Файл: Практическая работа 15 рыженко светлана ивановна 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1902

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ребенок не может образовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, не может назвать детенышей животных, маленькие предметы. Вместо слова домик говорит дом, вместо котенок малкий кот.

Вывод

Импрессивная речь не сформирована, однако ребенок частично узнает изображения, тк гнозис тоже в значительной степени не развит в соответствии с возрастом.

12. Экспрессивная речь

12.1. Активный словарь

13.1 Называние конкретных имен существительных одной лексической темы Материал: предметные картинки по лексическим темам «Овощи», «Фрукты»,

«Игрушки», «Мебель», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные»,

«Посуда».

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать предметные картинки или назвать слова из одной лексической темы без опоры на картинки.

Инструкция: «Назови картинки», «Назови предметы мебели», «Назови фрукты, которые ты знаешь», «Назови овощи» и т.д.

13.1.2. Называние имен существительных с обобщающим значением.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать одним словом картинки из одной лексической темы или слова, которые он перечислил.

Инструкции: «Посмотри, что нарисовано на картинках. Как их можно назвать одним словом?»; «Послушай слова: банан, яблоко, апельсин, абрикос. Как их можно назвать одним словом?»

13.1.3. Называние имен существительных, обозначающих целый предмет и его части Материал: картинки с изображением целых предметов.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать целый предмет, который изображен, затем - из каких частей состоит данный предмет. Возможно выполнение задания без опоры на картинку.

Инструкция: «Что нарисовано на картинке? Из каких частей состоит машина / рубашка

/ стул / дерево / дом»

13.1.4. Называние имен существительных, обозначающих профессии Инструкция: «Посмотри на картинки, назови профессии этих людей»

13.1.5 Называние действий по предъявленному предмету Материал: предметные картинки или натуральные предметы.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка с опорой на картинку или без нее назвать действие.

Инструкции: «Для чего нужна расческа?», «Что делают с помощью молотка?», «Что делают утюгом?»

13.1.6. Называние глаголов движения Материал: картинки с изображением животных.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка сказать, как передвигаются животные с опорой на картинку или без нее.

Инструкции: «Как передвигается заяц / улитка / кузнечик / пчела / рыба / змея / лягушка/ птица?».


13.1.7. Название профессиональных действий

Материал: предметные и сюжетные картинки с изображением людей различных профессий.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка сказать, чем занимаются люди разных профессий с опорой на картинку или без нее.

Инструкции: «Что делает повар / дворник / продавец / учитель?»

13.1.8. Называние имен прилагательных, обозначающих цвета

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать цвет карточек или цвет предметов, находящихся вокруг.

Инструкция: «Какого цвета шторы / свитер / игрушка? »

13.1.9. Подбор определений к слову

Инструкция: «Какой по цвету / вкусу / форме лимон?», «Посмотри на картинку, какой еж?», «Какая сегодня погода?»

13.1.10 . Подбор антонимов (с 6 лет)

Речевой материал: добро-зло, здоровье - болезнь, радость-грусть; поднимать - опускать, покупать - продавать; высокий - низкий, короткий - длинный, большой -| маленький.

Ход выполнения задания: логопед предлагает ребенку сыграть в игру «Наоборот» с мячом.

Инструкция: «Я буду кидать тебе мяч и называть слово, а ты должен кинуть мне» мяч обратно и назвать противоположное слово. Например, я говорю - «холодный», а ты мне отвечаешь - «горячий».

Ребенок частично умеет обобщать названия предметов одну группу: овощи, фрукты, мебель, одежда. Цвета выбирает безошибочно. Не знает названия профессий, затрудняется с объяснением предметных картинок, не во всех случаях называет признаки предметов, не всегда может ответить на вопрос «что делает тот или иной живой/неживой объект/субъект»

Выводы

Медленно и частично актуализирует имена существительные. Объем словаря ограничен: допускает ошибки в назывании существительных с обобщающим значением, затрудняется в назывании профессиональных действий. Беден словарь прилагательных.

12.2. Грамматическое оформление экспрессивной речи. Словоизменение

12.2.1. Изменение имен существительных по числам

Речевой материал: лампа — лампы, кот - коты, лошадь - лошади, озеро – озера, окно - окна, дерево - деревья, друг - друзья, воробей - воробьи.

Инструкция: «Я называю один предмет, а ты называешь много предметов! Например, я говорю «гриб», а ты — «грибы».

12.2.2. Изменение имен существительных по падежам

Речевой материал: У меня есть (кто?) друг. Я играю (с кем?) с другом. Я думаю (о ком?) о друге. Я дал карандаш (кому?) другу. Я вижу (кого?) друга.

Инструкция: «Послушай фразу: «У меня есть друг. Я играю с кем?»



12.2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа

Речевой материал: кот - котов, книга — книг, тарелка - тарелок, ворона — ворон, лошадь - лошадей, ручка - ручек, стул - стульев.

Инструкция: «Я называю предмет, а ты говоришь, что таких предметов нет. Например, я говорю — есть дом, а ты - нет домов».

12.2.4. Согласование имен существительных с именами прилагательными

Материал: предметные картинки с разными предметами одинакового цвета: красное платье, красный ковер, красная роза, красные карандаши.

Инструкция: «Назови, какого цвета предметы».

12.2.5. Согласование имен существительных с именами числительными «два» и «пять». Речевой материал: 2 жука – 5 жуков, 2 реки – 5 рек, 2 полки – 5 полок, 2 одеяла – 5 одеял, 2 колеса – 5 колес, 2 дороги – 5 дорог, 2 дерева – 5 деревьев, 2 кастрюли – 5

кастрюль.

Инструкция: «Я называю 2 предмета, а ты 5. Например, я говорю – 2 лимона, а ты – 5 лимонов».

12.2.6. Изменение глаголов в форме настоящего времени по числам

Речевой материал: заяц прыгает - зайцы прыгают; птица поет - птицы поют, мальчик смотрит — мальчики смотрят, рабочий строит - рабочие строят, утка плывет -

утки плывут.

Инструкция: «Я говорю, что делает один человек или животное, а ты говоришь - что делают несколько человек или животных. Например, лошадь бежит, лошади -

бегут»

13.2.7 Изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам

Речевой материал: лампа светила, фонарь светил, солнце светило; утка плыла, корабль плыл, облако плыло.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Лампа светит. Лампа что делала?»; «Фонарь светит. Фонарь что делал?»; «Солнце светит. Солнце что делало?» и т.д.

Ребенок испытывает затруднения в изменениях падежных форм, форм множественного числа, но в противовес достаточно ориентируется в числительных, называя сочетания практически без ошибок.

Выводы

Словоизменение в целом сформировано.

Нарушено согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, имен существительных с именами числительными. Допускает ошибки в употреблении формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

12.3. Грамматическое оформление экспрессивной речи. Словообразование

12.3.1. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Речевой материал: река — речка, стол — столик, гриб — грибок, ключ — ключик, чашка-чашечка, вилка — вилочка, яблоко — яблочко, елка — елочка, цветок — цветочек, ведро - ведерко, воробей — воробышек.


Инструкция: «Я буду называть слово, а ты скажи, как сказать ласково. Например, лиса - лисичка»

12.3.2. Образование существительных с помощью суффиксов увеличительности Речевой материал: кот — котище, нос — носище, нога — ножища, рука - ручища. Инструкция:«Я буду называть предмет, а ты будешь называть большой предмет. Например, дом - домище»

12.3.3. Образование имен существительных с помощью суффиксов вместилища Речевой материал: сахар -сахарница, соль - солонка, конфеты - конфетница, салат -

салатница, хлеб - хлебница.

Инструкция: «Я буду называть предмет, а ты будешь говорить, где он находится.

Например, суп - супница»

12.3.4. Образование глаголов с помощью приставок

Речевой материал: Бежит (по дороге), убегает (от собаки), прибегает (к дому), пробегает (мимо озера); плывет (по реке), уплывает (от берега), приплывает (к лодке), проплывает (около маяка).

Материал: сюжетные картинки с изображением одного объекта, выполняющего различные действия.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Мальчик бежит по дороге. Он от собаки, что делает? убегает» и т.д.

12.3.5. Образование качественных имен прилагательных

Речевой материал: волка за злость называют злым, ежика за колючки называют колючим.

Инструкция: «Лису за хитрость называют хитрой, а волка за злость называют каким?»

12.3.6. Образование относительных имен прилагательных

Речевой материал: пакет из бумаги - бумажный, мяч из резины – резиновый, рыба из реки - речная, стол из дуба - дубовый, кружка из пластика – пластиковая, сок из ягод - ягодный.

Инструкция: «Дверь сделана из металла, значит она металлическая. Пакет сделан из бумаги, значит он какой?»

12.3.7. Образование притяжательных имен прилагательных (с б лет)

Речевой материал: зонт папы - папин зонт, свитер дочки - дочкин свитер, очки бабушки

- бабушкины очки, стол дедушки - дедушкин стол, хвост кошки – кошкин хвост, уши зайца - заячьи уши.

Инструкция: «Нора лисы. Чья нора? Лисья. Зонт папы - чей зонт?»

Ребенок описывает односложными фразами изображения на картинках, вообще не понимает заданий с предлогами, приставками, не может образовать слова существительные. В ситуации образования суп-супница, говорит «асрула», те кастрюля.

Вывод

Неправильно использует основные способы словообразования. Допускает ошибки при образовании относительных и притяжательных имен прилагательных. Отмечаются значительные трудности при образовании приставочных глаголов (заменяет приставки).


14.1. Рассказ по серии сюжетных картинок (для детей с 6 лет)

Ход выполнения задания: логопед раскладывает в хаотичном порядке серию сюжетных картинок, просит ребенка разложить их в нужной последовательности, а затем составить по ним рассказ.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и разложи их в нужной последовательности. Теперь составь по ним рассказ»

Ребенок с трудом ориентируется в хаотичных картинках, выбирая самые основные по сюжету, если учитель рассказал примерно сказку. Затем простыми фразами говорит об основной сути сказки.

Выводы.

Частично отмечается логичность, последовательность изложения. Использует преимущественно простые нераспространенные предложения. Наблюдаются аграмматизмы в виде пропуска слов, нарушения; последовательности слов в предложении.

Логопедическое заключение

II уровень успешности выполнения заданий— 64,9-50%;

Группа нарушения речи по психолого-педагогической классификации - Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), Общее недоразвитие речи (ОНР)

Вид и форма нарушения речи по клинико-педагогической классификации – нарушение устной речи:

Нарушения внешнего высказывания - брадилалия, ринолалия, сочетанная форма дизартрии (спастико-атаксическая форма)

Отягощение: тугоухость (врожденное одностороннее отсутствие слуха)