Файл: Иппо1 223з Научный стиль речи Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИППО-1 223з

Научный стиль речи

Цель: точно передать научную информацию, сообщить сведения, имеющие познавательный характер, назвать научные факты, объяснить, доказать научную точку зрения.

Особенности:

  • объективность изложения;

  • подчёркнутая логичность;

  • точность формулировок;

  • доказательность.

Лексические средства: термины, общенаучная лексика.

Морфология:

  • Преобладание имени существительного над другими частями речи.

  • Широкое использование абстрактных сущ. ср. рода

  • Употребление указательных местоимений.

  • Употребление причастий и деепричастий.

Синтаксис: грамматически полные предложения, повествова­тельные невосклицательные предложения с прямым по­рядком слов.

Жанры научного стиля:

  • диссертация

  • научный доклад, статья;

  • монография

  • аннотация

  • тезисы

  • лекция

  • курсовые и дипломные работы студентов;

  • энциклопедия, учебник, справочник и пр.

Пример: ель европейская — это вечнозеленое хвойное дерево из семейства сосновых. В благоприятных условиях ель вырастает в высоту до 50 м. Продолжительность жизни ели составляет триста-четыреста лет.

Публицистический стиль речи

Цель: воздействовать на общественное сознание, информируя широкие круги населения о важнейших событиях современности.

Особенности:

  • актуальность

  • оперативность

  • информативность

  • объективность

  • призывность

  • сочетание логичности с образностью

  • открытая оценочность

  • рекламность

  • ясность

  • четкость

  • доступность

  • стандартность

  • образ автора

Лексические средства:

  • сочетание лексико-стилистической особенности научного сочинения и ораторской речи

  • сочетание непринужденной живой разговорной речи и четкой упорядоченности литературного языка

  • тропы

  • эмоционально-экспрессивная лексика

  • афоризмы

  • чужая речь

Морфология:

  • преобладают формы настоящего времени глаголов в повелительном и условном наклонении

  • употребляются междометья

  • использование превосходной степени прилагательных, использование колоративных прилагательных для выражения позиции автора.

  • использование настоящего времени глагола.


Синтаксис:

  • Вопросно-ответные конструкции как действенная форма оживления речи: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов).

  • Эллиптические предложения (безглагольные фразы): Банки – не только для банкиров;

  • В публицистическом стиле употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращениями, повторами; назывные предложения

  • Риторические вопросы

Жанры публицистического стиля:

  • Газетные:

  • Очерк

  • Статья

  • Репортаж

  • Ораторские:

  • Дебаты

  • Выступление на митинге

  • Тост

  • Телевизионные:

  • Аналитическая программа

  • Диалог в прямом эфире

  • Информационное сообщение

  • Коммуникативные:

  • Пресс-конференция

  • Телемост

  • Рекламные:

  • Объявление

  • Плакат

  • Лозунг

Пример: ученым лаборатории Х удалось совершить нечто! После долгих стараний они все-таки вывели животное, которое сочетает в себе черты внешности и характера как кошки, так и собаки. Этот зверь одновременно верный и своенравный. Он способен защитить своего хозяина, но сделает это не открыто, а хитро, выждав нужный момент. С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут самыми лучшими друзьями в каждой семье.

Художественный стиль речи

Цель: воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей.

Особенности:

  • Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.

  • Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.

  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.

  • Эмоциональность. Художественный текст наполнен эмоциями.

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.

  • Выразительность. Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.


Лексические средства:

  • неприятие шаблонных слов и выражений;

  • широкое использование слов в переносном значении;5) наличие эмоционально-окрашенных слов.

Морфология:

  • использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;

  • частотность глаголов;

  • незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;

  • формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных;

  • широкое употребление прилагательных и наречий.

Синтаксис:

  • использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;

  • широкое использование стилистических фигур.

Жанры художественного стиля:

  • Эпос:

  • Басня

  • Былина

  • Новелла

  • Легенда

  • Очерк

  • Повесть

  • Рассказ

  • Роман

  • Сказка

  • Эпопея

  • Лирика:

  • Гимн

  • Инвектива

  • Мадригал

  • Ода

  • Песня (песнь)

  • Послание

  • Романс

  • Сонет

  • Стансы

  • Стихотворение

  • Стихотворение в прозе

  • Элегия

  • Эпиграмма

  • Эпитафия

  • Драма:

  • Водевиль

  • Драма

  • Комедия

  • Мелодрама

  • Скетч

  • Трагедия

Пример:

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка,»- сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил свои игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то тоже золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

-Что это за городок? — спросил Миша.

-Это городок Динь-динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…

Из сказки «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского