Файл: "Реформа пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе состояние и перспективы развития".rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На данный момент в Корее установлен единый возраст выхода на пенсию — 60 лет. С 2033 года планируется установить пенсионный возраст с 65 лет. Средний размер пенсии составляет 200-400 долларов (12000 — 14000 рублей), что для проживания в Корее очень маленькая сумма. Также с 2033 года обещается увеличить выплаты до 750 долларов. Каждый трудоустроенный гражданин от 18 до 60 лет обязан производить отчисления в Пенсионный фонд. По действующему законодательству население делится на три категории.
Первая это – и граждане, работающие на предприятиях (workplace-based insured persons). Взнос, уплачивается ежемесячно работником и работодателем в размере 4,5% от заработной платы, то есть в сумме в фонд поступает 9%.
Вторая категория – это граждане, делающие индивидуальные взносы (individually insured persons) размером 9% от своих доходов. Они должны платить взносы от доходов, полученных от сельскохозяйственной деятельности, лесного хозяйства, рыбного промысла, сюда же относятся доходы от бизнеса и другие доходы, закреплённые в акте о подоходном налоге (Income Tax Act). Правительство может временно оказывать финансовую помощь фермерам и рыболовам, частично выплачивая взносы за них.
Третья категория – все остальные граждане, и они делают страховые выплаты размером в 9% от среднего арифметического стандартных ежемесячных доходов (Standard Monthly Income) первой и второй категорий, рассчитанного 31 декабря предыдущего года, вне зависимости от размера своих доходов. При выходе на пенсию производится выплата единовременного пособия в размере средней зарплаты за последний год работы, умноженной на количество отработанных лет.
От взносов освобождаются студенты в возрасте до 27 лет, временно безработные граждане и призванные в армию. Право на ежемесячную пенсию получают по достижению 61 года лишь те граждане, что производили отчисления в течение 10 лет. Привязка на количество лет отчислений — это достаточно значительная проблема, и для тех, кому скоро будет 60 лет, но нет 10-летнего обязательного стажа, есть иные условия получения пенсии, где они обязаны уплачивать обратно фиксированную сумму.
В итоге растёт число пенсионеров, которым с трудом приходится сводить концы с концами. По данным социологических исследований более половины корейцев в возрасте старше 65 лет имеют затруднительное финансовое положение. В связи с недостаточным материальным обеспечением. Находясь в отчаянии из-за бедности, старшее поколение прибегает к радикальным мерам. В Корее растет статистика преступлений и суицидов, совершенных пожилыми корейцами, и количество бездомных в возрасте за 60 лет. Около 30% самоубийств совершается пенсионерами. Среди женщин на 100.000 человек в возрасте 60-69 — 19 человек, в то время как для 70-79 лет цифра удваивается до 35 человек. Среди мужчин на 100.000 человек в возрасте 60-69 лет — 65 человек, для 70-79 лет — 110 человек и для людей в возрасте выше 80 лет внушительная цифра в 169 человек. Другая часть решается на совершении мелких преступлений ради возможности попасть в тюрьму, где условия оказываются куда более благоприятными: есть крыша над головой, тепло, еда и даже обязательное медицинское обследование два раза в год. После окончания срока заключения пенсионеры идут на повторное совершение преступления и попадают обратно. Большая часть людей пожилого возраста вынуждена подрабатывать и рассчитывать на помощь детей.
ЯПОНИЯ. Япония является бесспорным лидером по доле граждан пенсионного возраста. Данное явление стало возможным благодаря суммарному эффекту нескольких факторов. Во-первых, Япония – страна долгожителей[16], и средняя продолжительность жизни для женщин составляет 86,8 года, для мужчин 80,5 лет, общий показатель — 83,65. Для сравнения Великобритания – 80,7 лет, США – 79,1 лет, Китай– 75,8 лет, Россия – 70,1 лет. Во-вторых, в стране восходящего солнца наблюдается отрицательный прирост население, -0,1% в 2016 году. И, в-третьих, в Японии пенсионный возраст не привязан к средней продолжительности жизни, что казалось бы разумным для данной страны, и установлен на уровне в 65 лет, как для женщин, так и для мужчин. И в ближайшее время даже не будет проводиться обсуждения о его повышении.
На сегодняшний день в Японии действует многоуровневая пенсионная система, сочетающей распределительный и накопительный элементы:
Базовая пенсия
Профессиональная (дополнительная) пенсия
Индивидуальная пенсия.
Первый вид – базовая. Данная пенсия гарантирована всему населению страны. Условием выплаты полной ставки является достижение 65 лет и уплата взносов в общей сложности не менее 25 лет. Однако предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию – с 60 лет, но в таком случае ставка урезается на 25%. При продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста к базовой ставке прибавляется 5% ежегодно.
Средний размер базовой пенсии около 700 долларов (42000 рублей), что составляет в среднем 73% от ежемесячных финансовых поступлений пенсионера. 50% базовой ставки финансируется государством, еще половина поступает из фонда накоплений, сформированного из отчислений трудоустроенного населения (источник зависит от категории, к которой принадлежит пенсионер). Если размер отдельного фонда недостаточен для уплаты содержания всем пенсионерам, дофинансирование проводится из Резервного фонда. активы этого фонда на сегодняшний день составляют 170 триллионов иен и постоянно пополняются, так как этот фонд самый крупный инвестор в мире.
Второй вид – профессиональная пенсия. Пенсия составляется из отчислений в размере не менее 5% от доходов самим работником и из выплат нанимателя в накопительный фонд. Размер пенсии зависит от того, к какой системе пенсионного обеспечения относится получатель. Также при выходе на пенсию гражданину выплачивается организацией единовременное пособие в размере средней заработной платы, умноженной на количество лет трудового стажа в компании.
Наличие третьего вида пенсии – индивидуальной определяется сугубо желанием работника. Собственный финансовый актив формируется через частные пенсионные фонды. Размер выплат и сроки определяются на личное усмотрение. В данных программах государственная регуляция не предусмотрена.
ВЬЕТНАМ Во Вьетнаме, как и во всех рассматриваемых странах, наблюдается тенденция к увеличению численности пожилого населения. Согласно прогнозам ООН по Вьетнаму, группа населения от 60 лет и старше быстро увеличивается и к 2025 г. составит 13%, а к 2050 г. – 24%. Средняя продолжительность жизни во Вьетнаме поднимется к 2025 г. до 74,1 лет, а к 2050 г. до 78,2 лет.
Фонд пенсионного обеспечения, являясь частью (более 70%) Фонда социального страхования, привязан к государственному бюджету. Из-за этого наблюдаются трудности с отслеживанием поступлений и расходов, также невелика прозрачность деятельности фонда. Источниками инвестирования активов Фонда являются низкодоходные государственные облигационные займы. Благодаря данным факторам эффективность работы фонда значительно снижается.
Система пенсионного обеспечения Вьетнама характеризуется дотационно-распределительным характером и работает по технологии PAYGDP (payasyougodefinedbenefit), что означает, что выплаты пенсионерам осуществляются из отчислений в пенсионный фонд ныне работающих. При этом при расчете пенсии государство учитывает массу факторов, помимо трудового стажа, отчего становится невозможно определить итоговый размер обеспечения. Однако точно размер пенсии таков, что её средняя величина позволяет человеку выживать, оплачивая лишь самое необходимое.
На пенсию могут рассчитывать лишь работники госучреждении или частных компаний, зарегистрированных в государственном пенсионном страховании. Лишаются возможности пенсионного обеспечения частные предприниматели и самозанятые люди, например, владеющие маленькими магазинами, семейными ресторанчиками, небольшими станциями моторемонта. Также пенсия не положена крестьянам несмотря на то, что Вьетнам принято считать сельскохозяйственной страной. У таких людей есть лишь право оформления медицинской страховки.
Пенсия формируется из взносов работодателя в размере 15% от заработной платы. Выплаты производятся по смешанной схеме (распределительный и накопительный уровни) на основании достижения пенсионного возраста 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин, и получения трудового стажа в течение 20 лет. Размер получаемой пенсии рассчитывается как 45% за первые 15 лет взносов в Фонд, а начиная с 16 года и далее ставка ежегодно увеличивается на 2% мужчинам и 3% женщинам, максимальная величина пенсии составляет 75%. По официальным данным, минимальная пенсия составляет 32 доллара (1920 руб.), максимальная —650 долларов (19200 руб.). В среднем же пенсия составляет около 100 долларов (6000 руб.) Стоит заметить, что женщины выходят на пенсию раньше мужчин на 5 лет, продолжительность их жизни выше, при расчетах получается их трудовой стаж меньше, а пенсионные выплаты больше. Данный фактор лишь увеличивает нагрузку на Фонд пенсионного обеспечения.
ТАИЛАНД В Таиланде из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни продолжает увеличиваться число пожилых людей, и если сейчас их около 11% от всего населения, то по прогнозам к 2050 году их станет 38%, и средний возраст по стране от 32,6 лет возрастёт до 43,6 лет.
В мире существует мнение, что в Таиланде отсутствуют пенсии по старости. По факту долгое время так и было. Пенсионная система была образована Рамой V ещё в 1902 году, но вплоть до конца XX века пенсии получали лишь государственные чиновники. С 1997 года с появлением Государственного пенсионного фонда бюджетники перечисляют в него пенсионные взносы размером 3% от зарплаты. Чтобы после достижения 50 лет получать ежегодные пенсионные выплаты чиновникам необходимо минимум отработать 10 лет. Они имеют право не только получать выплаты в зависимости от отработанного стажа, но в возрасте 60 лет они могут разово получить определенную сумму от накопленных процентов. Пенсионная программа для лиц, работающих в частном секторе, появилась лишь в 1999 году. Работодатель отчисляет 3% с зарплаты наёмного работника, и 1–2% добавляет государство. Выплаты должны отчисляться минимум 15 лет. Пенсионный возраст для частного сектора – 55 лет.
Проблема в том, что пенсионные выплаты уплачиваются лишь за 9 млн человек, тогда как 22 млн работают в нелегальных компаниях, и взносы за них никто не перечисляет. Существует Резервный фонд (Provident Fund), в который граждане, работающие официально, могут вкладывать деньги для будущей пенсии на добровольной основе. В 2015 году правительство утвердило новый Национальный сберегательный фонд (National Saving Fund), в который могут делать добровольные пенсионные взносы все горожане, в том числе те, кто работают неофициально.
В Таиланде есть и другие фонды, но они не гарантируют сохранность взносов. Последние годы правительство провело немало реформ, но по-прежнему многие люди либо не имеют пенсию, либо она очень мала (около 500 бат в месяц, что меньше 900 рублей). Поэтому они выживают за счёт своей семьи или уходят в монастыри, где за ними ухаживают монахи. Справедливости ради, надо отметить, что в Таиланде есть высокие пенсии по старости, но получают их не люди, а слоны. Слон — священное животное в Таиланде, и его права защищены в Конституции. По достижении 60 лет ему положена пенсия в 15 тысяч бат.
Вывод. Страны Азии развиваются по своему собственному сценарию, не похожему на весь остальной мир. Их пенсионные системы не являются исключением. В свете постепенно и неотвратимо охватывающей весь мир проблемы старения населения появляется интерес рассмотреть состояние и эффективность пенсионных систем азиатских государств и определить их потребность в введении новаций.
Размер пенсионных фондов в странах Азии один из самых низких из рассматриваемых групп стран, он лишь немного превосходит общий показатель по странам континентальной Европы. Однако при этом средний уровень государственных расходов на социальные нужды в странах Азии самый низкий из групп стран. При преобладающем конфуцианском мировоззрении в азиатских странах государство не обременяется чрезмерными социальными расходами. Это существенно упрощает задачу формирования здесь в будущем системы пенсионных накоплений из-за отсутствия в большинстве стран необходимости финансирования государственных пенсионных обязательств на солидарной основе за счет взносов трудоспособных граждан.
По индексу надежности пенсионной системы швейцарской бизнес-школы IMD азиатские экономики уступают только скандинавским странам.
Относительно низкий показатель размеров пенсионных накоплений связан с несколькими обстоятельствами. Наиболее развитые пенсионные системы, например в Японии, Республике Корея, являются распределительными, хотя и частично фондируемыми. Накопительный элемент в этих странах весьма активно развивается, но пока он еще не стал основой пенсионных систем данных стран. В других странах, например в Индии и Китае, пенсионные системы делают лишь первые шаги. Только в Гонконге, Сингапуре и Малайзии накопительные пенсионные системы играют все более заметную роль в экономике.