Файл: Реферат дпоп Живопись 5 а по. 02. Уп. 02 История изобразительного искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Зиминская детская художественная школа имени Валентина Александровича Брызгалова»

Экзаменационный реферат

ДПОП «Живопись» 5 «а»

ПО.02.УП.02 «История изобразительного искусства»

Искусство в период ВОВ

Выпускницы: 5 класса

Мироновой Анастасии Ильиничны

Руководитель:

Матковская Александры Анатольевной

г.Зима 2023 г

Содержание

1.Введение

2. Всеобщее изобразительное искусство СССР

3. Работы авторов искусства 1941-1945 гг.

3.1. Плакаты

3.2. Живопись

3.3. Графика

3.4. Скульптура

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение

Введение

Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в российской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни: во что бы то ни стало выстоять и победить. Актуальность моего реферата заключается в том, что Великая Отечественная Война - одно из самых ужасных испытаний для русского народа и мы продолжаем чтить память тех времен, чтить тех, кто погиб в то время. Тяжести войны и кровопролитие оставили огромный опечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Эта тема, останется актуальной всегда.

Цели работы: Изучить искусство Великой Отечественной Войны 1941-45 годов.

Задачи:

1) Просмотреть и проанализировать информацию

2) Познакомиться с художниками что работали в то время

2. Всеобщее изобразительное искусство СССР

В годы Отечественной войны художники, графики, скульпторы, как и весь советский народ, воевали штыком и пером. С первых дней объявления войны в газетах, журналах, агитационных листках и листовках появились карикатуры и плакаты, зовущие на борьбу с фашистами. Художники и скульпторы также делали всё, что могли, для фронта и для победы. В период войны были созданы яркие по художественному и эмоциональному восприятию произведения изобразительного искусства, которые и сегодня взывают к патриотизму, не оставляя зрителей равнодушными.

На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и разведподразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи. В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда гвойны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны. В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими
создана галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся картины того периода, фронтовые рисунки и этюды- уникальные исторические свидетельства военного лихолетья.

3. Творчество и работы авторов искусства ВОВ

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок.

3.1. Плакаты

На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда».  Изображенный на нем боец Красной армии решительно вонзает штык в голову хищного Гитлера, похожего на злобного хорька, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Этот плакат – живая атмосфера первых дней войны: он выражает презрение к врагу, ненависть, «благородную ярость» и уверенность в победе.

Победа не пришла скоро. 1418 дней и ночей беспрерывных боев оставалось до нее. И все это время работали плакатисты и те художники, которых плакатистами сделала война.

Наибольшую известность художникам принесли мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации в карикатурном стиле.

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Демьян Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны.

С самого начала наша борьба с фашизмом ощущалась как историческая миссия. Как борьба не просто с вражеской армией – с высшим социальным злом, с опаснейшей для всей планеты чудовищной античеловеческой силой.



«Родина – мать зовет!»

Первые плакаты войны несли в себе горькую, сухую суровость. «Родина – мать зовет!» - трудно представить себе что-то более ясное и действенное, нежели этот плакат художника Ираклия Тоидзе. Всего три цвета – красный, черный, белый. Это почти светофор: предельно простое устройство заставляет себе всех подчиняться. Лаконизм силуэта и скупая выразительность очень убедительны: почти физически слышишь голос и ощущаешь тяжесть натруженной руки. Обжигающий взгляд женщины, лист с текстом военной присяги в ее руке – здесь все сказано прямо и громко, с ясностью лозунга, с непререкаемостью приказа.

Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.

С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!

Широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»

Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата.







Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед
, которая никогда не забудется нашим народом.

  За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу.

 3.2. Живопись

С. В. Герасимов в картине «Мать партизана»

Картина написана в промежутке семи лет. Начало работы положено в 1943 году, в переломный момент великой отечественной войны, когда советские войска дали отпор противнику, и немцы начали отступать. Эта картина ярко показывает дух советских людей, во многом благодаря которому был определён итог войны.

На холсте изображена драматическая сцена: фашистами захвачена русская деревня – дома порушены, на земле тела погибших людей, защищающих родную землю. Немецкий офицер отдаёт команду пожилой русской женщине, стоящей босиком посреди развалин.

А. А. Пластов «Фашист пролетел» (1942).

Обычный осенний день. На молодых березах желтые, с золотистым оттенком, листья. Побледневшая  трава уже покрыла землю. На опушке леса паслось стадо, под присмотром маленького мальчика-пастуха. Но вдруг пролетел фашистский самолет, направив машину на землю, он яростно выстрелил из своего пулемета.

Мальчик мгновенно упал на землю, положив голову в скошенную траву в ненормальной позе. Пуля прилетела ему точно в голову. Он прислонил щеку к траве, плотно прижимаясь к холодной земле. Его рука вытянута. Шляпа и кнут пастуха лежат на боку. Рядом с мальчиком на задние лапы присела собака. Она громко воет от тоски, разрывая всю эту тишину своим лаем.

Мгновение назад поток свинцовых пуль прервал жизнь мальчика. Виден фашистский самолет, летящий над полем озимых. Он понемногу прячется на расстоянии ясного и чистого неба, крича о мирной жизни. Художник изобразил его маленьким, давая понять, что он был незнакомцем в этих местах.

Стадо животных сбежало от стрельбы, но начинает подходить к своему пастуху. Фашистская пуля коснулась двух коров и теленка, который лежит возле берез. Овцы, которые от стрельбы разбежались и потерялись, нашли своего пастуха  и бродят вокруг него. В контексте мирного характера осени совершенное злодеяние кажется страшным и чудовищным.

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям.


  Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства.

П. Д. Корин (1942) триптих "Александр Невский": образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине.

«Я писал его, — рассказывает художник, — в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».

А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя.

На первом плане изображена ключевая фигура моряка. Он победил в рукопашной схватке противника, а теперь готовится бросить связку гранат, чтобы обезвредить наставленные на него фашистские штыки. Художнику удалось передать пружинистость его позы, напряжение мышц, сосредоточенное внимание на лице. Из рассеченной щеки льется кровь, но он в пылу боя даже ее не замечает.

На втором плане происходит схватка между советскими моряками в белых одеждах и черными фашистами. Двое врагов уже лежат поверженные, но среди красноармейцев нет погибших или раненых. Художник демонстрирует силу и превосходство русских моряков над немецкими солдатами.

Решение написать эту картину пришло к художнику, когда он увидел в газете снимок разрушенного Севастополя. Дейнеко писал, что очень любил этот город прежде, а теперь от него остались одни руины. Это больно ранило художника, и на следующие шесть месяцев он с головой погрузился в написание полотна.

Дейнеке принадлежит и главная роль в утверждении нового, военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. Так, в картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.

Эта картина показывает тяжелую осень 1941 года, когда враг подошел к городу на 50 километров. Москва ощетинилась противотанковыми ежами. Пустой город. Серые краски. Темные окна. Одинокая полуторка. Художник передал тревогу и готовность отстоять город, не пустить немцев в Москву. Город подобрался как зверь перед прыжком в смертельной схватке. И мы верим, мы знаем что Победа будет за нами.

3.3. Графика