Файл: 2е задание 10 баллов психологический анализ ситуации. Задние Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики. Цель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний (2030)
Дисциплина: Общая психология
Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
Выполнил:
слушатель Ерохина Лучия Петровна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Москва – 2021
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.
1 балл за наличие титульного листа.
1е задание: 14 баллов - заполнение таблицы.
2е задание: 10 баллов - психологический анализ ситуации.
Задние 1. Заполните Таблицу 1, кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.
Цель: закрепить представления о развитии науки психологии, в контексте динамики ее предмета, методов и основных достижений исследователей.
Методическое обеспечение: Приложение 1,2, источники в интернете.
Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 1».
Этап развития психологии (века) | Психологи | Научное направление | Предмет психологии | Методы исследования | Основные труды | Вклад в науку |
Психология в древнем мире (древняя Греция) конец VI — начало V в. до н. э. (530-470 гг. до н.э.) | Гераклит | Материалистическое направление | душа состоит из атомов; со смертью тел, умирает и душа, т. к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. | Гераклит может быть назван создателем этого нового философского метода, фрагменты его учения позволяют реконструировать более подробно специфические черты и область применимости дидзесиса. Суть самого процесса поиска предполагает, что объект поиска заранее нам известен: мы уже знаем то, что мы ищем, знаем определенные характеристики или предикаты искомого объекта. | Гераклит: книга "О природе", состоящая из частей "О боге", "О природе" и "О государстве". | Гераклит - первая дифференциация единства бытия |
VI–V вв. до н. э. | Алкмеон | Материалистическое направление | Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных, как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало, таким образом, новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом. | Алкмеон последовательно проводит метод аналогий, прежде всего — в учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса — Солнцу, Луне и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа, находящаяся в вечном круговом движении. . | сочинение «О природе» | Алкмеон основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом. На его идеи будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырех типах темперамента. |
V—IV вв. до н. э. | Демокрит | Материалистическое направление | психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем те, которые составляют физические тела. Мир познается через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток. | Демокрит разработал методы исследования – канонику, логическое учение, включающее в себя анализ и синтез, индукцию и дедукцию | Известно, что Демокрит написал около 70 сочинений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не дошло. Проблемы атомизма излагались в трудах "Большой домострой", "Малый домострой" и др. | создатель первой в истории античной философии — большой материалистической системы, дал систематическое изложение атомарной картины мира. |
428—348 гг. до н. э. | Платон | Идеалистическое – платон | Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи — общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе, до всего, как своеобразный замысел; всякая вещь, всякое существо, всякое свойство, важнейшие ценности бытия — истина, благо, прекрасное, справедливость — существуют лишь потому, что есть идея (идея человека, идея прекрасного, идея равенства отношений и т. д.). Идеи образуют свой мир, невидимый для нас; человек может стараться постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны богу. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия, по Платону); между ними, как посредник,—мировая душа. | развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру идей. | В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет» посвящен критике учения Гераклита о душе. В трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части. | Он определил во-первых "сущность и логос души " как ее самодвижение и вытекающее из самодвижения бессмертие, во-вторых природу души , состоящую в том чтобы двигать тело находясь с ним во внешнем или внутреннем единстве и в-третьих идею души , правда только образно, в виде трех частей "соединенной силы крылатой парной упряжки и колесничего" т. е. двух противоположных стремлений сопрягаемых разумом. Речь Платона следует признать первым логическим выражением понятия духа как души. |
384–324 гг. до н. э. | Аристотель | дуализм | Душу он определил как сущность живого тела, т е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Обратите внимание: не душа мыслит, но тело мыслит посредством души. | логические рассуждения и наблюдения, широкое использование исследований предшественников. | Трактат «О душе» | Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате. |
Средние века | Авиценна, Аверроес, Алгаценна | в эпоху средневековья борьба материализма и идеализма не прекращается. Рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика | Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира. | Авиценна: ассоциативный эксперимент при лечении больных людей. - идея экспериментального невроза. (2 баранов кормили одной пищей, но в разных условиях; один баран постоянно находился с волком и вскоре умер от истощения и невроза); | Авиценна «Канон врачебной науки», | Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Аверроэс также известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля. Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало. |
Эпоха Возрождения | Бернардино Толезо, Хуан л. Вивес, Хуан Уарте | возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии | В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время. | Телезио е считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. | Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам»; «О душе и жизни» X. Вивес | Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского. |
XVII—XVIII вв. и первая половина XIX в | рационалист ы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г., Н. Мальбранш, Лейбниц) и эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк ), ассоцианизм (Д. Юм и Д. Гартли), К. Маркс | психологические знания развивались в недрах философии Дуализм, затем материализм как философские направления, рационализм, эмпиризм, ассоцианизм | Локк – внутренний опыт. Декарт – cознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы | Интуитивно- или интроспективно-умозрительный метод, метод математического анализа | Спиноза «Этика», X. Вольф «Psychologia empirica», 1732, «Psychologia rationalis», 1740, П. Ж. Кабанис «Rapport du Physique et du Morale chez, I'Homme», трактат Ж. О. Ламетри «Человек-Машина», Д. Дидро «Физиология человека», И. Кант «Антропология», К. Маркс «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1846—1847), | Декарт закладывает основы механического натуралистического направления в психологии и вводит понятие «рефлекса» и «сознания», противопоставляет «материю» и «душу»; зарождается радикальный сенсуалистический материализм с появлением капиталистических отношений: Два основных принципа Первый — это принцип сенсуализма, чувственного опыта, второй — это принцип атомизма; ассоциативное направление как самое мощное течение в психологической науке; для психологии именно в это время были созданы философские основы, на которых затем в середине XIX в. воздвигнуто здание психологической науки; зарождение нового философского мировоззрения психологическая наука и новая научная марксистская методология |
середина XIX в. | Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Ж. Леб, К. Ллойд-Морган, Л. Хобхауз, Г. Джецнингс, Э. Л. Торндайк | изучение строения сознания (структурализм) | Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы | Экспериментальный метод | «Элементы психофизики» Г. Т. Фехнер, «Основы физиологической психологии» (1874) В. Вундт, 1877 г. Ч. Дарвин «Биографический очерк одного ребенка», В. Прейер «Душа ребенка» | Изобретение В. Вундтом первого элементарного прибора для экспериментальных психологических исследований; создание в Лейпциге лаборатории физиологической психологии, а затем преобразование в Институт экспериментальной психологии; Психология превратилась в самостоятельную, в значительной мере экспериментальную науку; Эволюционная теория, распространившаяся на психологию, привела, во-вторых, к развитию зоопсихологии |
Кризис методологических основ психологии | У. Джеймс, З. Фрейд, А. Адлер, М. Вертгаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Г.У. Олпорт, Э. Ч. Толмен, | У. Джеймс – теория «потока сознания» (функционализм); З. Фрейд – теория бессознательного как основа лечения неврозов (психоанализ). Последователи – А. Адлер и К.-Г. Юнг; Дж. Уотсон – естественнонаучный подход к психике (бихевиоризм); М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер – психология формы (гештальтпсихология) | Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) | Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) | В. Штерн «Психология раннего детства» в 1914 г., «Психология духа» (Э. Шпрангер), Дж. Уотсон «Психология как наука о поведении» | становление психологической науки, не закончившийся процесс; нарастающая борьба с идеалистических позиций (сенсуализму противопоставляется рационализм, Декарт против Локка, Лейбниц против Декарта, К Беме З. Фрейд усугубляют кризис; новейшие исследования заставляют усомниться в том, чтобы поведение низших животных носило чисто реактивный характер; аспект кризиса заложен в исходных позициях психологии познания; духовное содержание исторического человека было противопоставлено природному человеку; влияние государственной политики на отдельные школы психологии. |
История русской научной психологии | М. В. Ломоносов, Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, Д. М. Велланский, В. Ф. Одоевский, П. С. Авсенев, X. А. Экеблад, А. И. Галич, К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге, И. М. Сеченов | гуманистическая психология | психические процессы в закономерностях их протекания | генетический метод, методика «естественного эксперимента» | 1744 г. в «Краткое руководство по риторике» Ломоносов, Я. П. Козельский «Филозофические предложения», 1768, А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии», Д. М. Велланский «Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии», 1812), В. Ф. Одоевский «Психологические заметки», П. С. Авсенев, X. А. Экеблад «Опыт обозрения биологико-психологического исследования способностей человеческого духа», 1872, А. И. Галич «Картина человека» (1834), «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский | концепция Радищева о роли речи в психическом развитии человека; развитие передовой русской психологии в трудах А. И. Герцена, В. Г.Белинского, Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского; И.М.Сеченов: роль физиологических основ и материалистических установок в разработке психологии; К.Д.Ушинский: роль педагогической практики для системы психологических знаний; экспериментальная психология конца конец XIX и начало XX в.; отрасли психологического знания,- патопсихология, психология слепых, психология ребенка, зоопсихология, медицинская и педагогическая. |
Советская психология | Л.С. Выготский, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Д. Н. Узнадзе, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев | Когнитивный подход, гуманистический, | психика | Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения, cовершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик | журнал «Психология», Б.Г. Ананьев "Человек как предмет познания | Построение системы психологии на новой на марксистско-ленинской основе И.П.Павлов – основы физиологического анализа психологических процессов; В.М.Бехтерев – рефлексология под видом материалистического учения; распад рефлексологической школы Бехтерева; пять основных положений советской психологии; |
Задание 2.
Цель: формирование практических навыков при работе с мотивами личности.
Методическое обеспечение: Приложение 2, источники в интернете.
Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 1», либо в вашей личной библиотеке, объясните, с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения:
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое по началу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
Согласно с точки зрения теории деятельности А.Н.Леонтьева, в данной ситуации происходит переход от мотива к цели. Сотрудник первоначально осуществлял свою профессиональную деятельность в обычном русле. Дальнейшее развитие событий развернулось именно таким образом, что даже при неизменности монетарной стороны данного вопроса, интерес к данному виду деятельности вырос и перерос на более профессиональный уровень. В данном случае описывается ситуация, где сотрудник получает доп. ресурсы в виде доп. образования, спец литературы для дальнейшего продолжения подобных проектов, что служит определенной возможностью развиваться в данной сфере. Бонусом или наградой достижения, оказался сам процесс познания через интерес, а не монетарная сторона, это и есть переход от мотива к цели.
Происходит формирование новых мотивов. Деятельность, по А. Н. Леонтьеву, - это целостная система, имеющая строение, внутренние переходы и превращения, свое развитие. Она включает такие компоненты как: мотивы, цели, действия. Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятельность, то, ради чего эта деятельность осуществляется. Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели. Цель (по Леонтьеву) – как желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив — это то, ради чего производится некая деятельность, цель — то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.
Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобретении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А. Н. Леонтьева «сдвигом мотива на цель») или, напротив, мотив становится целью.