Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль государства в трудовой миграции
1.1 Внутренняя миграция и российский рынок труда
1.2 Государственное регулирование трудовой миграции
Глава 2. Трудовая миграция в Алтайском крае
2.1 Трудовая миграция сельских жителей Алтайского края как результат дисбаланса рабочей силы
16. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что маятниковой миграции подвержено от 15 до 25% трудовых ресурсов, проживающих в среднеудаленных населенных пунктах сельской местности Алтайского края17. Наблюдается тенденция к увеличению объемов маятниковой трудовой миграции из сел края в города Алтайского края и за его пределы.
Происходит это в силу того, что для нашего региона характерна высокая доля сельского населения – 45 %. Это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации (в среднем по стране доля сельских жителей составляет 26 %, по Сибирскому федеральному округу – 28 %)18. В это же время большая часть рабочих мест сосредоточена в городах, а на рынке труда в сельской местности наблюдаются негативные тенденции: отсутствие спроса на труд в местах постоянного проживания, низкий уровень заработной платы, отсутствие вакантных рабочих мест, рост безработицы. Данные проблемы, как правило, влекут за собой временную трудовую миграцию, увеличивают число маятниковых трудовых мигрантов.
Эти негативные тенденции связаны с социально-экономическим кризисом в АПК, который способствовал резкому ухудшению демографической ситуации в сельской местности Алтайского края, снижению качества жизни сельского населения. А также подорвал возможности формирования сельской молодежи как важнейшего фактора стабильного пополнения и обновления кадрового потенциала отрасли.
По сравнению с 1991 годом численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 3,5 млн. человек, зарплата в сельском хозяйстве в 3,5 раза ниже, чем в промышленности. С 1994 г. работники сельского хозяйства по уровню оплаты труда находятся на последнем месте среди отраслей отечественной экономики. Доля бедных на селе на 35 % выше, чем в городе; нищих больше в 1,8 раза. 2/3 детей в сельской местности проживает в семьях с уровнем доходов ниже прожиточного минимума19. Сегодня напряженная ситуация на рынке труда зафиксирована в 19 регионах России, констатируют в Минтруде РФ. В частности, речь идет и об Алтайском крае.
На рынке труда в Алтайском крае существует значительный дисбаланс трудовых ресурсов, связанный с отсутствием рабочих мест на селе, тогда, как в городе имеется потребность в новых кадрах. Поэтому в настоящее время набирает силу маятниковая трудовая миграция сельских жителей Алтайского края.
Маятниковая трудовая миграция сельских жителей Алтайского края влечет за собой как позитивные, так и негативные последствия.
Благоприятное воздействие данный вид миграции оказывает на ту часть сельского населения, которая в силу ряда обстоятельств не имеет возможности трудоустроиться по месту жительства. Маятниковые миграции позволяют сельским жителям найти подходящее место работы и реализовать свой трудовой потенциал с целью получения дохода вне постоянного места жительства. В свою очередь работодатели имеют возможность привлечь необходимое количество кадров. Для районов «притока» маятниковых мигрантов, это дополнительная рабочая сила, которая помогает соблюсти баланс на рынке труда данной территории.
Наблюдаются и неблагоприятные тенденции. Данный вид миграции для значительной части трудовых мигрантов является первой ступенью безвозвратной миграции за пределы постоянного места жительства. Это лишает «отдающие территории» части квалифицированной рабочей силы. Отток трудоспособного населения за пределы области усугубляет демографическую ситуацию в сельской местности, характеризующуюся естественной и миграционной убылью населения, ростом численности населения за пределами трудоспособного возраста, увеличением трудовой нагрузки на занятых в экономике граждан. Существенное ухудшается культурно-психологический фон мигрантов, изменяется формат семейного уклада в условиях жесткого дефицита времени. Жители сельской местности, работающие в организациях, зарегистрированных в крупных городах, участвуют в формировании городских бюджетов, но при этом пользуются социальными благами в месте постоянного жительства. Создается дисбаланс доходов и расходов.
Рынок труда и миграция находятся в определенном взаимодействии. Влияние миграции на рынок труда проявляется в том, что миграционные потоки вносят заметные изменения в трудовой потенциал населения региона. В половозрастной структуре мигрантов около 2/3 трудоспособного возраста. Рынок труда характеризуется в настоящее время различием в состоянии и механизмах функционирования районных рынков труда, существенной разницей между спросом и предложением рабочей силы, массовой неполной занятостью и скрытой безработицей.
Основными приоритетами социально-экономического развития России в настоящее время являются не только обеспечение высоких темпов экономического роста, развитие конкурентоспособного производства и инновационной экономики, но и создание условий для
устойчивого развития сельских территорий, повышение сбалансированности региональных рынков труда, сохранение и рост качества трудового потенциала населения. Сельскохозяйственное производство АПК России все еще имеет потенциальные возможности комплектования рабочей силы за счет местной сельской молодежи, если будут приняты конкретные меры по снижению уровня ее миграции, повышению эффективности ее профориентации на работу в сельском хозяйстве. Создание рабочих мест, выравнивание относительного уровня оплаты труда смогут сдержать молодых экономически активных граждан и сохранить трудовые ресурсы как необходимое условие для экономического роста региона [1]. Необходимо принимать меры, для снижения уровня маятниковой миграции в регионе, а также создать механизм регулирования маятниковой трудовой миграции в Алтайском крае.
Механизм регулирования МТМ может включать в себя следующие элементы:
повышение инвестиционной привлекательности сельской местности Алтайского края;
повышение уровня активности жителей сельской местности: создание и регистрация собственных предприятий, которые будут обеспечивать дополнительными рабочими местами (ИП, КФХ и т.д.).
учет мигрантов центром занятости населения, регистрация маятниковых трудовых мигрантов;
разработка механизмов урегулирования претензий и споров в области МТМ.
Проведенное исследование процессов демографии и миграции, особенно на переломных этапах истории государства и даже цивилизации, движение населения занимает определяющие позиции в социально-экономическом развитии общества, так как человек одновременно выступает как важнейший элемент производительных сил общества и как носитель его производственных отношений.
Государство несет за весь этот комплекс процессов первичную и всестороннюю ответственность (численность, здоровье, образованность, культура, готовность к труду, мобильность, менталитет человека и населения в целом) не только законодательную, нормативно-правовую, но реальную за судьбу каждого человека, уровень жизни населения и индивида, обеспеченность трудом, жильем и другими благами по нормативам и стандартам мирового сообщества, что в свою очередь, характеризует место страны, государства в иерархии общественных систем по критериям цивилизованности.
Человек живет на определенной территории и работает на конкретном предприятии (организации) и с этих позиций он в первую очередь зависит от состояния местного самоуправления (муниципальной власти) и от стабильности положения дел на предприятии, как субъекте рыночных отраслевых, региональных и федеральных отношений. Вот почему демография и миграция как процессы и явления, обусловлены мотивационной средой, формируемой в целостной государственно-общественной системе как результат взаимодействия всех элементов и структур целостности.
Обеспечение определенной устойчивости миграционного процесса характеризуется объективными потребностями и интересами человека (климат, работа, формирование семьи, учеба и др.) обусловлено достижением объективных предпосылок стабильного социально-экономического положения в стране, не только по критериям темпов экономического роста, но и его демографическим параметрам (оздоровление населения, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, работоспособный возраст, общий рост населения, увеличение производительной силы человека). С этих позиций должна раскрываться современная социально-экономическая концепция реформирования общества и стратегия его развития в XXI веке.
В России все более актуальными становятся внутренние процессы демографии, миграционных потоков и, особенно, трудовой миграции, реально связанной с изменяющимися общественными отношениями, новым размещением и развитием производительных сил и другими факторами, влияющими на эволюционные (а иногда и революционные) процессы в обществе. Болезненными становятся все формы демографических процессов (деформации, противоречия, катаклизмы). По международным показателям и критериям современная демографическая ситуация в России может характеризоваться как кризисная, учитывая то, что уже более чем в половине административных регионах - субъектах Федерации - имеет место абсолютная убыль населения. Особенно интенсивно этот негативный процесс проходит в северных, северно-западных и дальневосточных регионах. И если признать, что демографический кризис сопровождается нерегулируемой миграцией, безработицей, обнищанием ряда групп населения, то этот кризис можно охарактеризовать как демографически-социальный кризис со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мобильность населения, в т.ч. миграционную, необходимо расценивать как неотъемлемое условие функционирования рынка труда. Ее интенсивность и направленность определяются социально-трудовыми и экономическими факторами территорий, а их регулятором служат те экономические и трудовые преобразования, их способы и формы проведения, которые определяют наличие комплекса данных факторов территорий.
Происходит это в силу того, что для нашего региона характерна высокая доля сельского населения – 45 %. Это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации (в среднем по стране доля сельских жителей составляет 26 %, по Сибирскому федеральному округу – 28 %)18. В это же время большая часть рабочих мест сосредоточена в городах, а на рынке труда в сельской местности наблюдаются негативные тенденции: отсутствие спроса на труд в местах постоянного проживания, низкий уровень заработной платы, отсутствие вакантных рабочих мест, рост безработицы. Данные проблемы, как правило, влекут за собой временную трудовую миграцию, увеличивают число маятниковых трудовых мигрантов.
Эти негативные тенденции связаны с социально-экономическим кризисом в АПК, который способствовал резкому ухудшению демографической ситуации в сельской местности Алтайского края, снижению качества жизни сельского населения. А также подорвал возможности формирования сельской молодежи как важнейшего фактора стабильного пополнения и обновления кадрового потенциала отрасли.
По сравнению с 1991 годом численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 3,5 млн. человек, зарплата в сельском хозяйстве в 3,5 раза ниже, чем в промышленности. С 1994 г. работники сельского хозяйства по уровню оплаты труда находятся на последнем месте среди отраслей отечественной экономики. Доля бедных на селе на 35 % выше, чем в городе; нищих больше в 1,8 раза. 2/3 детей в сельской местности проживает в семьях с уровнем доходов ниже прожиточного минимума19. Сегодня напряженная ситуация на рынке труда зафиксирована в 19 регионах России, констатируют в Минтруде РФ. В частности, речь идет и об Алтайском крае.
На рынке труда в Алтайском крае существует значительный дисбаланс трудовых ресурсов, связанный с отсутствием рабочих мест на селе, тогда, как в городе имеется потребность в новых кадрах. Поэтому в настоящее время набирает силу маятниковая трудовая миграция сельских жителей Алтайского края.
Маятниковая трудовая миграция сельских жителей Алтайского края влечет за собой как позитивные, так и негативные последствия.
Благоприятное воздействие данный вид миграции оказывает на ту часть сельского населения, которая в силу ряда обстоятельств не имеет возможности трудоустроиться по месту жительства. Маятниковые миграции позволяют сельским жителям найти подходящее место работы и реализовать свой трудовой потенциал с целью получения дохода вне постоянного места жительства. В свою очередь работодатели имеют возможность привлечь необходимое количество кадров. Для районов «притока» маятниковых мигрантов, это дополнительная рабочая сила, которая помогает соблюсти баланс на рынке труда данной территории.
Наблюдаются и неблагоприятные тенденции. Данный вид миграции для значительной части трудовых мигрантов является первой ступенью безвозвратной миграции за пределы постоянного места жительства. Это лишает «отдающие территории» части квалифицированной рабочей силы. Отток трудоспособного населения за пределы области усугубляет демографическую ситуацию в сельской местности, характеризующуюся естественной и миграционной убылью населения, ростом численности населения за пределами трудоспособного возраста, увеличением трудовой нагрузки на занятых в экономике граждан. Существенное ухудшается культурно-психологический фон мигрантов, изменяется формат семейного уклада в условиях жесткого дефицита времени. Жители сельской местности, работающие в организациях, зарегистрированных в крупных городах, участвуют в формировании городских бюджетов, но при этом пользуются социальными благами в месте постоянного жительства. Создается дисбаланс доходов и расходов.
Рынок труда и миграция находятся в определенном взаимодействии. Влияние миграции на рынок труда проявляется в том, что миграционные потоки вносят заметные изменения в трудовой потенциал населения региона. В половозрастной структуре мигрантов около 2/3 трудоспособного возраста. Рынок труда характеризуется в настоящее время различием в состоянии и механизмах функционирования районных рынков труда, существенной разницей между спросом и предложением рабочей силы, массовой неполной занятостью и скрытой безработицей.
Основными приоритетами социально-экономического развития России в настоящее время являются не только обеспечение высоких темпов экономического роста, развитие конкурентоспособного производства и инновационной экономики, но и создание условий для
устойчивого развития сельских территорий, повышение сбалансированности региональных рынков труда, сохранение и рост качества трудового потенциала населения. Сельскохозяйственное производство АПК России все еще имеет потенциальные возможности комплектования рабочей силы за счет местной сельской молодежи, если будут приняты конкретные меры по снижению уровня ее миграции, повышению эффективности ее профориентации на работу в сельском хозяйстве. Создание рабочих мест, выравнивание относительного уровня оплаты труда смогут сдержать молодых экономически активных граждан и сохранить трудовые ресурсы как необходимое условие для экономического роста региона [1]. Необходимо принимать меры, для снижения уровня маятниковой миграции в регионе, а также создать механизм регулирования маятниковой трудовой миграции в Алтайском крае.
Механизм регулирования МТМ может включать в себя следующие элементы:
повышение инвестиционной привлекательности сельской местности Алтайского края;
повышение уровня активности жителей сельской местности: создание и регистрация собственных предприятий, которые будут обеспечивать дополнительными рабочими местами (ИП, КФХ и т.д.).
учет мигрантов центром занятости населения, регистрация маятниковых трудовых мигрантов;
разработка механизмов урегулирования претензий и споров в области МТМ.
Заключение
Проведенное исследование процессов демографии и миграции, особенно на переломных этапах истории государства и даже цивилизации, движение населения занимает определяющие позиции в социально-экономическом развитии общества, так как человек одновременно выступает как важнейший элемент производительных сил общества и как носитель его производственных отношений.
Государство несет за весь этот комплекс процессов первичную и всестороннюю ответственность (численность, здоровье, образованность, культура, готовность к труду, мобильность, менталитет человека и населения в целом) не только законодательную, нормативно-правовую, но реальную за судьбу каждого человека, уровень жизни населения и индивида, обеспеченность трудом, жильем и другими благами по нормативам и стандартам мирового сообщества, что в свою очередь, характеризует место страны, государства в иерархии общественных систем по критериям цивилизованности.
Человек живет на определенной территории и работает на конкретном предприятии (организации) и с этих позиций он в первую очередь зависит от состояния местного самоуправления (муниципальной власти) и от стабильности положения дел на предприятии, как субъекте рыночных отраслевых, региональных и федеральных отношений. Вот почему демография и миграция как процессы и явления, обусловлены мотивационной средой, формируемой в целостной государственно-общественной системе как результат взаимодействия всех элементов и структур целостности.
Обеспечение определенной устойчивости миграционного процесса характеризуется объективными потребностями и интересами человека (климат, работа, формирование семьи, учеба и др.) обусловлено достижением объективных предпосылок стабильного социально-экономического положения в стране, не только по критериям темпов экономического роста, но и его демографическим параметрам (оздоровление населения, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, работоспособный возраст, общий рост населения, увеличение производительной силы человека). С этих позиций должна раскрываться современная социально-экономическая концепция реформирования общества и стратегия его развития в XXI веке.
В России все более актуальными становятся внутренние процессы демографии, миграционных потоков и, особенно, трудовой миграции, реально связанной с изменяющимися общественными отношениями, новым размещением и развитием производительных сил и другими факторами, влияющими на эволюционные (а иногда и революционные) процессы в обществе. Болезненными становятся все формы демографических процессов (деформации, противоречия, катаклизмы). По международным показателям и критериям современная демографическая ситуация в России может характеризоваться как кризисная, учитывая то, что уже более чем в половине административных регионах - субъектах Федерации - имеет место абсолютная убыль населения. Особенно интенсивно этот негативный процесс проходит в северных, северно-западных и дальневосточных регионах. И если признать, что демографический кризис сопровождается нерегулируемой миграцией, безработицей, обнищанием ряда групп населения, то этот кризис можно охарактеризовать как демографически-социальный кризис со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мобильность населения, в т.ч. миграционную, необходимо расценивать как неотъемлемое условие функционирования рынка труда. Ее интенсивность и направленность определяются социально-трудовыми и экономическими факторами территорий, а их регулятором служат те экономические и трудовые преобразования, их способы и формы проведения, которые определяют наличие комплекса данных факторов территорий.
Список использованных источников
-
Акишина М. Л., Фанненштиль А. А. Формирование баланса трудовых ресурсов сельской местности в условиях роста маятниковой трудовой миграции // Вестник АГАУ . 2016. №11 (109). -
Акишина М.Л., Фанненштиль А.А., Лейбгам Е.Ю. Подходы к формированию баланса трудовых ресурсов в зависимости от типов сельских поселений // Вестник АГАУ. – 2015. №12 (98). [Электронный ресурс]. -
Брага. А. Роль демографического потенциала молодежи в формировании кадрового потенциала российского села // Актуальные вопросы экономических наук . 2015. №13. С.188-191. -
Бушмин И.А. Современная служба занятости региона: новый вектор и технологии развития: монография. – Барнаул: Издательский дом Барнаул, 2011. – 110 с. -
Долгушкин Н.К. Трудовой потенциал российского села: состояние и перспективы. – М.: Росинформагротех, 2006. -
Зубахин А.М., Пенчева С.Н. Основные тенденции функционирования рынка труда в сельской местности // Вестник АГАУ. – 2014. №1. [Электронный ресурс]. -
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российских Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. № 3126-p) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru -
Максимова С.Г., Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е. Трудовая миграция в Алтайском крае: состояние, динамика и социально-экономические последствия // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2013. – № 5. -
Мальцева Е. С. Трудовой потенциал маятниковых трудовых мигрантов: состояние и проблемы реализации // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки . 2012. №5 (126). С.88-92. -
Миграция в Алтайском крае [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал. -
Минтруд зафиксировал напряженность на рынке труда в 19 регионах России [Электронный ресурс]. -
Пенчева С.Н. Диспропорции на рынке труда в сельской местности (на примере Алтайского края) // Вестник АГАУ. – 2016. – №11(109). [Электронный ресурс]. -
Постановление Администрации Алтайского края от 24 декабря 2013 г. N 684 "О Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года" [Электронный ресурс] -
Стимулирование трудовой миграции через маятниковую миграцию [Электронный ресурс]. -
Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. – М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2016. – 472 с.