Файл: Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РОВЕНЬКОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра дошкольного образования
ИССЛЕДОВАНИЯ по дисциплине:
Теория и методика научно-педагогических исследований
на тему: «Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила:
Студентка 2з РФ_ДО
Балашова Елена Павловна
Ровеньки, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 5
1.2. Педагогические особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья 8
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ 13
2.1. Организация и результаты исследования 13
2.2. Система работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях школы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На протяжении долгого времени одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психокоррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образования. Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Особенно сильно тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания – сенсорной, моторной и речевой.
В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и интеграции в общество.
Огромный вклад в решение этой проблемы, определение принципов практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья внесли многие отечественные ученые, такие как Ю.В. Большакова, Л.Г. Григорьева, И.А. Зайцева, А.Р. Маллер и др.
Объект – психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Предмет – особенности педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Цель исследования – изучить в теоретическом и экспериментальном планах психолого-педагогических аспектов работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
– рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ ;
– рассмотреть педагогические особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
– провести экспериментальное исследование психологических особенностей школьников с ОВЗ;
– изучить систему работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях школы.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Лесенка» В.Г. Щур; тест Р. Кетелла – детский вариант).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
База исследования: Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (Приморский край). Выборка представлена младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в количестве 11 человек (в возрасте 10-11 лет).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Понятие «дети c ограниченными возможностями здоровья» включает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые считаются нормальными для человека данного возраста. Данное понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, или прогрессирующим и регрессивным [15].
В современной науке к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с физическими и (или) психическими недостатками, которые имеют ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке [4].
Инвалидность – это нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [11].
По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [16].
Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении долгого времени, например, по причине воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушения могут устраняться (либо полностью, либо частично) медицинскими и психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, которая занимает значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов разнообразны и зависят от социального статуса родителей [7].
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья является важной частью реабилитационного процесса, так как именно оно определяет их дальнейшее место в обществе. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании особых условий для получения образования, в том числе в специальных образовательных программах и методах обучения, индивидуальных технических средствах реабилитации.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации [2].
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень велик: от практически нормально развивающихся, которые испытывают временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, которые нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
Таким образом, можно убедиться, что существует достаточно большой перечень заболеваний, которые приводят к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество. Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии.
1.2. Педагогические особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ОВЗ понять, что они не одиноки и могут на ровне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
Вследствие природных факторов у детей с ОВЗ проявляется недостаточная сформированность предпосылок к овладению полноценными навыками образовательной деятельности. Возникают трудности формирования умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями [13]:
– дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
– интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
– инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Общими правилами коррекционной работы являются [18]:
– Индивидуальный подход к каждому ученику.