Файл: Цель работы исследовать систему экономических и правовых отношений социального страхования граждан на случай временной нетрудоспособности в современных социальноэкономических условиях.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

целевые трансферты;

компенсационные выплаты.

1.4 Правовое регулирование оплаты дней нетрудоспособности
Нормативные правовые акты по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком:

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон N 255-ФЗ) в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию...» в редакции Постановления Правительства РФ от 19.10.2009 N 839;

Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 N 790 «О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» в редакции Приказа Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 740н;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 «О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности».

Правовые основы регулирования оплаты дней нетрудоспособности разработаны в ФЗ-255 и положении об оплате дней нетрудоспособности:

Закон 212-ФЗ - Федеральный закон от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»[4];

Закон 255-ФЗ - Федеральный закон от 29.12.2006г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[4];

Положение о ФСС РФ - Положение о фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ;

Положение об особенностях порядка исчисления пособий - Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному медицинскому страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

Порядок выдачи листков нетрудоспособности - Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011г. №624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»;



Порядок назначения и выплаты госпособий - Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н;

- Правила подсчета страхового стажа - Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию действующее до 2010 года, определялись Постановлением Правительства от 15 июня 2007 г. № 375, утвердившим соответствующее Положение.[3]

Эти нормативные правовые акты предусматривали целый ряд новых норм в части предоставления пособий по временной нетрудоспособности.

Прежде всего, Закон ФЗ-255 определяет круг лиц, имеющих право на пособия по временной нетрудоспособности. Это застрахованные граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранцы и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; являющиеся государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими; адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями и некоторые другие категории граждан, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

В статьях 3, 5, 6 Закон перечислял случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, определяя продолжительность выплаты в каждом из этих случаев, и источник его финансирования.[2]

Первый случай. Застрахованные лица обеспечивались пособиями при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы. Пособие выплачивалось застрахованному за весь период времени нетрудоспособности до дня ее восстановления или до установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности. За первые два дня временной нетрудоспособности в этом случае пособие выплачивалось за счет средств работодателя, а начиная с 3-го дня болезни - за счет средств ФСС.

Второй случай. Необходимость осуществления ухода за больным членом семьи. Законодатель подробно регулирует сроки выплаты пособия за больным ребенком, которые дифференцируются с учетом возраста ребенка, диагноза, условий лечения (амбулаторное или в стационаре). Сроки ограничиваются максимальным количеством календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за больным ребенком.


) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет пособие выплачивалось за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более, чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

) в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания в стационаре, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет - за весь период амбулаторного лечения или пребывания в стационаре, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет - ВИЧ-инфицированным или при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания в стационаре;

В остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении пособие выплачивалось не более, чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Третий случай. При карантине застрахованного лица, а также карантине ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного недееспособным. Это пособие выплачивалось застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлялось бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежали дети до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие выплачивалось одному из родителей (иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

Четвертый случай. Пособием по временной нетрудоспособности обеспечивалось в случае осуществления протезирования граждан по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении. Пособие выплачивается за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.

Пятый случай - это долечивание в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения. Пособия по временной нетрудоспособности выплачивались за весь период пребывания в этом учреждении, но не более, чем за 24 календарных дня.


Во всех этих случаях (2, 4, 5) пособие выплачивалось за счет средств ФСС с первого дня временной нетрудоспособности.

Особенности в обеспечении пособием по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан было предусмотрено Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан». Гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств ФСС, поступающих от единого сельхозналога, единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающего за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом. В части суммы пособия, превышающей МРОТ, выплата пособия происходит за счет средств работодателя.

До 1 января 2007 г. размер оплаты по больничному листу зависел от продолжительности непрерывного трудового стажа. Конституционный Суд РФ определением от 2 марта 2006 г. № 16-0 признал положения, увязывающие право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, противоречащими Конституции РФ и вменил федеральному законодателю в обязанность обеспечить введение нового правового регулирования порядка и условий реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни с 2007 г., что и было сделано путем принятия ФЗ № 255.

Понятие «непрерывного» стажа - это, в сущности, атавизм советских времен. Раньше «летунов», часто меняющих место работы, не любили и не поощряли, в том числе и с помощью рубля: если человек увольнялся и прерывал трудовой стаж, «копить» годы, необходимые для 100% оплаты больничного ему приходилось заново. С переходом к рыночной экономике ситуация поменялась кардинально. Теперь выстраивание карьеры с помощью перехода на новое, более престижное место работы, общественным мнением не осуждается, а приветствуется. В первую очередь, эффект от этого должны были ощутить женщины, чей трудовой стаж прерывался чаще всего в связи с временным уходом с работы после рождения ребенка. В соответствии с ФЗ № 255, размер пособия по временной нетрудоспособности зависел от продолжительности страхового стажа.[20, с .67]