Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 960
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демократические реформы 60-ых годов 19 века не могли не коснуться прокуратуры. Данный орган был преобразован в связи с созданием демократических судебных органов, адвокатуры, демократизацией местного самоуправления. Так же немаловажную роль в судьбе прокуратуры сыграли новые принципы судоустройства и уголовного судопроизводства которые были провозглашены в соответствующих проектах 1859-1860 годов, они предусматривали введение гласного состязательного процесса, право обвиняемого на защиту, адвокатуру, презумпцию невиновности. Прокуратура в большей степени становилась органом уголовного преследования и ограничивала свою деятельность лишь «делами юстиции». В компетенцию прокуроров, состоящих при общих судах и при Сенате, вменялось поддержание обвинения в уголовном процессе и «наблюдение за правильным применением закона судебными местами». Возглавлял органы прокуратуры генерал-прокурор, который одновременно являлся министром юстиции.
В 1867 году создается военная прокуратура в соответствии с военно-судебным уставом.
В 1896 году генерал-прокурором был издан специальный Указ, регламентирующий вопросы делопроизводства. Устанавливался порядок хранения входящей документации, порядок отчетности и т.д. При этом следует отметить, что количество работников прокуратуры постоянно росло, так на 1913 годов общий штат прокуратуры составлял 1170 работников, а размер денежного довольствия превышал в 10 раз зарплату учителя, и в 2 раза земского врача.
Результатом реформ явилось фактически существование двух систем органов прокуратуры с несколько отличными полномочиями. К ним относились прокуратуры судов и губернские прокуратуры. Губернские прокуратуры не обладали функциями обвинения, но при этом были наделены существенными полномочиями при осуществлении общего надзора. Несмотря на сложившееся раздвоение прокуратура Российской империи оставалась строго централизованной, осуществляющей свою деятельность по единым принципам.
10. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
После Октябрьской революции органы прокуратуры, в соответствии марксистской доктриной слома государственного аппарата, ликвидировали. Декрет о суде №1 от 24 ноября 1917 года гласил: «Упразднить ранее существовавший институты судебных следователей прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры».Создаваемый в этот период российской истории новый государственный аппарат был направлен на удержание политической власти и осуществлял свою деятельность (преимущественно) как орудие насилия и подавления.Ликвидация прокуратуры не означала отсутствие осуществления надзора за законностью. Надзор и контроль за местными органами власти в том время осуществляли различные учреждения, например, ВЦИК на основании статьи 32 Конституции РСФСР 1918 года следил за точным исполнением декретов
. Надзор за законностью деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, осуществляли коллегии обвинителей, также избираемые Советами.Функции надзора выполняли и органы ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия). В дальнейшем, при переходе от Гражданской войны к строительству социалистического государства все более отчетливо стало ощущаться необходимость обеспечения законности в стране на единой правовой и организационной основе. Требовалось создание специального централизованного органа, который бы подчинялся исключительно государственной власти, был бы независим от каких-либо поднадзорных ему учреждений, местных влияний, и должен бы был следить за точным и беспрекословным исполнением законов ОГВ должностными лицами и гражданами во всех сферах деятельности и жизни советского государства.В 1921 году, по указанию В.И.Ленина, Д. И. Курский приступил к разработке проекта советской прокуратуры. 26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК принял положение о прокурорском надзоре. 28 мая это положение было подписано М. И. Калининым, председателем ВЦИК.
Положение закрепляло независимость прокуратуры от местных органов, а также полномочия, часть которых с некоторыми изменениями, сохранилась и до наших дней: а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц; б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления; в) поддержание обвинения в суде; г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Первоначально органы прокуратуры были отнесены к Норкомюсту РСФСР и являлись его отделом, но имели вертикальное подчинение. Декретом ВЦИК от 1 февраля 1923 г. было принято Положение о Наркомюсте установившее структуру прокуратуры, состоящей из четырех подотделов: общего управления и личного состава; общего надзора; надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы; государственного обвинения и следственной части.
Нижестоящие (губернские) прокуратуры организовывались в соответствии с административно-территориальным принципом. Они входили в состав соответствующих органов юстиции, однако подчинялись вышестоящему прокурору. Структурно губернские прокуратуры состояли из отделений (общего надзора, надзора за органами дознания и следствия, по организации обвинения и некоторых др.) Вся территория губернии разбивалась на участки, состоящие из уездов (как правило не более трех). В участках назначались помощники прокурора губернии, которые выполняли функции прокуратуры в уездах, входивших в конкретный участок. Несмотря на то, что органы прокуратуры были на тот момент не были укомплектованы, они прекрасно справлялись с поставленными задачами и успешно развивались, заслуживая доверия народа к прокуратуре
.
После создания СССР требовалось создание общесоюзной системы органов. В соответствии со статьей 43 Конституции СССР 1924 года при ЦИК ССР учреждался верховный суд СССР. Так же определялись функции правомочия структура и штаты прокуратуры Верховного Суда Союза ССР.
Так, в соответствии с положением статьи 46 Конституции в составе Верховного Суда, вводилась должность прокурора Верховного Суда СССР, а также его заместителя. Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 октября 1930 г. была установлена единая структура аппарата краевой (областной) прокуратуры, состоящая из четырех групп: общего надзора; по наблюдению за судебно-следственными органами; по наблюдению за местами заключения; по охране труда и производства; по наблюдению за органами ОГПУ.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура Союза ССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР, которым были определены функции и структура органов прокуратуры.
Образование прокуратуры Союза ССР и прокуратуры РСФСР в 1933 г. обусловило выделение органов прокуратуры в самостоятельную централизованную систему органов, действующих в каждой административно-территориальной единице страны. Структуры прокуратуры СССР и РСФСР были схожи и состояли из отделов, групп и секторов.
Великая Отечественная война не осложнила деятельность прокуратуры. Требования к работникам прокуратуры оставались максимально высокими. Рабочий день как правило составлял до 18 – 20 часов в сутки. Высококвалифицированные прокуроры и следователи были участниками нюрнбергского процесса. Тут нельзя не отметить высококвалифицированного работника прокуратуры Р.А. Руденко, который выступал главным обвинителем от СССР.
В послевоенное время основные силы прокуратуры были брошены в борьбу с нарушениями закона в сфере экономики, поскольку соблюдался режим послевоенной экономии, рациональности использования средств и ресурсов. В большей мере вновь стало уделяться внимания надзору за правами и свободами граждан. С 1946 г. прокурор СССР стал именоваться Генеральным прокурором Союза ССР.Прокурорский надзор проник во все сферы жизни и был направлен на нарушение любой законности. В 1959 году на волне демократизации и властности государственного аппарата в органах прокуратуры учреждаются коллегии.
В 1977 году принимается новая Конституция СССР. Впервые в прокуратуре была отделена самостоятельная глава (глава XXI, ст.164-168), данная глава раскрывала основополагающие принципы органов прокуратуры. Также новая Конституция закрепила право генерального прокурора на законодательную инициативу.
В 1979 году Верховным Советом СССР принимается закон «о прокуратуре». Данный закон закреплял принцип гласности и принцип демократизации в деятельности органов прокуратуры. Расширялись пределы прокурорского надзора, что было столь необходимо в особенности в сфере охраны прав и интересов граждан. В 1987 году вносится изменения в закон «о прокуратуре», которые расширяли прокурорский надзор, в частности надзор за законностью деятельности местных советов народных депутатов.
11. ПРОКУРАТУРА С 1991 ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
В 1991 первом году наступил переломный период для страны. В 1992 году, 17 января, принимается Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливающий запрет на какое-либо вмешательство прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов. Введение этого закона было необходимым, именно он позволил сохранить сильную прокуратуру в России. Закон вступил в силу 18 февраля 1992 года. В связи с проводившейся демократизацией всех сфер жизни большая роль в новом законе отводилась правоохранительной деятельности прокуратуры. В 1993 году в России принимается новая Конституция, в которой статус прокуратуры не определялся, нормы, регулирующие прокуратуру (ст. 129) были включены в главу судебная власть. В новой конституции закрепляется принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В ноябре 1995 года принята новая редакция.
Произошли и структурные изменения органов прокуратуры. В первую очередь они касались создание в 2000 г. управлений, и их дальнейшее преобразования в отделы и главные управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в семи федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, и Дальневосточном.
Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ „О прокуратуре РФ“» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета. 15 января 2011 года СК при прокуратуре прекратил своё существование в связи с образованием Следственного комитета Российской Федерации.
В настоящее время, так и не принят федеральный конституционный закон, который мог бы дать точное определение места прокуратуры в системе органов государственной власти. а Органы прокуратуры РФ призваны обеспечить верховенства закона на территории всей Российской Федерации.Важнейшими новым направлением деятельности прокуратуры являются защита прав и свобод человека и гражданина