Файл: Проект дорожная карта реализация всероссийского проекта образ будущего социальной сферы. Социальная поддержка, социальное обслуживание (2018 2025 годы).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБРАЗ БУДУЩЕГО:
Клиенториентированная модель конкурентоспособна на рынке оказания СУ. Эффективно осуществляется проектная деятельность.
Внедрение новых технологий позволяет обеспечить системную интеграцию во все электронные ресурсы (госуслуги, социальные сети, ЕГИССО). Созданы и широко используются приложения для мобильных устройств.
Внедрена гибкая кадровая политика с учетом развития рынка социальных услуг основанная на многоступенчатой подготовке кадров. И в каждом регионе создан обучающий методический центр для подготовки кадров по управлению проектами.
Создана единая система стандартов предоставления социальных услуг в городах и селах, дифференцированная с учетом особенностей территории. Созданы единые унифицированные формы учета, оценки и контроля предоставления социальных услуг.
Социальная сфера в разрезе оказания социальных услуг – это самое передовое направление в РФ. Получатели не только получают качественные, доступные услуги, но и сам клиент может присутствовать в оказании этих услуг (работа для людей с ОВЗ, интернет – мобильные приложения). Все услуги подключены к электронному обороту РФ.
Профессия востребована, т.к. увеличен соцпакет (льготы на ипотеку, расширенная страховка по ОМС) особенно на селе. Созданы и прекрасно функционируют «социальные деревни» (по типу «умный дом») для всех категорий граждан, где оказывается весь спектр социальных услуг, как на платной, так и на бесплатной основе. Все социальных услуг конкурентоспособны и клиентоориентированы.
РАЗДЕЛ VII «ДОСТОЙНЫЙ ТРУД – ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»
Девиз («миссия») – Достойному труду – достойную оплату
Цель - Формирование условий для реализации принципов достойного труда в сфере социальной защиты населения, внедрение стандарта достойного труда
Проблемы:
-
отсутствие дифференциации в оплате труда в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы в связи с принятыми решениями по повышению оплаты труда отдельных категорий работников; -
индексация заработной платы квалифицированных работников значительно отстает от роста заработной платы неквалифицированных работников в связи с принятием решения об увеличении МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения; -
наличие потребности в работах, услугах без оформления трудовых договорах, отсутствие информации о потребности в распоряжениях органах, курирующих вопросы занятости и труда; -
работники, социальных учреждений, оказывающие социально-педагогические услуги при отсутствии лицензии на образовательную деятельность, не относятся к категории педагогических работников; -
гарантии и компенсация за работу в особых климатических условиях декларированы и их обязан обеспечивать работодатель. Данная норма реализована только в бюджетной сфере; -
отток населения в трудоспособном возрасте.
Задачи:
-
создание достойных условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников; -
обеспечение справедливой и достойной оплаты труда, позволяющей повышать качество жизни; -
повышение социальной ответственности бизнеса; -
обеспечение согласованных действий в создании достойных и безопасных условий труда; -
создание эффективной системы социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений.
План мероприятий:
№ п/п | Мероприятия | Срок реализации | Ответственный исполнитель |
1 | Организация и проведение мониторинга условий труда | 2018-2019 | Органы исполнительной власти субъектов РФ |
2 | Распространение лучших практик системы управления охраной труда на основе оценки и управления профессиональными рисками в организациях социального обслуживания | 2019 | Минтруд России |
3 | Разработка проекта типовой программы «нулевого травматизма», проведение мониторинга их внедрение | 2019 | Минтруд России |
4 | Организация системы государственного патронажа в области охраны труда для предприятий малого и среднего бизнеса с участием представителей общественных организаций | 2019 | Минтруд России |
5 | Проведение аттестации социальных работников, повышение квалификации сотрудников организаций социального обслуживания, внедрение профессиональных стандартов | 2020 | Органы исполнительной власти субъектов РФ |
6 | Разработка предложений по повышению уровня социальных гарантий, установление минимального размера оплаты труда на уровне минимального потребительского бюджета | 2020 | Минтруд России |
7 | Учет при формировании бюджета расходов на повышение заработной платы работников социальной защиты населения | 2018-2025 | Минтруд России, Органы исполнительной власти субъектов РФ |
8 | Установление соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания, предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания | | Минтруд России |
9 | Предоставление социальных гарантий и льгот для сотрудников системы социальной поддержки и социального обслуживания: -введение единообразной формы; -обеспечение планшетными компьютерами; - бесплатный проезд на городском транспорте; -обязательное страхование жизни и здоровья работников организаций социального обслуживания; - строительство ведомственного лечебно-профилактического комплекса санаторно - курортного типа для работников социальной сферы, подвергшихся «профессиональному выгоранию» и нуждающихся в социально - медицинской реабилитации и т.д. | | Минтруд России |
10 | Разработка и внедрение профессионального стандарта «педагогический работник социального учреждения». Сохранение льгот для педагогов в социальной сфере | | Минтруд России |
11 | Внесение изменений в часть 1 статьи 27 Федерального Закона «Об основах охраны здравоохранения граждан РФ» в части обязанностей граждан в сфере охраны здоровья | | Минтруд России |
12 | Создание единого межведомственного информационного портала «Достойный труд» для всех участников рынка труда, содержащего информацию о предприятиях и организациях (результаты проверок, наличие/отсутствие задолженности по зарплате, банк вакансий, условия труда, мероприятия по социальной ответственности работодателя т.п.) | | Минтруд России, Органы исполнительной власти субъектов РФ |
ОБРАЗ БУДУЩЕГО:
Достойный труд – высокое качество жизни. Оплата труда зависит от квалификации работников. Решен вопрос с формами и методами предоставления компенсаций за работу в особых климатических условиях и на особых территориях. Работать в неформальном секторе не выгодно. Обеспечена социальная защищенность работников. Учреждения укомплектованы высококвалифицированными специалистами. Создана объективная единая для социальной сферы РФ система оплаты труда в соответствии с уровнем квалификации, с общими подходами к критериям стимулирования. Созданы комфортные условия труда.
Работники учреждения социального обслуживания имеют возможность постоянно повышать свою квалификацию. В социальной сфере приток молодых специалистов. Работать в сфере социального обслуживания престижно. Выпускники вузов мечтают работать в социальных учреждениях, прием на работу осуществляется путем конкурсного отбора. В коллективах полное понимание между молодыми и сотрудниками старшего поколения, внедрен процесс наставничества. Внедрен профессиональный стандарт – «педагогический работник в социальной сфере»
РАЗДЕЛ VIII «ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»
Девиз («миссия») - Цифровизация социальной сферы – основа доступности и качества социальных услуг
Цель - Автоматизация рутинных процессов, снижение трудозатрат и издержек, высвобождение ресурсов и направление их на удовлетворение духовных потребностей, профилактику одиночества получателей, гуманизацию деятельности социальных работников.
Проблемы:
-
отсутствие сети (низкоскоростной) интернет в отдаленных населенных пунктах, отсутствие компьютера (планшета, смартфона) для работы в сети интернет у получателя социальной услуги; -
Разобщенность межведомственных систем: у каждого ведомства своя автоматизированная информационная система, не отлажено межведомственное взаимодействие; -
отсутствует централизованная когнитивная система принятия решения, автоматизированы лишь рутинные процессы социальных работников; -
малая часть социальных услуг (выплат) реализована в электронном виде, необходимость представления оригиналов документов на бумажных носителях, дублирование бумажных и цифровых носителей в делопроизводстве; -
недопонимание необходимости информатизации, отсутствие понимания преимуществ функционирования автоматизированных систем и как следствие недостаток специализированных знаний у работников социальной сферы; -
недоверие граждан к цифровым технологиям и безопасности использования их персональных данных, отсутствие навыков (компетенций) использования цифровых технологий Низкоэффективный технологический парк, неэргономичность информационных систем.
Задачи:
-
развивать цифровую сферу с двух сторон – как, внедряя новые сервисы, которые делают систему более открытой, так и, помогая получателям социальных услуг пользоваться всеми преимуществами цифровых технологий; -
популяризация электронных государственных услуг, информационных технологий среди всех групп населения; -
развитие цифровой культуры общества; -
цифровая социальная сфера как драйвер развития отечественных информационных технологий; -
создание интерактивного сервиса, информирующего обо всех возможных правах получателей социальных услуг (выплат); -
оснащение органов соцзащиты высокотехнологичным парком оборудования и техническими решениями.
План мероприятий:
№ п/п | Мероприятия | Срок реализации, годы | Ответственный исполнитель |
1 | Анализ реализации федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания граждан, и при необходимости внесение в них изменений. | 2018-2025 | Правительство РФ, органы власти субъектов РФ, местное самоуправление, научное сообщество, НКО |
2 | Принятие федерального законопроекта № 1072874-6 (СНИЛС – единый идентификатор при предоставлении государственных услуг) | 2018-2023 | СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНКО, предприниматели |
3 | Разработка и принятие НПА о регламенте обработки электронных документов личного хранения | 2018-2023 | Правительство РФ |
4 | Внести изменения в 210-ФЗ о безвозмездной выдаче МФЦ усиленной квалифицированной электронной подписи | 2018-2023 | СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНКО, предприниматели |
5 | Разработка и принятие НПА, подтверждающих правомочность решений о назначении МСЗ(П), выдаваемые когнитивными системами принятия решения | 2018-2023 | Правительство РФ |
6 | Разработка и принятие НПА, регулирующих отношения нового «уберизированного» рынка социальных услуг | 2018-2023 | Правительство РФ |
7 | Отслеживание инновационных проектов, взаимодействие с участниками этих проектов для обеспечения своевременного формирования необходимых НПА. | 2018-2023 | Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНКО, предприниматели |
8 | Актуализация существующих институтов формирования бюджета, создание новых институтов формирования бюджета при необходимости | 2018-2023 | Правительство РФ |
9 | Запуск промышленной эксплуатации централизованной когнитивной системы принятия решений. Подготовка к переходу выявительного принципа назначения мер социальной защиты (помощи) | 2020-2023 | Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ |
10 | Социальные форумы, круглые столы, общественные обсуждения будущего цифровой социальной сферы Российской Федерации | 2018-2025 | СФ ФС РФ, Госдума, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНКО, предприниматели |
11 | Информирование общества о цифровых технологиях, преломление психологического барьера. Популяризация цифровой социальной сферы. Создание позитивного образа цифровой социальной сферы. Популяризация выявительного принципа назначения мер социальной защиты (поддержки) | | Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СМИ |
12 | Инициация активного участия общественных деятелей в обсуждениях вопросов цифровой социальной сферы. Информирование получателей/пользователей о перспективах развития цифровой социальной сферы. | | Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНКО, СМИ |
13 | Инициация активного участия в уберизированном рынке социальных услуг. Формирование гуманного отношения к нуждающимся гражданам. Информирование общества о принципах, используемых когнитивной системой принятия решений. | | Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, СОНКО, СМИ |
14 | Формирование предложений в части развития инфраструктуры сети, связи, компьютерного обеспечения. Подготовка проектов новых автоматизированных информационных систем в соответствии с подготавливаемыми НПА. Изучение нововведенных стандартов строительства. Подготовка к переходу к новым стандартам. | | Бизнес-сообщество, СОНКО, СМИ |
15 | Формирование предложений эволюционно-развивающихся автоматизированных систем, соответствующих текущим требованиям цифровой социальной сферы. Изучение новых технологий для поддержания прогресса. | | Бизнес-сообщество, СОНКО |
ОБРАЗ БУДУЩЕГО:
На территории РФ функционируют информационно-цифровые платформы, включающие сервисы по предоставлению всех видов государственных услуг, доступных из единого личного кабинета гражданина, используется единый цифровой идентификатор гражданина. Идентификация личности происходит посредствам биометрических алгоритмов распознавания.
80% социальных услуг (выплат) доступны в электронном виде. До 90% увеличено количество автоматизированных процессов, используется централизованная когнитивная система принятия решений. (Решения о назначении принимаются обученными нейронными сетями, результаты формируются на основе медицинских заключений и сведений о доходах). Используются оцифрованные версии документов личного хранения. Применяется выявительный принцип назначения социальной поддержки граждан.
Расширена и реализуется программа «Цифровая экономика». Социальная сфера - неотъемлемая часть цифровой экономики. Создание нормативных актов направлено на содействие развитию информационных технологий. Урегулирована система межведомственного электронного взаимодействия, в соответствии с единым комплексом нормативно-правовых актов.
Развита инфраструктура сети, связи, компьютерного обеспечения в том числе центры общественного доступа. Унифицированы технические и технологические подходы разработки новых информационных систем. Внедрены стандарты строительства и модернизации жилья с применением технологий «Умный дом», роботизации отдельных социальных услуг. Деятельность социальных работников в первую очередь направлена на поддержание связи человека с социумом.
Внедрена практика воспитания цифровой культуры граждан. Начиная с детского возраста людям преподают информационные технологии, развивают способность применения разработанных технологий во благо, выявляются таланты для разработки новых технологий. В школах/институтах применяется обновленная образовательная программа, направленная на удовлетворение кадровой потребности цифровой социальной сферы. Функционируют общедоступные образовательные порталы, позволяющие повышать компетенции специалистов. «Уберизация» рынка социальных услуг: предоставление социальных услуг лицами, несостоящими в трудовых отношениях с работодателем, оказывающим социальные услуги