Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 959
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ко второй группе относятся полномочия:
— утверждать обвинительное заключение по уголовному делу (п. 14 ч. 2);
- утверждать постановление следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (ч. 5 ст. 439 УПК РФ);
К третьей группе относятся полномочия:
— выносить мотивированное постановление о направлении материалов, содержащих сообщения о преступлении в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2);
— требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (п. 3 ч. 2);
— отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора (п. 6 ч. 2);
— участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч. 2);
— передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю СК России с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2.) Основаниями могут быть особая значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона (п. 1.3 Приказа от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»). Решение прокурора о передаче по подследственности сообщения о преступлении, зарегистрированного в КУСП должно иметь процессуальную форму постановления (п. 1,2 Указания об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел);
— возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2);
— участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч. 2);
— осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Правовые средства, применяемые при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие по целевому назначению, классифицируются на две группы:
- средства выявления нарушений закона;
- средства реагирования на нарушения закона, включая средства превентивного действия.
Средством выявления нарушений законов, допущенных органами, осуществляющими предварительное следствие, являются прокурорские проверки. Применительно к данному направлению прокурорского надзора это комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление и предупреждение нарушений законов в деятельности органов, осуществляющих предварительное следствие, а также виновных лиц.
Проверки в данном направлении прокурорского надзора имею свою специфику:
Во-первых, данная проверка относится к надзорным поскольку прокуратурой проверяются поднадзорный данным органам объекты и субъекты. Требования прокурора, адресованные указанным субъектам в актах прокурорского реагирования, носят императивный характер.
Во-вторых, предметом прокурорской проверки является соответствие закону (материальному УК РФ и процессуальному УПК РФ) деятельность органов, осуществляющих предварительное следствие, а также законность издаваемых ими правовых актов.
В-третьих, проверка имеет определённые пределы граница в рамках которых могут проводится проверочные действия прокурора.
В-четвертых, проверки могут проводиться как по сведениям поступившим из вне, (обращениям граждан, юридических, должностных лиц) так и по инициативе прокурора, в том числе плановые.
Виды проверок. По функциональному признаку проверки в данном направлении прокурорского надзора относятся к надзорным проверкам. По критериям классификации (повод проверки, объем, субъекты целевое назначение и т.д.) проверки подразделяются на:
-проводимые по сигналам и по инициативе самих прокуроров;
- целевые и широкие;
- на специфические прокурорские, смешанные и ведомственные;
- проводимые в единичном органе (структурном подразделении) или нескольких органах одновременно;
- основные и контрольные и некоторые другие.
При этом необходимо отметить, что проверяется законность расследования конкретных уголовных дел, а, следовательно, и должностных лиц, производящих расследование.
Структура проверкиПрокурорская проверка в данном направлении деятельности прокуратуры имеет определенную структуру, обусловленную видом проверки и состоит из трех этапов.
Первый этап - предпроверочный, подготовительный. На этом этапе проверяющий прокурор анализирует состояние законности на поднадзорном объекте (органе, осуществляющим предварительное следствие), которой он намерен проверить, изучает действующее законодательство (УПК РФ, УК РФ, Постановления Пленума верховного суда РФ по уголовным делам)
планирует место и время проведения проверки, участников проверочных действий, принимает меры к тому, чтобы все участники проверки находились к началу проверки на местах.
Второй этап - сами проверочные действия. На этом этапе прокурор истребует и проверяет необходимые материалы, уголовные дела, иные документы, берет письменные объяснения с должностных и иных лиц, с целью выявления нарушений закона, причин и условий нарушений и виновных лиц.
Третий этап - постпроверочные действия. На этом этапе прокурор тщательно анализирует результаты проверочных действий и на их основании готовит акты прокурорского реагирования и другие средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Затем реализует их и следит за обязательным исполнением требований прокурора, содержащихся в актах прокурорского реагирования, сроках рассмотрения актов и принятых мерах.
Средства прокурорского реагирования. Данные средства подразделяются на два вида:
- средства прокурорского реагирования на правомерные действия органов дознания;
- средства прокурорского реагирования на нарушения закона.
Средства прокурорского реагирования на правомерные действия органов, осуществляющих предварительное следствие:
- утверждение (например, утверждение прокурором обвинительного акта, обвинительного постановление по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37, и утверждение постановления следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (ч. 5 ст. 439 УПК РФ);
Средства прокурорского реагирования на нарушения закона: При выявления органами прокуратуры нарушений закона, допущенных органами, осуществляющими предварительное следствие прокурор применяет соответствующие средства прокурорского реагирования:
— требование об устранении нарушений закона;
— представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих предварительное следствие;
— мотивированные постановления прокурора, предусмотренные УПК (например, об отмене постановления о возбуждении уголовного дела; об отмене постановления о приостановлении уголовного дела; о возвращении уголовного дела следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительного следствия, изменения объема или квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков) и другие.
100. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ НАДЗОРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ.
Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности(приказ ФССП России от 17.12.2015 № 596), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является надзор:
— за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
— законностью решений, принимаемых судебными приставами исполнителями;
— соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.
Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение — выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.
В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, "о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.