Файл: Раннее развитие ребенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации (ДО)

Самостоятельная работа по теме 3.4.

Цель занятия: закрепление знаний об особенностях индивидуальных интерактивных форм работы с родителями, формирование умения применять полученные знания на практике

Задание 1. Разработайте план-конспект педагогической беседы с родителями по теме «Раннее развитие ребенка»

Часто родители видят раннее развитие ребенка в его ранней интеллектуализации, поскольку в наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным в наши дни является интеллект. Из этого многое родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее.

Давайте разберемся вместе - дает ли ранний старт какие-либо преимущества. В чем «плюсы» и «минусы» раннего развития.

Чем же хорошо раннее развитие для ребенка?

При грамотно простроенной программе раннее развитие - это создание благоприятных условий для развития потенциала ребенка. Очень важно подбирать методы развития адекватные возрасту и способностям детей. Специалисты сходятся во мнении, что в детском возрасте все же важнее развивать творческий потенциал и эмоционально-волевую сферу, чем интеллектуальную сферу, поскольку дошкольный возраст - это апогей развития творческого мышления и воображения.

На самом деле очень увлекательно развивается интеллектуальная сфера ребенка через творчество и эмоциональную сферу. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность как можно больше всего потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами. Чем больше разнообразных эмоций и тактильных ощущений ребенок переживет в процессе познания окружающей среды, тем больше он усвоит опыта, который будет применяться им в жизни.


Какие типичные ошибки допускают родители, когда активно начинают заниматься развитием ребенка. Это допущение интеллектуальных перегрузок, а также преобладание развития интеллекта над эмоционально-волевой сферой.

Рассмотрим их поподробнее

1. Когда ребенок получает чрезмерные интеллектуальные нагрузки, нервная система реагирует на это различными расстройствами (тики, заикание, недержание мочи, страхи, капризы, неуправляемость, головные боли и т. д.) Почему это происходит? Дело в том, что центральная нервная система созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, следующим созревают центры, отвечающие за движение, и только в последнюю очередь - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать одни нервные центры до того, как созрели предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы. Нервная система ребенка не выдерживает чрезмерного стимулирования, что проявляется в различной симптоматике.

Для того, чтобы избежать интеллектуальных перегрузок следуйте простым правилам:

• Занятия должны соответствовать возможностям возраста;

• Ребенку должен испытывать интерес к занятиям и ходить на них с удовольствием;

• Родители должны продумать разумный режим дня, в котором нагрузки сочетались бы с продолжительными периодами отдыха;

• Потребность ребенка в игре должна быть полностью удовлетворена, нельзя ограничивать его игровую деятельность, так как она является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста;

2. Кроме этого очень часто интеллектуальное развитие идет в ущерб эмоционально-волевому развитию. В результате чрезмерной интеллектуализации достигается эффект, когда высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью.

Такие дети опережают по интеллектуальному развитию своих сверстников, но с трудом вливаются в детский коллектив, им сложно налаживать дружеские контакты и устанавливать эмоционально близкие связи.

Дети становятся эмоционально-уплощенными, без эмоциональными, они не испытывают интерес к новым видам деятельности, часто испытывают скуку.



Так же эмоциональные нарушения у ребенка могут проявляться в виде ярко выраженной агрессии, тревожности, низкой самооценки, необоснованных приступах страха.

Все это говорит о том, что с эмоциональным миром ребенка не все

благополучно и часто в этом случае требуется уже помощь специалиста.

Для того, чтобы предупредить возникновение эмоциональных трудностей выполняйте простые условия:

• Занятия по интеллектуальному развитию должны органически сочетаться с занятиями по эмоционально-волевому и творческому развитию.

• Проявляйте в общение с ребенком широкий спектр эмоций (и негативные и позитивные). Будьте эмоционально богаты, театральны.

• Старайтесь чаще играть с ребенком в игры с телесным прикосновением (возня, щекотка, догонялки и т. д.).

• Допускайте в вашем повседневном общении с ребенком больше тактильного контакта. Для того, чтобы ребенок вырос счастливым, ему совершенно необходимы 8 объятий и поцелуев в день.

• Забирая ребенка из детского сада общайтесь с ним, искренно интересуйтесь его жизнью в детском саду. Его маленькими радостями и горестями.

Помните, что у ребенка тогда формируется желание учиться и активный познавательный интерес, когда развивающие занятия приносят ему радость и удовольствие!

Задание 2. Напишите алгоритм подготовки воспитателя к посещению семьи воспитанника.

Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию:

1. Состав семьи, профессия и образование родителей.

2. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи : ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье (нужное подчеркнуть,

3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).

4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание, подготовка к школе и т. п.

5. Как родители понимают роль дошкольного детства в формировании личности ребенка.


6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

7. Система воспитательных воздействий на ребенка:

участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;

непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком;

отсутствие воспитания.

8. Организация совместных форм деятельности в семье :

вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение на ребенка каких-то обязанностей;

разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция школьника от домашних событий.

9. Создание развивающей среды в семье игровой и книжный уголок, наличие пособий, игр и др.

Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируется медицинскими работниками и воспитателями под руководством методиста детского сада. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.

При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:

не приходить в семью без предупреждения

не планировать свой визит дольше чем на 15-20 минут (чтобы не быть обременительным)

не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде. Если родители растерялись, придите им на помощь«Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть, поговорить?»

нельзя вести беседу в агрессивных тонах

не поучайте родителей, а советуйте им

желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Специалисты по общению отмечают, что при проявлении искреннего интереса к собеседнику происходит переключение внимания на положительные стороны друг друга, в диалоге с родителями этому будут способствовать вопросы, приведенные в таблице.


Вопросы, способствующие проявлению искреннего интереса к родителям