Файл: Практическая работа 15 рыженко светлана ивановна 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1904
Скачиваний: 75
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Упражнения для мягкого неба: покашлять с открытым ртом, произнести звук [а] с широко открытым ртом.
Ход выполнения задания: логопед демонстрирует образец выполнения задания затем просит ребенка повторить движения с опорой на образец / без опоры на образец
Инструкция: «Посмотри, как я сделаю. Теперь повтори так же»
5.4.2. Воспроизведение серии движений по образцу и по памяти
- Упражнения для нижней челюсти: движения вверх/ вниз, вправо / влево.
- Упражнения для губ: попеременно «Улыбка» / «Трубочка»
- Упражнения для языка: попеременно «Лопатка» / «Иголочка»; поднять / опустить кончик языка («Качели»); движения языка вправо / влево («Маятник»); «Вкусное варенье»; «Лошадка»; «Почистим зубки»
Инструкция: «Посмотри, как я буду делать. Повтори так же»
Ход выполнения задания: логопед демонстрирует серию движений перед зеркалом, затем просит ребенка повторить их с опорой на образец / без опоры на образец.
Задания выполняются перед зеркалом под счет несколько раз.
Ребенок н в силах повторить полноценно движения языком, язык маленький, толстый, короткий, напряжен, подрагивает. Однако все упражнения губами, челюстями получаются довольно хорошо как с зеркалом, так и без него.
Выводы
Движения артикуляторных органов не воспроизводит/производит частично. Объем движений неполный. Темп выполнения движений замедленный. Способность к нахождению и удержанию позы не сформирована. Отмечается повышенный мышечный тонус.
Затруднено переключение движений: отмечаются лишние движения пропуски / повторы. Выявлен тремор кончика языка при удержании позы. При повторных движениях замедляется темп. Тип смыкания мягкого неба задней стенки глотки активный.
Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата.
Строение органов артикуляции определяется по ходу исследования артикуляторной моторики.
а) губы: толстые; укороченная верхняя губа;
б) зубы: мелкие
в) прикус: переднеоткрытый
г) язык: макроглоссия подъязычная связка: укороченная
д) твердое и мягкое небо: высокое
Выводы
Выявлены дефекты строения языка. Строение артикуляторного аппарата без аномалий.
6. Дыхательные и голосовые функции
6.1. Тип дыхания
На основе наблюдения при выполнении других заданий логопед определяет тип дыхания (грудо-брюшное (диафрагмальное)).
6.2. Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха.
Ход выполнения задания: логопед отмечает объем речевого выдоха по количеству произнесенных слов;
Инструкция: «Вдохни носом и на одном выдохе скажи слова»
Речевой материал для детей 6-7 лет 4-6 слов: птица, стол, дверь, крыша, стекло, змея.
6.3. Характеристика голоса
- по силе: чрезмерно низкий
- по высоте: недостаточно модулированный
- по тембру: гнусавый
Ребенок с трудом выполняет задания на дыхания, не может скоординировать вдох/выдох и произношение слов.
Выводы
Отмечаются нарушения силы / высоты / тембра голоса. Нарушена плавность речевого выдоха.
7. Звукопроизношение
Материал: предметные и сюжетные картинки.
Инструкции: “Назови картинки”, «Расскажи, что нарисовано на картинке»
Ход выполнения задания: ребенок называет предметные картинки, описывает содержание сюжетных картинок.
Логопед фиксирует:
- объем нарушений звукопроизношения: полиморфное.
- характер нарушения: замена на другие звуки (какие именно)
искаженное произношение и его вид; назализованность гласных и ротовых согласных звуков / носовых звуков.
Ребенок заменяет/удаляет/ переставляет шипящие/свистящие/звонкие/глухие звуки, если не может их произнести – вместо «фиолетовый» - «оволето», «зеленый» - «еленый», «кошка» - «шкока» или «окока», «лукошко» - «укоко»и пр.
Выводы.
Отечается полиморфное нарушение звукпроизношения. Межзубный сигматизм, параламдацизм ([л] на [у]) во всех позициях произнесения изолированно, в слогах, в словах (в начале, середине и конце), во фразах. Замена/удаление/перестановка звука.
8. Звукослоговая структура слов
8.1. Воспроизведение звукослоговой структуры на материале слов.
Ход выполнения: логопед просит ребенка назвать предметные картики или повторить за ним слова. Регистрируются примеры ошибок.
Речевой материал:
- из 1 слога: кот, мак, бык, дом, стол, торт, тигр, есть, спать, знать, злая;
- из 2 слогов: коза, небо, вода, крыша, банка, ведро, кабан, банан, халат, крышка, краска, тряпка, клуюок, стрелок, кружок, ловил, читал, катал, копать, думать, бегать, смотреть, держать, синий, добрая;
-из 3 слогов: аквариум, телевизор, дельфинарий, одеваться, веселиться, перебежать, интересный, полезная.
Инструкция: «Повторяй за мной слова»
8.2. Воспроизведение звукослоговой структуры на материале предложений Речевой материал:
Надя ест кашу.
Ворона сидит на дереве.
В вазу поставили красивые цветы.
Вечером мы пойдем в театр на представление. По телевизору показывают мультфильмы.
Инструкция: «Повторяй за мной предложения»
Ребенок повторяет слова с заменой звуков и быстро начинает утомляться, престает воспринимать задания. Предложения сокращает. Не может повторить полностью.
Выводы
Правильно воспроизводит звукослоговую структуру изолированных слов из 1 слога. При воспроизведении слов по фразе допускает ошибки в виде перестановок звуков и слогов в 2-х и 3х-сложных словах.
9. Просодические компоненты речи
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка повторить за ним фразы, рассказать стихотворение и оценивает следующие параметры:
- темп речи: замедленный
- ритм: дисритмия
- паузация: неправильная
- интонация (никакой).
Ребенок не знает ни одного стихотворения, монотонно медленно повторяет слова без ритма, выражения и интонации.
Выводы
Отмечаются нарушения темпа и ритма речи. Неправильно расставляет паузы в речевом потоке. Наблюдаются трудности воспроизведения побудительной, восклицательной и вопросительной интонации.
10. Фонематические функции
10.1. Фонематическое восприятие
10.1.1. Слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении.
Материал: картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним звуком (слова-квазиомонимы): почка - бочка, точка -дочка, том - дом, корка -горка и т.д. (звуки не смешиваются в произношении)
Ход выполнения задания: Логопед экранирует область губ, называет картинки в паре по несколько раз и просит ребенка показать, что он называет. Последовательность предъявления слов в серии целесообразно менять.
Инструкция: «Показывай картинки, которые я буду называть».
10.1.2. Слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении Материал: картинки с изображением предметов, названия которых отличаются
одним звуком (слова-квазиомонимы): рак-лак, суп-зуб, рожки-ложки, кочка-кошка, речка-редька и т.д. (звуки смешиваются в произношении).
Ход выполнения задания: логопед экранирует область губ, называет картинки в паре по несколько раз и просит ребенка показывать их. Последовательность предъявления слов в серии целесообразно менять.
Инструкция: «Показывай картинки, которые я называю»
10.1.3. Слухо-произносительная дифференциация фонем Речевой материал:
1) слоги: ба-ма, са-за, ша-ща, ца-са, ка-га, ха-ка за-жа, СА-за-за, ша-ща-ша, жа-за-за и т.д.;
2) слова: мышка-мишка, лук-люк, угол-угорь и т.д.
Ход вьполнения задания: логопед просит ребенка повторить за ним слоги, затем слова. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»
Ребенок автоматически повторяет за учителем сначала односложные слова, затем слоги. Удивительно, но начинает после инструкции самостоятельно подбирать квазиомонимы, включаясь в подражательную игру. Но ребенок не может произнести свистящие и шипящие звуки, подменяя их другими. Н-р вместо «зуб» - «суп» , вместо «ша» - «аа». Но во время заучивания слогов разово повторяет шипящие слои – ша, жа
Выводы
Слуховая дифференциация звуков сохранна. Нарушена слухо-произносительная дифференциация свистящих и шипящих звуков.
10.2. Фонематический анализ, синтез, представления
10.2.1. Выделение ударного гласного в начале слова
Речевой материал: арка, озеро, осы, удочка, узел, иней, астра
Ход выполнения задания: логопед называет слова, утрированно произнося первый гласный звук. Область губ экранирована.
Инструкция: «Какой звук я выделяю?» или «Какой первый звук ты слышишь?»
10.2.2. Выделение согласного звука из слова
Речевой материал для звука [ш]: шар, мак, шалаш, небо, погода, шишка, шоколад
Ход выполнение задания: логопед называет слова и просит ребенка поднять руку, если он услышит заданный звук.
Из речевого материала должны быть исключены звуки, с которыми может быть смешан данный.
Инструкция: «Если услышишь звук [ш], подними руку»
10.2.3. Определение первого и последнего звука в словах. Речевой материал: ком, стул, ручка, банан
Инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале? В конце?»
10.2.4. Определение местоположения звука в слове
Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] — в начале, в середине или в конце» Речевой материал для звука [р]: робот, ракета, комар, кран, корзина, круг, рак, отвар.
10.2.5. Определение последовательности звуков в слове (с 6лет)
Инструкция: «После какого звука находится звук [о] в слове «дом»?» «Перед каким звуком находится звук [о] в сломе «дом»?»
10.2.6. Определение количества звуков в словах (с б лет) Инструкция: «Сколько звуков в слове «кот»?»
10.2.7. Синтез звуков в слова (с б лет)
Речевой материал: [д], [ы], [м]; [у], [т], [к], [а]; [б], [а], [н], [к], [а].
Ход выполнения задания: логопед называет утрированно звуки с паузами и просит ребенка составить из них слово.
Инструкция: «Послушай звуки. Соедини их в слово»
10.2.8. Отбор картинок с заданным звуком (с б лет).
Речевой материал: мак, рис дом, марка книга, гном, пенал, бумага. Инструкция: «Найди картинки со звуком [м]»
10.2.9. Подбор слова с заданным звуком (с б лет) Инструкция: «Назови слово со звуком [п]» Примеры выводов
Простые формы фонематического анализа сформированы.
Допускает ошибки при определении последовательности, количества звуков в словах, состоящих из 5 звуков.
Местоположение, количество и последовательность звуков в словах из 3-4 звуков определяет верно.
Ребенок не смог выполнить ни одного задания, не может дифференцировать звуки.
Вывод
Фонематический синтез не сформирован. Испытывает трудности при выполнении заданий на исследование фонематических представлений: может выбрать только один звук из группы слов с повторяющимся звуком, который попросил выделить учитель.
11. Импрессивная речь
11.1. Понимание значений слов
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка показать / отобрать определенную картинку, обозначающую предмет, действие, признак.
Инструкции: «Покажи, где мишка», «Выбери картинки, на которых нарисованы овощи», «Покажи, на какой картинке кошка пьет молоко»,
«Покажи, где веселый мальчик», «Покажи, где короткий шарф» и т.д.
11.2. Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных Инструкция: «Покажи, где собака, а где собаки»
11.3. Дифференциация предложно-падежных конструкций
Инструкции: «Покажи, где собака сидит на стуле, лежит под стулом, сидит около стула, перед стулом, за стулом»
11.4. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкции: «Покажи, где гриб, а где грибочек / где яблоко, а где яблочко / где книга, а где книжечка / где чашка, а где чашечка / где дом, а где домик» и т.д.
11.5. Дифференциация имен существительных с суффиксом -инк-
Инструкция: «Покажи, где бусы, а где бусинка; где виноград, а где виноградинка»
11.6. Дифференциация глаголов с различными приставками
Инструкция: «Покажи, где машина подъехала к дому / отъехала от дома / заехала за дом/ переехала через мост / проехала около дерева / объехала яму.
12.7 Понимание словосочетаний
Инструкция: «Покажи красную рубашку / синий шар / толстую книгу / высокую девочку” и т.д.
12.8. Понимание предложений
Инструкции: «Покажи, где кошка забралась на дерево / где кошка играет с клубком / где кошка моет лапки / где кошка спит на кресле /
Где кошка бежит за мышкой» и т .д.
12.9. Понимание связной речи (с 6 лет)
Инструкция: «Послушай рассказ. Выбери картинки, которые подходят к этому рассказу».