Файл: 3. Вокальнохоровой анализ Вопросы исполнительской интерпретации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здесь, как и в первой фразе, присутствуют скачки, но в общей фактуре они звучат мягче. Этого требует литературный материал, описывающий природу. Эта часть является началом повествования, следующим за запевом-зачином, описывая место действия в минорной тональности музыка сообщает общее настроение, заложенное в будущее повествование. Здесь происходит ступенчатое сужение образов, если в первой фразе говорится о большом пространстве – «по-за Доном и Донцом», у горы – то во второй части образы гораздо мельче – тропинка, ветки, капли дождика. Лиричность достигается также тем, что данный фрагмент поручен женским голосам (партии С и А). Ритмически вторая фраза более мягкая. Если в первой фразе присутствовал пунктирный ритм и оба голоса исполняли один ритмический рисунок, то во второй части пунктирный ритм проходит более крупными длительностями и не создаёт напряжения. У каждого голоса своя мелодическая и ритмическая линия. Гармония второй фразы строится на чередовании T и S функций. При этом S часто представлена трезвучием VI ступени. Во втором предложении появляется трезвучие II ступени и натуральная D.
Далее хоровые группы объединяются. Драматическим контрастом является третий эпизод («Ветер шёл походкой шаткой»), состоящий из 8 тактов. Мелодика снова приобретает решительный характер.
Этому способствует и возвращение в F-dur, и одинаковый ритмический рисунок всех партий, который отличается всего 2 раза – в 9 такте четверти дробятся в партиях альтов и басов, образуя нисходящее движение, а в 24 такте дробление происходит в триолях у партии сопрано и теноров. Эпизод строится по принципу дробления (4+2+2).
В гармоническом плане эпизод очень насыщенный. Первый такт на тонической функции, а уже во втором идет отклонение в тональность S (B-dur), далее в g-moll. Заканчивается четырёхтакт на D к d-moll. Последующие два такта можно рассматривать относительно d-moll. (T, VI, натуральная D). Последние 2 такта третьей фразы – D функция, здесь же происходит первая кульминация произведения, которая застывает на точно выдержанном по длительности аккорде D.
После длительной паузы с величавой мелодии начинается четвертый эпизод («Распустила хвост павлиний») который является кульминацией всего хора и имеет форму периода, состоящего из двух предложений: 26-29 и 30-35 такты. Музыкальная ткань достигает максимального накала
, хор звучит компактно и мощно. Сила и мощь первых звуков достигается октавным унисоном всего хора и динамики в нюансе прежнего раздела - ff. Заканчивается период на тоническом секстаккорде с утроенным терцовым тоном, что добавляет большего напряжения звучанию и подчеркивает драматическое содержание произведения. Кульминация достигает своего апогея так же за счет динамического развития cresc. к прописанному нюансу sff.
Эпизод состоит из 12 тактов с суммированием (2+2+2+4(+2). Последние два такта 36-37 являются связкой, переходом к «последствиям» совершившегося действия. На гласной «А» звучит нота ля первой октавы в партии сопрано. Этот фрагмент олицетворяет и предсказывает безутешный плачь матери по убитому сыну. Композитор достигает того, чтобы слушатель мог прочувствовать боль и душевные терзания матери, ожидающие ее когда весть доберется до ее дома, за счет динамических оттенков, быстро сменяющих друг друга на протяжении одного такта, где единственная нота выдержана на снимаемой фермате и исполняется партией высоких женских голосов. Почти весь 37 такт выдерживается пауза, ощущение пустоты от которой так же усиливается за счет ферматы. Эта «пустота» дает слушателю возможность прочувствовать и осмыслить все предыдущее содержание повествования.
Последний - пятый эпизод («По цветам, по медуницам») кардинально отличается от предыдущих. В первую очередь сменой темпа (очень медленно) и тональности – D-dur. Эпизод является периодом повторного строения с дополнением. Первая фраза второго предложения (45-47) полностью повторяет фразу первого (38-40), вторые фразы видоизменяются ко второму такту но так же имеют повторное строение (41-43 и 48-50). В гармоническом плане происходит чередование функций T-D. В дополнении 51-56 появляются аккорды S-группы и как бы вторя еще дважды повторяется фраза «мимо леса частого».
Заключение состоит из четырех тактов 57-60, в котором тонический аккорд, резко возникнувший, постепенно угасает за счет динамики, смены вокальной позиции на закрытый звук и постепенного исчезновения хоровых партий, начиная с партии октавистов. В конце аккорд растворяется в нюансе ррр, допевают его высокие голоса – сопрано, альты и тенора.
Вокально-хоровой анализ
Данное произведение написано для смешанного четырёхголосного хора.
Диапазон партий хоровых партий:
Сопрано:
Альты:
Тенора:
Басы:
Общий диапазон хора:
Размер- простой четырехдольный, меняется в самом начале на 3х и 2х дольный (7-8 такты)
В первом эпизоде встречаются divisi у теноровой и басовой партий, во втором – у партии сопрано и альтов, в третьем и четвёртом – у партий сопрано, альтов и теноров, в пятом – у всех партий. Скачок на ч4 и ч5 в первом такте должен быть тщательно отработан, дополнительную сложность может представить совокупность с громкой динамикой и необходимостью энергичной подачи звука. В целом на протяжении всего произведения достаточно много скачков во всех партиях, поэтому необходимо уделять особое внимание певческой позиции, активной работе дыхания и твердой атаке звука.
Несмотря на то, что второй эпизод исполняется женским составом и имеет в своей основе лирический характер звучания, исполнять данный отрывок необходимо так же четко как и первый, не размазывая переходы и точно проговаривая все согласные (что в общем относится ко всему произведению). Возможно, особое внимание нужно будет уделить распевам восьмых длительностей, чтобы они были четко выдержаны и звучали как необходимая данность, а не как неудачный поступенный переход к звуку следующего аккорда. Все распевы в данной части поступенны.
Третий эпизод проходит в динамике f постепенно приходя к первой кульминации на ff. Помимо динамических оттенков необходимо уделить особое внимание скачку при переходе с 18 на 19 такт, где у всего хора происходит скачок на октаву и сексту. Следует уделить внимание звучанию хора в моменты отклонений в 19-20. В третьем предложении эпизода (24-25) в момент кульминации темп «Чуть сдержанней» дается для того, чтобы хористы могли пропеть каждую длительность и сделать образ лирического героя более полноценным и увесистым для слушателя.
Благодаря постоянному чередованию количества голосов происходит развитие хоровой фактуры на протяжении всего хора. Частое дублирование партий используется для создания массивности звучания. Так, например, в начале четвёртого эпизода («Распустила хвост павлиний») все партии проводят мелодию в октавный унисон, что создаёт большое эмоциональное напряжение. В 29 такте должно быть хорошо слышно проведение басов с постепенным усилением звука. В подобных местах необходимо выстраивать общий ансамбль, чтобы тема ведущей партии хорошо прослушивалась, и логическая линия фраз не прерывалась.
В момент кульминации (32-35) в аккордах дублируются почти все звуки, а в самом напряжённом аккорде кульминации все звуки дублируются, а терцовый тон T6 утраивается.
Последние два такта четвертого эпизода 36-37 являются связкой, переходом к последнему эпизоду. На гласной «А» звучит нота ля первой октавы в партии сопрано. Этот фрагмент олицетворяет и предсказывает безутешный плачь матери по убитому сыну. Необходимо максимально точно передать задумку композитора в этом месте чтобы слушатель мог прочувствовать боль и душевные терзания матери, ожидающие ее, когда весть доберется до ее дома, за счет динамических оттенков, быстро сменяющих друг друга на протяжении одного такта, где единственная нота выдержана на снимаемой фермате и исполняется партией высоких женских голосов. «Пустота» в 37 такте дает слушателю возможность прочувствовать и осмыслить все предыдущее содержание повествования. Внимание хора долно быть сосредоточено на жесте дирижера, в этот месте это особенно важно. Точные снятия и вступления по жесту, воспроизводимые на хорошем дыхании сосредоточат внимание слушателя на глубине и драматизме содержания.
Последняя часть («По цветам, по медуницам») - наиболее спокойная, в мужских партиях. В 38-40 тактах мелодическая линия отдана партии альтов, в мужских партиях появляется широкая хоровая педаль во время звучания лирической мелодии альтов, на закрытом звуке аккорды сменяют друг друга, как бы сочувствуя материнскому горю, на что в конце 40 такта снова звучит возглас в парти сопрано на гласной «А», только теперь он звучит терцией ниже чем в предыдущем эпизоде, как бы утверждая что мать непременно будет страдать от горя.
В 54-56 тактах октавное движение мужской партии должно звучать точно и выверено по длительности, оно готовит появление заключительного аккорда в 57 такте, который должен будет постепенно раствориться. Неточное звучание органного пункта может негативно отразиться на общем звучании хора. Для того чтобы избежать этих неточностей, необходимо мыслить произведение не только по горизонтали (слушать мелодию, вести её вперёд, вне зависимости от изменения или неизменности звуковысотности), но и по вертикали. Это особенно важно в местах где преобладает аккордовый склад фактуры.
Исполнение данного произведения требует от хористов активного дыхания, высокой певческой позиции, твердой атаки звука. Так же следует особое внимание уделять тексту – редуцированию и четкому произношению согласных, короткому активному произношению и присоединению согласных к последующему слогу. Необходимо следить за точным и чётким произношением слов. Особенно важно следить за этим в последнем разделе, так как тихая динамика и низкая тесситура будет способствовать «проглатыванию» слов. Ритмические трудности могут возникать в связи с неоднократной сменой темпа. В таких моментах от исполнителей требуется максимальная сосредоточенность и внимание к жестам дирижёра.
Тесситура партий на протяжении всего хора различная. Все партии на протяжении всего хора охватывают полностью свой рабочий диапазон.
У партии сопрано практически на протяжении всего хора тесситура партии соответствует её рабочему диапазону, поэтому не должна вызывать особых трудностей. Кульминационный звук партии сопрано близок к верхней границе диапазона, но не выходит за его пределы, таким образом, он звучит пронзительно и ярко на максимальной динамике.
Партия альтов также написана в достаточно удобной для исполнителей тесситуре. Второй эпизод, где встречаются наиболее низкие звуки, проходит в тихой динамике, наиболее высокие звуки партии альтов звучат в громкой динамике, поэтому взятие крайних звуков диапазона не должно составлять для исполнителей особых проблем.
Партия теноров также тесситурно и динамически выстроена достаточно удобно для исполнения. Трудности могут возникнуть в пятом разделе, где появляются переходные ноты (фа первой октавы) в тихой динамике.
Партия басов наиболее трудна по исполнению. Здесь встречаются ходы по всему диапазону. Последний раздел будет составлять особую трудность, если в хоре нет октавистов. Хористы исполняют хоровую педаль на одном звуке, который находится на самой границе диапазона. Интонационные затруднения могут возникать у всех партий, что связано с большим количеством скачков.
Затруднение может вызвать также восходящее движение по трезвучию у партий альтов и басов. Вокальные трудности могут возникнуть при переходе от четвёртого раздела к пятому, где идёт резкая смена темпа, характера и звуковысотности. После напряженного высокого звучания нижние звуки диапазона могут быть тембрально недозвучены.
Трудности возникнут в пятом разделе у партии теноров в конце третьего такта - сложный скачок на сексту и октаву вверх на переходные звуки диапазона в тихой динамике.
Данное произведение заключает в себе много трудностей связанных с исполнением мелодии в октавный унисон.
Вопросы исполнительской интерпретации
При разучивании этой миниатюры следует обратить внимание на точность и массивность дирижерского жеста. Жест должен четко выражать все динамические изменения в партитуре, чтобы хористам были ясны требования дирижера. Самому дирижеру необходимо работать с осознанием задач, поставленных самим композитором.
Не менее важно при разучивании произведения с жесту добавлять смысловую нагрузку, возможно пояснять певцам выбор того а не иного жеста, чтобы им было более ясно чего следует добиваться в репитиционном процессе над тем или иным фрагментом.
Следует требовать от исполнителей одновременность и чёткость произнесения согласных, особенно на небольшой динамике. Следует также обратить внимание на внятное и синхронное произнесение согласных, в частности окончаний слов, что бы избежать «хвостов».
Необходимо выдерживать паузы, очень внимательно относиться к нюансам. К трудностям так же можно отнести показ ферматы. Так же следует вовремя показывать хору вступление на вторую долю.
Необходимо показывать все ауфтакты