Файл: Проект дорожная карта реализация всероссийского проекта образ будущего социальной сферы. Социальная поддержка, социальное обслуживание (2018 2025 годы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ II «РАВНЫЕ ПРАВА – РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Девиз («миссия») - Один мир на всех

Цель - Равные возможности — жизнь без барьеров

Проблемы:

  • несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование;

  • недостаточная доступность объектов и услуг;

  • отсутствие единого координирующего звена в системе межведомственного взаимодействия, ведомственная разобщенность;

  • низкая ответственность и низкая мотивация работодателей при принятии на работу инвалидов;

  • отсутствие экспертов-разработчиков адаптированных программ, практик и методик;

  • отсутствие мотивации специалистов к совершенствованию профессионального уровня;

  • недостаточная информированность населения о людях с инвалидностью, их особенностях и потребностях;

  • психологические и эмоциональные барьеры. Иждивенческая позиция инвалидов и их родственников.


Задачи:

  • создание доступной среды для маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры;

  • обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями, в том числе доступ к образовательным услугам и трудоустройству;

  • повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений;

  • усиление координации, межведомственного взаимодействия, повышение эффективности деятельности государственных структур, учреждений, общественных объединений по улучшению положения людей с инвалидностью и их семей, их социализации;

  • развитие системы учреждений и служб, оказывающих услуги детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, внедрение в их деятельность инновационных технологий;

  • создание реабилитационного пространства для детей-инвалидов на базе образовательных учреждений;

  • формирование равного отношения в обществе к людям с особыми потребностями.


План мероприятий:

№ п/п

Мероприятия

Срок реализации, годы

Ответственный исполнитель

1

Создание постоянно действующей рабочей группы при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по анализу действующего законодательства на соответствие принципам Конвенции о правах инвалидов. Анализ федеральных и региональных НПА о стандартах реабилитационных услуг (в т.ч. для детей), о закупке технических средств реабилитации (далее – ТСР) с учетом отрицательной правоприменительной практики № 44-ФЗ.

Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы

2019-2020

Совет Федерации ФС РФ,

Правительство РФ,

научное сообщество, НКО

2

Разработка предложений и внесение изменений в нормативно правовые акты Российской Федерации в части адаптации жилых помещений, в которых проживают инвалиды, за счет выделения средств из фондов капитального ремонта и/или капитального строительства

2019

Минстрой России

3

Рассмотреть возможность внесения изменений в трудовое законодательство о включении в трудовой стаж времени по уходу за инвалидом

2020-2024

Минтруд России

4

Разработать предложения по внедрению системы сертификатов на получение ТСР и социальных услуг. Внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу.

2020-2024

Минтруд России

5

Внести изменения в Государственную программу «Доступная среда» в части создания доступной городской среды, в том числе по приобретению специально оборудованного для маломобильных групп

2019

Минтруд России

6

Инициация и реализация пилотных проектов в субъектах РФ по созданию Центров межведомственной ранней помощи детям с инвалидностью

2019

Минтруд России

7

Подготовка пакета НПА по стимулированию российских разработчиков и производителей ТСР. Создание на базе НТИ бизнес-инкубатора разработчиков ТСР

2020

Правительство РФ

8

Создать условия по привлечению негосударственного сектора в сферу оказания социальных услуг. 20 % организаций по предоставлению социальных услуг-государственные, 80 % - СОНКО и бизнес. Власть является координатором, контролирующим предоставление социальных услуг.

2025

Правительство РФ,

Органы исполнительной власти субъектов РФ

9

Своевременно актуализировать Федеральный перечень ТСР, включая в него современные средства реабилитации

2025

Минтруд России

10

Создать условия для привлечения бизнеса в процесс создания условий для социальной занятости инвалидов. А также для привлечения людей с инвалидностью в качестве экспертов для оценки качества товаров, работ и услуг (в строительстве, дорожном хозяйстве, формировании общественной инфраструктуры)

2019

Минтруд России, органы исполнительной власти РФ

11

Проведение ежегодного конкурса лучших российских производителей ТСР

2019-2025

Всероссийские общественные организации инвалидов, Фонд социального страхования

12

Реализация социальных проектов в сфере социализации и адаптации людей с инвалидностью в обществе (создание мастерских занятости, открытие инклюзивных ясельных групп для детей-инвалидов и т.д.).

2018-2025

СОНКО, фонды поддержки грантов

13

Разработка и принятие НПА по обязательному внедрению на телеканалах сурдоперевода и субтитрирования. Включение в лицензионные требования для электронных СМИ наличия сурдоперевода и субтитрирования, адаптированных текстов для людей с нарушениями слуха

2024

Правительство РФ

14

Разработать и внедрить стандарты паллиативного медицинского и социального ухода на дому, обеспечить доступность специального оборудования и специальных средств ухода за больными и гражданами пожилого возраста, утратившими навыки самообслуживания.

2020-2025

Минздрав России, Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов РФ

15

Мониторинг результатов процесса создания условий для социальной занятости инвалидов

2020-2025

Минтруд России, общественные организации инвалидов


ОБРАЗ БУДУЩЕГО:

Обеспечена полная доступность всех объектов и всех услуг. Сформирована система социального сопровождения (ранняя помощь и сопровождение семьи ребенка с инвалидностью, сопровождаемое проживание).

Все желающие работать инвалиды, независимо от категории и места проживания, трудоустроены, работающие инвалиды-норма, организовано сопровождение при необходимости на рабочем месте людей с ментальной инвалидностью

Создана эффективная система реабилитации, «ведущая» инвалида со дня выписки из стационара, скоординированная между всеми ведомствами. Создана система сетевого взаимодействия и единая система финансирования между органами власти и общественными организациями при осуществлении социального сопровождения инвалида.

Создан институт узких специалистов для обеспечения сопровождения инвалидов в образовательных организациях.

Разработаны и внедрены стандарты по подготовке специалистов по работе с людьми с инвалидностью во всех сферах.

Паллиативную помощь получают все нуждающиеся в полном объеме и на профессиональном уровне. Люди в паллиативном статусе живут в социуме (дети ходят в дошкольные учреждения, школы) - ездят в отпуска, имеют снабжение от государства, медицинское сопровождение и реабилитацию

Инвалид вовлечен в жизнь общества и сам влияет на его изменения. Сформированы государственная поддержка и толерантное отношение к людям с инвалидностью, массовые мероприятия носят инклюзивный характер. Изменено общественное мнение.

Расширено коммуникационное пространство для инвалидов, независимо от нозологии.

Органы власти и общественные организации инвалидов говорят на одном языке, работая в партнерстве.

РАЗДЕЛ III «СОДЕЙСТВУЯ БУДУЩЕМУ СЕМЬИ»

Девиз («миссия») - Благополучная семья – благополучный регион – здоровое российское общество

Цель - Привлечение всех возможных ресурсов государства для сохранения и развития семьи

Проблемы:

  • отсутствие доступного жилья для семей с детьми;

  • утрата семейных ценностей и традиций, низкий уровень ответственности у родителей за воспитание и формирование ценностей у детей, перекладывание ответственности на государственные институты;

  • невысокий уровень жизни семей;

  • потребительское отношение в обществе, сформированное предоставляемым пакетом мер социальной поддержки;

  • отсутствие мотивации к созданию семьи, особенно многодетной;

  • низкий уровень внимания общества к благополучной семье.



Задачи:

  • развитие законодательной базы государственной семейной политики, в том числе законодательное закрепление мер по стимулированию создания и сохранения семьи;

  • государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах, сочетание ответственного родительства и адекватных государственных услуг, формирование принятия членами семьи ответственности за будущее своей семьи;

  • взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики;

  • популяризация позитивного образа семьи, укрепление престижа семьи;

  • профилактика семейного неблагополучия.


План мероприятий:

№ п/п

Мероприятия

Срок реализации, годы

Ответственный

исполнитель

1

Разработка и принятие государственной программы по обеспечению жильем семей с детьми, в том числе на основе государственно-частного партнерства

2019-2022

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ

2

Разработка и принятие законопроекта о льготной «многодетной» ипотеке, государственной поддержке молодежных жилищных кооперативов

2018-2019

СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ

3

Разработать вариативные формы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотреть индивидуальный подход с учетом уровня социализации таких детей

2019

СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ

4

Установить гарантии многодетных семей на отдых и оздоровление, проезд, лечение (отдых) и обратно за счет средств федерального бюджета, разработать механизм дифференцированных подходов к обеспечению социальных гарантий по территориальным принципам (по климатическим зонам РФ). Отнести меры социальной поддержки к расходным обязательствам РФ, установить единые требования и критерии при назначении мер социальной поддержки.

2025

СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ

5

Подготовка предложений и внесение изменений в систему налогообложения с учетом применения семейного налога и экономической политики, нацеленной на развитие семьи. Налоговая и экономическая политика стимулирует заключать брак, рожать и воспитывать детей

2020

Правительство РФ

6

Создание рабочей группы для изучения проблемы развития семейного бизнеса. Внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты. Формирование соответствующей дорожной карты. Внедрение программ стимулирования семейного бизнеса. Переход от концепции «человеческого капитала» к концепции «семейного капитала».


2019-2024

Правительство РФ

7

Внесение изменений в пенсионное законодательство в части включения периодов ухода и воспитания детей многодетной мамой в страховой пенсионный стаж (с учетом уровня социализации детей)

2020

Правительство РФ

8

Разработать и внедрить учебный школьный курс «Этика и психология семейной жизни», заложив основы повышения ответственности и культуры семейной жизни у подрастающего поколения

2019

Минпросвещения России, научное сообщество, НКО

9

Разработать и апробировать специальный курс «Семьеведение» для всех уровнях образования

2019-2021

Минпросвещения России

10

Разработать и апробировать учебный блок к курсу ОБЖ по развитию навыков безопасного использования сети интернет

2019

Минпросвещения России

11

Создать программу непрерывной переподготовки и повышения квалификации семейных психологов и социальных педагогов

2018-2019

Минпросвещения России, Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов РФ

12

Формирование государственного заказа, разработка и реализация государственной программы по созданию в общественном сознании позитивного образа традиционной семьи


2019-2025

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНК, СМИ

13

Формирование и внедрение федерального стандарта предоставления социальных услуг и социального сопровождения семей.

2024

Правительство РФ

14

Внести изменения в законодательство в части признания семьи объектом получения социальных услуг в зависимости от жизненных ситуаций. Внесение изменений в действующую систему предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми.

2025

Правительство РФ

15

Создать систему мониторинга социальных рисков при органах социальной защиты

2020

Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов РФ

16

Проектирование и утверждение государственной программы по раннему выявлению семейного неблагополучия

2019-2020

Минтруд России, Минпросвещения России, Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов РФ

17

Внести изменения в законодательство РФ в части внедрения модели приемной профессиональной семьи как новой формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2020

СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ

18

Проведение Всероссийского детского форума «Будущее строим вместе. Безопасное детство»


2019

СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНКО

19

Внести предложение Президенту Российской Федерации об объявлении 2023 года Годом семьи


2022

Правительство РФ


ОБРАЗ БУДУЩЕГО:

По всей стране для молодых и многодетных семей вводятся в эксплуатацию жилые кварталы по программе «Многодетная и молодежная ипотека». В южных регионах нашей страны работают Всероссийские центры оказания бесплатных услуг отдыха и оздоровления детей для всех многодетных семей и детей с особенностями развития.

Развивается семейное предпринимательство – одна из эффективных форм самозанятости многодетных семей.

Благодаря общественной и государственной поддержке, а также содействию СМИ, вошли в моду благополучные семьи, процент которых с 2018 года вырос до 95 %, более половины из которых многодетные!

Регулярно пропагандируются и поддерживаются в СМИ: модель счастливой и благополучной семьи, ответственного родительства, положительного образа сотрудника социальной сферы.

Родители взаимодействуют с органами системы профилактики с целью сохранения семьи.

Сплоченная многодетная семья с крепким психическим здоровьем, с хорошими привычками и талантливыми детьми. Семья поддерживается государством во всех сферах общественной жизни, но и сама семья выкладывается в полную силу, взаимовыгодное сотрудничество.

Стабильное функционирование полной семьи. Доступные социальные услуги как средство поддержки семьи в трудной жизненной ситуации. Все «детские дома» перепрофилированы в комплексы по сопровождению замещающих семей. Самодостаточная, уверенная семья, где каждый ее участник значим, любит и любим, имеет возможность для самореализации. Созданы условия для самореализации семьи в малом или среднем предприятии. Трезвая, духовная, культурная семья с активной гражданской позицией. Семья обладает внутренними ресурсами для преодоления кризисных ситуаций, транслирует ненасильственные способы взаимоотношения друг с другом. Сформирована комфортная и доброжелательная среда для жизни семей с детьми. Всякая семья умеет самоорганизоваться, саморазвиваться, жить насыщенной жизнью долго. Семья открыта для социума, социум открыт для семьи. Россия – территория семьи и детства. Семья – источник патриотизма.


РАЗДЕЛ IV «СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК БУДУЩЕГО»
Девиз («миссия») –Квалифицированный социальный работник – качественная социальная помощь населению

Цель - Создание к 2025 году новой системы формирования и развития компетенций социальных работников, отвечающих современным запросам общества и задачам реализации стратегии социально-экономического развития России с использованием политических, профессиональных и общественных ресурсов страны

Проблемы:

  • низкий статус социального работника и узкое понимание профессии социального работника среди населения

  • низкие оплата труда социальных работников и уровень их социальной защиты (отсутствие льгот);

  • заполнение бумажной документации;

  • профессиональная деятельность (стандарт услуг);

  • потребительская позиция получателя социальных услуг;

  • недостаточность и узконаправленность профессионального образования;

  • система повышения квалификации дистанционная и только через предоставление информации

  • отсутствие тестирования на профессиональную пригодность при высоких профессиональных рисках работы на участке;

  • слабоузнаваемость социального работника, низкое доверие населения;

  • монополия государства при предоставлении социальных услуг.


Задачи:

  • повышение престижа, популяризация профессии социального работника среди населения, социальные гарантии и льготы для сотрудников системы социальной поддержки и социального обслуживания (введение единообразной формы, обеспечение планшетными компьютерами, бесплатный проезд на городском транспорте, оплата связи, обязательное страхование жизни и здоровья работников организаций социального обслуживания, строительство ведомственного лечебно-профилактического комплекса санаторно - курортного типа для работников социальной сферы, подвергшихся «профессиональному выгоранию» и нуждающихся в социально - медицинской реабилитации и т.д.);

  • расширение зоны обслуживания населения. Переход к выявительной основе предоставления социальных услуг вместо заявительной;

  • развитие профессиональной мобильности, повышение уровня профессиональной компетенции социального работника;

  • упрощение документооборота, оптимизация управленческих решений и процедур управления;

  • профилактика профессионального выгорания социального работника;

  • привлечение негосударственного сектора к оказанию надомных социальных услуг;