Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В мире современных коммуникаций большое место занимают банковские технологии. Они представляют собой совокупность информационных и телекоммуникационных технологий. В современной банковской сфере банковские технологии становятся все более важными с каждым днем. Термин «банковская технология» начала использоваться в деловой практике относительно с недавних времен. Примерно десять лет назад его еще просто не существовало.
С развитием технических средств и, в первую очередь, компьютерных технологий и средств связи, а также вследствие проявления новейших тенденций в развитии отечественной и мировой банковской системы, такие возможности не только открылись перед большинством кредитных организаций, но активнейшим образом стали внедряться в нашу жизнь. Нередко под банковской технологией предполагается автоматизация некоторых бизнес – действий, которая, по сути, представляет лишь часть общего процесса.
Понятие «банковские технологии» используется достаточно широко. Оно включает в себя такие задачи, как построение системы обслуживания клиентов по отдельным операциям и в целом по банку, комплекс средств (в том числе и технических) по реализации операций, например, с пластиковыми карточками, интерактивному обслуживанию клиентов или каких либо других. Банковская технология – это определенный подход банка, каким он оказывает банковскую услугу нуждающемуся в ней клиенту. Это оформленный документально комплекс взаимосвязанных финансовых, организационных, юридических и других действий, что составляет полный и целостный регламент взаимодействия сотрудников банка с обслуживаемым клиентом, которая завершает единую технологию обслуживания клиентов.
Перечень современных банковских операций достаточно разнообразен. Более того, он может и расширяться в связи с теми или иными новациями, основанными на новых информационных или финансовых технологиях, развитие которых стимулируется необходимостью повышения рентабельности бизнеса. В то же время, как всякое действие, в соответствии с законами физики, влечет противодействие, так и развитие новых банковских технологий и основанных на них продуктах влечет за собой новые риски, учет которых требует системности и дополнительных усилий. При этом постоянно нужно помнить о потенциальной угрозе системных рисков при несбалансированном внедрении новаций.
К банковским технологиям относятся специальные компьютерные программы, внутренние процедуры и различные модели, связанные с управлением рисками. В этом контексте средства защиты играют очень важную роль, и для этого, используются методы криптографии. Кроме того, большое значение в сфере кредитно-финансовых учреждений придается безопасности, в том числе, применительно к информационной составляющей. Из-за таких причин, активно применяются разнообразные технические средства, для защиты кредитных карт, базы данных, а также банкоматов и кассовых узлов.
Без банковских технологий в текущее время нереально решить ни одну из задач, которые касаются управления банком, так как за прошедшие пару лет резко поменялись требования к скорости принятия решений, возрос размер операций и применяемой в процессе деятельности информации.
Эти технологии характеризуются системой способов изучения работы заведений, способствующих росту вещественной стойкости и совершенному сотрудничеству с пользователями. Оптимизация рабочего процесса обеспечивается при помощи внедрения информационных, компьютерных, документных и технологических нововведений.
Подобные действия дают возможность организовать разговор с клиентом и прийти к необходимому результату. Вложения в развитие средств улучшения сервисного обслуживания производят передовые большие банки, расширяя клиентские услуги, что оказывает влияние на рост лояльности покупателей. Современные банковские технологии направлены на обеспечение достаточной устойчивости кредитной организации и создание максимально эффективных условий взаимодействия банка с клиентами.
Банковские технологии почти во всем облегчают процесс работы финансовой компании, делают его резвее и надежнее, устанавливают единые формы отчетности и предоставления данных, помогают сделать действенный документооборот и сотрудничество профессиональных специалистов банка.
Банковская инновация – это процесс, предусматривающий, с одной стороны, модернизацию процесса предоставления услуг, продуктов, которые удовлетворяют потребителей банка, а с другой стороны, увеличение объемов оказываемых услуг и повышение доходов.
Как показывает современная тенденция развития сферы банковских услуг в мире, перед большим количеством крупных и отделений финансовых учреждений банки будущего должны быть социальными и инновационными, способными удовлетворить потребности потребителей. Что-бы внедрить данные особенности в свою деятельность, банку необходимо увеличить объем выделяемых на эту отрасль средств, быть первым на рынке и уметь качественно реализовывать инновации.
Наиболее исчерпывающим является определение банковской технологии как сделанной банком системы производства и доставки банковского продукта целевой аудитории для удовлетворения ее потребностей. Банковская технология – это упорядоченная совокупность функционально и информационно взаимосвязанных операций, действий, работ и процедур, обеспеченных необходимыми ресурсами, реализуемых техническими и человеко-машинными системами и направленных на достижение эффективности банковских операций.
Банковская технология представляет собой способ организации целесообразной практической деятельности, опирающейся на совокупность приемов и методов, направленных на принятие оптимальных управленческих решений, создание банковского продукта и оказание банковской услуги.
Появление данной формулировки обусловлено тем, что за последние пятнадцать лет возросло значение средств и методов реализации банковских задач.
Для обеспечения банками тенденции всеохватывающей автоматизации бизнеса, необходимо обеспечить процесс непрерывного улучшения банковских технологий, которые, в свою очередь, нерушимо соединены с современными IT продуктами.
Существует ряд определенных принципов банковских технологий, которые выступают как основа для поддержки и развития банковского бизнеса (табл. 12).
Таблица 12. Определенные принципы банковских технологии
Доступность технологий | Это поспособствует открытому взаимодействию с разными внешними системами, обеспечит выбор наиболее подходящей программной платформы, ее удобство в эксплуатации и переноске на другие аппаратные средства |
Масштабность | По мере развития бизнес-процессов будет проходить усложнение и расширение функциональных модулей системы. |
Возможность | Возможность алгоритмических настроек, моделирование банка и его бизнес процессов |
Принцип построения | Также существует модульный принцип построения, который способствует простой конфигурации систем под определенный заказ с даль- нейшим наращиванием. |
Доступ | Доступ к данным каждому пользователю онлайн и возможность реализации функций в одном общем информационном пространстве. |
Удобство | Удобство настроек модуля банковской системы и возможность подстроится к потребностям каждого банка. |
Развитие и улучшение | Постоянное развитие и улучшение системы на основе ее фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования бизнес-процессов, для достижения наивысшего результата в производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности |
Примечание: составлено автором на основании источника [34, с.174] |
Развитие и модернизация формирования кредитно-финансовой отрасли впрямую зависит от IT продуктов. Естественно, сейчас мир не стоит на месте и всё меняется каждый день.
Денежно-финансовые учреждения должны вкладывать в развитие технологий, по-другому им просто придется уступать дорогу больше развитым компаниям или организациям.
В банках разрабатываются новые модели анализа факторов риска и уровня инвестиционной привлекательности проектов, для того, чтобы поддержать общий уровень конкурентоспособности. Другими словами, банковские технологии включают в себя систему действий, с помощью которых обеспечивается организация сервиса, соответствующего запросам потребителей. Современные информационные технологии в значительной степени влияют на бизнес-процессы в банках, выводят их на принципиально новый качественный уровень. Банковские технологии и IT связаны неразрывно, так как банковские технологии базируются на информационных Банковские и информационные технологии помогают настроить и обеспечить автоматизацию банковского бизнеса.
Для того, чтобы не оказаться в положении технологического отставания, банкам необходимо заниматься автоматизацией приоритетных направлений своей деятельности.
Конкурентоспособность банка в современных реалиях во многом определяется уровнем его технологичности.
Внедрение инноваций во все сферы деятельности экономических субъектов, переход экономики на инновационный путь развития, стали одними из приоритетов государственной политики, влияющих на экономический рост, развитие и структурные сдвиги в экономике, а также важнейшим инструментом, поддерживающим конкурентоспособность национальной экономики, в том числе и банковского сектора. Поэтому, основным содержанием нового этапа в развитии банковского сектора должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение
состава банковских продуктов и услуг, рост их качества и совершенствование способов предоставления, повышение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса. Инвестиции и инновации стали сутью современного развития не только в банковском деле, но и во всех отраслях экономики. Таким образом, разработка и внедрение финансовых инноваций и технологий в банковский сектор экономики еще не потеряла свою актуальность, а наоборот обретает необычную актуальность.
Надежные и безопасные платежные системы способствуют повышению стабильности финансовой системы государства в целом, обеспечивают эффективное использование финансовых ресурсов и улучшают ликвидность финансовых рынков, а также гарантируют своевременный расчет между продавцами и покупателями.
Опыт создания новых банковских продуктов, услуг и технологий на рынке Республики Казахстан опирается на мировой опыт. Любые банковские инновации на банковские продукты и услуги не являются инновациями по истечении некоторого периода времени в полном смысле из-за отсутствия процедуры патентов, так как занимают широкую нишу на рынке и в среде конкурентов.
В настоящее время на территории Республики Казахстан функционируют две национальные платежные системы: Межбанковская система переводов денег (МСПД) и Система межбанковского клиринга (СМК).
В целом, за январь-февраль 2021 года через Межбанковскую систему переводов денег и Систему межбанковского клиринга было проведено 8,8 млн. транзакций на сумму 114,3 трлн. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество платежей в указанных платежных системах увеличилось на 22,5% (на 1614,1 тыс. документов), сумма платежей увеличилась на 0,8% (на 0,9 трлн. тенге).
В 2020 году АО «Kaspi Bank» возглавил рейтинг крупнейших казахстанских банков, который последние годы занимается созданием инновационных сервисов и продуктов в банковском секторе. В ноябре 2014 года запущен «Kaspi Магазин» – онлайн-агрегатор для сравнения цен и покупки товаров в кредит. В августе 2016 года презентована программа Kaspi Red, предоставляющая рассрочку для потребительских покупок.
В течение 2016-2017 годов начали действовать Kaspi Gold и приложение Kaspi.kz, которые изменили рынок безналичных платежей для пользователей. На начало 2020 года число активных пользователей Kaspi.kz составило более 6 млн., Kaspi Gold – более 4,5 млн.[35].
По состоянию на 01.01.2021 года больше всего POS-терминалов установлено в Алматы – 59189, в Нур-Султане – 35749, в Карагандинской области – 16771 терминалов. Меньше всего их в Кызылординской области – 3832 и в Жамбылской области – 4798 терминалов.
Большая часть банкоматов находится в городе Алматы, там – 2463 банкоматов. На втором месте, город Нур-Султан – 1552 банкоматов и в Туркестанской области и в городе Шымкент находится 1092 банкоматов. Меньше всего банкоматов находится в Северо-Казахстанской области, там всего –339 банкоматов.
Банками Казахстана и АО «Казпочта» предоставляются услуги по переводам денег через такие системы, как Золотая корона, Вестерн Юнион, Юнистрим, Contact, Faster, MoneyGram и иные СДП. Доля переводов денег, проведенных в феврале 2021 года на территории Казахстана, составляет 24,5 %от общего количества и 7,6 % от общей суммы переводов денег, отправленных посредством СДП. Доля переводов денег, отправленных за рубеж, составляет 75,5 % и 92,4 % соответственно.