы в целом.

    Важный вопрос заключается в том, чтобы ведущий мог учи­тывать и управлять в соответствии с целью тренинга действием указанного механизма изменения личности участника тренинга.

    1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

    В групповом социально-психологическом тренинге и груп­повой психотерапии могут применяться три основные группы ме­тодов: