Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 954

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо обратить внимание на то, каким образом функция уголовного преследования определяется в уголовно-процессуальном законе. Пункт 55 ст. 5 УПК РФ говорит о том, что «уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления».


Часть 1 ст. 21 УПК РФ указывает на то, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель. Таким образом, прокурор определен в УПК РФ как должностное лицо, осуществляющее уголовное преследование от имени государства на различных стадиях уголовного судопроизводства.

Необходимо отметить, что функции уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в деятельности прокурора пересекаются и находятся в состоянии взаимопроникновения. Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия направлен на то, чтобы деятельность следователей, дознавателей и органов дознания по осуществлению уголовного преследования соответствовала требованиям УПК РФ, УК РФ и других федеральных законов.

Деятельность прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия связана с исполнением других функций прокуратуры, определенных Законом о прокуратуре. Она позволяет ему более эффективно координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В процессе надзорной деятельности именно у прокурора сосредоточиваются достоверные сведения о состоянии работы правоохранительных органов, осуществляющих уголовное преследование и ОРД. В связи с этим прокурор может выступать и как организатор координирующих мероприятий в борьбе с преступностью, в которых будут участвовать также органы МВД России, ФСБ России, СК России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России и другие правоохранительные органы.

Анализ состояния законности в деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, проведенный, прежде всего, на основе данных об осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, позволяет органам прокуратуры определять и то, насколько эффективны нормы УПК РФ и других федеральных законов, имеющих отношение к уголовному судопроизводству. Исходя из этого, прокуратура " ном судопроизводстве осуществляет две функции — уголовного преследования и надзора.



Необходимо обратить внимание на то, каким образом функция уголовного преследования определяется в уголовно-процессуальном законе. Пункт 55 ст. 5 УПК РФ говорит о том, что «уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления».

Часть 1 ст. 21 УПК РФ указывает на то, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель. Таким образом, прокурор определен в УПК РФ как должностное лицо, осуществляющее уголовное преследование от имени государства на различных стадиях уголовного судопроизводства.

Необходимо отметить, что функции уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в деятельности прокурора пересекаются и находятся в состоянии взаимопроникновения. Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия направлен на то, чтобы деятельность следователей, дознавателей и органов дознания по осуществлению уголовного преследования соответствовала требованиям УПК РФ, УК РФ и других федеральных законов.

Деятельность прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия связана с исполнением других функций прокуратуры, определенных Законом о прокуратуре. Она позволяет ему более эффективно координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В процессе надзорной деятельности именно у прокурора сосредоточиваются достоверные сведения о состоянии работы правоохранительных органов, осуществляющих уголовное преследование и ОРД. В связи с этим прокурор может выступать и как организатор координирующих мероприятий в борьбе с преступностью, в которых будут участвовать также органы МВД России, ФСБ России, СК России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России и другие правоохранительные органы.

Анализ состояния законности в деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, проведенный, прежде всего, на основе данных об осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, позволяет органам прокуратуры определять и то, насколько эффективны нормы УПК РФ и других федеральных законов, имеющих отношение к уголовному судопроизводству. Исходя из этого, прокуратура может осуществлять и другую определенную Законом о прокуратуре функцию — участие в правотворческой деятельности.


Хотя Генпрокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы непосредственно, по результатам анализа применения уголовно-процессуального законодательства органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, разрабатываются предложения о необходимости нормативного совершенствования УПК РФ и других федеральных законов, о которых информируется Президент РФ. В случае, когда эти предложения внесены главой государства в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу, представители Генпрокуратуры РФ участвуют в парламентских слушаниях, обсуждениях законопроектов в комитетах и на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания РФ.

Спецификой надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия являются довольно широкие пределы надзора. Как уже было отмечено выше, ни одно процессуальное действие или процессуальное решение органов дознания и органов предварительного следствия не может быть вне пределов прокурорского надзора.

Вместе с тем необходимо отметить, что надзор осуществляется только за исполнением требований закона. Он не распространяется на исполнение следователями и дознавателями ведомственных приказов руководителей государственных органов, в составе которых находятся органы дознания и органы предварительного следствия. Прокурор во всех случаях руководствуется только требованиями закона, а если ведомственные приказы по вопросам, касающимся деятельности органов дознания и органов предварительного следствия, противоречат закону, то прокурор опротестовывает эти приказы.

Прокурорский надзор не распространяется на вопросы тактики производства следственных действий и методики расследования преступлений, если следователем и дознавателем не нарушаются требования действующего законодательства. Процессуальная самостоятельность следователя установлена положениями ст. 38 УПК РФ, в соответствии с которыми следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, кроме случаев, когда в соответствии с требованиями закона требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа. Поэтому прокурор не вправе давать следователю указания о том, какие следственные действия произвести и какие процессуальные решения принять. Но если следователем в ходе расследования нарушены требования закона, прокурор направляет требование об устранении допущенного нарушения. Если следователь незаконно или необоснованно возбудил уголовное дело или отказал в его возбуждении, приостановил или прекратил производство по делу, прокурор отменяет постановление следователя.


Изучая уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, и придя к выводу, что следователем не собрано достаточно доказательств для направления уголовного дела в суд, либо при производстве предварительного следствия допущены иные нарушения закона, прокурор возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования. Таким образом, прокурор осуществляет надзор, учитывая требования УПК РФ о процессуальной самостоятельности следователя, но если в ходе расследования допускается неисполнение требований закона или их нарушение, прокурор обязан использовать все предоставленные ему законом полномочия.

97. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД - это направление деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению законности порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД и незамедлительного реагирования на выявленные нарушения закона.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность является относительно новым направлением деятельности прокуратуры. Первый Закон РФ о оперативно-розыскной деятельности был принят в 1992 г. В настоящее время действует ФЗ от 12 августа 1995 г.№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в редакции от 29.06.2015 г.) В ст. 21 указанного Федерального закона указывается на то, что надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Законом регламентировано положение в соответствии с которым по требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.