Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методы реализации функций государства могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от способа воздействия на граждан методы реализации функций государства подразделяются на методы убеждения и методы принуждения.

Убеждение представляет собой позитивную деятельность государства, связанную с обоснованием необходимости определённого правомерного поведения со стороны граждан, поддержания правопорядка.

Принуждение – это всегда крайняя мера, поскольку большинство государственных целей достигается путём добровольного правомерного поведения граждан. В поддержании определённого правопорядка заинтересованы все граждане. Большинство из них подчиняются закону в силу внутренней потребности и ведут себя правомерно, ожидая такого же правомерного поведения от своих сограждан.

Кроме того, принуждение всегда связано с определённой степенью насилия над личностью, и поэтому требует особо тщательной регламентации с точки зрения оснований и условий применения, процессуальной формы, объёма и т.д.

В зависимости от степени централизации государственного управления методы реализации функций государства подразделяются на методы централизованного государственного управления и методы самоуправления (саморегулирования).
3) Виды санкций норм права, их краткая характеристика и примеры.
Санкции подразделяются, прежде всего, на полные и неполные. Первые предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу, нарушившему требования диспозиции юридической нормы. Например, все нормы особенной части уголовного кодекса содержат полные санкции. Напротив, неполные санкции заключаются не в применении мер принуждения, а в том, что в случае нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные действия.

По степени своей определенности санкции подразделяются на: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные.

Абсолютно определенной в теории называется санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции административного права, устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить правонарушитель.


Относительно определенной является санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство санкций уголовного права, многие санкции административного права. Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.

Альтернативные санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Примером может служить ст.119 УК РФ «угроза убийством», которая наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю.


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 31
1. Отличие норм права от социальных норм первобытного общества.

2. Понятие и основные элементы политической системы общества.

3. Понятие, виды и способы толкования нормативных правовых актов.



1. Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

Социальные нормы и право в первобытном обществе

Причины возникновения социальных норм: экономические; психологические; политические; биологические; демографические; другие.

Виды социальных норм:

– обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;



– религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

– нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле;

– мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие;

- табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару.

Мононормы – единые специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.

Признаки первобытных обычаев: это социальные нормы; обеспечиваются мерами общественного воздействия; сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку; консервативны по своей природе.

Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:

– источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство;

– социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства;

– социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны;

– социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах.

2. Понятие и основные элементы политической системы общества.
Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство - специфическая форма организации управления обществом.

В этом управлении, наряду с государственными органами, принимают участие граждане и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.п.)

Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.

Термин «политическая система» получил распространение со второй половины 70-х годов, что в определенной степени связано с его употреблением в Конституции СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».

Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.


Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.

Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Политическая система - это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти.

Политическая система общества - это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.

Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.


Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

3) Понятие, виды и способы толкования нормативных правовых актов.
Толкование права – сложная и многогранная деятельность различных субъектов, представляющая собой интеллектуальный процесс, направленный на познание и разъяснение смысла правовых норм. Толкование осуществляется не только по отношению к праву, нормативным актам, но и по отношению к другим юридическим актам (например, применению права).

Данный процесс состоит из двух частей (элементов):

  1. толкующий субъект уясняет содержание правовой нормы для себя, решает , как он будет действовать;

  2. в целях установления одинакового понимания и применения интерпретатор разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают два основных вида толкования: официальное и неофициальное толкование.

1. Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами , общественными организациями. Оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов.

Официальное толкование делится на:

  1. нормативное (общее) толкование – не ведет к созданию новых правовых норм, а только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным.

Виды нормативного толкования:

а) аутентичное (авторское) толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа;

легальное (разрешенное, делегированное) толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено;

  1. казуальное (индивидуальное) толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Его цель- правильное разрешение определенной жизненной ситуации.

  1. неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы.