Файл: "Ритмическая гимнастика".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Музыка на занятиях является не только фоном, создающим эмоциональный настрой занятия, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером произведения. Музыкальный ритм, помимо временных соотношений звуков, т. е. разнообразных сочетаний звуков разной длины, заключает в себе некое своеобразное внутреннее состояние, выраженное в характере музыки, в ее динамических оттенках, в построении музыкальной мысли. Отражая эти особенности музыкального ритма, движение получает внутреннюю содержательную и эмоциональную окраску, оставаясь в то же время свободным.

Ритм должен быть четким и ясным. При этом желательно, чтобы музыкальная тема по характеру была отвлеченной, без активного воздействия на воображение занимающихся и их эмоциональное состояние. Таким образом, осваивается в основном метроритмическая связь движений и музыки. По мере освоения упражнений, когда ставится задача совершенствования техники, нужно использовать эмоциональную музыку.

Нельзя сразу требовать от занимающихся эмоционального, выразительного исполнения слагаемых комбинации, а тем более комбинации целиком. Сконцентрируйте внимание на технической стороне, правильной последовательности элементов, ориентировке в пространстве, а затем вносите эмоциональность, выразительность.

Для преподавателя аэробики важно не только красиво двигаться самому, но и уметь четко и ясно, в доступной форме объяснить занимающимся технику выполнения движений. Поэтому проблема правильного обучения актуальна при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря уже о танцевальных элементах и соединениях. Сложность задачи возрастает из-за того, что в учебных занятиях мы сталкиваемся с дефицитом времени. Обычно занимающиеся в состоянии посещать занятия не более 2–3 раз в неделю, при этом всегда стоит задача как можно быстрее достичь желаемого эффекта: развить физические качества, улучшить координацию движений, улучшить фигуру и, наконец, просто получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому обучение происходит, что называется, «на ходу», сохраняя принцип поточности (Non Stop — нон-стоп) выполнения движений. Это повышает требования к преподавателю: он должен быстро заметить ошибки и тут же исправить их. Разъяснения и замечания тренер обязан делать в тактичной и доходчивой форме.

Изучение новых движений должно быть строго последовательным, систематическим и слагаться в комбинации из достаточно хорошо усвоенных ранее элементов. При этом внимание надо уделять не только тому, что выполнять, но и тому, как выполнять движения. Занимающиеся должны контролировать не только последовательность движений, но и работу мышц, осознанно выполнять элементы и их соединения. Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию.


В аэробике необходимо уметь вести не только прямой, но и обратный подсчет. Используя прямой подсчет, можно подсчитывать каждый счет музыкального такта. Например, при музыкальном размере 4/4 подсчет следующий: «раз, два, три, четыре» или «и — раз, и — два, и — три, и — четыре». Обычно в аэробике применяется музыка с ритмической структурой 4/4. Таким образом, 4 счета музыкального размера определяют подсчет «раз», «два» и т. д., особенно удобный при разучивании композиций. Он позволяет делать замечания, указания по передвижению, технике выполнения элемента и т. п.

Таблица 1 Темп музыкального сопровождения .

Темп музыки

Кол-во муз. акцентов/мин

Возможные упражнения

Медленный

40–60

Упражнения на дыхание, расслабление, равновесие

Умеренный

60-90

Упражнения на растягивание (стретчинг), варианты ходьбы, движения руками, наклоны туловища, силовые упражнения с удержанием позы

Средний

90-120

Базовые шаги, выпады, наклоны, махи, сгибания ног, силовые упражнения

Выше среднего

120-130

Хореографические соединения базовых шагов и танцевальных движений

Высокий (быстрый)

130-160

Ходьба, бег, прыжки, небольшие махи, хореографические соединения базовых шагов и танцевальных движений

Очень быстрый

160-180

Быстрые ходьба и бег, подскоки

Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям.

Быстрый темп нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой:

бега, подскоков и др.

Умеренный темп используется для сопровождения большинства общеразвивающих, танцевальных, прикладных упражнений.

Для овладения движением под разный музыкальный темп (медленный, умеренный, быстрый) обучаемые должны уметь его различать, а затем выполнять упражнения в соответствии с заданным темпом. Такими упражнениями могут быть:

– ходьба и бег в различном темпе;

– переход с шага на бег и обратно;

– общеразвивающие упражнения;



– чередование выполнения одного и того же упражнения на четыре, два или один счет;

– использование специальных музыкальных игр и танцевальных шагов под музыкальное сопровождение в различном темпе.

5. Этапы составления (включение обязательных элементов)

Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап — подбор элементов, которые будут включены в комбинацию. Выбор составляющих должен соответствовать уровню подготовленности группы, с одной стороны, и соответствовать поставленным задачам — с другой.

Второй этап — выбор музыкального сопровождения. От музыки будет зависеть темп выполнения, характер, эмоциональное воздействие на занимающихся.

Третий этап — непосредственное составление комбинации на определенное количество счетов (на 32, 64 счета и т. п.) с учетом динамических акцентов в музыке. Следует учитывать, что одни базовые элементы ритмической гимнастики, а также танцевальные шаги выполняются на 2 счета (как например приставной шаг), а другие (как V-степ) — на 4 счета.

Правильно составленные комплексы упражнений способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, быстроты, выразительности, артистизма, умения подчинять движения характеру и сюжету музыкальных произведений, идеальной форме самовыражения занимающихся. Хотя составление комплексов, композиций в аэробике — как правило, творческий, чаще индивидуальный труд, тем не менее, существуют определенные условия, которые необходимо знать каждому.

При составлении индивидуальных комплексов необходимо учитывать:

1. Вид аэробики (фитнес-аэробика, степ-аэробика, фанк-аэробика, бокс-аэробика, слайд-аэробика, силовая аэробика и др.) — специальные требования, которые определяют специфику вида.

2. Немаловажными являются пол, возраст, физическое развитие (вес, пропорции и формы телосложения), уровень танцевально-гимнастической и общей физической подготовки (сила, гибкость, выносливость, ловкость, быстрота), музыкальный слух, артистичность и многие другие факторы.

3. Необходимо учитывать и допустимую трудность упражнений при занятиях аэробикой. Нельзя каждому занимающемуся делать весь комплекс (т. е. необходимо учитывать физическую подготовленность каждого студента на данный период времени).

4. Соответствие упражнений структуре построения комплекса (рациональная последовательность упражнений).

5. Характер музыкальных произведений.


Базой учебных комплексов должны быть знакомые, ранее изученные движения. Успеху будет способствовать не введение большого количества новых разнообразных движений, а их разумное сочетание с недавно выученными. Движения, из которых составляется комплекс, нужно обязательно повторять, что позволит сформировать более прочный двигательный навык. Не следует включать в комплекс слишком сложные упражнения, запутанные комбинации движений, но в то же время не нужно и чрезмерно упрощать их.

     

6. Воздействие ритмической гимнастики на организм человека

Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную (перистальтика) и секреторную функцию. Длительное систематическое выполнение упражнений (достаточной интенсивности) приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Увеличивается диастола, время на определенное расслабление сердца; уменьшается пульсовая реакция на непредельные физические нагрузки. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Именно отсюда происходит ее второе название - аэробика.

Некоторые врачи видят большую пользу ритмической гимнастики для девушек и женщин детородного возраста, поскольку эти занятия укрепляют мышцы брюшной стенки тазового дна, принимающие участие в изгнании плода. Кроме того, известно, что в поздние сроки беременности при родовом акте происходит раскрепощение тазовых костей в местах сочленения и некоторое смещение их относительно друг друга. В результате выходной объем малого таза увеличивается, облегчая продвижение плода, упражнения ритмической гимнастики для тазового пояса танцевального характера, выполняемые на коврике, тренируют связочный аппарат костей таза, совершенствуя его растяжимость. Всем ли полезна ритмическая гимнастика? В период, когда аэробика буквально ворвалась в наш быт, когда повальное увлечение ею привело множество женщин в спортивные залы, в одной группе оказались собранными месте представительницы разных возрастов. Тогда и выяснилось, что одно и то же занятие не всем приносит одинаковую пользу. Врачи обнаружили, что быстрый темп музыкальных ритмов, а также характерная особенность многих комплексов — непрерывность движений - плохо переносятся некоторыми физкультурницами и особенно женщинами средних лет.


В ряде случаев электрокардиограмма регистрировала ухудшение кровоснабжения сердца, нарушение ритма его деятельности. Возникали нежелательные сдвиги в кислотно-щелочном равновесии организма. Для многих пожилых женщин нагрузка с частотой пульса 100-110 ударов в минуту уже выходила за пределы кислородного обеспечения, т.е. аэробика переставала быть аэробной. Конечно, среди тех, кому ритмическая гимнастика оказалась не по силам, в основном были люди со скрытыми нарушениями здоровья. Отклонения от нормы находили и у тех, кто числился практически здоровым. Все это потребовало дифференцированного подхода к определению показания для занятий ритмической гимнастикой, формированию разных возрастных групп, поиска новых методик. В настоящее время специалистами разработаны комплексы и серии упражнений ритмической гимнастики для детей дошкольного и школьного возраста, для юношей, девушек, для лиц зрелого возраста (21-35 и 36-60 лет). Они учитывают функциональные особенности людей и личного возраста, преимущественную направленность физиологического действия упражнений, предусматривают соответствующее музыкальное сопровождение с различным темпом исполнения и количеством музыкальных акцентов. Общим остается основное требование — ритмичность эмоциональность музыки. Принимая во внимание способность ритмической гимнастики эмоционально воздействовать на психику человека, специалисты лечебной культуры стали вводить ее в свою практику с помощью серийно-интервального метода, при котором комплексы прерываются многочисленными паузами отдыха.

Заключение


физический аэробика ритмический гимнастика

Ритмическая гимнастика - это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемой современной музыкой.

Главную притягательность ритмической гимнастики оставляет эта ее основная особенность — музыка, подчинение движений ее ритмам. Музыкальные ритмы облегают выполнение упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают особый, радостный настрой.

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно.