Файл: Дипломная работа содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
клиенту банковского продукта. Банковский продукт, в свою очередь, является результатом оказания банковской услуги клиенту, т.е. конечная стадия отношений с банком, на которой клиент может удовлетворить свои потребности. При этом банковский продукт может содержать несколько сопутствующих банковских услуг, которые будут являться неотъемлемой его частью.

Банковскому продукту можно дать и такое емкое определение: банковский продукт это результат деятельности коммерческого банка в собственных интересах, а так же клиентов и общества, проявляющий себя в форме неразрывного единства банковских операций, услуг и прироста безналичной денежной массы. Следовательно, развитие банковских продуктов должно быть сбалансировано с точки зрения интересов всех трех потребителей. [13, с. 94].

Подводя итог, необходимо сказать, что на сегодняшний момент законодательство Республики Казахстан не имеет какие-либо юридические трактовки банковского продукта и банковской услуги. Как следствие, общие и отличительные черты банковских продуктов и банковских услуг могут использоваться в дальнейших работах в ученой среде. На этом основании становится возможны единые формулировки банковского продукта и услуги с получением официально-правового статуса. С практической точки зрения это должно помочь банкам вырабатывать материалы, знакомившись с которыми, клиенты могли бы получать знания для повышения уровня собственной финансовой грамотности. Рынок банковских продуктов и услуг играет крайне важную роль в экономике Казахстана, поскольку он тесно связан с процессами перераспределения капитала, с распространением финансовой
информации, повышением финансовой грамотности всего населения. Поэтому формулирование четких определений услуги и продукта носит крайне важный характер.



    1.   1   2   3   4   5

1.2 Классификация банковских продуктов и услуг


Множество ученых-экономистов в своих публикациях рассматривают понятия банковских продуктов и услуг только с познавательной целью, раскрывая особенности данных категорий, их черты и в целом пытаясь определить их сущность. Используя несколько критериев, авторы рассматривают банковские продукты и услуги в контексте различных классификаций, показывая все их многообразие: делят по типу системы обслуживания, платности, экономическому содержанию и другим классификациям. Однако, если отойти от теории и посмотреть в сторону практической банковской деятельности, то очевидно, что для самих банков такое количество классификаций и определений совершенно не имеют какого- либо значения.

Поскольку банки занимаются коммерческой деятельностью, то для них полезной будет те классификации, которые смогут отражать некую системность в работе банковского бизнеса. Классификации должны быть показаны таким образом, чтобы представленная в них информация могла помочь банкам вести коммерческую деятельность, то есть зарабатывать деньги. Поэтому одним из вариантов может стать такая классификация, в основе которой будут лежать не сами банковские продукты или услуги, а целый набор признаков данных категорий, то есть некое обобщение с практической целью. Таким образом, классификация фундаментально будет иметь не банковские продукты и услуги, а целые сегменты, в которые они
входят. Таким образом, можно не только упорядочить все многообразие данных категорий, но и сделать классификацию полезным инструментом в банковском деле для анализа структуры коммерческих предложений для физических и юридических лиц [14, с. 8].

Следует отметить, что классификация создана на основании продуктов и услуг современных универсальных банков, то есть не учитывает ту банковскую деятельность, которая может у некоторых банков отличаться в какой-то степени из-за их специализации (одни банки занимаются только ипотечным кредитованием, другие автокредитованием, третьи переводами и т.д.). На начальном шаге построения классификации найдены самые распространенные в литературе основания дифференциации банковских услуг, которые отражены в табл. 1.
Таблица 1. Классификация банковских услуг

обозначение

Классификационный критерий

Возможные варианты классификации

S1

Принадлежность субъекта к субъекту права


Физическое лицо

Юридическое лицо

S2

Экономическое содержание

Сберегательные

Кассовые

Расчетные

Ссудные

Инвестиционные

Фондовые

Гарантийные

Информационно-консультационные

Услуги по хранению и перевозке ценностей


продолжение таблицы 1

S3

Соответствие специфике банковского дела

Специфические

Неспецифические

S4

Сложность предоставления

Услуги, которые могут, осуществлены без посторонней помощи.

Услуги, не требующие спец. уровня подготовки

Услуги, требующие детальных технических знаний

Сложные услуги

S5

Продолжительность устанавливаемых отношений

Разовое

Длительное

S6

Периодичность выполнения

Регулярные

Иррегулярные

S7

Индивидуальность подхода

Индивидуальные

Универсальные

S8

Степень новизны

Традиционные

Обновлённые

Инновационные

Примечание: составлено автором на основе источника [15, с.24].



В банковской деятельности совокупность услуг тесно связана с банковскими продуктами. Различия понятий «продукт» и услуги лежит в основании критериев, представленных в табл. 2.
Таблица 2. Классификация банковских продуктов

обозначение

Классификационный критерий

Возможные варианты классификации

Р1

Характер удовлетворяемой потребности

Личная

Коммерческая цель

Одновременное удовлетворение потребностей разных групп (согласно критерию S1) клиентов

Р2

Набор характеристик

Стандартный

Уникальный

Р3

Тип системы обслуживания

Индивидуальный подход

Поточное обслуживание

Р4

Степень использования информационных технологий

С использование ИТ

Без использования ИТ

Р5

Применение технологии процессинга

С использованием процессинга

Баз использования процессинга

Р6

Тип каналов продаж/предоставления

Предлагаемые только традиционными каналами

Продвигаемые только через дистанционное. обслуживание

Продвигаемые и сопровождаемые одновременно разными каналами

Р7

Тип сети продаж/предоставления

Разветвлённая, по принципу мультиплицируемости.

Сеть отделений, не ориентированная на близость к потребителю. «Выездной офис»

продолжение таблицы 2

S8

Платность

Платные

Бесплатные

Примечание: составлено автором на основе источника [15, с.24].


Данный вариант классификаций представлен учеными-экономистами Марамыгиным М.С. и Поваровым А.В..

Все банковские услуги и продукты могут быть отнесены к каждой из классификаций, представленных обозначениями