Файл: Начальник пч10 фгку 1 офпс по Республике Адыгея майор внутренней службы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УТВЕРЖДАЮ


Начальник ПЧ-10 ФГКУ

« 1 ОФПС по Республике Адыгея»

майор внутренней службы

К.Х.Дочлеж

« 05 » февраля 2014г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий с личным составом ПЧ-10

по «Основам организации тушения пожаров и проведения АСР»

с 08.02. по 11.02.2014г

Тема: «Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества».


Вид занятия: классно-групповые Отводимое время: 1час

Цель занятия: Изучить с л\с караула виды огнетушащих веществ и основы

прекращения горения.


1.ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ: 1.Приказ МЧС РФ от 31.12.02 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС РФ (ПОТ РО-2002)».

2. Пожарная тактика Я.С. Повзик

2. Развернутый план занятия:


п/п

Учебные вопросы

Время

Содержание учебного вопроса , метод отработки и материальное обеспечение.

1

Вступительная часть

5

Вступительная часть –10 мин.

  • проверить личный состав согласно списка учебного журнала;

  • проверить наличие конспектов;

  • объявить тему, цель, время, занятий.



2


3

4.

5.

6.

Вступление
Основная часть

Условия прекращения горения.


Классификация и выбор огнетушащих средств


Огнетушащие средства охлаждения

Огнетушащие средства изоляции

Разбавляющие огнетушащие вещества


35 мин.

В основе прекращения горения лежит реакция окисления . Чтобы прекратить горение, надо остановить химическую реакцию в его зоне. Температура горения вещества не постоянна и изменяется в зависимости от скоростей выделения и отдачи теплоты в зоне реакции. Если по какой либо причине увеличится скорость выделения теплоты, то под влиянием избытка теплоты в зоне реакции температура, а следовательно, и скорость теплоотдачи начнут повышаться. С увеличением тепловыделения повышается температура горения и увеличивается теплоотдача до нового теплового равновесия. С уменьшением тепловыделения понижается температура горения и уменьшается теплоотдача.

Тушение пожара – это воздействие на тепловыделение и теплоотдачу. При введении в зону горения огнетушащих средств температура может достигнуть значения, при котором горение прекращается. Минимальная температура горения, ниже которой скорость теплоотвода превышает скорость тепловыделения и горение прекращается, называется температурой потухания. Температура потухания значительно выше температуры самовоспламенения, следовательно, для прекращения горения достаточно понизить температуру зоны реакции ниже температуры потухания, увеличивая интенсивность теплоотвода или уменьшая скорость тепловыделения.

К огнетушащим относятся вещества и материалы, с помощью которых прекращается горение. Все огнетушащие вещества в зависимости от принципа прекращения горения разделяются на виды:

охлаждающие зону реакции или горящие вещества(вода, водяные растворы солей, твердый диоксид углерода и др. )

разбавляющие вещества в зоне реакции горения (инертные газы, водяные пары, тонкораспыленная вода и др.)

изолирующие вещества от зоны горения (пены, порошки, листовые материалы и др. )

  • химически тормозящие реакцию горения (составы 3,5, хладоны)

Все существующие огнетушащие средства оказывают комбинированное воздействие на процесс горения вещества. Вода - охлаждает и изолирует, пенные средства действуют изолирующе и охлаждающе; порошковые составы - изолируют и тормозят реакцию горения; газовые средства действуют одновременно как разбавители и как тормозящие реакцию. При тушении пожара нельзя применять вещества, бурно реагирующие с горючим или окислителем; воду для тушения веществ, которые, взаимодействуют с ней, образуют горючие газы или выделяют теплоту; азот для тушения веществ, которые вступают с ним в реакцию с образованием нитридов.
Вода – основное огнетушащее средство охлаждения, наиболее доступное и универсальное. Вода почти со всеми твердыми горючими веществами не вступает в реакцию, за исключением щелочных металлов и нескольких других веществ. Огнетушащая эффективность воды зависит от способа подачи ее в очаг пожара( сплошной, распыленной ). Наибольший эффект достигается при подаче воды в распыленном состоянии, ток как увеличивается площадь равномерного одновременного охлаждения. Распыленная вода быстро нагревается и превращается в пар, отнимая большое количество теплоты. Сплошные струи используются при тушении наружных и открытых внутренних пожаров, когда необходимо подать большое количество воды на расстояние или если воде необходимо придать ударную силу. Сплошные струи нельзя принимать там, где может быть мучная, угольная и другая пыль, а также при горении жидкостей в резервуаре. Для уменьшения поверхностного натяжения и увеличения смачивающей способности в воду добавляют поверхностно- активные вещества. Твердый диоксид

углерода – может быстро отнять теплоту от горящего вещества. При температуре –790С он представляет собой

мелкокристаллическую массу. Жидкий диоксид в результате

расширения переходит в твердое состояние и выбрасывается в виде хлопьев похожих на снег, с температурой –790С. Под влиянием теплоты, твердый диоксид превращается в газ. При этом он является не только средством охлаждения, но и разбавления. Твердый диоксид прекращает горение всех горючих веществ, за исключением магния и его сплавов, металлического натрия и калия. Он НЕ электропроводен и не взаимодействует с горючими материалами. Подают диоксид из передвижных и стационарных установок.
В практике пожаротушения для этих целей широкое применение нашли: жидкие огнетушащие вещества

( пена, в некоторых случаях вода и пр. ) ; газообразные огнетушащие вещества (продукты взрыва и т.д.); негорючие сыпучие материалы (песок, тальк, флюсы, огнетушащие порошки и т.д.); твердые листовые материалы (асбестовые, войлочные покрывала и др. негорючие ткани, в некоторых случаях листовое железо). Основным средством изоляции являются огнетушащие пены: химическая и воздушно-механическая.
Для прекращения горения разбавлением реагирующих веществ применяются такие огнетушащие средства, которые способны разбавить либо горючие пары и газы до негорючих концентраций, либо снизить содержание кислорода воздуха до концентрации, не поддерживающей горение. Приемы прекращения горения заключаются в том, что огнетушащие средства подаются либо в зону горения или в горящее вещество, либо в воздух, поступающий к зоне горения. Практика показывает, что в качестве разбавляющих огнетушащих средств наибольшее распространение нашли диоксид углерода (углекислый газ), азот, водяной пар и распыленная вода.


7.

Заключительная часть

5 мин.

Заключительная часть – 15 мин.

  • краткий опрос по изученному материалу;

  • здание на самоподготовку;

  • уборка помещения.




3.Пособие и оборудование, используемое на занятии: Методический план проведения занятия, индивидуальные конспекты слушателей, авторучки.

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: Изучить л\с караула виды огнетушащих веществ и основы их прекращения горения.

«05 » февраля 2014 г.

Руководитель занятия:

Начальник караула ПЧ-10

Лейтенант вн. службы ____________ _______________