ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
было указано выше, умысел в аффектированных преступлениях с точки зрения психологии прямой, а значит, и мотив осознаваемый. Помимо состояния аффекта привилегированным признаком в ст. 107 и 113 УК РФ является поведение потерпевшего, а именно его предшествующие аффекту определенные отрицательные действия. Во-первых, провоцирующие действия должны вызывать внезапно возникшее сильное душевное волнение, а во-вторых, аффект должен носить извинительный характер. Законодатель прямо указывает, что виктимное поведение потерпевшего является непосредственной причиной возникновения аффекта.
По мнению Мухачевой И. М., с позиции психологии трудно согласиться с данным подходом. Преступления, совершенные в состоянии аффекта, имеют свои психологические причины и условия, в частности личностные психофизиологические особенности, предрасполагающие к данной эмоциональной реакции. Известно, что эмоциональная неустойчивость характерна для определенных возрастных групп: подростков и людей пожилого возраста. Возрастными психофизиологическими особенностями в данном случае являются повышенная эмоциональная напряженность, возбудимость, большая подчиненность непосредственным побуждениям и желаниям, неустойчивое отношение к эмоциональным переживаниям. В подростковом возрасте происходит физиологическая перестройка эндокринных функций в организме, в пожилом возрасте — ослабление деятельности эндокринных желез. К личностным особенностям, объясняющим эмоциональную неустойчивость виновного в аффектированных преступлениях, можно отнести низкий уровень интеллектуального развития, завышенную самооценку, болезненное самолюбие, агрессивность, враждебность. Третьим важным фактором являются особенности свойств нервной системы, которая определяет индивидуально-психологические и физиологические основы поведения. В определенных условиях роль навыков, опыта и умений уходит на второй план, на первый выдвигается совокупность физиологических свойств высшей нервной деятельности. Тип нервной системы (сильный либо слабый) определяет поведение виновного в конкретной ситуации. Эмоциональную неустойчивость могут определять и такие временные жизненные факторы, как физические перегрузки, психическое перенапряжение, усталость, некоторые соматические заболевания, беременность. Поэтому виктимное поведение потерпевшего (поведение жертвы) не всегда может быть единственным поводом возникновения аффекта. Реакция виновного — это субъективное отражение ситуации. Самоконтроль и саморегуляция физического и психического состояния зависят от психофизиологических особенностей и воспитания. Следует обратить внимание и на такой фактор, как врожденное инстинктивное поведение. Способность подавлять и направлять инстинктивную деятельность — качество поведения, приобретенное в процессе обучения и воспитания. Важно учитывать, что при определенных обстоятельствах контроль коры головного мозга за подкорковыми структурами ослабевает (например, в состоянии аффекта) и инстинктивная деятельность проявляется в яркой форме (например, обостряется инстинкт самосохранения). Поэтому с точки зрения психологии аффект не всегда и не обязательно основан на противоправном и аморальном поведении потерпевшего. В статьях 107 и 113 УК РФ прямо указано, что состояние аффекта может быть вызвано и бездействием потерпевшего. Данное поведение потерпевшего должно быть противоправным и аморальным с точки зрения виновного. В случае, когда объективно потерпевший ни в чем не виноват, добросовестное заблуждение виновного следует рассматривать в его пользу и квалифицировать деяние как преступление, совершенное в состоянии аффекта
7.
Как оценивают психологи нарушения в сфере настроения?8 Настроение здорового человека не бывает неизменным. Оно меняется сообразно обстоятельствам, физиологическим изменениям, циркадианным ритмам, другим значительным событиям, в целом не нарушая способности к адаптации, самовосприятию, не влияет существенным образом на самооценку и продуктивность деятельности. В болезненном состоянии настроение может меняться без достаточных и понятных причин, эти изменения приобретают излишне интенсивный и длительный характер, пациент теряет способность контролировать свое поведение и внутреннее состояние. Все это весьма существенным образом может отразиться не только на его самочувствии, но и на отношениях с людьми, работоспособности, интересах и увлечениях, жизненных планах и целях, коренным образом изменить самооценку. Нередко настроение может резко меняться неожиданным образом, под влиянием совершенных мелочей или вовсе без причины.
Дисфория — особый тип патологии настроения, характеризующий скорее особенности характера, личности, а также психического расстройства, при котором он возникает (эпилепсия, особенно височная, эпилептоидная психопатия, выраженная акцентуация личности с преобладанием эпилептоидных черт, органические повреждения мозга разной этиологии, поражающие в числе прочих височные отделы головного мозга субдоминантного полушария). Типично сочетание как стенических, так и астенических эмоций. Круг эмоций, образующих дисфорию, обычно включает озлобленность, тоску, тревогу и страх. Указанные эмоции часто представлены в разных пропорциях, и дисфория варьирует от одного пациента к другому как по качеству, так и по интенсивности. Можно, вероятно, разграничить такие типы дисфории: с враждебностью, с тоской, с тревогой и со страхом. Три последние эмоции существуют, тем не менее, в контексте напряженной озлобленности и модифицируются соответствующим образом.
Общее впечатление наблюдателя от дисфории составляют предгрозовая мрачность, угрюмость, недоброжелательность, мелочная придирчивость и недоверчивость. Нередко возникают вспышки раздражения, «ярости», иногда с агрессией, желанием «упиться» до потери чувств, потребностью «уехать куда глаза глядят». Тоска при дисфории часто сочетается с обидой на людей и завистью к ним — «им-то хорошо, ишь какие довольные, а до меня им дела нет, умру сейчас, они и не заметят». Тревога выглядит как ожидание от окружающих чего-то недоброго: «Никому нельзя доверять, в любой момент могут подставить, сделать мне навред или назло». Страх сопровождает какие-то крупные неприятности и тогда сочетается с растерянностью: «Пугает будущее, как я теперь буду-то, ведь пропаду, и помощи ждать неоткуда». Могут быть конкретные страхи: заболеть, попасть в аварию, быть обманутым, обкраденным, отравиться грибами, страх мелких животных, темноты и др.
Дисфорические состояния могут быть очень длительными и как бы подпитываются текущими неприятными впечатлениями, вернее, тем, как пациент их интерпретирует. Они могут быть скоротечными. Иногда на фоне длительной дисфории по какой-то причине либо спонтанно возникают короткие эпизоды острой дисфории. У пациентов с эпилепсией встречаются психические припадки в виде дисфории. Вот описание длительной дисфории (длившейся несколько месяцев) П.Б. Ганнушкина: «Это состояние, выражающееся в озлобленности, гневливости, тоске, антисоциальном поведении, когда больной старается как можно больше навредить, отомстить этому обществу»... «эта борьба есть результат чувства мести, чувства озлобления больного против общества, которое не дало ему счастья, уюта, места в жизни, и против тех условий, в которых он очутился».
Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц.
Формулируя вопросы, необходимо учитывать: 1) общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ; 2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение фактов, устанавливаемых с помощью заключения экспертов и 3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ.
Основная функция вопросов, ставящихся на разрешение экспертов, состоит в том, чтобы с максимальной точностью и полнотой раскрыть перед ними предмет назначаемой экспертизы. Понятно, что исчерпывающий список вопросов составить невозможно, поскольку для этого потребовалось бы проанализировать все без исключения уголовные дела, по которым СПЭ не является исчерпывающей и нуждается в совершенствовании; так и предлагаемые экспертам по каждому виду СПЭ вопросы следует рассматривать только как типовые, нуждающиеся в уточнении и конкретизации.
Любые психологические исследования в рамках судебно-психологической экспертизы состоят из следующих этапов:
- изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета судебно-психологической экспертизы;
- постановка задач исследовательского характера;
- отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами;
- непосредственное проведение исследования;
а) психологический анализ материалов уголовного дела;
б) наблюдение за подэкспертным;
в) беседы с подэкспертным;
г) применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей подэкспертного;
- анализ и обработка полученной информации;
- работа со специальной литературой;
- составление заключения эксперта.
В соответствии со статьей 73 УПК РФ в предмет доказывания по уголовным делам входят мотивы преступления. Однако это обстоятельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследования, поскольку мотивы не всегда осознаются преступником либо подменяются им социально приемлемой мотивировкой.
По некоторым делам практически отсутствуют прямые доказательства мотива преступления. Для их установления недостаточно обычных, традиционных доказательств. Такие преступления часто относят к безмотивным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бывает, для выяснения мотива преступления следует использовать специальные познания в области психологии.Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее познать личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при неосознаваемых мотивах взрослых преступников и при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом.
При помощи судебно-психологической экспертизы удается объяснить поведение обвиняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.
Эксперты-психологи определяют мотив преступного поведения как процесс, отражающий влияние внешних и внутренних факторов на поведение человека. Их задача сводится к исследованию потребностей, убеждений, психических свойств личности, влияния среды. С учетом данных обстоятельств они могут дать ответ, что данный мотив чужд конкретной личности.
Таким образом, судебно-психологическая экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить юридический мотив совершения преступления по некоторым категориям дел.
Уголовно-правовое значение судебно-психологической экспертизы заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, которые являются элементами состава преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения
, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления.
Судебно-психологическая экспертиза — одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде.
В целом же судебно-психологическая экспертиза способствует раскрытию и расследованию преступлений. Данные, полученные в ходе экспертного исследования, также помогают правильной организации процесса оказания исправительного воздействия на лицо, совершившее преступление.
Необходимость получения дополнительной информации помимо диагноза заболевания и заключения о вменяемости диктуется гуманистической направленностью судопроизводства. Судьи, заинтересованные в определении меры наказания и тактики исправления, которые будут максимально способствовать ресоциализации преступника, нуждаются в характеристике его индивидуальности не только с правовых, но и с социально-психологических позиций. Действительно, такие свойства, как эмоциональная несдержанность психопатов, внушаемость олигофренов, утомляемость и аффективная взрывчатость лиц с остаточными явлениями органического поражения мозга, повышенная чувствительность страдающих неврозами, могут обусловливать наклонность к эксцессам, некритичное отношение со стороны непосредственного окружения, снижение прогностических возможностей мышления и ослабление волевого регулирования поведения. У этих лиц иначе формируется чувство вины, и способ восприятия исправляющего влияния властных санкций, которые связаны с наказанием, отличается от обычного. Названные свойства должны быть учтены и использованы для обоснования применения конкретных мер воздействия.
Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений.
Насильственные преступления против личности, в особенности убийства и нанесение телесных повреждений, нередко являются завершающей фазой конфликта, который происходил между преступником и потерпевшим. Развитие конфликтной ситуации между людьми обычно сопровождается возрастанием уровня эмоционального напряжения участников конфликта. При этом нередки случаи, когда один или несколько участников конфликта своими действиями провоцируют дальнейшее развитие конфликтной ситуации и это обстоятельство, преломляясь через индивидуальные особенности личности, способствует возникновению состояния сильного душевного волнения на стадии, предшествующей совершению насильственного преступления. Подобные ситуации, как указывалось выше, учитываются законодателем, а для разрешения вопроса о соответствующей квалификации такого преступления работники правоохранительной системы должны получить заключение эксперта-психолога. Таким образом, уголовное право учитывает особенности состояний и условий, в которых находится лицо, совершившее преступление, причем эти обстоятельства существенно ограничивают меру его осознания, свободу волеизъявления и расцениваются как смягчающие обстоятельства.
По мнению Мухачевой И. М., с позиции психологии трудно согласиться с данным подходом. Преступления, совершенные в состоянии аффекта, имеют свои психологические причины и условия, в частности личностные психофизиологические особенности, предрасполагающие к данной эмоциональной реакции. Известно, что эмоциональная неустойчивость характерна для определенных возрастных групп: подростков и людей пожилого возраста. Возрастными психофизиологическими особенностями в данном случае являются повышенная эмоциональная напряженность, возбудимость, большая подчиненность непосредственным побуждениям и желаниям, неустойчивое отношение к эмоциональным переживаниям. В подростковом возрасте происходит физиологическая перестройка эндокринных функций в организме, в пожилом возрасте — ослабление деятельности эндокринных желез. К личностным особенностям, объясняющим эмоциональную неустойчивость виновного в аффектированных преступлениях, можно отнести низкий уровень интеллектуального развития, завышенную самооценку, болезненное самолюбие, агрессивность, враждебность. Третьим важным фактором являются особенности свойств нервной системы, которая определяет индивидуально-психологические и физиологические основы поведения. В определенных условиях роль навыков, опыта и умений уходит на второй план, на первый выдвигается совокупность физиологических свойств высшей нервной деятельности. Тип нервной системы (сильный либо слабый) определяет поведение виновного в конкретной ситуации. Эмоциональную неустойчивость могут определять и такие временные жизненные факторы, как физические перегрузки, психическое перенапряжение, усталость, некоторые соматические заболевания, беременность. Поэтому виктимное поведение потерпевшего (поведение жертвы) не всегда может быть единственным поводом возникновения аффекта. Реакция виновного — это субъективное отражение ситуации. Самоконтроль и саморегуляция физического и психического состояния зависят от психофизиологических особенностей и воспитания. Следует обратить внимание и на такой фактор, как врожденное инстинктивное поведение. Способность подавлять и направлять инстинктивную деятельность — качество поведения, приобретенное в процессе обучения и воспитания. Важно учитывать, что при определенных обстоятельствах контроль коры головного мозга за подкорковыми структурами ослабевает (например, в состоянии аффекта) и инстинктивная деятельность проявляется в яркой форме (например, обостряется инстинкт самосохранения). Поэтому с точки зрения психологии аффект не всегда и не обязательно основан на противоправном и аморальном поведении потерпевшего. В статьях 107 и 113 УК РФ прямо указано, что состояние аффекта может быть вызвано и бездействием потерпевшего. Данное поведение потерпевшего должно быть противоправным и аморальным с точки зрения виновного. В случае, когда объективно потерпевший ни в чем не виноват, добросовестное заблуждение виновного следует рассматривать в его пользу и квалифицировать деяние как преступление, совершенное в состоянии аффекта
7.
Как оценивают психологи нарушения в сфере настроения?8 Настроение здорового человека не бывает неизменным. Оно меняется сообразно обстоятельствам, физиологическим изменениям, циркадианным ритмам, другим значительным событиям, в целом не нарушая способности к адаптации, самовосприятию, не влияет существенным образом на самооценку и продуктивность деятельности. В болезненном состоянии настроение может меняться без достаточных и понятных причин, эти изменения приобретают излишне интенсивный и длительный характер, пациент теряет способность контролировать свое поведение и внутреннее состояние. Все это весьма существенным образом может отразиться не только на его самочувствии, но и на отношениях с людьми, работоспособности, интересах и увлечениях, жизненных планах и целях, коренным образом изменить самооценку. Нередко настроение может резко меняться неожиданным образом, под влиянием совершенных мелочей или вовсе без причины.
Дисфория — особый тип патологии настроения, характеризующий скорее особенности характера, личности, а также психического расстройства, при котором он возникает (эпилепсия, особенно височная, эпилептоидная психопатия, выраженная акцентуация личности с преобладанием эпилептоидных черт, органические повреждения мозга разной этиологии, поражающие в числе прочих височные отделы головного мозга субдоминантного полушария). Типично сочетание как стенических, так и астенических эмоций. Круг эмоций, образующих дисфорию, обычно включает озлобленность, тоску, тревогу и страх. Указанные эмоции часто представлены в разных пропорциях, и дисфория варьирует от одного пациента к другому как по качеству, так и по интенсивности. Можно, вероятно, разграничить такие типы дисфории: с враждебностью, с тоской, с тревогой и со страхом. Три последние эмоции существуют, тем не менее, в контексте напряженной озлобленности и модифицируются соответствующим образом.
Общее впечатление наблюдателя от дисфории составляют предгрозовая мрачность, угрюмость, недоброжелательность, мелочная придирчивость и недоверчивость. Нередко возникают вспышки раздражения, «ярости», иногда с агрессией, желанием «упиться» до потери чувств, потребностью «уехать куда глаза глядят». Тоска при дисфории часто сочетается с обидой на людей и завистью к ним — «им-то хорошо, ишь какие довольные, а до меня им дела нет, умру сейчас, они и не заметят». Тревога выглядит как ожидание от окружающих чего-то недоброго: «Никому нельзя доверять, в любой момент могут подставить, сделать мне навред или назло». Страх сопровождает какие-то крупные неприятности и тогда сочетается с растерянностью: «Пугает будущее, как я теперь буду-то, ведь пропаду, и помощи ждать неоткуда». Могут быть конкретные страхи: заболеть, попасть в аварию, быть обманутым, обкраденным, отравиться грибами, страх мелких животных, темноты и др.
Дисфорические состояния могут быть очень длительными и как бы подпитываются текущими неприятными впечатлениями, вернее, тем, как пациент их интерпретирует. Они могут быть скоротечными. Иногда на фоне длительной дисфории по какой-то причине либо спонтанно возникают короткие эпизоды острой дисфории. У пациентов с эпилепсией встречаются психические припадки в виде дисфории. Вот описание длительной дисфории (длившейся несколько месяцев) П.Б. Ганнушкина: «Это состояние, выражающееся в озлобленности, гневливости, тоске, антисоциальном поведении, когда больной старается как можно больше навредить, отомстить этому обществу»... «эта борьба есть результат чувства мести, чувства озлобления больного против общества, которое не дало ему счастья, уюта, места в жизни, и против тех условий, в которых он очутился».
Перед экспертом-психологом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц.
Формулируя вопросы, необходимо учитывать: 1) общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ; 2) уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминалистическое значение фактов, устанавливаемых с помощью заключения экспертов и 3) конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ.
Основная функция вопросов, ставящихся на разрешение экспертов, состоит в том, чтобы с максимальной точностью и полнотой раскрыть перед ними предмет назначаемой экспертизы. Понятно, что исчерпывающий список вопросов составить невозможно, поскольку для этого потребовалось бы проанализировать все без исключения уголовные дела, по которым СПЭ не является исчерпывающей и нуждается в совершенствовании; так и предлагаемые экспертам по каждому виду СПЭ вопросы следует рассматривать только как типовые, нуждающиеся в уточнении и конкретизации.
Любые психологические исследования в рамках судебно-психологической экспертизы состоят из следующих этапов:
- изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета судебно-психологической экспертизы;
- постановка задач исследовательского характера;
- отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами;
- непосредственное проведение исследования;
а) психологический анализ материалов уголовного дела;
б) наблюдение за подэкспертным;
в) беседы с подэкспертным;
г) применение инструментальных методов исследования индивидуально-психологических особенностей подэкспертного;
- анализ и обработка полученной информации;
- работа со специальной литературой;
- составление заключения эксперта.
В соответствии со статьей 73 УПК РФ в предмет доказывания по уголовным делам входят мотивы преступления. Однако это обстоятельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследования, поскольку мотивы не всегда осознаются преступником либо подменяются им социально приемлемой мотивировкой.
По некоторым делам практически отсутствуют прямые доказательства мотива преступления. Для их установления недостаточно обычных, традиционных доказательств. Такие преступления часто относят к безмотивным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бывает, для выяснения мотива преступления следует использовать специальные познания в области психологии.Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее познать личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при неосознаваемых мотивах взрослых преступников и при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом.
При помощи судебно-психологической экспертизы удается объяснить поведение обвиняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.
Эксперты-психологи определяют мотив преступного поведения как процесс, отражающий влияние внешних и внутренних факторов на поведение человека. Их задача сводится к исследованию потребностей, убеждений, психических свойств личности, влияния среды. С учетом данных обстоятельств они могут дать ответ, что данный мотив чужд конкретной личности.
Таким образом, судебно-психологическая экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить юридический мотив совершения преступления по некоторым категориям дел.
-
Правовое значение судебно-психологической экспертизы
Уголовно-правовое значение судебно-психологической экспертизы заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, которые являются элементами состава преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения
, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления.
Судебно-психологическая экспертиза — одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде.
В целом же судебно-психологическая экспертиза способствует раскрытию и расследованию преступлений. Данные, полученные в ходе экспертного исследования, также помогают правильной организации процесса оказания исправительного воздействия на лицо, совершившее преступление.
Необходимость получения дополнительной информации помимо диагноза заболевания и заключения о вменяемости диктуется гуманистической направленностью судопроизводства. Судьи, заинтересованные в определении меры наказания и тактики исправления, которые будут максимально способствовать ресоциализации преступника, нуждаются в характеристике его индивидуальности не только с правовых, но и с социально-психологических позиций. Действительно, такие свойства, как эмоциональная несдержанность психопатов, внушаемость олигофренов, утомляемость и аффективная взрывчатость лиц с остаточными явлениями органического поражения мозга, повышенная чувствительность страдающих неврозами, могут обусловливать наклонность к эксцессам, некритичное отношение со стороны непосредственного окружения, снижение прогностических возможностей мышления и ослабление волевого регулирования поведения. У этих лиц иначе формируется чувство вины, и способ восприятия исправляющего влияния властных санкций, которые связаны с наказанием, отличается от обычного. Названные свойства должны быть учтены и использованы для обоснования применения конкретных мер воздействия.
-
Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний
Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений.
Насильственные преступления против личности, в особенности убийства и нанесение телесных повреждений, нередко являются завершающей фазой конфликта, который происходил между преступником и потерпевшим. Развитие конфликтной ситуации между людьми обычно сопровождается возрастанием уровня эмоционального напряжения участников конфликта. При этом нередки случаи, когда один или несколько участников конфликта своими действиями провоцируют дальнейшее развитие конфликтной ситуации и это обстоятельство, преломляясь через индивидуальные особенности личности, способствует возникновению состояния сильного душевного волнения на стадии, предшествующей совершению насильственного преступления. Подобные ситуации, как указывалось выше, учитываются законодателем, а для разрешения вопроса о соответствующей квалификации такого преступления работники правоохранительной системы должны получить заключение эксперта-психолога. Таким образом, уголовное право учитывает особенности состояний и условий, в которых находится лицо, совершившее преступление, причем эти обстоятельства существенно ограничивают меру его осознания, свободу волеизъявления и расцениваются как смягчающие обстоятельства.