Файл: Цикличность экономического развития её природа и тенденция.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствует сравнительно небольшое количество крупных фирм. Вследствие этого такие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен, ограничивая выпуск продукции из-за падения спроса. Поэтому уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на производство и занятость. Обратную картину мы наблюдаем в отраслях промышленности, выпускающих товары кратковременного пользования ("мягкие" товары). Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособные и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать повышению цен, и падение спроса больше отражается на ценах, чем на уровне производства.

1.3 Тенденция цикличности экономического развития.

2. Антициклическая политика государства.
а) Антициклическая политика - действия правительства, направленные на сглаживание колебаний экономической активности. В условиях бума правительство пытается уберечь экономику от перегрева, сокращая собственные расходы на товары и услуги. В период рецессии действия правительства носят противоположный характер.

б) Антициклическая политика - использование инструментов экономической политики для противодействия колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней поворотных точек экономического цикла.
Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно денежные ибюджетно налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, происходит переплетение стихийно рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Нельзя не отметить, что неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

2.1 Вид антициклической политики государства.

Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.


Фискальная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается наспособность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.
2.2 Антициклическая политика Российской Федерации.
Основным из требований, предъявляемых к формированию целостной системы представлений об антициклических и антикризисных преобразованиях на макроэкономическом уровне, является упреждающий характер регулирующих воздействий. Действительно, на сегодняшний день задача органов регулирования более не состоит в разработке и реализации мероприятий, способствующих преодолению кризисной ситуации и ее последствий. Проведение в жизнь концепции устойчивого развития основывается на предвидении и недопущении неблагоприятного развития ситуации, что в корне меняет методологическую базу антикризисного управления. Ее неотъемлемыми составляющими становятся положения эволюционной теории, системный и ситуационный подходы. Одновременно растут требования к разработке качественных прогнозов, моделированию поведения экономических систем, планированию, а также к анализу результатов преобразований как важнейшему элементу самообучения и развития системы регулирования.
При сложившихся в России экономических условиях выход на траекторию устойчивого роста и развития экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.
Макроэкономическая политикадолжна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя выгодность производственнойдеятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма.

В современных условиях в качестве основного механизма повышения инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы обеспечения инвестиционной активности, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут функционировать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать.
Необходима также активизация инвестиционной политики правительства,включающая восстановление бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития.
В общем виде предлагаемая система будет функционировать следующим образом. На макроуровне политика денежного предложения ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. При этом организация денежного предложения осуществляется Центральным банком через каналы рефинансирования текущей производственной деятельности (с использованием технологии кредитования коммерческих банков под залог векселей производственных предприятий), инвестиций в основной капитал с целью модернизации и расширения производства (через банки развития), внешнеэкономической деятельности (через приобретение иностранной валюты). Для поддержания роста долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного предложения: Центральный банк - банки развития - производственные предприятия; сбережения населения - Сбербанк - банки развития - производственные предприятия. Таким образом, большая часть накапливаемых и вновь создаваемых денежных ресурсов трансформируется в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономическийрост.
Реализация внешнеэкономической политики базируется на ряде мер административного и экономического порядка. При этом к числу административных мер можно отнести субсидирование государством производства и экспорта товаров, установление порядка прохождения таможенных и административных процедур, технические препятствия проникновению зарубежных товаров на внутренний рынок, количественно-лицензионные ограничения. Экономический механизм включает в себя меры таможенно-тарифной, валютной и налоговой политики. Таможенно-тарифное регулирование при этом призвано сформировать эффективную структуру экспорта и импорта, налоговая политика обеспечивает поддержку перспективных с точки зрения улучшения структуры экспорта производств и видов деятельности, а целями валютного регулирования являются защита национального производителя, формирование благоприятных условий инвестирования и развития экспорта, поддержка на заданном уровне покупательной силы и конвертируемости национальной валюты. В числе инструментов валютного регулирования используются валютный курс, процентная ставка и состояние платежного баланса страны.

В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг; защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа; создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства; ограничение вывоза капитала за рубеж ипредотвращение атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а также расширение сферы использования последнего в международных расчетах.
Для решения этих задач должны быть осуществлены следующие меры в сфере регулирования внешней торговли: введена защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренциииз-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также нетарифныхмер, предусмотренных российским законодательством и правилами ВТО; скорректирован импортный тариф на готовые изделия с учетом возможностей импортозамещения в целях повышения загрузки простаивающихпроизводственных мощностей и создания благоприятных условий освоения производств современного и нового технологических укладов; проведено снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплектующие, не производимые в России и вместе с тем критически важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей; прекращена практика предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин, в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, атакже для отдельных предприятий ипроектов; организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, включая резкое расширение практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты; ужесточен контроль над качеством импортируемых товаров, устранена практика делегирования функций государственного контроля качества иностранныморганизациям; установлены ограничения на импорт услуг, затрагивающих интересы отечественных товаропроизводителей и чувствительных к требованиям безопасности потребителей; обеспечено полноценное функционирование Таможенного союза и Зоны свободной торговли, созданных с государствами Содружества.
Присоединение России к ВТО не должно ограничить возможности социально-экономического развития страны. Необходимые для этого меры государственной промышленной, научно-технической, инвестиционной политики надо заблаговременно привести в соответствие с планируемыми условиями присоединения. В частности, в случае признания применяемых сегодня мер по субсидированию процентных ставок, государственной поддержке лизинга оборудования, финансированию целевых программ, проведению госзакупок и других противоречащими требованиям ВТО они должны быть своевременно заменены другими, адекватными им и не менее эффективными. Например, государственные субсидии могут быть замещены долгосрочными низкопроцентными кредитами, предоставляемыми государственными банками развития. Нормы ВТО не ограничивают также меры налогового стимулирования инновационной и инвестиционной активности, способы рефинансирования экономической деятельностиЦентральным банком, допускают возможность субсидирования НИОКР, гибкие формы контроля над ценообразованием и другие меры неизбирательного общего характера[1].