Файл: Экономическая политика, теория и их роль в условиях рыночной экономики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве классических фун­кций государства в данной сфере выделяются:

1) законодательное обеспечение рыночных отношений;

2) производство общественных благ;

3) организация денежного обращения;

4)организация таможни, контроль за внешней эконо­мической деятельностью;

5) государственное предпринимательство, организация производства товаров особого рода (оружейные заводы, ал­коголь и табак, золотодобыча и т. п.).

В современных услови­ях у государства в сфере экономики обозначаются новые функции, которые имеют предметную, национальную и политическую характеристику.

- разработка общенациональной стратегии развития;

- стабилизация и экономический рост;

- развитие рыночного механизма;

- формирование правовой базы;

- социальное выравнивание;

- охрана окружающей среды;

- научно – технический прогресс;

- обеспечение экономической безопасности.

Разработке национальной стратегии всегда предшествует подготовка научной концепции социально-эко­номического развития страны.

Стабилизация определяется в зависимости от того, какие параметры развития национальной экономи­ки выделены в качестве стратегических.

1.2 Методы государственного регулирования
Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

  1. прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения;

  2. косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты.

Меры административно-распорядительного управления основаны на принуждении, запретах, ограничениях: объект управления обязан выполнять указания субъекта вне зависимости от собственной воли и желаний, в случае неисполнения виновные лица подлежат наказанию. Такое управление типично для централизовано управляемой экономики, но в самых разнообразных проявлениях административное распорядительство присуще и рыночной экономике с той лишь разницей, что в последней, командные начала не проявляются в столь обширных масштабах и в столь явной форме, как в экономике, управляемой из единого центра.

Наиболее ярким выражением этих методов государственного управления принято считать государственное директивное планирование, в условиях которого предприятиям централизовано распределяются ресурсы и устанавливаются плановые задания со стороны государственных органов управления, что имело место в советской экономике. В той или иной форме директивное планирование имело и имеет место во многих странах мира. Все «тигры» Юго-Восточной Азии имели и сейчас имеют пятилетние планы – директивы с различной детализацией развития своих экономик. В условиях ограниченных финансовых ресурсов это единственный способ распределить их по приоритетам развития страны, но которые зачастую не дают быстрой отдачи. В Китае, Вьетнаме формы административно-распорядительных методов имеют главенствующее значение и этим объясняется успех экономических реформ. В России восстановительный период экономики был осуществлен в основном благодаря административному ресурсу руководства страны.

Инструментами административно-распорядительного управления на макро- и микроэкономических уровнях являются законы, правила, нормы, положения, инструкции, распространяющие свои действие на экономические объекты, процессы, отношения. Установленные и подкрепленные властью государства стандарты качества, экологии, охраны труда, требующие строгого соблюдения, также есть проявления административного управления со стороны государственных органов.



На макроэкономическом уровне в условиях рыночной экономики инструментом административного управления становятся экономические и финансовые планы, программы, бюджеты в той мере, в которой они носят обязательный и обязывающий характер, заведомо требуют исполнения органами, организациями, лицами, на которые возложена ответственность за соблюдение принятых решений.

К числу государственных административно-распорядительных воздействий относятся обязательные установления, инструкции, правила и нормы экономического поведения, порядок и формы государственной отчетности. Эти установления государственные органы обязаны сообщать тем организациям, учреждениям, лицам, на которые распространяются действия директив государственной власти. Эти предписания могут распространяться через средства массовой информации.

Главным признаком административно-распорядительного контроля является обязательность выполнения управляющего воздействия субъекта управления кругом лиц, которым оно адресовано, из этого вытекает право применения тех или иных форм принуждения по отношению к органам и лицам, не выполняющих предписаний с использование штрафов, санкций, наказаний в самых разных формах.

В тоже время государство должно гарантировать исполнителей его воли от чрезмерного риска, от ответственности обусловленных строгим соблюдением государственных решений.

Административно-распорядительное управление, как и любой другой способ управления, обладает как определенными преимуществами, так и недостатками, проявляющимися в зависимости от того, как, кем, когда применяется данный метод.

Хорошим примером в этом случае может служить Германия, где разумно и взвешенно применяют этот метод, где имеется высокий профессионализм, ответственность и неподкупность чиновников. В то же самое время введена уголовная ответственность за причинение вреда субъектам хозяйствования. Основной целью деятельности всего государственного аппарата, всех ветвей власти, поставлена успешная, долгосрочная и устойчивая деятельность предприятий реального сектора экономики.

Экономическое побуждение выступает как универсальный метод управления, опирающийся на мотивы и интересы людей и организаций, возбуждающий экономическую заинтересованность объекта управления в выполнении управляющих воздействий. Экономические методы тесно связаны с административно-распорядительными в том смысле, что государство определяет и назначает систему экономических стимулов и способы ее применения. Только после этого государственное экономическое стимулирование обретает самостоятельное существование и превращается в косвенную форму государственного управления, опирающееся на рыночные механизмы самопобуждения. После этого отлаженные экономические рыночные механизмы способны функционировать без вмешательства государства.


В условиях действия экономических методов управления административное воздействие по вертикали «сверху-вниз» теряет свое главенствующее значение и означает переход к управлению «по горизонтали». Создаются предпосылки перехода к самоуправлению организаций, предприятий, хозяйств, целых отраслей и регионов. Это означает, что в системе государственного управления экономикой значительно возрастают свободные договорные отношения, принятые обязательства равноправных субъектов хозяйствования. Государство выступает как агент экономической деятельности в рамках его отношений с другими участниками, организациями, предприятиями, предпринимателями, - строит эти отношения на договорной основе, принципах равноправия, равновыгодности и равной ответственности за выполнение принятых обязательств. Тем не менее, роль и место государства остается особой, существенно более значимой в сравнении с другими субъектами управления так как:

  1. только государство определяет самые общие для всех экономических агентов нормативные условия взаимных отношений, именуемых правилами «экономической игры»;

  2. государство является самым богатым, мощным, ресурсообеспеченным участником экономической деятельности;

  3. государство обладает «административным ресурсом», намного превосходящим аналогичный ресурс других участников;

  4. и, последнее – государство, представляя интересы всего общества, задает правила игры в институциональной, структурной политике, в монетарной сфере, т.е. создает «фундамент» и «рамочные правила» экономической деятельности.

Рассмотрим наиболее значимые экономические методы, используемые в практике государственного регулирования экономики в качестве рычагов воздействия государства на участников экономической деятельности с целью неуклонного роста экономики.

Первой, главенствующей является монетарная политика, так как она наиболее значимо влияет на все три фактора экономического развития: капитал, труд, инновации.

Капитал общества может успешно аккумулироваться только в том случае, если государством выдерживаются такие рамочные условия:

  • инфляция равна или 0 или составляет 1-2 % в год;

  • курс валюты установлен по приоритету покупательной способности и колеблется в пределах 1-2 % в год от него;

  • денежная масса равна ВВП;

  • масса кредитных ресурсов, вырабатываемых банковской системой за год, равна ВВП;

  • капитализация фондового рынка не менее 60 % ВВП;

  • режим конвертируемости валюты соответствует экономической ситуации;

  • рентабельность реального сектора – 30 % и выше.


К этой сфере можно отнести и бюджетно-налоговую политику государства, которая должна иметь единственную главную задачу – обеспечение устойчивой работы предприятий реального сектора, чтобы они обладали конкурентоспособностью на мировом рынке. Это базис решения социальных проблем, безработицы, устойчивых и достойных расходов на здравоохранение, образование, оборону и т.д. Для этого:

  1. должны быть вложены достаточные средства в инфраструктуру (логистику, информатику, связь, дороги) в результате чего цены и качество услуг должны соответствовать лучшим мировым аналогам;

  2. расходы на науку и, прежде всего на фундаментальную, должны составлять не менее 3-4 % от ВВП;

  3. для поддержки предпринимательства организовать внутренне заимствование в размере 60 % от ВВП, что даст возможность под 1-2% годовых предоставить льготные кредиты бизнесу на приоритетные направления;

  4. переоформить межбюджетные отношения центра и регионов по системе 20 % + 80 % и постепенно отдать регионам соответствующие доходную и расходную части, что значительно поднимет предпринимательство в малых и средних городах;

  5. налоговая политика должна предусматривать налоговые каникулы для новых предприятий от 1 до 5 лет, пониженные налоги на прибыль;

  6. вкладывать значительные бюджетные средства в создание условий для возникновения новых (5-6) технологических укладов.

Эти основные методы должны дополняться множеством других мер экономического характера, которые бы позволили создать не менее 35-40 тыс. предприятий на 1 млн. жителей и создать до 5 мощных финансово-промышленных групп по числу мегатехнологий шестого технологического уклада, которые имеют научно-технический задел.

Такая экономическая политика позволит снизить тактическую нагрузку на государственный аппарат и позволит им больше время заниматься стратегическими концепциями, программами с горизонтом 30- 50 лет.

Еще хотелось бы немного остановиться на социально-психологических методах государственного регулирования. Прежде всего, надо воспитать в среде граждан стремление взять в свои руки свою судьбу, стать самодостаточным экономическим агентом, обладающим свойствами, которые характерны для современных требований. Способности выполнять высококвалифицированный труд, иметь определенный интеллектуальный капитал, породило ситуацию, когда фактор «труд» обрел новое значение, смысл. В величине капитала зарубежных форм 80 % несет в себе интеллектуальный потенциал, т.е. стоимость персонала и технологий, носителями которого он является. Социально-психологический метод, наряду с другими должен быть задействован в борьбе против утечки «мозгов», как это эффективно используется в Японии, Китае, Корее и других странах.