Файл: Проект дорожная карта реализация всероссийского проекта образ будущего социальной сферы. Социальная поддержка, социальное обслуживание (2018 2025 годы).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ II «РАВНЫЕ ПРАВА – РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»
Девиз («миссия») - Один мир на всех
Цель - Равные возможности — жизнь без барьеров
Проблемы:
Задачи:
План мероприятий:
ОБРАЗ БУДУЩЕГО:
Обеспечена полная доступность всех объектов и всех услуг. Сформирована система социального сопровождения (ранняя помощь и сопровождение семьи ребенка с инвалидностью, сопровождаемое проживание).
Все желающие работать инвалиды, независимо от категории и места проживания, трудоустроены, работающие инвалиды-норма, организовано сопровождение при необходимости на рабочем месте людей с ментальной инвалидностью
Создана эффективная система реабилитации, «ведущая» инвалида со дня выписки из стационара, скоординированная между всеми ведомствами. Создана система сетевого взаимодействия и единая система финансирования между органами власти и общественными организациями при осуществлении социального сопровождения инвалида.
Создан институт узких специалистов для обеспечения сопровождения инвалидов в образовательных организациях.
Разработаны и внедрены стандарты по подготовке специалистов по работе с людьми с инвалидностью во всех сферах.
Паллиативную помощь получают все нуждающиеся в полном объеме и на профессиональном уровне. Люди в паллиативном статусе живут в социуме (дети ходят в дошкольные учреждения, школы) - ездят в отпуска, имеют снабжение от государства, медицинское сопровождение и реабилитацию
Инвалид вовлечен в жизнь общества и сам влияет на его изменения. Сформированы государственная поддержка и толерантное отношение к людям с инвалидностью, массовые мероприятия носят инклюзивный характер. Изменено общественное мнение.
Расширено коммуникационное пространство для инвалидов, независимо от нозологии.
Органы власти и общественные организации инвалидов говорят на одном языке, работая в партнерстве.
РАЗДЕЛ III «СОДЕЙСТВУЯ БУДУЩЕМУ СЕМЬИ»
Девиз («миссия») - Благополучная семья – благополучный регион – здоровое российское общество
Цель - Привлечение всех возможных ресурсов государства для сохранения и развития семьи
Проблемы:
Задачи:
План мероприятий:
ОБРАЗ БУДУЩЕГО:
По всей стране для молодых и многодетных семей вводятся в эксплуатацию жилые кварталы по программе «Многодетная и молодежная ипотека». В южных регионах нашей страны работают Всероссийские центры оказания бесплатных услуг отдыха и оздоровления детей для всех многодетных семей и детей с особенностями развития.
Развивается семейное предпринимательство – одна из эффективных форм самозанятости многодетных семей.
Благодаря общественной и государственной поддержке, а также содействию СМИ, вошли в моду благополучные семьи, процент которых с 2018 года вырос до 95 %, более половины из которых многодетные!
Регулярно пропагандируются и поддерживаются в СМИ: модель счастливой и благополучной семьи, ответственного родительства, положительного образа сотрудника социальной сферы.
Родители взаимодействуют с органами системы профилактики с целью сохранения семьи.
Сплоченная многодетная семья с крепким психическим здоровьем, с хорошими привычками и талантливыми детьми. Семья поддерживается государством во всех сферах общественной жизни, но и сама семья выкладывается в полную силу, взаимовыгодное сотрудничество.
Стабильное функционирование полной семьи. Доступные социальные услуги как средство поддержки семьи в трудной жизненной ситуации. Все «детские дома» перепрофилированы в комплексы по сопровождению замещающих семей. Самодостаточная, уверенная семья, где каждый ее участник значим, любит и любим, имеет возможность для самореализации. Созданы условия для самореализации семьи в малом или среднем предприятии. Трезвая, духовная, культурная семья с активной гражданской позицией. Семья обладает внутренними ресурсами для преодоления кризисных ситуаций, транслирует ненасильственные способы взаимоотношения друг с другом. Сформирована комфортная и доброжелательная среда для жизни семей с детьми. Всякая семья умеет самоорганизоваться, саморазвиваться, жить насыщенной жизнью долго. Семья открыта для социума, социум открыт для семьи. Россия – территория семьи и детства. Семья – источник патриотизма.
РАЗДЕЛ IV «СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК БУДУЩЕГО»
Девиз («миссия») –Квалифицированный социальный работник – качественная социальная помощь населению
Цель - Создание к 2025 году новой системы формирования и развития компетенций социальных работников, отвечающих современным запросам общества и задачам реализации стратегии социально-экономического развития России с использованием политических, профессиональных и общественных ресурсов страны
Проблемы:
Задачи:
Девиз («миссия») - Один мир на всех
Цель - Равные возможности — жизнь без барьеров
Проблемы:
-
несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование; -
недостаточная доступность объектов и услуг; -
отсутствие единого координирующего звена в системе межведомственного взаимодействия, ведомственная разобщенность; -
низкая ответственность и низкая мотивация работодателей при принятии на работу инвалидов; -
отсутствие экспертов-разработчиков адаптированных программ, практик и методик; -
отсутствие мотивации специалистов к совершенствованию профессионального уровня; -
недостаточная информированность населения о людях с инвалидностью, их особенностях и потребностях; -
психологические и эмоциональные барьеры. Иждивенческая позиция инвалидов и их родственников.
Задачи:
-
создание доступной среды для маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры; -
обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями, в том числе доступ к образовательным услугам и трудоустройству; -
повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений; -
усиление координации, межведомственного взаимодействия, повышение эффективности деятельности государственных структур, учреждений, общественных объединений по улучшению положения людей с инвалидностью и их семей, их социализации; -
развитие системы учреждений и служб, оказывающих услуги детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, внедрение в их деятельность инновационных технологий; -
создание реабилитационного пространства для детей-инвалидов на базе образовательных учреждений; -
формирование равного отношения в обществе к людям с особыми потребностями.
План мероприятий:
№ п/п | Мероприятия | Срок реализации, годы | Ответственный исполнитель |
1 | Создание постоянно действующей рабочей группы при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по анализу действующего законодательства на соответствие принципам Конвенции о правах инвалидов. Анализ федеральных и региональных НПА о стандартах реабилитационных услуг (в т.ч. для детей), о закупке технических средств реабилитации (далее – ТСР) с учетом отрицательной правоприменительной практики № 44-ФЗ. Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы | 2019-2020 | Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ, научное сообщество, НКО |
2 | Разработка предложений и внесение изменений в нормативно правовые акты Российской Федерации в части адаптации жилых помещений, в которых проживают инвалиды, за счет выделения средств из фондов капитального ремонта и/или капитального строительства | 2019 | Минстрой России |
3 | Рассмотреть возможность внесения изменений в трудовое законодательство о включении в трудовой стаж времени по уходу за инвалидом | 2020-2024 | Минтруд России |
4 | Разработать предложения по внедрению системы сертификатов на получение ТСР и социальных услуг. Внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу. | 2020-2024 | Минтруд России |
5 | Внести изменения в Государственную программу «Доступная среда» в части создания доступной городской среды, в том числе по приобретению специально оборудованного для маломобильных групп | 2019 | Минтруд России |
6 | Инициация и реализация пилотных проектов в субъектах РФ по созданию Центров межведомственной ранней помощи детям с инвалидностью | 2019 | Минтруд России |
7 | Подготовка пакета НПА по стимулированию российских разработчиков и производителей ТСР. Создание на базе НТИ бизнес-инкубатора разработчиков ТСР | 2020 | Правительство РФ |
8 | Создать условия по привлечению негосударственного сектора в сферу оказания социальных услуг. 20 % организаций по предоставлению социальных услуг-государственные, 80 % - СОНКО и бизнес. Власть является координатором, контролирующим предоставление социальных услуг. | 2025 | Правительство РФ, Органы исполнительной власти субъектов РФ |
9 | Своевременно актуализировать Федеральный перечень ТСР, включая в него современные средства реабилитации | 2025 | Минтруд России |
10 | Создать условия для привлечения бизнеса в процесс создания условий для социальной занятости инвалидов. А также для привлечения людей с инвалидностью в качестве экспертов для оценки качества товаров, работ и услуг (в строительстве, дорожном хозяйстве, формировании общественной инфраструктуры) | 2019 | Минтруд России, органы исполнительной власти РФ |
11 | Проведение ежегодного конкурса лучших российских производителей ТСР | 2019-2025 | Всероссийские общественные организации инвалидов, Фонд социального страхования |
12 | Реализация социальных проектов в сфере социализации и адаптации людей с инвалидностью в обществе (создание мастерских занятости, открытие инклюзивных ясельных групп для детей-инвалидов и т.д.). | 2018-2025 | СОНКО, фонды поддержки грантов |
13 | Разработка и принятие НПА по обязательному внедрению на телеканалах сурдоперевода и субтитрирования. Включение в лицензионные требования для электронных СМИ наличия сурдоперевода и субтитрирования, адаптированных текстов для людей с нарушениями слуха | 2024 | Правительство РФ |
14 | Разработать и внедрить стандарты паллиативного медицинского и социального ухода на дому, обеспечить доступность специального оборудования и специальных средств ухода за больными и гражданами пожилого возраста, утратившими навыки самообслуживания. | 2020-2025 | Минздрав России, Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов РФ |
15 | Мониторинг результатов процесса создания условий для социальной занятости инвалидов | 2020-2025 | Минтруд России, общественные организации инвалидов |
ОБРАЗ БУДУЩЕГО:
Обеспечена полная доступность всех объектов и всех услуг. Сформирована система социального сопровождения (ранняя помощь и сопровождение семьи ребенка с инвалидностью, сопровождаемое проживание).
Все желающие работать инвалиды, независимо от категории и места проживания, трудоустроены, работающие инвалиды-норма, организовано сопровождение при необходимости на рабочем месте людей с ментальной инвалидностью
Создана эффективная система реабилитации, «ведущая» инвалида со дня выписки из стационара, скоординированная между всеми ведомствами. Создана система сетевого взаимодействия и единая система финансирования между органами власти и общественными организациями при осуществлении социального сопровождения инвалида.
Создан институт узких специалистов для обеспечения сопровождения инвалидов в образовательных организациях.
Разработаны и внедрены стандарты по подготовке специалистов по работе с людьми с инвалидностью во всех сферах.
Паллиативную помощь получают все нуждающиеся в полном объеме и на профессиональном уровне. Люди в паллиативном статусе живут в социуме (дети ходят в дошкольные учреждения, школы) - ездят в отпуска, имеют снабжение от государства, медицинское сопровождение и реабилитацию
Инвалид вовлечен в жизнь общества и сам влияет на его изменения. Сформированы государственная поддержка и толерантное отношение к людям с инвалидностью, массовые мероприятия носят инклюзивный характер. Изменено общественное мнение.
Расширено коммуникационное пространство для инвалидов, независимо от нозологии.
Органы власти и общественные организации инвалидов говорят на одном языке, работая в партнерстве.
РАЗДЕЛ III «СОДЕЙСТВУЯ БУДУЩЕМУ СЕМЬИ»
Девиз («миссия») - Благополучная семья – благополучный регион – здоровое российское общество
Цель - Привлечение всех возможных ресурсов государства для сохранения и развития семьи
Проблемы:
-
отсутствие доступного жилья для семей с детьми; -
утрата семейных ценностей и традиций, низкий уровень ответственности у родителей за воспитание и формирование ценностей у детей, перекладывание ответственности на государственные институты; -
невысокий уровень жизни семей; -
потребительское отношение в обществе, сформированное предоставляемым пакетом мер социальной поддержки; -
отсутствие мотивации к созданию семьи, особенно многодетной; -
низкий уровень внимания общества к благополучной семье.
Задачи:
-
развитие законодательной базы государственной семейной политики, в том числе законодательное закрепление мер по стимулированию создания и сохранения семьи; -
государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах, сочетание ответственного родительства и адекватных государственных услуг, формирование принятия членами семьи ответственности за будущее своей семьи; -
взаимодействие государства и неправительственных организаций — субъектов семейной политики; -
популяризация позитивного образа семьи, укрепление престижа семьи; -
профилактика семейного неблагополучия.
План мероприятий:
№ п/п | Мероприятия | Срок реализации, годы | Ответственный исполнитель |
1 | Разработка и принятие государственной программы по обеспечению жильем семей с детьми, в том числе на основе государственно-частного партнерства | 2019-2022 | Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ |
2 | Разработка и принятие законопроекта о льготной «многодетной» ипотеке, государственной поддержке молодежных жилищных кооперативов | 2018-2019 | СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ |
3 | Разработать вариативные формы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотреть индивидуальный подход с учетом уровня социализации таких детей | 2019 | СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ |
4 | Установить гарантии многодетных семей на отдых и оздоровление, проезд, лечение (отдых) и обратно за счет средств федерального бюджета, разработать механизм дифференцированных подходов к обеспечению социальных гарантий по территориальным принципам (по климатическим зонам РФ). Отнести меры социальной поддержки к расходным обязательствам РФ, установить единые требования и критерии при назначении мер социальной поддержки. | 2025 | СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ |
5 | Подготовка предложений и внесение изменений в систему налогообложения с учетом применения семейного налога и экономической политики, нацеленной на развитие семьи. Налоговая и экономическая политика стимулирует заключать брак, рожать и воспитывать детей | 2020 | Правительство РФ |
6 | Создание рабочей группы для изучения проблемы развития семейного бизнеса. Внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты. Формирование соответствующей дорожной карты. Внедрение программ стимулирования семейного бизнеса. Переход от концепции «человеческого капитала» к концепции «семейного капитала». | 2019-2024 | Правительство РФ |
7 | Внесение изменений в пенсионное законодательство в части включения периодов ухода и воспитания детей многодетной мамой в страховой пенсионный стаж (с учетом уровня социализации детей) | 2020 | Правительство РФ |
8 | Разработать и внедрить учебный школьный курс «Этика и психология семейной жизни», заложив основы повышения ответственности и культуры семейной жизни у подрастающего поколения | 2019 | Минпросвещения России, научное сообщество, НКО |
9 | Разработать и апробировать специальный курс «Семьеведение» для всех уровнях образования | 2019-2021 | Минпросвещения России |
10 | Разработать и апробировать учебный блок к курсу ОБЖ по развитию навыков безопасного использования сети интернет | 2019 | Минпросвещения России |
11 | Создать программу непрерывной переподготовки и повышения квалификации семейных психологов и социальных педагогов | 2018-2019 | Минпросвещения России, Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов РФ |
12 | Формирование государственного заказа, разработка и реализация государственной программы по созданию в общественном сознании позитивного образа традиционной семьи | 2019-2025 | Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНК, СМИ |
13 | Формирование и внедрение федерального стандарта предоставления социальных услуг и социального сопровождения семей. | 2024 | Правительство РФ |
14 | Внести изменения в законодательство в части признания семьи объектом получения социальных услуг в зависимости от жизненных ситуаций. Внесение изменений в действующую систему предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми. | 2025 | Правительство РФ |
15 | Создать систему мониторинга социальных рисков при органах социальной защиты | 2020 | Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов РФ |
16 | Проектирование и утверждение государственной программы по раннему выявлению семейного неблагополучия | 2019-2020 | Минтруд России, Минпросвещения России, Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов РФ |
17 | Внести изменения в законодательство РФ в части внедрения модели приемной профессиональной семьи как новой формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2020 | СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ |
18 | Проведение Всероссийского детского форума «Будущее строим вместе. Безопасное детство» | 2019 | СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНКО |
19 | Внести предложение Президенту Российской Федерации об объявлении 2023 года Годом семьи | 2022 | Правительство РФ |
ОБРАЗ БУДУЩЕГО:
По всей стране для молодых и многодетных семей вводятся в эксплуатацию жилые кварталы по программе «Многодетная и молодежная ипотека». В южных регионах нашей страны работают Всероссийские центры оказания бесплатных услуг отдыха и оздоровления детей для всех многодетных семей и детей с особенностями развития.
Развивается семейное предпринимательство – одна из эффективных форм самозанятости многодетных семей.
Благодаря общественной и государственной поддержке, а также содействию СМИ, вошли в моду благополучные семьи, процент которых с 2018 года вырос до 95 %, более половины из которых многодетные!
Регулярно пропагандируются и поддерживаются в СМИ: модель счастливой и благополучной семьи, ответственного родительства, положительного образа сотрудника социальной сферы.
Родители взаимодействуют с органами системы профилактики с целью сохранения семьи.
Сплоченная многодетная семья с крепким психическим здоровьем, с хорошими привычками и талантливыми детьми. Семья поддерживается государством во всех сферах общественной жизни, но и сама семья выкладывается в полную силу, взаимовыгодное сотрудничество.
Стабильное функционирование полной семьи. Доступные социальные услуги как средство поддержки семьи в трудной жизненной ситуации. Все «детские дома» перепрофилированы в комплексы по сопровождению замещающих семей. Самодостаточная, уверенная семья, где каждый ее участник значим, любит и любим, имеет возможность для самореализации. Созданы условия для самореализации семьи в малом или среднем предприятии. Трезвая, духовная, культурная семья с активной гражданской позицией. Семья обладает внутренними ресурсами для преодоления кризисных ситуаций, транслирует ненасильственные способы взаимоотношения друг с другом. Сформирована комфортная и доброжелательная среда для жизни семей с детьми. Всякая семья умеет самоорганизоваться, саморазвиваться, жить насыщенной жизнью долго. Семья открыта для социума, социум открыт для семьи. Россия – территория семьи и детства. Семья – источник патриотизма.
РАЗДЕЛ IV «СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК БУДУЩЕГО»
Девиз («миссия») –Квалифицированный социальный работник – качественная социальная помощь населению
Цель - Создание к 2025 году новой системы формирования и развития компетенций социальных работников, отвечающих современным запросам общества и задачам реализации стратегии социально-экономического развития России с использованием политических, профессиональных и общественных ресурсов страны
Проблемы:
-
низкий статус социального работника и узкое понимание профессии социального работника среди населения -
низкие оплата труда социальных работников и уровень их социальной защиты (отсутствие льгот); -
заполнение бумажной документации; -
профессиональная деятельность (стандарт услуг); -
потребительская позиция получателя социальных услуг; -
недостаточность и узконаправленность профессионального образования; -
система повышения квалификации дистанционная и только через предоставление информации -
отсутствие тестирования на профессиональную пригодность при высоких профессиональных рисках работы на участке; -
слабоузнаваемость социального работника, низкое доверие населения; -
монополия государства при предоставлении социальных услуг.
Задачи:
-
повышение престижа, популяризация профессии социального работника среди населения, социальные гарантии и льготы для сотрудников системы социальной поддержки и социального обслуживания (введение единообразной формы, обеспечение планшетными компьютерами, бесплатный проезд на городском транспорте, оплата связи, обязательное страхование жизни и здоровья работников организаций социального обслуживания, строительство ведомственного лечебно-профилактического комплекса санаторно - курортного типа для работников социальной сферы, подвергшихся «профессиональному выгоранию» и нуждающихся в социально - медицинской реабилитации и т.д.); -
расширение зоны обслуживания населения. Переход к выявительной основе предоставления социальных услуг вместо заявительной; -
развитие профессиональной мобильности, повышение уровня профессиональной компетенции социального работника; -
упрощение документооборота, оптимизация управленческих решений и процедур управления; -
профилактика профессионального выгорания социального работника; -
привлечение негосударственного сектора к оказанию надомных социальных услуг;