Файл: Практическая работа 15 рыженко светлана ивановна 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1901

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Инструкция: «Закрой глаза. Я буду играть на каком-либо инструменте, а ты скажи/покажи, какой из них прозвучал»

Ребенок вновь отгадывает только барабан и дудочку, тарелки и треугольник не узнает, тк не знает инструментов, само название «свитулька» произносит с трудом, получается «тулка».

2.1.4 Восприятие и воспроизведение ритмов

Ход выполнения задания: учитель-логопед просит ребенка послушать ритмы. Затем однократно предъявляется серия ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами.

Серия 1: II I, I II, II I I, I I II, I III Серия 2: III I I, I II II, I III I, II III I

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же».

Ребенок повторяет из 1 серии ударов правильную последовательность до середины, затем отвлекается на палочку, которой он ударяет по столу и начинает ей играть.

Вторую серию ударов также повторяет до середины, затем просто хаотчно стучит палочкой, играя с ней.

2. 2. Восприятие речи

2.2.1 Восприятие речи на материале беседы

Ход выполнения задания: учитель-логопед проводит с ребенком беседу на различные темы: «Любимая игрушка», «Любимый мультфильм», «Любимая сказка», «С кем ты дружишь» и т.д.

Ребенок отвечает на все вопросы «мимишки». Начинает утомляться. Отказывается дальше отвечать на вопросы.

2.2.2. Слуховое восприятие речи на материале выполнения многоступенчатых инструкций

Инструкции: «Подойди к шкафу, возьми с полки книгу, положи ее на стол рядом с мишкой»; «Возьми из корзины мяч, подбрось его вверх, поймай, затем отдай мне».

Ребенок с удовольствием переключается и выполняет задания на подвижность, однако мелкий мячик поймать и удержать в руках с первого раза не может. Нарушена моторика пальцев.

2.3. Слуховая память

Запоминание и воспроизведение неречевых звуков Материал: барабан, гармошка, дудочка, металлофон.

Инструкция: «Закрой глаза. Я буду играть на инструментах, а ты запоминай, какой первый инструмент звучит, какой звучит потом и какой звучит в конце»

Ребенок с удовольствием показывает пальцем на инструменты, говорит: «Это, это..», но назвать инструменты без подсказок учителя не может ,кроме барабана и дудочки.

Слухоречевая память

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка запомнить слова, которые он услышит. Затем четко называет слова с интервалом до секунды. Если ребенок не повторил слова, то логопед повторяет эти же слова. Затем дается вторая группа слов. Процедура запоминания повторяется. В норме для запоминания 3 слов требуется не более 3 повторений, для запоминания 5 слов - не более 4.


Речевой материал для детей от 5 лет - группа из 5 слов и группа из 3 слов: Ваза, снег, суп, игра, машина; сказка, окно, кот.

Инструкция 1: «Послушай слова, которые я назову, а потом повтори их» Инструкция 2: «А теперь послушай и повтори другие слова» Инструкция 3: «Какие слова ты запоминал первыми?»

Инструкция 4: «Какие слова ты запоминал последними?»

Ребенок запомнил и повторил слова суп, игра, окно, кот, но затруднился с ответом на вопросы о последовательности. Запомнил, что последним было слово кот.

Выводы.

Неречевые звуки дифференцирует. Слуховое восприятие неречевых звуков сформировано недостаточно: допускает ошибки в определении направления источника звука, в различении близких по звучанию музыкальных инструментов. Неполное восприятие трехступенчатой инструкции.

Объем слуховой памяти не достаточен. Ребенок не все слышит.

Объем слухоречевой памяти ограничен: не может повторить (затрудняется повторить ритмы первой и второй серии; смешивает слова при воспроизведении; для запоминания требуется многократное повторение заданий.)

3. Зрительная функция

3.1. Предметный гнозис

3.1. Называние предметов окружающего пространства

Инструкция: «Назови, предметы, которые лежат на столе / которые тебя окружают»

3.1.2. Узнавание изображений на картинках Инструкция: «Покажи, где тарелка, дерево, стол» и т.д.

Ход выполнения задания: логопед выкладывает 5-6 картинок, предлагает посмотреть на них, затем просит показать определенную картинку, называя их вразнобой.

3.1.3. Называние изображений на картинках

Инструкция: «посмотри на картинки, расскажи, что на них нарисовано»

Ребенок не может назвать мноество предметов: ваза, горшок с цветами, аквариум, рыбки. Отвечает односложно, называя привычные предметы: окно ,стол, стул, пол, дверь. При показе бутылки с водой, указывает на воду, название «бутылка» не знает.

3.2. Предметный гнозис в сенсибилизированных условиях с ( 6 лет)

3.2.1. Узнавание контуров предметов Материал: контурные изображения предметов.

Ход выполнения задания: учитель-логопед предъявляет ребенку контурные изображения предметов. Затем просит назвать их.

Инструкция: «Назови предметы, которые ты узнал»

3.2.2. Узнавание наложенных изображений

Материал: наложенные друг на друга изображения (более трех наложений - старший возраст).

Ход выполнения задания и инструкция аналогичны.

3.2.3. Узнавание перечеркнутых изображений Материал: перечеркнутые изображения.


Ход выполнения задания и инструкция аналогичны.

Ребенок из указанных контурных изображений предметов: дом, яблоко, дерево, ваза, барабан, цветок – самостоятельно узнал и смог обвести карандашом только первые три предмета и последний.

3.3. Цветовой гнозис

3.3.1. Дифференциация цветов

Материал: карточки разных цветов одинаковой формы. С 6 лет - основные цвета, а также оттенки с по цветовому тону с собственными названиями (лимонный, сиреневый, бирюзовый, морковный и т.д.).

Инструкция: «У меня есть карточки разного цвета. Покажи карточку синего цвета, красного цвета и т.д.»

Ход выполнения задания: Логопед раскладывает перед ребенком карточки с основными цветами в ряд и просит показать карточку определенного цвета.

3.3.2. Подбор предметных картинок к цветовому фону

Материал: картинка одного цвета, картинки с предметами разных цветов

Инструкция: «На столе лежит карточка. Подбери карточки с предметами такого же цвета».

3.3.3. Называние цветов

Материал для детей от 6 лет: карточки с основными цветами, а также с оттенками по цветовому тону, имеющими собственное название (лимонный, сиреневый, бирюзовый, морковный и т.д.).

Инструкция: «Назови, какого цвета карточки»

Ребенок знает все цвета и оттенки, однако их название сложно понять из уст ребенка с первого раза. Особенно мальчик выделяет морковный и фиолетовый цвета.

3.4. Зрительная память

3.4.1. Запоминание картинок из разных лексических тем.

Материал для детей 5-6 лет: 6-7 предметных картинок.

Инструкция: «Запомни, как расположены картинки. Расположи картинки в том порядке, в каком они были».

3.4.2. «Чего не стало?»

Материал для детей 5-6 лет: 6-7 предметных картинок.

Ход выполнения задания:

3.4.3. «Что изменилось?»

Материал для детей 5-6 лет - 6-7. предметных картинок

Инструкция: «Посмотри на картинки, запомни, как они расположены. Что изменилось?»

Ход выполнения задания: логопед выкладывает ряд из картинок, просит ребенка запомнить, как они расположены, затем ребенок закрывает глаза, пока логопед перемешивает картинки. После этого ребенок восстанавливает изначальный порядок изображений.

Ребенок не смог полностью выполнить правильно ни одного задания на последовательность. Сконцентрировавшись на одной из карточек, подержал ее в руках и затем безошибочно указывал, что изменилось. Внимание было только к одной карточке.


Выводы

Восприятие и дифференциация цветов сформированы.

Дифференциация предметов в усложненных условиях затруднена: допускает ошибки в различении наложенных друг на друга, перечеркнутых изображений.

Зрительная память сформирована недостаточно: нарушена точность, полнота воспроизведения зрительных стимулов.

Ограничен объем запоминания.

4. Оптико-пространственный гнозис и праксис:

4.1. Определение пространственного положения окружающих предметов. Инструкция: «Назови предметы, которые находятся справа /слева / вверху / внизу».

4.2. Ориентировка в схеме собственного тела.

Инструкция: «Покажи правую / левую руку; левую / правую ногу» и т.д.

4.3. Ориентировка в схеме тела человека, стоящего напротив

Ход выполнения задания: логопед садится напротив ребенка и просит выполнить инструкцию.

Инструкция: «Покажи, где у меня левая рука, правая нога, левое ухо» и т.д.

4.4. Складывание разрезных картинок по образцу и по памяти

Материал: для детей от 6 лет: картинки, разрезанные на 4 и более неравных частей различной конфигурации.

Ход вьполнения задания: логопед демонстрирует ребенку целую картинку. Затем просит его собрать такую же из частей с опорой на образец / без опоры на образец.

Инструкция: «Посмотри, какая у нас есть картинка. Попробуй собрать такую же из частей».

4.5. Складывание фигур из палочек по образцу и по памяти. Материал: счетные палочки.

Ход выполнения задания: логопед демонстрирует ребенку фигуру из палочек. Затем просит собрать из палочек такую же с опорой на образец / без опоры на образец.

Инструкция: «Собери такую же фигуру, как у меня».

Ребенок не знает право/лево, ориентируется только вверх/вниз. Однако простые картинки из 4-х частей собирает без помощи учителя. Фигуру из палочек повторяет за учителем с трудом, не все палочки удерживает в руках и сразу кладет на нужное место.

5. Двигательная сфера

5.1. Общая моторика

5.1.1 Задания для детей от 6 до 7 лет: попадание мячом в цель на расстоянии 1,5 метра; прыгание с места через веревку, натянутую на высоте 20 сантиметров от пола; стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд сначала на правой, затем на левой ноге.

5.2. Тонкая моторика

5.2.1. Выполнение штриховки, обводки трафаретов, шнуровки

Логопед на основе наблюдений оценивает объем, темп, координированность движений ребенка.

5.2.2. Воспроизведение положения пальцев рук по образцу и по памяти Упражнения: «Улитка», «Кольцо», «Коза», «Стол»


Ход выполнения задания: логопед составляет позы из пальцев или кистей рук, затем просит ребенка сделать так же с опорой на образец / без опоры на образец.

Инструкция: «Посмотри, как я сделала. Повтори так же»

5.2.3. Воспроизведение серии движений кистей и пальцев рук по образцу и по памяти Упражнения: «Пальчики здороваются», «Игра на рояле»

Инструкция: «Посмотри внимательно, как я буду делать. Теперь повтори так же под счет»

Ход выполнения задания: логопед выполняет серию движений пальцев рук. Затем ребенок выполняет серию движений вместе с логопедом с опорой на образец / без опоры на образец.

Задания выполняются сначала на правой, потом на левой руке, далее на обеих руках под счет.

Ребенок охотно выполняет двигательные задания, но с трудом прыгает и перепрыгивает через веревку, штрихует только самые простые предметы. На пальчиках с большим трудом повторяет упражнения, пальцы не слушаются ребенка.

Выводы

При выполнении заданий наблюдается неполный объем движений, темп выполнения движений замедленный. Способность к нахождению позы сформирована, но с трудом удерживает заданную позу. Затруднена координация движений при выполнении серии движений на обеих руках.

5.3. Работа мышц лицевой мускулатуры

5.3.1. Воспроизведение статических движений по образцу и по памяти

Упражнения: «Надуть щеки», «Поднять брови», «Нахмурить брови», «Наморщить нос», «Закрыть правый глаз», «Закрыть левый глаз», «Поднять / Опустить верхнюю губу»

Ход выполнения задания: логопед демонстрирует движение перед зеркалом, затем ребенок воспроизводит его вместе с логопедом по образцу / без образца.

Инструкция: «Посмотри, как я буду делать. Теперь повтори так же»

5.3.2. Воспроизведение серии движений по образцу и по памяти

Упражнения: «Надуть / сдуть щеки» (поочередно), «Поднять / Опустить брови»,

«Закрыть правый / левый глаз»

Ход выполнения задания: логопед показывает серию движений мимической мускулатуры, затем ребенок выполняет движения вместе с логопедом по образцу / без опоры на образец.

Инструкция: «Посмотри, как я буду делать. Теперь повтори так же»

Задания выполняются под счет логопеда перед зеркалом несколько раз.

5.4. Артикуляционная моторика.

5.4.1. Воспроизведение статических движений по образцу и по памяти

- Упражнения для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот, выполнит движение вправо, влево.

- Упражнения для губ: «Улыбка», «Оскал», «Хоботок», «Рупор»

- Упражнения для языка: «Лопатка», «Иголочка», «Желобок», «Горка». «Чашечка»