Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 955
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средством выявления нарушений законов органами, осуществляющими ОРД, являются прокурорские проверки. Применительно к данному направлению прокурорского надзора это комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление и предупреждение нарушений законов в деятельность органов осуществляющих ОРД, а также виновных лиц.
Указанные проверки имею свою специфику:
Во-первых, данная проверка относится к надзорным поскольку прокуратурой проверяются поднадзорный данным органам объекты и субъекты. Следовательно, требования прокурора, адресованные указанным субъектам в актах прокурорского реагирования, носят императивный характер.
Во-вторых, предметом прокурорской проверки является соответствие закону деятельность органов осуществляющих ОРД включая законность издаваемых ими правовых актов.
В-третьих, проверка имеет определённые пределы граница в рамках которых могут проводится проверочные действия прокурора.
В-четвертых, проверки могут проводиться как по сведениям поступившим из вне, (обращениям граждан, юридических, должностных лиц) так и по инициативе прокурора, в том числе плановые.
Виды проверок. По функциональному признаку проверки в данном направлении прокурорского надзора относятся к надзорным проверкам. По критериям классификации (повод проверки, объем, субъекты целевое назначение и т.д.) проверки подразделяются на:
-проводимые по сигналам и по инициативе самих прокуроров;
- целевые и широкие;
- на специфические прокурорские, смешанные и ведомственные;
- проводимые в единичном органе (структурном подразделении) или нескольких органах одновременно;
- основные и контрольные и некоторые другие.
Структура проверки.Прокурорская проверка в данном направлении деятельности прокуратуры имеет определенную структуру, обусловленную видом проверки и состоит из трех этапов.
Первый этап - предпроверочный, подготовительный. На этом этапе проверяющий прокурор анализирует состояние законности на поднадзорном объекте, которой он намерен проверить, изучает действующее законодательство (Закон об оперативно-розыскной деятельности, УПК РФ, Постановления Пленума верховного суда РФ) планирует место и время проведения проверки, участников проверочных действий, принимает меры к тому, чтобы все участники проверки находились к началу проверки на местах.
Второй этап - это сами проверочные действия. На этом этапе прокурор истребует и проверяет необходимые материалы, оперативно-розыскные, оперативно-поисковые дела, иные документы, берет письменные объяснения с должностных и иных лиц, с целью выявления нарушений закона, причин и условий нарушений и виновных лиц.
Третий этап - постпроверочные действия. На этом этапе прокурор тщательно изучает собранные материалы проверки и на их основании готовит акты прокурорского реагирования и другие средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Затем реализует их и надзирает за исполнением требований прокурора, содержащихся в актах прокурорского реагирования, сроках рассмотрения актов и принятых мерах.
Средства прокурорского реагирования. При выявления органами прокуратуры нарушений закона, допущенных органами, осуществляющими ОРД прокурор применяет соответствующие средства прокурорского реагирования:
— требование об устранении нарушений закона;
—протест на противоречащий закону нормативный правовой акт органа, осуществляющего ОРД;
— представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
— мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
— мотивированное постановление в соответствие с установленными УПК РФ полномочиями;
- требование о передаче результатов ОРД в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Закон об оперативно-розыскной деятельности в ст. 21, содержит положение, в соответствии с которым неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность. Незаконный отказ от выполнения требований уполномоченного прокурора рассматривается как воспрепятствование его законной деятельности. В указанных случаях при наличии законных оснований прокурор обязан принимать меры прокурорского реагирования, направленные на привлечение виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности
98. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание — это направление деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению законности при раскрытии и расследовании преступлений, расследуемых органами дознания, защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и обеспечение незамедлительного реагирования на выявление нарушений законов, допущенных при расследовании указанных преступлений.
Закона о прокуратуре РФ не содержит специальную норму регламентирующую предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания. Его содержание вытекает из содержания ст. 29 определяющей предмет для всего широкого направления прокурорского надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Исходя из этого предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания составляют: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведение дознания, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание.
Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, дознания деятельность, которых определены Законом о прокуратуре РФ, законом об оперативно-розыскной деятельности (в части в которой ОРД осуществляется в рамках уголовного судопроизводства), Уголовно-процессуальным кодексом, а также ведомственными актами Генерального прокурора РФ. Надзор охватывает законность деятельность всех существующих в РФ органов, осуществляющих дознание, а также принимаемых ими решений. Также установлены определённые рамки прокурорского надзора. Во-первых, надзор прокурора касается как процессуальных, так и непроцессуальных аспектов осуществляется и осуществляется в рамках УПК, закона об оперативно-розыскной деятельности и Закона о прокуратуре. Указания надзирающего прокурора для органа дознания являются обязательными.
Целями прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания являются:
— обеспечение незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при производстве дознания;
— обеспечение защиты прав и законных интересов участников дознания, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены;
— обеспечение раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к компетенции органов дознания.
При этом необходимо обратить внимание на то, что прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов органами дознания обязаны принимать исчерпывающие меры для восстановления нарушенных прав и возмещению причиненного вреда.
Задачи. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания в досудебном производстве в общем случае решает две задачи: во-первых, служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан; во-вторых, осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить дознание. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания в досудебном производстве определяются с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизводства. Прокурорский надзор решает следующие задачи: принятие мер, направленных на исполнение органами дознания требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод; надзор за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях; надзор за соблюдением установленного законом порядка возбуждения уголовных дел; осуществление надзора за соблюдением предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; надзор за соответствием требованиям закона решений, принимаемых в процессе дознания ; осуществление надзора за соблюдением условий и порядка проведения процессуальных действий, а также оснований для их проведения; надзор за соблюдением прав других участников уголовного судопроизводства при проведении дознания.
Объектом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, являются государственные органы, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять предварительное расследование в форме дознания и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).
К органам дознания относятся органы, перечисленные в ст. 40 УПК РФ:
— органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствие с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД;
— органы ФССП России;
— начальники органов военной полиции Вооруженных Сил России, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов;
— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Субъектами прокурорского надзора являются должностные лица органов дознания. К ним относятся: дознаватель (должностное лицо, правомочное либо уполномоченное органом дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ); начальник органа дознания (должностное лицо, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поучения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять полномочия, предусмотренные УПК РФ); начальник подразделения дознания (должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель). Необходимо учитывать, что при производстве дознания группой дознавателей в порядке ст. 223.2 УПК РФ полномочия, перечисленные в п. 3 и 4 указанной статьи (прекращение уголовного дела полностью или частично, возбуждение перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания и др.), осуществляет только дознаватель — руководитель группы дознавателей.
Конкретизированный и закрытый перечень дознавателей содержит ч. 3 ст. 151 УПК РФ. В него входят дознаватели: органов внутренних дел, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, пограничных органов ФСБ России; следователи СК России; дознаватели (следователи) органов по контролю за оборотом