Файл: "Реформа пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе состояние и перспективы развития".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При финансировании указанных пенсионных систем исключительно за счет взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой, не приобретает пенсионных прав. Такой период не должен быть, однако, очень продолжительным. Для работников, продолжительность трудовой деятельности которых на предприятии после введения пенсионной системы превышает установленный период, необходимо предусмотреть механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае их увольнения из организации до приобретения права на пенсию.
В том случае, если дополнительная профессиональная пенсионная система удовлетворяет установленным требованиям, ей должны быть предоставлены определенные налоговые льготы. Например, такая система есть на железнодорожном транспорте России — НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
Развитие негосударственных пенсионных систем должно осуществляться под государственным контролем. Пенсионное законодательство не будет определять конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов необходимо оставить на рассмотрение тех структур, которые создают негосударственные пенсионные системы. Вместе с тем законодательство об этих системах должно установить определенные ограничения в отношении «характера допустимой деятельности таких структур в области пенсионного обеспечения…»
Во втором уровне могут быть созданы следующие виды пенсионных фондов: — корпоративные накопительные фонды. Они могли бы учреждаться отдельными работодателями или объединениями работодателей, в том числе на профессиональной или региональной основе исключительно для финансирования льготных/досрочных пенсий сотрудникам с тяжелыми (вредными) условиями труда; — государственный открытый накопительный фонд. Основная цель его создания — смягчить организационные трудности формирования второго уровня. Помимо обязательных взносов граждан в этот фонд будут направляться взносы работодателей, не участвовавших в создании корпоративных накопительных фондов. Данный фонд может быть использован также в целях учреждения добровольных пенсионных схем для государственных служащих. — частные открытые накопительные фонды. Они должны составлять основную часть второго уровня, но создаваться после определения принципов деятельности государственного накопительного фонда. Могут учреждаться лишь юридическим лицами. В момент организации фонда всем гражданам, платящим обязательные взносы в государственный накопительный фонд, можно предоставить право перевести свои накопления в частный накопительный фонд. Следует рассмотреть также вариант передачи частным накопительным фондам на конкурсной основе части пенсионных взносов работодателей в государственный фонд.

В рамках государственного накопительного фонда важную роль играет процедура ведения именных счетов вкладчиков. Целесообразно совместить ведение именных счетов в фонде с системой условных счетов первого уровня в рамках единого компьютерного центра. Это позволит сократить организационные затраты и не создаст сложностей с привлечением существующих финансовых институтов. На начальном этапе управление пенсионными активами государственного фонда можно доверить самому фонду или иной государственной организации, но в дальнейшем целесообразно передать эту функцию негосударственным управляющим компаниям.
Государство должно нести определенную ответственность за размер инвестиционной доходности вложений активов государственного фонда. Это актуально и для стимулирования перехода граждан в накопительную систему, и для выработки соответствующих требований к частным институтам, вовлеченным во второй уровень. Ответственность может быть установлена в виде некоторой минимальной ставки доходности, гарантированной государством. Величина гарантированной доходности должна быть небольшой, чтобы в первые годы существования государственного накопительного фонда исключить возможность использования бюджетных средств для обеспечения гарантий. Дальнейшее вовлечение частных финансовых институтов в систему ПО (частных управляющих компаний, корпоративных и частных накопительных фондов) позволит сократить вероятность участия государства в гарантировании минимальной доходности. Гарантии частного сектора, включая учредителей, выразятся в том, что за счет доходных и надежных инвестиционных схем негосударственные накопительные фонды смогут обеспечить участникам доход, превышающий минимальную гарантированную доходность государственного фонда. Важную роль в повышении доходности частных фондов призваны сыграть компании по управлению пенсионными активами.
Под общими пенсионными основаниями понимается достижение гражданином некой начальной границы, после которой он получает право на выплаты из его пенсионных накоплений во втором уровне. Для сохранения взаимодействия с первым уровнем и сокращения дополнительных издержек целесообразно совместить момент начала выплат пенсий из накоплений, учтенных на индивидуальных счетах на первом и втором уровнях. Таким образом, определяя ЛПВ, гражданин будет фиксировать и дату начала выплат «обычных» пенсий (пенсии 1- й группы) из второго уровня. При улучшении общего состояния пенсионной системы возможен более гибкий подход к определению данной границы.


Способы осуществления пенсионных выплат 1-й группы связаны с размером финансовых гарантий государства по выплате социальных пенсий (которые могут увеличиваться за счет обязательств государства перед гражданами, исчерпавшими свои накопления во втором уровне). Поэтому наиболее рациональными кажутся способы выплат, основанные на актуарных расчетах с использованием оценок продолжительности жизни гражданина в зависимости от возраста его выхода на пенсию и подразумевающие осуществление выплат в течение всей его жизни. Различие способов, базирующихся на таком подходе, зависит от видов организаций, которые непосредственно выплачивают пенсии. В их число входят:
обязательные пенсионные фонды. Пенсионные накопления гражданина будут оставаться в фонде, который обязан обеспечить их инвестирование с повышенной надежностью. Фонд рассчитывает продолжительность и суммы ежемесячных выплат на основе прогнозируемой инвестиционной доходности, которая не должна быть ниже гарантированной государством в первом уровне. Фактически накопления участника конвертируются в бессрочный пенсионный аннуитет, обеспечиваемый фондом;

страховые компании. На свои пенсионные накопления участник будет покупать аннуитет у выбранной страховой компании, которая сама обеспечивает пенсионные выплаты;

Пенсионный фонд РФ (первый уровень). Пенсионные накопления будут переводиться в распределительную часть системы и учитываться на личном счете гражданина.

Далее выплата пенсий происходит в рамках обычных выплат с условных счетов.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. При этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в страховой стаж наравне с периодами работы включаются:
период прохождения военной и приравненной к ней службы;

период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах;


период содержания под стражей и отбывания наказания лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности; — период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы независимо от их продолжительности. Размеры трудовых пенсий по старости Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ,
где П — размер трудовой пенсии по старости;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности (инвалиды 3-й группы), размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Кроме того, базовая часть пенсии устанавливается в повышенном размере лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т,
где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющей 19 лет (228 месяцев).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т,
где НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), индивидуальные предприниматели, адвокаты. Застрахованными лицами являются: граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, самозанятые);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Для подавляющего большинства работодателей тариф взноса на пенсионное обеспечение составляет 28% от фонда оплаты труда, причем он делится на две части: 14% идет в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовых пенсий и некоторых других выплат, а вторая половина — 14% идет в Пенсионный фонд Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, и иных источников.
Для будущих получателей пенсий страховой тариф в Пенсионный фонд (14%) неоднороден — он может быть поделен на две части в зависимости от их года рождения. Для представителей более старшего поколения — мужчин от 1952 г. рождения и старше, женщин от 1956 г. рождения и старше — весь страховой тариф идет на финансирование страховой части трудовой пенсии, поскольку за относительно короткий период до выхода на пенсию они не успеют сделать существенных накоплений. Их будущая пенсия будет состоять из двух частей — базовой и страховой пенсии. Для второй возрастной группы — мужчин с 1953 по 1966 г. рождения, женщин с 1957 по 1966 г. — страховой тариф делится на две части: 12% идут на финансирование страховой части трудовой пенсии. 2% — на финансирование ее накопительной части. Для самой молодой части населения — лиц 1967 г. рождения и моложе — на финансирование страховой части пенсии идет 8%, а на финансирование накопительной части — 6%.