Файл: Цикличность экономического развития её природа и тенденция.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация антициклической стратегии экономического развития России должна способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста. Тогда российская экономика сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны. Формирование государственной экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики необходимо определять исходя из понимания объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российской экономики. Процедура общественного обсуждения альтернатив и выработки общенациональных решений должна предусматривать постоянное научное сопровождение.
Для решения названных задач целесообразно сформировать комиссию по определению целей и приоритетов общегосударственной экономической политики при Президенте России. Затем они могли бы рассматриваться и утверждаться соответствующими органами государственной власти, согласно законодательно установленной процедуре. Правительство и другие органы исполнительной власти должны отвечать за достижение сформированных общенациональных целей экономической политики.
Следовательно, реализация программ структурной перестройки экономики включает в себя систему действий правительства, направленную на перераспределение ресурсного потенциала страны в целях создания, развития и качественного обновления базы экономического роста. Эти программы строятся на основе выработки национальных приоритетов структурных преобразований промышленности и формирования методов регулирования, обеспечивающих концентрацию ресурсов и капиталов на приоритетных направлениях.
В основе разработки программ научно-технического развития, по нашему мнению, должна лежать концепция тройной спирали, суть которой состоит в обеспечениивзаимосвязи и взаимодействия динамики рыночных процессов внутренней и внешней динамики создания новых знаний и динамики организационно-правовых преобразований в области разработки и реализации инноваций. Существенную роль в реализации таких программ играет формирование мотивационного механизма, позволяющего гибко сочетать интересы государства, науки и предпринимательских структур. Как свидетельствует мировой опыт, формирование такого механизма связано с обеспечением четких правовых гарантий участников инновационного процесса, использованием разумной налоговой политики, государственной поддержкой фундаментальной науки и образования, субсидированием создания рабочих мест в перспективных отраслях.


Заключение.

Проблема цикличности экономики за более чем вековую историю её существования стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спада в хозяйственной жизни страны.
Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено насмягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, цикличность выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.


Становление циклической формы движения отечественной экономики связано с проблемой экономического роста. Его тип зависит от того, на какие рынки, на какой спрос ориентирована экономика. Россия ориентируется на внешний и внутренний рынок.
Для России наиболее реальна смешанная модель экономического роста.
Чтобы экономика России стала наиболее устойчивой, она должна быть ориентирована на повышение эффективности капитала через активные нововведения.
Для этого правительственная программа должна обрести долгосрочные цели, а все институциональные изменения – направлены на повышение эффективности хозяйства. Сильный и продолжительный подъем производства возможен только в рамках сильной экономики, основанной на инновационном развитии, на реализации долгосрочных стратегических планов государства.

Используемые источники:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г.N 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности
2. Андрианов В. «Государственное управление: мировой опыт и российские реалии», Общество и экономика – 2001
3. БурмистровВ.Н. «Внешняя торговля Российской Федерации – Юристъ 2001
4. Журавлев С. «Государственное регулирование экономики в переходный период», Экономист – 2002
5. Иванов И. «Планирование и прогнозирование», Плановое хозяйство – 2005
6. Кушлин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики», Экономика – 2001
7. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис».2006.
8. Стровский Л.Е. «Внешнеэкономич. деятельность предприятия» - Юнити 2007
9. Шохин А. Экономика и финансы: за и против. // Эксперт. – 2005.
10. www.glossary.ru
11. www.rbc.ru
12. http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d03/26-02.htm

Бункина М.К., Семенов В. А. - Макроэкономика , Москва, 1996г.
Кемпбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю - Экономикс, Москва, 1995г.
Самуэльсон П. А. - Экономика, Москва, 1993г.
Сейфуллаев Б. М. - Экономическая теория, Москва, 1995г.
Чепурин М. Н., Киселева Е. А. - Курс экономичиской теории Киров, 1995г.
К. Ховард, Г.Журавлева, Н. Эриашвили – Экономическая теория, Москва, 1997г
Я. С. Ядгаров - История экономических учений, Москва 1998г
Источники:
1. [1] Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Экзамен, 2004.

2. http://market-pages.ru/makroec/45.html
3. http://www.finam.ru/

--------------------------------------------
[ 1 ]. См.: Длинные волны: Научно-технический прогресс и социально-экономическое развитие. - Новосибирск, 1991. С.54.
[ 2 ]. См.: Крелле В. К теории долгосрочных изменений экономического роста / Идеи Н.Д.Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. - М., 1995. С.131-132.