Файл: Практическая работа 15 рыженко светлана ивановна 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1903

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бланк диагностики

Пациент Миронов Олег, 03.02.2017г.р. (6 лет)

Речевые нарушения возникли после перенесенной прогрессирующей внутриутробной гипоксии плода на фоне хронической фетоплацентарной недостаточности, гестоза средней степени тяжести из-за злоупотребления матерью алкоголя во время беременности.

Логопедической помощи ребенок не получал

Особенности контакта

Ребенок охотно вступает в контакт, нравится внимание

Ориентировка

В месте: ориентирован / не ориентирован

Во времени: полностью / частично

В собственной личности: сохранна / нарушена

Жалобы больного

Предъявляет самостоятельно / при расспросах / не предъявляет (из-за нарушений речи) / считает, что все в порядке

Критика к своему состоянию

Достаточная / недостаточная (не все правильно говорит, т.к. плохо слышит) / отсутствует

Отношение

к обследованию: формальное / не мотивирован

к допускаемым ошибкам: стремиться исправить / не принимает помощь / безразличен

Эмоциональная сфера

Сохранна / повышение/снижение эмоционального фона / лабильность / неадекватность эмоционального реагирования / эмоциональное уплощение / тревожность (частичная, после изъятия из семьи) / апатия / личностные особенности

Модально-неспецифические и нейродинамические нарушения

Аспонтанность / инактивность / импульсивность / инертность

/ истощаемость / утомляемость / флуктуация произвольного внимания и работоспособности

Темп работы

Неравномерный / ускоренный / средний / замедленный

Произвольная регуляция деятельности

Нарушение контроля: упрощение программы / соскальзывание / замена сложной программы стереотипами / нарушение программирования / эхолалии /эхопраксии

Психическая активность

Достаточная / заторможенность / истощаемость / импульсивность / гиперактивность / вялость

Внимание

Устойчивое / неустойчивое / колебания/ отвлекаемость

Поведение

Адекватное / агрессивность / несоблюдение «дистанции» / вязкость

/ элементы «полевого поведения»

В ситуации обследования больной неагрессивен, вяло и замедленно выполняет задания, не заинтересован в играх, заторможен, старается упростить слова, задания, а также быстро утомляется теряет интерес к происходящему. Ребенок подвержен незначительной флуктуации произвольного внимания. Мальчик охотно выполняет логопедические упражнения только при использовании конфет/леденцов/музыкальных инструментов. В тоже время ребенок недостаточно хорошо слышит левым ухом, но не переспрашивает, а соскальзывает с задания. Если пересесть к ребенку с другой стороны, то воспринимает задания/выполняет их, переспрашивает.


У обследуемого отствуют жалобы на трудности в речи, на плохую речь, на забывания слов, на нечеткую речь, так как родители не уделяли ребенку должного внимания. Однако ребенок жалуется на незначительную гиперсаливацию, поперхивание во время еды и на то, что не все слышит. Обижается на соседей по группе проживания, т.к. не всегда слышит высказывания других детей, часто ведет себя апатично, отстранённо, самостоятельно в игры не включается, необходим контроль со стороны педагога и активное привлечение ребенка к общим групповым занятиям и играм.

Объективно

Необходима консультация и обследование оториноларинголога, невроголога/психиатра, занятия с логопедом и психологом.

Ребенок неразвит по годам, уровень интеллектуального, эмоционального, когнитивного и коммуникативного развития соответствует 4-м годам. Осуществлять подготовку к первому классу невозможно. Обучение в общеобразовательном первом классе невозможно. Необходимо комплексное обследование и заключение от комиссии ПМПК и определение программы обучения.

Самостоятельная речь. Речевая активность

Достаточная / снижена / отсутствует

Развернутость высказывания

Речь фразовая / фрагменты фраз / односложная / р ечевые «штампы»

Представлена: отсутствует / паравербальными средствами

Грамматическоеоформление

Без аграмматизмов / с аграмматизмами

Словарный состав

Достаточный / номинативный / дефицит / предикативный дефицит

Произносительные трудности

Отсутствуют / легкие / средней степени / грубые

Расстройства просодической стороны речи

Отсутствуют / легкие / средней степени / грубые

Ребенок говорит очень тихо, монотонно, словарный запас очень бедный, говорит речевыми заученными штампами, новые слова повторяет с трудом (меняет звуки местами «шкока» вместо «кошка»), в речи присутствуют аграмматизмы, в основном падежные формы (пойду к воспитатель), однако с числительными справляется. Нет пауз межу предложениями, длинное высказывание представляет собой набор фраз. Но в случае коротких описаний и/или рассказов речь становится более понятной. Четко выговаривает слова только те, которые были предварительно заучены наизусть. Речь невнятна и невыразительна. Имеет место замена и отсутствие звуков, смешение, искажение звуков.



На первый план выступают нарушения произносительной стороны речи:

Произносительная сторона речи

Степень разборчивости речи:

речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная; разборчивость речи не нарушена.

Темп речи

норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание

Ритм речи

норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов

Дыхание:

свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное

Физиологический вдох: глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый

Физиологический выдох: продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов, ригидности

Дифференциация носового и ротового выдоха: Нарушена / не нарушена

Наличие нижнедиафрагмального дыхания

Речевой выдох: короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидности

Голос:

Норма: сильный, звонкий

Недостаточная сила голоса: слабый, тихий, истощающийся по мере говорения

Отклонения тембра голоса: глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия

Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций: голос маломодулированный или немодулированный, монотонный

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции:

нарушена, не нарушена

Строение и подвижность органов артикуляции:

Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата: спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, дистония, апраксия

Лицевая мускулатура:

гипомимия, нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, норма), сглаженность носогубных складок, оральные синкинезии, тремор подбородка, асимметрии, гиперкинезы, ригидность

Губы:

Тонус: гипертонус, гипотонус, дистония, норма

Подвижность: малоподвижные, подвижные

Мягкое небо:

достаточно подвижное, неподвижное, провисающее, длинное, короткое

Глотание:

поперхивается при глотании твердой/жидкой пищей, не нарушено

Саливация:

Незначительная гиперсаливация, норма

Язык:

толстый, маленький, широкий, узкий, укороченная подъязычная связка мышечный тонус (спастичность, паретичность, гипотония, дистония,норма),гиперкинезы, тремор, девиация языка (влево, вправо), посинение кончика языка

Объем артикуляционных движений языка: строго ограничен, неполный, полный


Звукопроизношение: усредненность гласных (лабиализация), недостаток произношения звонких согласных, недостаток произношения глухих согласных, недостаток произношения мягких согласных, недостаток произношения твердых согласных (палатализация), изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, нарушение дифференциации звуков (смешение).

Ребенок выполняет все артикуляционные пробы (например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы), но страдает качество выполнения движений: имеет место смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц.

Исследование праксиса:

- Сохранен. Нарушен. Недоступно выполнение заданий (даже по подражанию).

- Параличи и парезы мышц органов артикуляции. Повышение (понижение) мышечного тонуса, гиперкинезы, атаксия, синкинезии, дизритмия.

- Поиск позы. Трудности переключения. Эхопраксии. Персеверации.

- Трудности усвоения программы. Упрощение программы. Добавочные вставки.

- Нарушение указательного жеста

Исследование гнозиса:

- Сохранен. Нарушен. Недоступно выполнение заданий.

- Не узнает: изображения предметов, сложные объекты и их сочетания.

- Увеличение латентного периода опознания, парагнозии, фрагментарность восприятия, нарушение симультанного синтеза, гемианопсия, наличие сенсорных нарушений слуха (снижение остроты слуха, нейросенсорная тугоухость)

Исследование памяти

На текущие события: сохранна / нарушена

На упроченные знания: сохранна / нарушена

Интеллектуальная деятельность вербально-логическое мышление не/нарушено

обобщение и классификация не/нарушено

восприятие и установление последовательности событий не/нарушено

интерпретация пословиц, метафор не/нарушено

Таким образом, у больного выявлено:

• Сочетанная форма дизартрии – спастико-атаксическая форма,

• Нарушение нейродинамического компонента психической деятельности.

Речевой дефект средней степени выраженности.

Логопед

Рыженко Светлана Ивановна