Файл: Обучающийся Кириллов Максим Андреевич Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Кириллов Максим Андреевич
Преподаватель:
Чащинова Анна Вадимовна
-
Практическое занятие 2
Цель занятия: Обеспечение формирования у обучающихся умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования; приобретение обучающимися знаний об особенностях взаимодействия общества и природы, а также о принципах и методах рационального природопользования.
Задание 1
Максимальное количество баллов — 8.
Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.
Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта собственной педагогической позиции вам необходимо написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору):
1. Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.
2. Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
3. Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.
4. Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?
Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации
В ХХ в. стало очевидным, что техногенная цивилизация не только стремительно меняет облик планеты, наращивая объём потребляемых ресурсов, но и увеличивает количество токсичных отходов, уничтожает экосистемы, ухудшая тем самым состояние окружающей среды и разрушая биосферу, что отрицательно влияет на качество жизни и здоровье людей. Осознание обострения противоречий между человеком и природой обусловило становление современного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития.
В нашей стране экологическое образование (ЭО) в его современном понимании берёт свое начало в 70-е гг. ХХ в., когда под влиянием Стокгольмской Конференции ООН (1972 г.) в мире начинала осознаваться роль антропогенного фактора в деградации окружающей среды. В СССР точный перевод «environmental education» (образование в области окружающей среды) не получил распространения. Использовалось понятие «экологическое образование», «что не могло не сузить диапазон социоприродных систем и явлений, составляющих предмет учебной деятельности, в значительной степени связав его именно с экологией как естественнонаучной дисциплиной».
В литературе по проблемам формирования экологической культуры внимание фокусируется на гармонизации отношений человека и природы, ответственном поведении, духовности. Однако современный человек разрушает природу, как правило, не столько в индивидуальном общении с ней, сколько будучи включённым в производственный процесс, а также через потребление ресурсов и товаров массового спроса. Активность населения в сфере потребления всячески стимулируется.
На образование возлагаются очень большие надежды относительно изменения отношения людей к природе, формирования новой этики и культуры хозяйствования. Но только средствами школьного образования эти задачи решить невозможно в антиэкологичном социуме. В Экологической доктрине РФ в числе основных факторов деградации природной среды в стране указан «низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны».
Присоединение нашей страны к Европейской стратегии устойчивого развития предполагало подачу информационных отчётов о состоянии ОУР: «В отчёте за 10-тилетие приводятся отдельные позитивные региональные примеры». Напрашивается вывод, что в России ОУР в рамках десятилетия не было организовано.
Для разных учебных предметов существуют методические разработки, касающиеся экологической тематики. Однако на сегодня эти вкрапления в разные предметы не связаны в единое согласованное целое, направленное на достижение требований ФГОС. «Такая задача не ставится, и сквозной интеграции нет. Каждый педагог говорит об этом второстепенно». Кроме уроков, в школе предусмотрена внеурочая деятельность. Но при сложившейся практике внеурочной деятельности не получится достичь тех требований к личностным результатам, которые прописаны в стандарте. «Личностные требования формируются через учебное содержание и внеурочную деятельность.
В старшей школе один из личностных результатов образования – «сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности». Сегодня вышеупомянутый личностный результат освоения среднего (полного) общего образования недостижим для большинства обучающихся, т. к. «Экология» – это предмет по выбору (из естественнонаучных дисциплин старшеклассники должны выбрать определённое количество предметов). Результаты опроса школьников показали, что изучать «Экологию» хотят 46% опрошенных, «что примерно соответствует доле учащихся, занимающихся в разных формах внеурочной работы и внешкольных занятий экологической направленности (59% в разных регионах)».
Некоторые авторы приводят анкеты, диагностирующие экологическую культуру, однако трудно согласиться, что используемые индикаторы характеризуют это качество личности. Скорее, изучаются некоторые показатели экологического сознания. Главным показателем экологической культуры является поведение. Однако вербальные самоотчёты ненадежный источник информации, если от ответов зависит аттестация обучающихся.
Ввести новую дисциплину крайне трудно. Традиционно между предметниками идёт борьба за часы. Отсутствие консенсуса о содержании и объёме времени, отводимом предмету «Экология», облегчило задачу его исключения из федерального компонента в 1998 г. Биологи и географы считали, что этот предмет не нужен, что можно дать необходимые экологические знания в их дисциплинах, если добавить по два-три урока с соответствующей тематикой. С того времени минуло два десятилетия. Нарастает глобальный экологический кризис. Социальная экология развивается как наука. Концепция устойчивого развития получила продолжение и конкретизацию в Концепции перехода к «зелёной экономике»: «Однако в последнем “Законе об образовании РФ” нет слов “экология” и “устойчивое развитие”. В “Закон об образовании РФ” нужно ввести положение об экологическом образовании, об обязательности интегративного предмета “Экология”».
На федеральном уровне ЭО в старшей школе фактически нет. Согласно ФГОС, у регионов есть право разрабатывать программы ЭО, учитывающие региональную специфику. Экологическая культура субъекта предполагает грамотное поведение в разных географических зонах и в условиях разных экосистем. В России несколько климатических зон. Транспортные средства обеспечивают мобильность населения. Молодому поколению предстоит жить в условиях глобализации. Поэтому основная образовательная программа федерального обязательного предмета по экологии должна быть универсальной, а региональный модуль – дополнением к ней. У регионов разные финансовые возможности, разный потенциал специалистов в области экологического образования и разная экологическая культура руководителей: «Все разработки в регионах разрознены.
На вопрос о том, разработаны ли в помощь учителю компьютерные программы, позволяющие в условиях школы моделировать хозяйственную деятельность в своём районе (население, потребление, производство, соотношение потребления местных и внешних ресурсов, ориентация на устойчивое развитие), одна из экспертов ответила: «Очень интересно работали в Екатеринбурге. Я не знаю, на каком сейчас это уровне. Там работали программисты, создавали для школы программы, которые позволяли моделировать какие-то ситуации». Однако многие специалисты об этих разработках ничего не знают.
Состояние ЭО неразрывно связано с отношением к экологической проблематике в обществе и государстве. На фоне внимания к экологическим вопросам в первой половине 1990-х гг. предмет «Экология» был введён в школе как обязательный. Во второй половине 90-х гг. ситуация изменилась. На сегодня огромный багаж, накопленный ранее в области ЭО, фактически не востребован и используется только учителями-энтузиастами. Существует несоответствие между документами, утверждёнными на самом высоком уровне, и практикой ЭО и ОУР в нашей стране. В ФГОС основного общего образования введены основы экологических знаний, выдвигаются высокие требования к результатам образования в этой области. Но на сегодня метапредметные и личностные требования, касающиеся проблем экологии, не подкреплены требованиями к конкретным дисциплинам и внеурочной деятельностью, соответственно недостижимы (например, формирование экологического мышления). Нет системы экологизации школьных предметов. Предмет «Экология» является предметом по выбору в старших классах и не пользуется популярностью. По мнению экспертов, для полноценного ЭО в школе необходим обязательный предмет, раскрывающий проблемы взаимодействия общества и природы, решающий задачи ОУР. Нужны, исследования эффективности различных образовательных программ и учебных пособий. В Год экологии особенно важно, чтобы специалисты и общественность проявили интерес к вопросам экологического просвещения населении, к предложениям и проектам по развитию школьного ЭО и ОУР, к содержанию предмета «Экология».
Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами
, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Задание 2
Максимальное количество баллов — 8.
Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:
1. Человеческий капитал.
2. Комфортная среда для жизни.
3. Экономический рост.
Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.
Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, изучает содержание данного проекта.
Для выполнения данного задания рекомендуем пройти по ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/
1. Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта «Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.
2. Изучите представленный перечень наименований федеральных проектов,
входящих в состав национального проекта «Экология».
3. Дополните данный перечень недостающим наименованием федерального проекта № 10, входящего в состав национального проекта «Экология»:
- Федеральный проект «Чистая страна».
- Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
- Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».
- Федеральный проект «Чистый воздух».
- Федеральный проект «
овление Волги».
- Федеральный проект «СохраЧистая вода».
- Федеральный проект «Оздорнение озера Байкал».
- Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».
- Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
- Федеральный проект «Сохранение лесов».
- Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
4. Перечислите показатели, представляемые в рамках данного национального проекта