Файл: Учебнометодические материалы для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2027

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Для дальнейшего развития государства, что необходимо поднимать в первую очередь: дух народа или экономику?

  2. Государство необходимо для того, чтобы обеспечить рай на земле, или для того, чтобы уберечь народ от ада?

  3. Какие конкурентные преимущества есть у Российского государства?

  4. Какое соотношение властей наиболее оптимально для России?

  5. Пути развития федерации в России.

  6. Каковы особенности развития социального государства в России?

  7. Какие направления народовластия следует развивать в России?

  8. Пути развития правового государства.

  9. Пути развития демократии в России.

  10. Свобода и ответственность человека в государстве.


Темы домашних заданий


  1. Власть и ее роль в жизни общества.

  2. Россия – правовое государство.

  3. Россия – социальное государство.

  4. Федерация: понятие и типы.

  5. Россия – федеративное государство.

  6. Россия – светское государство.

  7. Россия – суверенное государство.

  8. Россия – демократическое государство.

  9. Осуществление народом своей власти через органы местного самоуправления.

  10. Республиканская форма правления в России.

  11. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа.

  12. Идеологическое многообразие в Российской Федерации.

  13. Сущность государства.

  14. Социальная основа государства.

  15. Методы осуществления государственной власти.

  16. Политическая система общества.

  17. Власть и социальные нормы догосударственного периода.

  18. Соотношение государства с обществом.

  19. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

  20. Закономерности развития государства.

  21. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

  22. Современные подходы к типологии государства.

  23. Рабовладельческие государства.

  24. Феодальные государства.

  25. Буржуазные государства.

  26. Социалистические государства.

  27. Форма государства современной России.

  28. Ценность государства в современном мире.

  29. Национально-государственное и административно-территориальное устройство.

  30. Борьба с коррупцией в современной России.


Вопросы-тесты
1. Власть – это: 1) организованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок в обществе; 2) надстройка общества; 3) общность людей, характеризующаяся экономи­ческим и духовным единством; 4) политическая, структурная и террито­риальная организация общества.


2. В понятие «публичная власть» входят: 1) профсоюзы; 2) религиозные организации;

3) органы принуждения; 4) политические партии.

3. Укажите, какая из теорий объясняет происхождение государства как результат добровольного соглашения людей:

1) теологическая; 2) патриархальная; 3) общественного договора; 4) классовая.

4. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор цитаты: «...Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых»:

1) теологической; 2) психологической; 3) историко-материалистической; 4) естественно-правовой (договорной).

5. Кто из перечисленных авторов развивал «психологическую теорию» происхождения государства и права?

1) Петражицкий, Фрезер, Тард; 2) Гроций, Гоббс; 3) Аристотель, Фильмер.

6. Какая теория происхождения государства связана с разрастанием семьи?

1) марксистская; 2) договорная;3) патриархальная;4) органическая; 5) насилия.

7. Укажите, какого типа государства не существовало:

1) первобытного; 2) рабовладельческого; 3) феодального; 4) социалисти­ческого.

8. Укажите неверный ответ: Факторами, определяющими тип государства при цивилизационном подходе, являются: 1) традиции и обычаи; 2) культурные ценности общества; 3) менталитет населения; 4) способ производства.

9. Формационный критерий позволяет выделить следующие основные типы государства: 1) традиционное, индустриальное и постиндустриальное; 2) рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое; 3) древние, средневековые, нового времени, современные; 4) светские и религиозные.

10. Назовите форму правления, при которой правительство об­разуется на парламентской основе и несет политическую от­ветственность перед парламентом:

1) дуалистическая монархия; 2) парламентская республика; 3) президен­тская республика; 4) смешанная республика.

11. Укажите, какое суждение выражает содержание президен­тской республики:

1) в государстве имеется президент; 2) президент имеет право распускать парламент;

3) президент является главой государства и правительства; 4) президент не может быть привлечен к ответственности.



12. Укажите, в чем заключается отличие унитарного государ­ства от федеративного:

1) в наличии двух уровней государственного аппарата; 2) в том, что субъект суверенитета – народ; 3) в наличии двойного гражданства; 4) в существова­нии одноканальной налоговой системы.

13. Укажите, какие из указанных образований не входят в механизм (аппарат) государства: 1) профсоюзы; 2) законодательные органы власти; 3) исполнительные орга­ны власти; 4) правоохранительные органы.

14. Признаком правового государства является: 1) гуманизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) сбор налогов.

15. Ветвь власти, не занимающаяся управлением и не издающая законы, но их применяющая, называется:

1) исполнительной; 2) парламентской; 3) законодательной; 4) судебной.

16. Суверенитет государства означает: 1) целостность государства; 2) независимость от других государств; 3) принадлежность государства к союзу государств.

17. Представительные органы власти в теории государства и права принято называть:

1) правительствами; 2) префектурами; 3) парламентами; 4) судами.

18. К полномочиям исполнительной власти в правовом государ­стве относится:

1) принятие основных законов, регулирующих общественную жизнь; 2) рассмотрение уголовных дел, имеющих особенно важное общественное значение; 3) издание различных нормативных актов, необходимых для реализации принятых парламентом законов и регулирующих текущую жизнь общества; 4) осуществление правосудия по гражданским делам.

19. В правовом государстве законы принимаются: 1) президентом; 2) конституционным судом; 3) парламентом; 4) совещани­ем глав основных ветвей власти.

20. Укажите, какой из признаков отличает государство от дру­гих организаций современного общества:

1) организация населения по территориальному признаку; 2) монополия на легальное применение насилия; 3) официальные атрибуты (герб, флаг, гимн); 4) все вышеперечисленное.

21. Определение «Характер взаимоотношений власти и подвластных, выражающихся в добровольном признании ценности власти со стороны подвластных субъектов» относится к понятию:


1) политический плюрализм; 2) законность государственной власти; 3) легитимность государственной власти; 4) состояние слияния челове­ка и политической структуры.

22. Какая власть воспринимается населением как правомерная и спра­ведливая?

1) любая политическая власть; 2) легитимная власть; 3) легальная власть; 4) харизматическая власть.

23. Выберите верный вариант ответа:

1) легитимность и легальность власти – совпадающие понятия; 2) легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответ­ствие правовым нормам; 3) легитимность означает юридическое обосно­вание власти, ее соответствие правовым нормам.

24. Республика – это:

1) форма государственного устройства; 2) тип государства; 3) форма правления.

25. Форма правления – это: 1) совокупность приемов и методов осуществления государственной власти; 2) способ организации верховной власти в стране; 3) территориальное строение государства.

Тема №2 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА
ПЛАН ЗАНЯТИЯ


  1. Понятие права, его признаки.

  2. Принципы и функции права.

  3. Право в системе нормативного регулирования.

  4. Происхождение и сущность права.

  5. Понятие и виды источников права.

  6. Понятие, принципы и виды правотворчества.

  7. Систематизация нормативных правовых актов.

  8. Правовая норма: понятие, структура, виды.

  9. Типы права и правовые системы (семьи).

  10. Система права.

  11. Правовые отношения.

  12. Юридические факты и их классификация.

  13. Реализация правовых норм.

  14. Понятие и виды толкования правовых норм.

  15. Правовое сознание и правовая культура.

  16. Правомерное поведение: понятие, структура, виды.

  17. Правонарушение, его состав и виды.

  18. Понятие и виды юридической ответственности.


Темы домашних заданий


  1. Акты применения норм права: понятия, виды.

  2. Аналогия права и аналогия закона.

  3. Виды субъективных прав человека.

  4. Гарантии законности и правопорядка.

  5. Законность и правопорядок в современном российском обществе.

  6. Законность, правопорядок, дисциплина.

  7. Злоупотребление правом.

  8. Механизм правового регулирования.

  9. Нравственные начала в праве и их историческое развитие.

  10. Поведение людей и право

  11. Понятие и виды юридических обязанностей.

  12. Право и закон.

  13. Право и мораль.

  14. Право и обычай.

  15. Право и религия.

  16. Право и социально-технические нормы.

  17. Правовая аксиома.

  18. Правовая презумпция.

  19. Правовая фикция.

  20. Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления.

  21. Правовой идеализм и правовой нигилизм.

  22. Правомерное поведение: понятие, виды.

  23. Причины правонарушений и пути их устранения.

  24. Пробелы в праве и способы их преодоления.

  25. Проблема правовой идеологии в современной России.

  26. Роль государства и права в обеспечении национальной безопасности.

  27. Соотношение национального и международного права.

  28. Соотношение права и государства.

  29. Социальное назначение права.

  30. Эффективность правового воздействия.


Вопросы-тесты
1. Укажите, какая правовая семья имеет второе название – «семья общего права»:

1) романо-германская; 2) англосаксонская; 3) мусульманская; 4) африканская.

2. Исключите положение, не входящее в понятие «система права»: