Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине всеобщая история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения
илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В
Спарте существовала также особая категория неполноправного населения –
периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты). Их
положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на
основе частной собственности и занимались не только земледелием, но
ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.
Между древнейшими государственными образованиями есть много общего. Как Спарта, так и Афины представляли собой города, обладающие собственной системой управления. Они вступали в союзы со своими соседями, участвовали в военных походах. В них сформировались собственные принципы существования, которые разделялись населением. Как Спарта, так и Афины вошли в состав Римской империи в 146 году до Новой эры, однако сохранили право на самоуправление.
Тем не менее, внутренний уклад данных государственных образований был абсолютно разным. Афины – это образец демократии, где все решения проходили одобрение народного собрания. В Спарте власть принадлежала двум царям, которые действовали единолично. В Афинах люди обладали личной свободой: как демос, так и аристократы. Рабов было мало, и в основном они происходили из числа народов, потерпевших поражение в войнах. В Спарте все люди делились на рабов (илотов) и воинов, обладавших свободой.
Афины подарили миру такие достижения, как Олимпийские игры, философия, риторика, поэзия. В Спарте происходил искусственный отказ от данных «излишеств», состязания на потеху публики были запрещены. Формально не существовало частной собственности, всё принадлежало общине. Стоит заметить, что общеизвестный принцип сбрасывания слабых младенцев со скалы существовал не только в Спарте, но и в Афинах.
Различие между Афинами от Спартой заключается в следующем:
1. Общественный строй. В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан). В Афинах были аристократы и демос (свободные люди), а также рабы, коих было немного.
2. Форма правления. В Афинах была древняя демократия, в то время как в Спарте – классическая аристократия.
3. Экономика. В Афинах были развиты такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, земледелие, торговля, ремесленность.
Культурное развитие. В Афинах поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика. В Спарте диктовался полный отказ от всего «лишнего», роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей .
Таблица – Сравнительные характеристики
| Афины | Спарта |
Население | Граждане Метеки Рабы | Спартанцы Илоты |
Экономика | Товарное производство Международные торговые связи | Натуральное хозяйство Замкнутая система экономики |
Управление | Демократия: Все граждане полиса имеют право выступать в народном собрании и избираться. Все решения публично обсуждаются Все должности сменяемы и оплачиваемы | Олигархия: Община равных Решение принимает совет старейшин Голосование криком Закрытие страны |
5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции?
Филипп II закрепил политику своих предшественников по укреплению Македонии и централизации ее государственного управления. Именно Филиппу II античная история приписывает проведение целой серии различных реформ, после которых Македония превращается в одно из сильнейших государств не только греческого мира, но и становится соперницей мировой Персидской державы.
Он провел важные экономические преобразования:
-
начал строительство городов, которые в дальнейшем становились стратегически важными военными центрами, и переселение в них жителей племенных посёлков. -
увеличил добычу железной руды и перевооружил армию. -
запустил разработку рудных месторождений – добычу железа для вооружения армии, начал чеканить свою монету. -
добился процветания кораблестроения, увеличив производствокорабельного леса, дегтя и смолы.
Военная реформа Филиппа должна была направлена на объединение греческой и македонской военной организации. Вместо нестройного и слабо обученного греческого ополчения гоплитов, собираемого от случая к случаю, или капризных наемников Филипп II комплектовал свою армию из свободных македонских земледельцев, набираемых по территориальным округам на несколько лет, в течение которых они проходили специальный курс обучения.
Филипп усилил значение конницы, которая из сугубо вспомогательных отрядов в греческих армиях превратилась в особый род войск, способный не только взаимодействовать с фалангой, но и решать самостоятельные задачи. В составе македонской армии находились комплексы метательных орудий (катапульт, баллист и др.), тараны и осадные машины, с помощью которых можно было брать штурмом сильно укрепленные города.
В результате проведенных реформ Македония в середине IV в. до н. э. стала сильнейшим государством и начала активное вмешательство во взаимоотношения греческих полисов, преследуя при этом свои цели.
6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?
Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства, Египетского царства, римлянами в 30 г. до н. э. Он стал насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств. Данное общество представляло собой объединение элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, давший новую экономическую структуру, государственное устройство и культуру, новую систему международных отношений.
Эллинизмом называют объединение и взаимодействие греческих и восточных элементов практически во всех областях жизни - экономики, классово-социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии. В некоторых государствах преобладали греческие начала, например, Пергам, Македония, Великая Греция, в других — восточные - Бактрия, Иран, Средняя Азия, их соотношение было практически равномерным.
В целом эллинизм стал более высоким этапом исторического развития народов классической Греции и Древнего Востока, сделавших шаг вперед в экономической жизни, усложнении социально-классовой структуры, государственного строительства, культуры и религии. Основой прогрессивных изменений в эпоху эллинизма было взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций. Поощрение торговых операций,
активное градостроительство, сложность в классовых и социальных отношениях. На смену традиционным типам суверенного греческого полиса, с одной стороны, и древневосточной деспотии — с другой, пришла форма эллинистической монархии, сочетающей в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков. Плодотворным было взаимодействие и взаимообогащение греческих и восточных начал в области культуры и религии. В эпоху эллинизма оно проявилось в бурном развитии точных наук (астрономии, математики, физики), биологии, географии, в создании сложных философских систем, массовой скульптуры, расцвете градостроительства, архитектуры, литературы, поэзии .
7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом?
К III в. до н.э. Греция представляла из себя разрозненные земли, объединённые лишь общей историей и наследием эллинской цивилизации. Увеличивалось социальное расслоение, назревали народные восстания и конфликты между городами - полисами.
В Античности берега современных Черногории и Албании являлись пристанищем иллирийских пиратов, совершавших налеты на торговые корабли в Адриатическом и Ионическом морях. Римские дипломаты, прибывшие к местному царю Аргону добиваться защиты купцов, оказались унижены, а на обратном пути, подверглись нападению.
В 229 году до н.э. смывать оскорбление отправился римский флот, который к 219 году до н.э. сумел зачистить всё Иллирийское побережье. Однако данное действие Рима в Элладу стало поводом к вступлению в конфликт Македонии.
С 214 по 168 года до н.э. между двумя державами вспыхнули три масштабные войны. Все они стали неудачными для греков.
Македония, будучи крупной империей и гегемоном в Греции, вызывала страх у Этолийского и Ахейского союзов, а также страдала от сепаратистских настроений. Всё это выгодно использовала римская дипломатия.
Заключив ряд антимакедонских союзов с сепаратистами, ахейцами и этолийцами, Рим получил численное преимущество и, в конце концов, полностью уничтожил Македонию, как независимую страну.
В 192 году до н.э., заручившись поддержкой Селевкидского царства, в войну с Римом вступил Этолийский союз.
Потерпевшая серию поражений Македония не смогла поддержать этолийцев, но напротив, была вынуждена принять сторону Рима. Кроме того, под знаменами римских легионов выступил Ахейский союз.
В 189 году до н.э. альянс римлян, македонцев и ахейцев разгромил этолийское ополчение. Пелопоннес подвергся тотальному разорению, а земли этолийцев оказались поделены между победителями.
В 147 году до н.э. в землях пока еще независимого Ахейского союза разгорелась революция. Народные массы восстали против правящей олигархии и требовали немедленного изгнания римлян из Эллады.
Попытки римской дипломатии уладить конфликт с новой властью оказались безрезультатными. Взявшие главенство демократы освободили рабов, отменили все долги, а также провозгласили передел земель и имущества.
К сожалению, силы Рима и Ахейского союза оказались несопоставимы. В 146 году до н.э. вдвое превосходящая по численности римская армия уничтожила ахейское войско, а после сравняла с землей столицу альянса Коринф.
В конечном итоге римская дипломатия удачно воплотила в жизнь принцип «разделяй и властвуй». Подкупая греческих олигархов, Сенат провоцировал междоусобные войны, что позволяло легионам вмешиваться в дела Эллады принимая ту или иную сторону.
Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля
"Политика.Афинская полития" о законодательстве Солона:
«Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, —
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других».
Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?
Ответ:
Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин.
Он провел ряд очень важных реформ: