Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 953
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которые установлены законодательством, однако не включает в предмет надзора данные об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов государственной охраны. Таким образом, имеют место разные подходы законодателя к определению пределов надзора.
Необходимо отметить, что ни в Законе о прокуратуре, ни в Законе об ОРД не определено, вправе ли прокурор по своему усмотрению, т. е. в отсутствие всякой информации о фактах нарушения за "кона со стороны должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, проводить проверки. Данное обстоятельство позволяет говорить о возможности проведения прокурором проверок и в отсутствие информации о нарушениях закона. Вместе с тем ст. 5 Закона об ОРД предусмотрено, что лицо, которое полагает, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обратиться с жалобой на эти действия в том числе к прокурору, который, в свою очередь, в силу требований той же статьи обязан принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, возмещению причиненного ущерба.
Наконец, говоря о пределах надзора, следует отметить, что они определяются также территориальной или пообъектной компетенцией соответствующих территориальных и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, о чем речь пойдет при раскрытии вопросов организации надзора в рассматриваемой сфере.
При осуществлении надзорной деятельности важное значение имеет четкое представление о полномочиях, которые вправе применять в рассматриваемой сфере уполномоченный прокурор. В ст. 30 Закона о прокуратуре содержится отсылка к другим федеральным законам, т. е. законодатель исключил данный законодательный акт из числа правовых регуляторов прокурорских полномочий. Статьей 21 Закона об ОРД определено, что по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ. В отношении возможности получения сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, было сказано выше.
Закон возлагает на прокуроров обязанность обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах. Согласно ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» сведения в области ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, относятся к государственной тайне, что возлагает на прокуроров повышенные требования к обеспечению режима неразглашения.
Рассмотренное полномочие относится к кругу направленных на выявление нарушений законов, однако иных правовых возможностей прокуроров Закон об ОРД более не оговаривает. Вместе с тем в п. 9 приказа Генпрокурора РФ от 15.02.2011 № 33 определено, что "уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, обязан:
— знакомиться с представленными подлинными оперативнослужебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативнотехнических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные НПА, регламентирующие порядок проведения ОРМ;
— получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений закона;
— требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
— опротестовывать противоречащие закону НПА органов, осуществляющих ОРД, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
— выносить по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
— вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
Статьей 21 Закона об ОРД предусмотрено, что неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность. Как правило, речь может идти о вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (см. об этом параграф 14.3 курса).
В контексте взаимоотношений прокуроров и органов, осуществляющих ОРД, необходимо упомянуть о предусмотренном ч. 1.2 ст. 18 Закона о противодействии терроризму праве ГенпрокурораϰРФ или подчиненных ему прокуроров при получении от органов, осуществляющих ОРД, материалов, свидетельствующих об отсутствии достоверных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества, в порядке, установленном законодательством РФ о гражданском судопроизводстве, обращаться вϰсуд с заявлением об обращении в доход России денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Пунктом 15 приказа Генпрокурора РФ от 15.02.2011 № 33 предписано начальникам управлений Генпрокуратуры РФ в федеральных округах, прокурорам субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур информацию по итогам полугодия и года о состоянии законности при осуществлении ОРД поднадзорными органами с результатами надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) представлять к 25 января и 25 июля в соответствующие подразделения Генпрокуратуры РФ, а военным прокурорам окружного звена в те же сроки направлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.
Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия закреплен в Законе о прокуратуре как одно из основных направлений (отраслей) надзорной функции прокуратуры. Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора определены ст. 30 Закона о прокуратуре, установившей, что такие полномочия устанавливаются УПК РФ и другими федеральными законами, а указания Генпрокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
К числу «других федеральных законов», о которых говорится в приведенной ст. 30, прежде всего следует отнести сам Закон о прокуратуре. Статьей 29 Закона определен предмет надзора прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Следовательно, прокуратура свойственными ей методами в рамках предмета, определенного федеральным законодательством, уполномочена осуществлять надзор за законностью всей процессуальной деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, в полном объеме.
Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия правомерно отождествлять в качестве составной части надзора за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность должна осуществляться исключительно на основе закона.
Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам.
Прокурор обязан осуществлять надзор за процессуальной деятельностью всех органов дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной подчиненности. Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (например, по отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, утверждению обвинительного заключения и обвинительного акта и направлению уголовного дела в суд, возвращению уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия).
Субъектами, за законностью деятельности которых осуществляется надзор, являются все работники органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, действия или бездействие которых могут влиять на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность принимаемых этими органами решений (дознаватели, следователи, руководители следственных органов, начальники органов и подразделений дознания и др.).
Понятие «соблюдение установленного порядка проведения расследования» означает, что в предмет надзора входит законность производства всех процессуальных действий следователем, руководителем следственного органа, дознавателем и органом дознания, а понятие «законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия» включает в себя исполнение требований закона при принятии органами дознания и предварительного следствия абсолютно всех решений, в том числе и процессуальных, вне зависимости от того, необходимо ли для них последующее судебное решение, согласие прокурора и возможно ли обжалование принятого решения в суд.
Принимая во внимание, что предметом надзора является законность всей деятельности органов дознания и предварительного следствия, можно, тем не менее, выделить «ключевые» моменты досудебного производства по уголовным делам, где предметом надзора будет законность важнейших действий и процессуальных решений следователя, дознавателя и органа дознания. К ним могут быть отнесены:
— законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел;
— законность привлечения лица в качестве обвиняемого;
— законность задержания подозреваемого; применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения;
— законность возбуждения перед судом ходатайств о применении к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий и залога и о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом;
— обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе потерпевших от преступления;
— исполнение требований закона об установлении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
— исполнение требований закона об относимости, допустимости и достоверности доказательств;
— законность принятия решения при окончании предварительного следствия и дознания.
На эти основные для прокурорского надзора направления ориентируют приказы Генпрокурора РФ от 19.01.2022 № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и от 17.09.2021 № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». В данных документах обращается внимание на необходимость единого подхода к организации надзора за исполнением законов всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от ведомственной принадлежности. Прокурорам предписано обеспечить безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела).
Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор — должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Таким образом, УПК РФ определяет, что прокурор в уголовном судопроизводстве осуществляет две функции — уголовного преследования и надзора.
Необходимо отметить, что ни в Законе о прокуратуре, ни в Законе об ОРД не определено, вправе ли прокурор по своему усмотрению, т. е. в отсутствие всякой информации о фактах нарушения за "кона со стороны должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, проводить проверки. Данное обстоятельство позволяет говорить о возможности проведения прокурором проверок и в отсутствие информации о нарушениях закона. Вместе с тем ст. 5 Закона об ОРД предусмотрено, что лицо, которое полагает, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обратиться с жалобой на эти действия в том числе к прокурору, который, в свою очередь, в силу требований той же статьи обязан принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, возмещению причиненного ущерба.
Наконец, говоря о пределах надзора, следует отметить, что они определяются также территориальной или пообъектной компетенцией соответствующих территориальных и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, о чем речь пойдет при раскрытии вопросов организации надзора в рассматриваемой сфере.
При осуществлении надзорной деятельности важное значение имеет четкое представление о полномочиях, которые вправе применять в рассматриваемой сфере уполномоченный прокурор. В ст. 30 Закона о прокуратуре содержится отсылка к другим федеральным законам, т. е. законодатель исключил данный законодательный акт из числа правовых регуляторов прокурорских полномочий. Статьей 21 Закона об ОРД определено, что по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ. В отношении возможности получения сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, было сказано выше.
Закон возлагает на прокуроров обязанность обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах. Согласно ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» сведения в области ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, относятся к государственной тайне, что возлагает на прокуроров повышенные требования к обеспечению режима неразглашения.
Рассмотренное полномочие относится к кругу направленных на выявление нарушений законов, однако иных правовых возможностей прокуроров Закон об ОРД более не оговаривает. Вместе с тем в п. 9 приказа Генпрокурора РФ от 15.02.2011 № 33 определено, что "уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, обязан:
— знакомиться с представленными подлинными оперативнослужебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативнотехнических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные НПА, регламентирующие порядок проведения ОРМ;
— получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений закона;
— требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
— опротестовывать противоречащие закону НПА органов, осуществляющих ОРД, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
— выносить по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
— вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
Статьей 21 Закона об ОРД предусмотрено, что неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность. Как правило, речь может идти о вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (см. об этом параграф 14.3 курса).
В контексте взаимоотношений прокуроров и органов, осуществляющих ОРД, необходимо упомянуть о предусмотренном ч. 1.2 ст. 18 Закона о противодействии терроризму праве ГенпрокурораϰРФ или подчиненных ему прокуроров при получении от органов, осуществляющих ОРД, материалов, свидетельствующих об отсутствии достоверных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества, в порядке, установленном законодательством РФ о гражданском судопроизводстве, обращаться вϰсуд с заявлением об обращении в доход России денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Пунктом 15 приказа Генпрокурора РФ от 15.02.2011 № 33 предписано начальникам управлений Генпрокуратуры РФ в федеральных округах, прокурорам субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур информацию по итогам полугодия и года о состоянии законности при осуществлении ОРД поднадзорными органами с результатами надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) представлять к 25 января и 25 июля в соответствующие подразделения Генпрокуратуры РФ, а военным прокурорам окружного звена в те же сроки направлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.
Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия закреплен в Законе о прокуратуре как одно из основных направлений (отраслей) надзорной функции прокуратуры. Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора определены ст. 30 Закона о прокуратуре, установившей, что такие полномочия устанавливаются УПК РФ и другими федеральными законами, а указания Генпрокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
К числу «других федеральных законов», о которых говорится в приведенной ст. 30, прежде всего следует отнести сам Закон о прокуратуре. Статьей 29 Закона определен предмет надзора прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Следовательно, прокуратура свойственными ей методами в рамках предмета, определенного федеральным законодательством, уполномочена осуществлять надзор за законностью всей процессуальной деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, в полном объеме.
Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия правомерно отождествлять в качестве составной части надзора за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность должна осуществляться исключительно на основе закона.
Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам.
Прокурор обязан осуществлять надзор за процессуальной деятельностью всех органов дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной подчиненности. Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (например, по отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, утверждению обвинительного заключения и обвинительного акта и направлению уголовного дела в суд, возвращению уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия).
Субъектами, за законностью деятельности которых осуществляется надзор, являются все работники органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, действия или бездействие которых могут влиять на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность принимаемых этими органами решений (дознаватели, следователи, руководители следственных органов, начальники органов и подразделений дознания и др.).
Понятие «соблюдение установленного порядка проведения расследования» означает, что в предмет надзора входит законность производства всех процессуальных действий следователем, руководителем следственного органа, дознавателем и органом дознания, а понятие «законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия» включает в себя исполнение требований закона при принятии органами дознания и предварительного следствия абсолютно всех решений, в том числе и процессуальных, вне зависимости от того, необходимо ли для них последующее судебное решение, согласие прокурора и возможно ли обжалование принятого решения в суд.
Принимая во внимание, что предметом надзора является законность всей деятельности органов дознания и предварительного следствия, можно, тем не менее, выделить «ключевые» моменты досудебного производства по уголовным делам, где предметом надзора будет законность важнейших действий и процессуальных решений следователя, дознавателя и органа дознания. К ним могут быть отнесены:
— законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, постановлений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел;
— законность привлечения лица в качестве обвиняемого;
— законность задержания подозреваемого; применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения;
— законность возбуждения перед судом ходатайств о применении к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий и залога и о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста; о применении иных мер процессуального принуждения; о производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом;
— обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе потерпевших от преступления;
— исполнение требований закона об установлении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
— исполнение требований закона об относимости, допустимости и достоверности доказательств;
— законность принятия решения при окончании предварительного следствия и дознания.
На эти основные для прокурорского надзора направления ориентируют приказы Генпрокурора РФ от 19.01.2022 № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и от 17.09.2021 № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». В данных документах обращается внимание на необходимость единого подхода к организации надзора за исполнением законов всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от ведомственной принадлежности. Прокурорам предписано обеспечить безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела).
Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор — должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Таким образом, УПК РФ определяет, что прокурор в уголовном судопроизводстве осуществляет две функции — уголовного преследования и надзора.