ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской
Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом "О судоустройстве".
Конституционный Суд Российской Федерации
1.Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2.Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии с Конституцией Российской Федерации:
. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
3. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.
ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ПО КРУГУ ЛИЦ — применимость нормативного правового акта к определенному кругу субъектов права, т.е. определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона. Общее правило здесь следующее: нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.
Все лица — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальных, значит, в РФ все граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны подчиняться законам государства, в котором они пребывают. В то же время права могут распространяться не только на лиц, пребывающих на территории РФ, но и в отношении проживающих в иностранных государствах. Это касается как российских граждан, так и соотечественников.
Вместе с тем существует определенные особенности действия нормативных правовых актов по кругу лиц.
Во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за пределами государственной территории РФ. Так, гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства и привлеченный в этой стране к уголовной ответственности после отбывания наказания не освобождается от наказания по российскому законодательству.
Во-вторых, действие нормативных актов по кругу лиц определяется принадлежностью к российскому гражданству. Некоторые политические права и свободы распространяются на иностранных граждан. Равно эти лица не обременены некоторыми конституционными обязанностями. Особую группу представляют лица без гражданства и беженцы, пребывающие на территории РФ.
В-третьих, под действие закона полностью или частично не подпадают лица, обладающие различными правовыми иммунитетами.
Ограничение действия закона по кругу лиц обусловлено спецификой закона, т.е. особенностями его действия по предмету (а также и в пространстве). Так, Семейный кодекс РФ регулирует отношения между супругами, между родителями и их детьми. Законодательство о правовом положении иностранных граждан, о беженцах, о вынужденных переселенцах и т.д. ограничивает свое действии в отношении строго определенного круга лиц.
1. Рабовладельческое государство, его сущность и функции.
Рабовладельческое государство в большинстве стран являлось исторически первым типом государства, возникшим в результате расслоения общества на классы. Различают две основных стадии в развитии рабовладельческого строя:
1) древневосточное землевладение, которое характеризовалось следующими чертами: а) сохранением остатков первобытно-общинного строя; б) существованием примитивных форм патриархального рабства, при которых раб имел свое небольшое хозяйство и семью; в) сохранением наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (церковного, государственного); г) существованием сельскохозяйственных общин и применением коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений и оросительных систем, возделывании сельскохозяйственных культур; д) существованием коллективной собственности на землю (земля принадлежала сельскохозяйственным общинам, государству и храмам);
2) так называемое греческое рабовладение, которое характеризовалось: а) более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства; б) отсутствием каких-либо остатков первобытно-общинного .строя; в) частной собственностью на рабов и землю; г) полным бесправием рабов.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой форме проявляется полное, ничем не ограниченное господство одного класса - рабовладельцев и полное бесправие другого класса - рабов.
Основными способами превращения свободных людей в рабов являлись: захват военнопленных и мирных жителей с других территорий; продажа свободных людей за долги, обращение в рабов за совершение тяжких преступлений.
Рабовладельцы и рабы являлись основными, но не единственными составляющими структуры рабовладельческого общества. Наряду с ними существовали свободные и полусвободные крестьяне-общинники и ремесленники, торговцы и вольноотпущенники. При разорении многие из них также попадали в рабство.
Основными внутренними функциями рабовладельческого государства являлись:
1) создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и разоренных свободных граждан;
2) охрана рабовладельческой частной собственности;
3) подавление сопротивления рабов и других угнетенных слоев общества.
К внешним функциям рабовладельческого государства относятся:
1) завоевание, порабощение и ограбление других народов;
2) оборона страны от внешних противников;
3) управление захваченными территориями;
4) установление и поддержание торговых и иных мирных связей с другими государствами.
Всегда рядом с законностью стоит правопорядок, который зависит от ее состояния и является ее следствием. При наличии законности в обществе складывается прочный, устойчивый правопорядок. Если законы нарушаются, то страдает законность и тем самым наносится ущерб правовому порядку.
Правовой порядок устанавливается действием права, режимом законности. Он устанавливается в первую очередь юридическими гарантиями, деятельностью специальных государственных органов, которые необходимых случаях могут применять меры государственного принуждения к правонарушителях. При этом всякое .нарушение правового порядка есть одновременно нарушение общественного порядка, но не всякое нарушение общественного порядка означает одновременное нарушение правового порядка, ибо общественный порядок более широкое явление.
Основное направление правового порядка заключается в поддержании в интересах государства и общества в целом таких общественных отношений, при которых не допускается произвола, беззакония, всемерно охраняются права и свободы всех участников общественных отношений. Таким образом, правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. То есть, правопорядок - это состояние урегулированное социальных связей. Выделяют следующие его особенности:
- правопорядок запланирован в нормах права;
- возникает в результате реализации данных норм;
- обеспечивается государством;
- создает условия для организованности общественных отношений;
- выступает итогом законности.
Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в норах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.
Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом "О судоустройстве".
Конституционный Суд Российской Федерации
1.Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2.Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии с Конституцией Российской Федерации:
. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
3. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.
ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ПО КРУГУ ЛИЦ — применимость нормативного правового акта к определенному кругу субъектов права, т.е. определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона. Общее правило здесь следующее: нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.
Все лица — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальных, значит, в РФ все граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны подчиняться законам государства, в котором они пребывают. В то же время права могут распространяться не только на лиц, пребывающих на территории РФ, но и в отношении проживающих в иностранных государствах. Это касается как российских граждан, так и соотечественников.
Вместе с тем существует определенные особенности действия нормативных правовых актов по кругу лиц.
Во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за пределами государственной территории РФ. Так, гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства и привлеченный в этой стране к уголовной ответственности после отбывания наказания не освобождается от наказания по российскому законодательству.
Во-вторых, действие нормативных актов по кругу лиц определяется принадлежностью к российскому гражданству. Некоторые политические права и свободы распространяются на иностранных граждан. Равно эти лица не обременены некоторыми конституционными обязанностями. Особую группу представляют лица без гражданства и беженцы, пребывающие на территории РФ.
В-третьих, под действие закона полностью или частично не подпадают лица, обладающие различными правовыми иммунитетами.
Ограничение действия закона по кругу лиц обусловлено спецификой закона, т.е. особенностями его действия по предмету (а также и в пространстве). Так, Семейный кодекс РФ регулирует отношения между супругами, между родителями и их детьми. Законодательство о правовом положении иностранных граждан, о беженцах, о вынужденных переселенцах и т.д. ограничивает свое действии в отношении строго определенного круга лиц.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 34 1. Рабовладельческое государство, его сущность и функции. 2. Законность и правопорядок, их соотношение и взаимосвязь. 3. Понятие, основные признаки и сущность права. |
1. Рабовладельческое государство, его сущность и функции.
Рабовладельческое государство в большинстве стран являлось исторически первым типом государства, возникшим в результате расслоения общества на классы. Различают две основных стадии в развитии рабовладельческого строя:
1) древневосточное землевладение, которое характеризовалось следующими чертами: а) сохранением остатков первобытно-общинного строя; б) существованием примитивных форм патриархального рабства, при которых раб имел свое небольшое хозяйство и семью; в) сохранением наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (церковного, государственного); г) существованием сельскохозяйственных общин и применением коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений и оросительных систем, возделывании сельскохозяйственных культур; д) существованием коллективной собственности на землю (земля принадлежала сельскохозяйственным общинам, государству и храмам);
2) так называемое греческое рабовладение, которое характеризовалось: а) более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства; б) отсутствием каких-либо остатков первобытно-общинного .строя; в) частной собственностью на рабов и землю; г) полным бесправием рабов.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой форме проявляется полное, ничем не ограниченное господство одного класса - рабовладельцев и полное бесправие другого класса - рабов.
Основными способами превращения свободных людей в рабов являлись: захват военнопленных и мирных жителей с других территорий; продажа свободных людей за долги, обращение в рабов за совершение тяжких преступлений.
Рабовладельцы и рабы являлись основными, но не единственными составляющими структуры рабовладельческого общества. Наряду с ними существовали свободные и полусвободные крестьяне-общинники и ремесленники, торговцы и вольноотпущенники. При разорении многие из них также попадали в рабство.
Основными внутренними функциями рабовладельческого государства являлись:
1) создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и разоренных свободных граждан;
2) охрана рабовладельческой частной собственности;
3) подавление сопротивления рабов и других угнетенных слоев общества.
К внешним функциям рабовладельческого государства относятся:
1) завоевание, порабощение и ограбление других народов;
2) оборона страны от внешних противников;
3) управление захваченными территориями;
4) установление и поддержание торговых и иных мирных связей с другими государствами.
-
Законность и правопорядок, их соотношение и взаимосвязь.
Всегда рядом с законностью стоит правопорядок, который зависит от ее состояния и является ее следствием. При наличии законности в обществе складывается прочный, устойчивый правопорядок. Если законы нарушаются, то страдает законность и тем самым наносится ущерб правовому порядку.
Правовой порядок устанавливается действием права, режимом законности. Он устанавливается в первую очередь юридическими гарантиями, деятельностью специальных государственных органов, которые необходимых случаях могут применять меры государственного принуждения к правонарушителях. При этом всякое .нарушение правового порядка есть одновременно нарушение общественного порядка, но не всякое нарушение общественного порядка означает одновременное нарушение правового порядка, ибо общественный порядок более широкое явление.
Основное направление правового порядка заключается в поддержании в интересах государства и общества в целом таких общественных отношений, при которых не допускается произвола, беззакония, всемерно охраняются права и свободы всех участников общественных отношений. Таким образом, правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. То есть, правопорядок - это состояние урегулированное социальных связей. Выделяют следующие его особенности:
- правопорядок запланирован в нормах права;
- возникает в результате реализации данных норм;
- обеспечивается государством;
- создает условия для организованности общественных отношений;
- выступает итогом законности.
Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в норах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.