Файл: Реализация функций бюрократической системы государственного управления в части управления бюджетными средствами. Преимущества и недостатки системы. Гундоров Александр Владимирович.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реализация функций бюрократической системы государственного управления в части управления бюджетными средствами. Преимущества и недостатки системы.
Гундоров Александр Владимирович
Студент
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
Научный руководитель: Брусенцова Лилия Самимовна
к.с.н. доцент
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
Аннотация: В статье проанализированы преимущества, и недостатки бюрократической системы управления в части управления бюджетными средствами. Сделан вывод о том, что бюрократическая система управления несмотря на свои недостатки является необходимой основой, обеспечивающей, в том числе выполнение контрольных полномочий в области государственных финансов. А также о необходимости развития инструментария финансового менеджмента при оценке организаций-получателей бюджетных средств.
Ключевые слова: Бюрократия, управление, финансы, контроль, полномочия.
IMPLEMENTATION OF THE FUNCTIONS OF THE BUREAUCRATIC SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION IN TERMS OF BUDGET FUNDS MANAGEMENT. ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE SYSTEM.
Gundorov Alexander Vladimirovich
Student
FSOBU HE «Financial University under the
Government of the Russian Federation»
Scientific supervisor: Lilia Samimovna Brusentsova
Ph. D. Associate Professor
FSOBU HE «Financial University under the
Government of the Russian Federation»
Abstract: The article analyzes the advantages and disadvantages of the bureaucratic management system in terms of budget funds management. It is concluded that the bureaucratic management system, despite its shortcomings, is a necessary basis for ensuring, among other things, the implementation of control powers in the field of public finance. And also about the need to develop financial management tools when evaluating organizations that receive budget funds.
Key words: Bureaucracy, management, finance, control, authority.
Введение
Рассматривая бюрократию в государственном управлении можно сделать вывод, что это система, применяемая для эффективного исполнения принимаемых государственным аппаратом решений, в части технической и административной функций государства.
Проявление формализма на государственной службе, следовательно, бюрократии достаточно актуально. Не следовать формализму - значит допустить возможность нарушения закона. Отсюда делаем вывод, что формализм,
обеспечивающий четкое соблюдение закона, это положительный формализм. Следовательно, и бюрократия, используемая государственной службой, в некоторой мере должна быть терпима обществом.
Государственное управление и бюрократия
Бюрократия, согласно теории Вебера, является механизмом реализации превосходства в обществе, легитимность порядка которого основана на вере в легальность приказов, т.е. в то, что приказы отдаются людьми, получившими свои полномочия в соответствии с правилами, установленными по надлежащим процедурам. Такая легитимность основана на вере в процедуры. [1]
Бюрократия – воплощение легальности. Бюрократ имеет право отдавать распоряжения от вышестоящего органа в рамках, которые устанавливает для него безличный порядок. Руководитель органа власти, не волен принять любое решение, которое ему вздумается. Несмотря на пост чиновника, он подчинен безличному порядку, определяющему сферу его полномочий, границы его власти и ответственности. Согласно теории Вебера, бюрократия является более эффективной, чем предшествующие системы управления. Чиновник, четко выполняющий предписания и инструкции, способен точно и качественно решить административную задачу. Бюрократия формирует и постоянно развивает свои практики. Кроме того, обеспечивается четкая иерархия при взаимодействии в рамках государственных органов. [2]
Процесс контроля эффективного использования бюджетных средств, как функция бюрократической системы управления.
Так, как государство является самостоятельным субъектом в условиях рыночной экономики на условиях равенства с остальными участниками рынка, важной составляющей элементов государственного управления является самостоятельность и бюджетная обеспеченность. Финансы даже государственные – это ограниченный ресурс, соответственно требуется специфические регулятивные функции, которыми наделяются специальные органы власти (например, Министерство Финансов, Счетная палата, иное).
Рассмотрим такие функции бюрократии, как контрольные и регулятивные на примере вопроса эффективного использования бюджетных средств.
Вопросы эффективного распоряжения бюджетными средствами всегда имеют большое значение в момент осуществления государственного финансового контроля.
Принцип эффективности использования бюджетных средств, приведенный в статье 34БКРФ, подразумевает, что участники бюджетного процесса, ставят перед собой цель достигнуть требуемого результата с использованием минимального объёма средств, или максимального результата, применяя средства в объеме, предусмотренном бюджетом.
Следовательно, для органа власти становится важным, какая организация будет исполнять работы с точки зрения добросовестности и ответственности, а также репутационных рисков.
Соответственно следует различать организации - получателей бюджетных средств, которые привлечены к работе на условиях возмездности. Ими могут быть хозяйственные общества, привлекаемые через заключение государственных контрактов или бюджетные организации и учреждения в рамках исполнения государственного задания/заказа. Поскольку данные организации не являются получателями средств бюджета непосредственно через бюджетную роспись, требование о соблюдении закрепленного в статье 34БКРФ принципа эффективности к ним нельзя применить впрямую. Об этом свидетельствует вывод Девятого арбитражного апелляционного суда в постановлениях от 01.12.2015г. № 09АП-42351/2015, 09АП-42588/2015.
Исходя из решения п.23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 следует, что контрольному органу потребуется доказать неэффективность расходования бюджетных средств только через процедуры сбора доказательств, подтверждающих ущерб.
Следовательно, чтобы сделать вывод о неэффективном расходовании бюджетных средств, «ревизор» должен подготовить и прикрепить к акту документальные доказательства, подтверждающие нарушение. [3]
Как мы видим из приведенного примера, в представленном случае скорее реализуется функции последующего контроля, а не профилактического, т.е. выявлять факт неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств после, как правило, бессмысленно (деньги уже потрачены, организация потенциальный банкрот). Наличие регулятивных и контрольных функций является не то, что избыточным, а недостаточным. Необходимо развитие инструментария финансового менеджмента при оценке организаций-получателей бюджетных средств в части профилактического контроля (в период заключения/исполнения контракта).
Бюрократическая система государственного управления. Преимущества и недостатки
На основании выше изложенного можно выделить следующие преимущества бюрократической системы управления:
- четкая вертикальная иерархия при взаимодействии в рамках государственного аппарата;
- разделение труда и специализация в бюрократической системе, то есть для каждого сотрудника четко определены сфера деятельности и обязанности;
- наличие рациональных и эффективных регламентирующих действия служащих документов, а следовательно прогнозируемость действий;
- обеспечение решения государственных задач за счёт централизованной структуры;
Несмотря на выше сказанное нельзя не отметить недостатки бюрократической системы, а именно:
- отсутствие универсальных критериев оценки результативности работы государственных учреждений;
- отсутствие заинтересованности работников системы в наиболее эффективных решениях;
- не заинтересованность в реформах. Служащие ограничены нормативной документацией в распределении бюджетных средств, а значит инновации в данной области вызывают трудности, не смотря на возможное улучшение качества работы. Следствием этого является стремление бюрократии к стабильности. [5]
Вывод
Непосредственно одной из основополагающих функций бюрократии является возможность воплощать решения исполнительной и законодательной власти.
Кроме того функциями бюрократии являются информационное и аналитическое обеспечение политического руководства, поддержка политической стабильности. От состояния бюрократического аппарата во многом зависит становление правового государства.
Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, можно говорить о бюрократии, как о весомой политической силе, так, как она обладает центральной ролью в государственном управлении.
Следовательно, бюрократия, в силу выполнения административных функций, владеет необходимыми полномочиями и получает возможность «по своему» усмотрению решать важные задачи, то есть самостоятельно принимает решение о выборе пути, средств и способов достижения поставленных целей. То есть бюрократия обладает властным потенциалом.
Ввиду существующих недостатков возможно негативное перерождение существующей рациональной системы государственного управления в бюрократизм.
Список литературы:
1. Кабашов, С.Ю. Бюрократия. Теоретические концепции. Учебное пособие / С.Ю. Кабашов. -М: Флинта , 2017. - 102 с.
2. Вебер М. (2016) Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии: в 4 т. т. 1. Социология. М.: ГУ ВШЭ, 2016. - 444 с.
3. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права/ И.А. Покровский. -М.: Статут, 2020. -351 с.
4. Быкова, Т.А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учебное пособие/ Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина . -М.: Инфра-М, 2021. - 304 с.
5. Ожиганов, Э.Н. Макс Вебер: инвариантность господства: монография/ Э.Н. Ожиганов. -М.: Инфра-М, 2020. - 179 с.