Файл: Информационные банковские системы структура и её программнотехническая реализация. Глава 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План

Глава 1. Информационные банковские системы – структура и её программно-техническая реализация.

Глава 2. Анализ информационной банковской системы Моделью для исследования является Северный банк Сберегательного Банка РФ.

Введение

Безопасность банковской системы в целом, и каждого отдельного банка, является самой засекреченной информацией в мире, конечно после военной тайны. Финансовые секреты – лакомая добыча заинтересованных организованных групп. От иностранных государств и до преступных элементов, имеются желающие получить незаконным способ текущую информацию. Если в частном банковском секторе утечка секретной информации может привести к банкротству или потерям клиентов, то в государственном масштабе может привести к полному коллапсу всей финансовой системы, что является одной из главных целей подрывной войны против нашего государства. Из истории развития мировой банковской системы, имеется несколько фактов того, что когда секретная информация становилась достоянием конкурентов, то происходило крушение банковской системы. Одним из примеров имеется крушение крупнейшего банка Венецианской республики, после ого, как через шпионов была добыта информация о крупнейших вложениях. Это было крупнейшей финансовой победой знаменитых Медичи. Точно также в позднейшей истории были факты крахов банков Ост-индийской компании, и в других известных странах Европы, таких как французский банк Ротшильдов. В современной истории хищение банковской информации принимает другую сторону, в век главенствования всемирной сети Internet, с помощью очень профессиональных людей в информационных технологиях, владеющих способами использования ошибок программного обеспечения, становится очень лёгкой задачей. С помощью хищения информации с банковских карт, происходят списания немаленьких денежных сумм с лицевых счетов клиентов банка. Также имеется не мало фактов, когда злоумышленники используя социальную психологию получают конфиденциальную информацию от сотрудников определённого банка, и с помощью полученных прав используют информацию в своих целях. Также хакеры похищая, с помощью технических средств, аккаунты пользователей банковских услуг распространяемых при помощи пластиковых карт, снимали с текущих счетов большие денежные суммы. Приведённые примеры показывают, что при любом техническом прогрессе, используя новейшее программное обеспечение, которое при его эксплуатации допускает появление ошибок при обработке операций, можно получить определённые успехи в проникновении в информационные сети банковского управления. Можно сформулировать мечту современного хакера – с помощью пластиковой карты высокого статуса получить допуск к информационной банковской системе, и прикрываясь легальным допуском использовать права для управления финансовыми потоками. Настоящий дипломный проект посвящён изучению используемых систем информационной безопасности банковских операций при использовании Сберегательного Банка Северный филиал, г.Ярославль. В 1 главе настоящего дипломного проекта рассмотрены история создания информационных систем банковской структуры, её прогресс, пример построения корпоративной информационной сети, а также рассмотрены потенциальные угрозы и проблемы возникающие при эксплуатации информационных систем. Во 2-ой главе рассматривается «идеальная» структура построения информационной банковской системы, её примерная работа (так как если рассматривать фактическую систему работы, то это является разглашением конфиденциальной информации), и предложения об улучшении её работы с небольшим теоретическим проектом. В заключении подробно рассмотрены полученные выводы об информационных системах банковских структур, её работе, потенциальных угрозах. Актуальность этой работы связана с тем, что в быстроизменяющемся мире происходят различные процессы могущие различными способами модифицировать имеющиеся структуры. Также она показывает, как воспитан технический специалист с профессиональной точки зрения.


Глава 1. Информационные банковские системы – структура и её программно-техническая реализация.

    1. История возникновения банковской системы и её информационной системы. Структура развития коммерческих банков и государственной финансовой системы, объединённой в государственную банковскую систему, идёт по возрастающей восходящей. Опираясь на исторические истоки, видно что превращение меновой системы в компонент превращения материальной формы к её эквиваленту в серебряной мере, а позже золотой, стало прообразом финансовой системы. Она образовалась в течении древнейшей истории, основным  фундаментом которой было сбор налогов с населения, когда натуральный продукт был приравнен к официально принятому денежному эквиваленту. Налоговые сборы шли в казну государства, из которой собранные денежные средства тратились, в основном, на государственные нужды, и частично на удовлетворение нужд правящего класса. Эта устоявшаяся система существовала в течении всей древнейшей истории, в разных известных государствах – Древний Вавилон, Древний Египет, Древняя Греция, Персидское царство, Индийские княжества, Китайская Империя, Государства Ацтеков и Инков. Но при историческом прогрессе первые банковские системы стали появляться в средневековой Европе, при начале крестовых походов. Просвещённая Византийская империя, имея колоссальные доходы, не смогла преодолеть ступень в следующем финансовом развитии, которое заключалось в объединении гильдий менял в гильдию хранения, накопления и приумножения денежных средств. Такими центрами финансовых систем стали Венецианская и Генуэзские республики. Именно в них возникли первые банки, в которых крестоносцы хранили свои денежные средства, а также полученную добычу. Используя полученный опыт, коммерческие банки стали возникать и в других средневековых странах. Тогда же стали появляться шпионские центры по добыче ценной информации о крупнейших вкладчиках, с целью последующего изъятия денежных средств в свою пользу. Таким образом, в течении всего исторического развития Европейских государств, параллельно с ними развивались и коммерческие банки. История возникновения государственных банков началась с середины 17 века. Именно в это время, при достижении полнейшей централизации государств, при фискальной системе, стали возникать государственные банки. Их основным определением было управление финансами государства с целью его дальнейшего развития при промышленном развитии. Собираемые налоги скапливались в казне государства, потомком которой стали государственные банки, которые под управлением особо доверенных людей царствующих особо того времени вкладывались в развитие экономики государств. Именно эти государственные образования, стали главной целью финансовой разведки государств – противников. Сама система работы коммерческого банка со вкладчиками стала формироваться именно в это время. В структуре появилось правление, так как один человек, не мог создать банк, в него входило несколько человек – учредителей. Так как денежные средства получали от населения, то сформировалась структура работы со вкладчиками. Эта структура принимала денежные средства на определённый срок – взамен вручая заверенные расписки, и выдавала на определённый срок – так же вручая заверенные расписки. Так как банк не мог работать без прибыли, то на такие операции начислялись проценты, или ростовщичество. Кроме того, в структуре появилась система филиалов, отделения банка открывались во всех крупных городах страны, и они могли принимать для оплаты расписки выданные разных городах. Также создался отдел валютных операций, обмен одной валюты на другую. И коммерческий отдел – сами денежные средства вкладывались в развитие либо предприятий, либо торговли, либо снаряжались морские караваны для открытия новых земель. Рисунок 1 Структура коммерческого банка в период новой истории    1.1. Современное развитие банковской структуры и формирование информационных потоков При дальнейшем историческом развитии, в связи с промышленной революцией и освоением Нового Света, а так же развитием торговли, параллельно развивалась и банковская система. С развитием колониальной системы, коммерческие банки открывали свои филиалы и представительства в новых городах и странах. Это способствовало тому, что развивалась система получения отчётов и приказов между метрополией и дочерней структурой. Для этого в структуре создавались новые отделы с функциями издания, получения и хранения отчетно-финансовой документации. Так же стало развиваться акционерное направление связанное с выпуском и размещением на вновь образованной бирже акций предприятий. Так как акции представляли собой гарантийную бумагу с передачей части стоимость предприятия новому владельцу, то были созданы отделы по работе с биржами и размещением акций. Обособленно было выделено бухгалтерское обеспечение деятельности банка. И соответственно возрос поток обмена информацией между структурными подразделениями и созданием полного отчёта для предоставления в правление банка.   Эта структура сохранилась практически без изменения до середины ХХ века, пока не стали применяться Электронно-Вычислительные машины. Это создало новые возможности в обработке коммерческой информации. С развитием электронных технологий нашло своё применение и революционная система внутренних сетей для централизованного получения и хранения информации. Дальнейшее развитие системы обработки информации, появление персональных ЭВМ и объединение рабочих мест в отделах в локальные сети, и дальнейшее объединение отдельных локальных сетей обмена информации в общую сеть предприятия создало полноценную современную структуру банковских информационных потоков. Рисунок 3 современная структура банковской системы обмена информации Потоки информационной системы финансово-кредитного учреждения, на данный момент, характеризуются направлением, структурой, периодичностью, видом носителя данных, способом индикации, степенью взаимосвязи потока, объёмом, плотностью отдельных сообщений, методом образования, способом и степенью использования данных потока[1]. 1.2. Возможности предоставляемые корпоративными информационными сетями. Корпоративная сеть может предложить следующие возможности:


·   Единое информационное пространство; ·   Оперативность получения информации и возможность формирования консолидированных отчётов уровня предприятия или объединения предприятий;

·   Централизация финансовых и информационных потоков данных;

·   Возможность оперативного сбора и обработки информации;

·   Снижение затрат при использовании серверных решений. Переход решений от рабочих групп на решения на уровне предприятия;

·   Возможность обработки мультимедийных потоков данных между офисными площадками;

·   Снижение затрат на связь между подразделениями фирмы, организация единого номерного пространства;

·   Возможность организации системы видеонаблюдения на основе IP сети предприятия. Название корпоративная сеть появилось в силу того, что под понятием корпорация стали подразумевать объединение большого количества пользовательских станций используемых в одном конгломерате профессиональной деятельности.          При создании корпоративных сетей используются различные технологии или их комбинации: от кабельных и беспроводных систем до инновационных технологических решений. К ним относятся специальные решения на уровне серверных станций, специального программного обеспечения, развития технологий защиты данных от хищения и вирусной опасности, а также противодействие промышленному шпионажу. Чаще всего для достижения оптимального решения используют комбинацию нескольких технических решений, у каждого из которых есть свои преимущества и недостатки. В настоящее время в корпоративные сети могут входить не только отдельные рабочие группы, локальные вычислительные сети, но и удалённые подразделения, объединённые общей сетью Internet или выделенными каналами. Удалённый доступ к используемым ресурсам предприятия могут получить, предварительно получив разрешение и право доступа, как партнёры организации, так и сотрудники вне офиса. Одним из факторов широкого применения корпоративных сетей, стало распространение удалённых сотрудников, которые исполняют свои обязанности территориально не находясь на своём рабочем месте. Эта инновация даёт возможность предприятиям сокращать работников на местах, переводя их на должности удалённых работников. При этом используется эффективная обеспеченная информационная безопасность и защита сервисов и услуг, предоставляемых авторизованным пользователям, от несанкционированного доступа и атак, направленных на выведение сервисов из строя. Также большое влияние на бизнес процессы оказано в структуре аутентификации и авторизации большого числа клиентов обращающихся на серверы предприятий из вне и внутри. Здесь имеется применение новых методов проверки легальности пользователей. Из этих особенностей появились основные характеристики корпоративных сетей. Это требования предъявляемые к ним, главное из них: обеспечение пользователям возможности оперативного доступа к разделяемым ресурсам всех компьютеров, объединенных в сеть. Из этого требования, вытекают и другие – по производительности, надежности системы, безопасности доступа и обработки, управляемости и конфигурируемости, совместимости с различными версиями, расширяемости, масштабируемости и прозрачности. Качество предоставления услуг корпоративной сетью определяется тем, насколько полно выполняются эти требования, особенно по производительности и надежности. Из удовлетворения этих требований и формируется оценка эксплуатации корпоративной информационной сети. 1.2.1.  Типовая структура корпоративной сети Для корпоративных сетей крупных предприятий или высшего ранга являются характерными черты:


·   Масштабность – включают в себя сотни и тысячи рабочих станций, наличие удаленных станций для работы сотрудников, десятки и сотни серверов, большие объемы компьютерных и мультимедийных данных, множество разнообразных приложений;

·   Гетерогенность – возможность использования различных типов компьютеров и рабочих станций, коммуникационного оборудования, операционных систем и приложений;

·   Использование территориальных сетей связи – удаленные филиалы и отделения соединяются между собой и центральным офисом с помощью телекоммуникационных средств, в том числе телефонных каналов, радиоканалов, спутниковой связи; ·   обеспечение поддержки различных видов трафика, организация виртуальных локальных сетей для оперативного взаимодействия сотрудников предприятия в рамках рабочих групп «по интересам», управляемость, расширяемость, масштабируемость, безопасность информации в сети. Корпоративная сеть для крупномасштабной корпорации обычно состоит  из нескольких локальных сетей (подсети) и серверов, управляющих связей между ЛКС. Каждая ЛКС обслуживает отдельного подразделения илифилиала корпорации. Для организации связи между удаленными подразделениями строится магистральная сеть.  Может быть выполнена в виде выделенной линии, оптико-волоконной линией или с использованием виртуальной сети. Для выхода на магистральную сеть используется сеть Internet. Серверы обращений управляют связями между центральным сервером и локальными серверами. Корпоративные серверы выполняют такие функции как: работа с центральной базой данных (сервер БД), управление электронным документооборотом, управление электронной почтой, управление выходом в Internet и т.д. 1.2.2.  Защита корпоративных информационных сетей К защите корпоративных сетей, от несанкционированного доступа, хакерских атак, изменения данных и других опасных методов предлагаются две достаточно больших и независимых групп технических решений примененных к информационным технологиям.

·   Технология обеспечения гарантированного уровня транспортного обслуживания (качества сервиса) для корпоративного трафика, транспортируемого через публичные сети;

·   Технология обеспечивающая необходимые гарантии информационной безопасности(конфиденциальности и целостности) корпоративных данных, передаваемых через публичные сети. Так как приняты корпоративные  сети на основе VPN, то к первой группе имеют отношения специализированные технологии управления качеством обслуживания RSVP, DiffServ, MPLS, и базовые технологии построения публичных сетей скорректированные встроенными элементами поддержки QoS. Для второй группы VPN-технологии, имеется отличие в том, что выполняется функция авторизации абонентов корпоративных сетей и функций криптографической защиты передаваемых данных. К этой группе относятся различные реализации механизма инкапсуляции стандартных сетевых пакетов канального (PPTP, L2F, L2TP) сетевого (SKIP,IPSec/IKE) и уровней модели OSI/ISO(SOCKS, SSL/TLS). Исходя из этого предусматривается построение VPN на базе сетевой ОС, что является достаточно удобным и дешевым средством создания защищенной инфраструктуры виртуальных каналов. Или построение VPN на базе маршрутизаторов, наиболее практичным является использование решений на базе CISCO. Вне зависимости от выбора системы построения, защита данных является приоритетной задачей службы безопасности корпоративной сети. Дополнительно использующей разные антивирусные меры защиты основанной на разработках производителей ПО антивирусов.


1.3. Анализ угроз и проблем информационной безопасности информационным системам 1.3.1.  Потенциальные угрозы информационной безопасности К потенциальным угрозам могущим нанести огромные финансовые и имиджевые убытки, по классификации служб информационной безопасности, могут относится следующие классы: Получение доступа к сетевым сервисам используемым при работе банка и его офисов через открытые сети:

·   Несанкционированный доступ к ресурсам и данным системы (подбор пароля, взлом систем защиты и администрирования, действия от имени чужого лица (маскарад)); ·   Перехват и подмена трафика (подделка платежных поручений, атака типа «человек посредине»);

·   IP-спуфинг (подмена сетевых адресов); ·   отказ в обслуживании;

·   атака на уровне приложений;

·   сканирование сетей или сетевая разведка;

·   использование отношений доверия в сети. Целенаправленные атаки на финансовые сообщения и финансовые транзакции:

·   раскрытие содержимого;

·   представление документа от имени другого участника;

·   несанкционированная модификация;

·   повтор переданной информации.

Хакерские атаки:

·   рассылка спама и внедрение вредоносных программ посредством электронных писем с предложениями сотрудничества;

·   перехват и перенаправление сетевого трафика на поддельные сетевые ресурсы с целью завладения ценной информацией;

·   DDOS-атаки с целью переполнения стека информации и автоматического его закрытия управляющим сервером, что приводит к полной потере трафика.

Данные угрозы могут возникнуть в силу разных причин, а также могут являться следствием плохой организации производственного процесса. К ним относятся - слабая готовность персонала, обслуживающего технические средства обработки информации, отсутствие необходимых средств контроля и информационной защиты, отсутствие или неполная проработка концепции информационной безопасности организации, а также неадекватная реализация предписаний политики: неумение реализовать систему разделения доступа, обновления паролей и ключевых слов, а также неспособность или неподготовленность осуществить администрирование и настройку использующихся сетевых сервисов.