Файл: Контрольная работа по Философии Вариант контрольной 2 Магнитогорск, 2021 Содержание Часть 1 1 Часть 2 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования «Магнитогорский
государственный технический университет им. Г.И. Носова»
(ФГБОУ ВО «МГТУ»)
Институт экономики и управления
Кафедра философии
Институт заочного обучения Курс 2
Студент Кудряшов К.Л. Спец.(напр.) 21.05.04 Горное дело
Шифр группы зГД-19-7
Контрольная работа по Философии
Вариант контрольной № 2
Магнитогорск, 2021
Содержание
Часть 1 1
Часть 2 4
Список используемой литературы 7
Часть 1.
1. Что представляет собой мировоззрение и каковы элементы его структуры?
Ответ.
Философия является формой мировоззрения. Мировоззрение – это сложное явление духовного мира человека, вбирающее в себя все грани взаимодействия мира и человека. Мировоззрение включает в себя взгляды, оценки, принципы и образные представления, определяющие самые общие видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Компонентами мировоззрения являются: знания, включая знания навыки; ценности; идеалы и принципы. Механизмом выработки мировоззрения выступают: разум и рассудок, вера, воля.
Помимо индивидуального, личностного мировоззрения выделяют объективированное мировоззрение, к которому относится мифология, религия и философия.
2. Какие выделяют части философского мировоззрения?
Ответ.
Философия включает в себя следующие основные разделы философского знания: онтология, гносеология, аксиология и праксиология.
Онтология – раздел философского знания, где раскрываются проблемы бытия и исследуется субстанциональность мира. Основным предметом онтологии является поиск субстанции. Субстанция - это то, что лежит в основе всего.
Гносеология - общая теория познания, духовного освоения мира человеком, исследующая сущность познания как одного из способов человеческого взаимодействия с миром, формирование знаний о нем. Гносеология включает в себя исследование этапов, форм, возможностей и границ познания. В самом общем виде в гносеологии выделяют эмпирическое, рационалистическое и иррационалистическое направление.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Праксиология ищет ответы на такие вопросы как: Что такое человеческая деятельность? Какова ее природа? Какую роль играет деятельность в развитии человека?
В результате дифференциации философского знания сформировались и другие дисциплины философии такие как: логика, философская антропология, эстетика, социальная философия, философия языка, философия религии, философия права, политическая философия.
3. Каковы основные особенности философии Древнего Китая?
Ответ.
Древнекитайские философы пытались осмысливать мир при помощи таких натурфилософских понятий как: «у син» (пять первоэлементов: металл, дерево, вода, огонь, земля); «ци» (воздух, эфир); «инь» и «янь»(пассивное и активное начало в природе); «дао» (путь, закономерность вещей). Все эти категории возникли в результате многовекового опыта и наблюдения за явлениями природы.
Основными древнекитайскими учениями являются конфуцианство и даосизм.
Отличием этих двух учений является то, что в конфуцианстве, в основном вопросе мировоззрения главное внимание уделяли не проблемам бытия, а человеку и человеческому обществе, даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира – проблемами бытия, небытия, становления единого, много и т.п.
Конфуций для возрождения «совершенных» отношений «золотого века» видел два пути: 1) приведение существующих реалий общественно-политической жизни в соответствии с традиционными нормами, восстановление прежних понятий и представлений относительно отношений между людьми, между вышестоящими и нижестоящими; 2) самосовершенствование личности.
Даосизм рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств. Дао присутствует во всех вещах, а последние состоят из материальных частиц «ци».
4. Как описывается мир в системе реализма?
Ответ.
Реалисты считали, что Бог обладает в своем уме извечными понятиями, представляющими собой его вневременные мысли. В них изначально содержится бесконечное многообразие тварных (материальных) вещей. Чем более общим является понятия, полагали сторонники данного направления, тем реальнее, объективнее его существование в качестве особой, автономной сущности. В результате выстраивалась иерархия бытия, в которой Бог как абсолютная и максимально общая идея, абсолютная бесконечность и совершенство, являлся подлинной вершиной мироздания.
Реализм предполагал не только существование общего вне вещей, но также признавал универсалии в качестве неизменных сущностей, наличествующих во всех единичных предметах определенного класса.
Фома Аквинский рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, т. е. актуальное начало, реализуется в вещах. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело изнутри, — таковы растения. Третий уровень — животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела, мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа - бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.
5. Каковы направления поиска субстанций в рационализме?
Ответ.
По Декарту сотворенный мир делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Здесь Декарт воспроизводит античное понимание духовного и материального начал. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигура, положение,
движение — модусы протяжения. Декарт твердо и ясно установил два принципа: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, а явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.
6. Какова суть материализма Фейербаха?
Ответ.
Материализм Фейербах заключается в том, что он отрицает существование бога. Первична природа, дух вторичен. Древние люди, осознав зависимость природных сил, наделяют их человеческими характеристиками, тем самым создают Бога. Чем более совершенным Бог, тем менее совершенным кажется себе человек, и начинает разрушаться природа человека. Религия должна стать человеческой, человек должен стать Богом другому человеку. Главным отношением людей является любовь между мужчиной и женщиной. Любовь как главное чувство должна стать смыслом жизни.
Часть 2.
1. В чем диалектика бытия и небытия?
Ответ.
Бытие – это мышление, а тогда не бытия нет, ибо если я допускаю, что не бытие есть потому, что бытие и не бытие тождественны, то это нелепо, потому что одно и тоже одновременно и существуют и не существует. Если же я допускаю не бытие, что оно просто существует, то тогда своим мышлением я обращаю его в бытие, т.к. бытие и есть мышление. Никакого прямого антипода, т.е абсолютного не существования попросту нет.
2. Какие концепции развития существуют в философии?
Ответ.
В философии выделяют следующие концепции развития:
- эволюционистская модель, где обосновывается положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному;
- эмерджентизм, согласно которому в развитии главное – это его скачкообразный характер и принцип несводимости высшего к низшему;
- диалектическая концепция развития, в основе которой лежат два фундаментальных принципа, неразрывно связанных между собой: принцип развития, утверждающий, что мир представляет собой развивающуюся реальность, и принцип детерминизма, говорящий о том, что мир представляет собой упорядоченное целое, основа
нное на устойчивости и взаимосвязанности основных свойств бытия.
3. Какие черты характеризуют чувственное познание?
Ответ.
Чувственное познание связано с функционированием органов чувств, нервной системы. Чувственное познание происходит через ощущения. С точки зрения науки ощущения - это процесс мозговой деятельности человека. С точки зрения философии ощущения рассматривается как один из проявлений универсальных процессов отражения. Тогда ощущение образом предмета , поскольку отражает воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Ощущение дает первичную информацию о мире через моделируемый образ, который является идеальной формой отображения предмета или явления. Так же важную роль в чувственном познании играет восприятие, благодаря которому в нашем сознании и памяти может удерживаться образ предмета тогда, когда предмет не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением.
Чувственная ступень познания включает в себя и эмоции: гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия, удовольствие, неудовольствие.
4. Какие формы инобытия истины выделяют в философии?
Ответ.
Инобытием для истины выступает: мнение, заблуждение и ложь. Мнение – это абсолютная субъективация истины. Заблуждения – это не преднамеренное искажение истины. И ложь – это преднамеренное введение в заблуждение, т.е. отрицание истины.
5. Как философия решает проблему биосоциального в человеке?
Ответ.
Современная философия следующим образом решает проблему биологического и социального. Биологическое - это средняя продолжительность жизни, одаренность, принадлежность к определенной расе, главенствующая роль головного мозга. Это роднит человека непосредственно с природой, с другими формами жизни. Но уже здесь существует качественное отличие человека: в биологических характеристиках нет морфологической предрасположенности. Принципиальное отличие философского решения данной проблемы от научного подхода состоит в том, что, согласно философии, биологическое и социальное существуют всегда одновременно. Другими словами, биологические потребности человека «очеловечиваются».