ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ряде случаев, например при работе с детьми, пережившими насилие, информацию о случившемся удаётся получить только таким непрямым способом. Ребёнок не хочет или боится рассказывать о том, что произошло, а порой просто не находит для этого слов. Психолог может предложить ему специальных кукол без лиц, которых легко вообразить кем угодно, и наблюдать за игрой. Перенёсший травму ребёнок обычно воспроизводит ситуацию в игре множество раз, пока его психика не «переварит» тяжёлый опыт.
Проективные методики сочетают изучение человека и помощь ему. Само выполнение задания иногда позволяет людям понять себя. Уже одного этого бывает достаточно для решения личностной проблемы.
. Большие возможности для изучения человека и помощи ему даёт также работа с изменёнными состояниями сознания.
В числе этих методов гипноз, трансовые техники, анализ сновидений. Однако чем сильнее, глубже и индивидуальнее методика, тем менее объективны и надёжны интерпретации результатов, тем больше зависит терапевтический процесс от нюансов личной ситуации человека и его взаимоотношений с психологом.
. Данные, собранные в ходе исследований, необходимо обработать и обобщить. Одним из значительных этапов в становлении психологии стало использование для обработки данных статистических методов.
Обобщение позволяет снизить влияние на результат привходящих факторов. Например, по ответам пяти человек на вопрос, кто из двух мужчин, изображённых на фотографиях, им кажется симпатичнее, нельзя делать никаких выводов. Один из опрашиваемых может плохо видеть, другой - быть раздражённым в момент ответа, третьему персонаж, представленный на фото, напомнит неприветливого соседа, а четвёртому, напротив, любимого дедушку. Если же опросить несколько сотен человек, правомерно предположить, что разнообразные обстоятельства, влияющие на ответы, взаимно уравновесятся и в целом картина окажется более объективной.
Благодаря статистическому подходу выявляются связи сразу между несколькими параметрами. Так, мы можем не только задаться вопросом, кто из двух людей на фото нравится испытуемым больше, но и проследить, как ответы зависят от пола, возраста, мнений по другим вопросам, от освещения в комнате или времени года в момент проведения эксперимента и т. д.
Статистическая обработка данных позволяет установить корреляцию (от лат. «соотношение») между различными фактами. Важно помнить, что корреляция не причинно-следственная связь. Нередко в прессе сообщается о «сенсационных» открытиях типа: «Установлено, что люди, которые спят в среднем больше восьми часов в сутки, живут меньше. Спите меньше - проживёте дольше!». Однако учёный с такой однозначной интерпретацией зависимости между продолжительностью сна и жизни никогда бы не согласился. Вероятно, дольше спят люди, от природы имеющие более слабую нервную систему, и если бы они не спали достаточно много, то умерли бы ещё раньше. К сожалению, нередко выясняется, что подобные интерпретации напрямую зависят от того, кем были оплачены исследования: производителем будильников или подушек.
. Наконец, самый сложный, но и самый богатый возможностями метод, который психология позаимствовала у естественных наук, - эксперимент.
Испытуемого ставят в специально созданную ситуацию, а за его реакциями и поведением наблюдают исследователи. В итоге может, например, выясниться, что люди, долго находящиеся в ярко освещённом помещении с красными стенами и угловатой мебелью, начинают вести себя агрессивно и говорят более громкими и резкими голосами, чем проведшие столько же времени в комнате с зелёными стенами, мягким светом и округлыми предметами интерьера.
Психологи придумывают разные, в том числе весьма хитроумные, эксперименты. Иногда их результаты оказываются неожиданными и не слишком лестными для человеческого рода. Так, эксперименты американца Стэнли Милгрэма, продемонстрировавшие готовность человека причинить боль другому, если он не несёт за это личной ответственности, вызвали бурную полемику, причём не только среди профессионалов (см. дополнительный очерк «Подчинение приказу»).
При проведении экспериментов всегда есть риск не учесть какой-либо важный фактор, способный исказить результаты. Допустим, цель эксперимента - выяснить, снижается ли чувство тревожности при регулярном прослушивании музыки в течение длительного времени. Приглашается группа студентов, начинается исследование. Если при этом окажется упущено из виду, что начало эксперимента совпало с сессией, то достоверными его результаты не будут. За два месяца студенты сдадут все экзамены и зачёты, и ослабление тревожности обязательно зафиксируется учёными, только вот вызвано ли оно музыкой? Подтвердить истинность результата помогает контрольная группа - наблюдаемая параллельно группа испытуемых, в которой исключено воздействие одного из факторов. В данном случае это могли бы быть молодые люди, которые также слушали музыку, но экзаменов в то время не сдавали и не собирались сдавать в ближайшем будущем.
Провести эксперимент - полдела, полученную информацию предстоит ещё интерпретировать. Тогда-то между специалистами и разгораются споры. Допустим, путём опроса установлено: люди с рыжими волосами воспринимаются окружающими как более нахальные. Что даёт нам подобный факт? В чём причина такого мнения? Действительно ли рыжие бесцеремонны и нахальны? Если да, то свойственно ли это им от природы или рыжих дразнят в детстве, и они вынуждены защищаться? А может, рыжих чаще гладят по головке родители, отчего они становятся избалованными? Или уже сама заметность в любой толпе влияет на их характер? Или на самом деле никакого особого нахальства у рыжих нет, а есть миф о нём, который и влияет на восприятие? Что, если они просто ассоциируются у людей с лисой - отрицательным персонажем русских сказок?
Таким образом, результаты исследования вызывают нередко больше вопросов, чем дают ответов. Строго говоря, в психологии невозможен абсолютно объективный эксперимент, ведь изучение людей всегда взаимодействие. И пусть специалист прячется за дверью либо за обезличенным листком с вопросами, ведёт съёмку скрытой камерой, всё равно исследуемый учитывает, что его изучают, и вступает в сложные, не до конца ясные отношения с исследователем. Потому ни один психологический эксперимент нельзя повторить с достаточной точностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В некоторых техниках, стимулирующих интеллектуальный поиск, таких, как мозговой штурм, рекомендуется очень тщательно следить, чтобы этапы не пересекались. Временный запрет на критику способствует свободному рождению идей порой весьма неожиданных, и нередко именно безумные идеи оказываются самыми плодотворными и гипотезы, хватается за все подходы и направления исследований.
Чем более общие явления изучаются (скорость реакции, пороги восприятия, кривая забывания и т. д.), тем проще обойтись традиционными методами, позаимствованными у естественных наук.
Чем более личные, индивидуальные - тем более новаторские, сложные, непроверенные методики приходится создавать учёным.
Чем шире возможности метода, тем более субъективна и неоднозначна интерпретация полученных с его помощью результатов.
На этом этапе самый благодатный источник материала - практика, прежде всего психотерапия. Практика в психологии не вмещается в прокрустово ложе теоретических схем. Её необъятное богатство - залог будущего психологической науки. Минуя молодость, не достигнешь зрелости. И нынешнее непростое положение в психологии тоже необходимый период развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
. Загвязинский В.И., Атаханов Р.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.-2001.
. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. - М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
. В.В. Краевский. Методология педагогического исследования. - Самара: СамГПИ, 1994.
. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001
. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1.- М.-2003
. Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. - Орел, 2002.
. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998.
. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;
. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособ. М.: ВЛАДОС, 1998. Т. 1-2.
. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000.