ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1013
Скачиваний: 2
До сих пор еще не устоялось определение самого понятия «проектный менеджмент». Некоторые специалисты предполагают, что проектный менеджмент постепенно вытеснит устаревший менеджмент организаций. Другие видят в проектном менеджменте инновационную компоненту, направленную на освоение современных управленческих технологий, новых форм взаимодействия с аудиторией и потребителем, на развитие социального и сетевого партнерства, осуществление взаимодействия сферы культуры с другими сферами и т.д.
Постепенно осваивают этот тип менеджмента и бюджетные организации, которые имеют незначительные внутренние стимулы к развитию, реформированию и модернизации своей деятельности, поскольку они зарегистрированы как некоммерческие организации. За счет проектной деятельности эти организации осваивают новые технологии финансового планирования и управления ресурсами.
Проектный менеджмент ориентирует творческий коллектив на достижение конкретного результата в определенные сроки, ориентируясь на ограниченные результаты - финансовые, кадровые, информационные, организационные и т.п.
Проектный менеджмент предполагает публичность и использование таких управленческих механизмов, которые способны учитывать разные группы внешних интересов. С этой целью при учреждениях культуры, фирмах, ассоциациях формируются разного рода «правления», в состав которых входят общественные организации, потребители, спонсоры, представители органов власти. В управленческой практике российских учреждений широкое применение находят такие формы, как попечительские советы, клубы друзей, функции которых ограничены лишь привлечением финансовых ресурсов. Вопросы кадровой политики, формирования планов развития, репертуарной политики находятся вне зоны их компетенции.
Современные рыночные отношения в сфере культуры и искусства заставили научиться руководителей этой сферы оперировать новыми терминами, такими, как «продукция», «производитель», «потребитель» и др. В деятельности арт-менеджера все более активно используются приемы, в недалеком прошлом так не типичные для этой сферы деятельности:
- «оперативное управление финансами»;
- «распределение людских ресурсов»;
- «управление информационными потоками»;
- «формирование потребительского спроса» и др.
Проектный менеджмент играет решающую роль в эффективном осуществлении замысла проекта, в донесении проекта до зрителя как конечного пункта творческого процесса, осуществлении организационно-управленческих решений, адекватных рыночным условиям.
Для проектного менеджмента также характерны функции: организации, планирования, мотивации, контроля. Каждая из этих функций жизненно необходима для арт-менеджера. Планирование обеспечивает основу для реализации главной стратегической цели - создания и реализации проекта, получения прибыли, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических задач.
В организации как технологическом процессе проявляются характерные для арт-деятельности особенности и принципы, среди которых можно выделить следующие:
1. Ситуационный принцип, основанный на определении степени и характера организации и устанавливающий ее пределы.
2. Принцип партнерских отношений, предусматривающий построение отношений между участниками на уровне субъектно-субъектных отношений, взаимоуважении, взаимном интересе, партнерстве.
3. Принцип постоянного действия организационного фактора, пронизывающий все стадии подготовки и реализации проекта.
Независимо от масштабов проекта арт-менеджер в ходе выполнения организационной функции должен уметь:
- разобраться и определить цели проекта, детализировать их, выявить степень участия в проекте той или иной организации, личности;
- выявить виды деятельности, необходимые для достижения выявленных целей;
- произвести распределение видов деятельности между специалистами и объединить их в управляемые рабочие группы и подразделения;
- наладить координацию различных групп и видов деятельности посредством установления рабочих взаимоотношений, распределения ролей, круга обязанностей, видов отчетности, сроков исполнения;
- объединить рабочие группы единством цели деятельности, где каждый член организации работает на общее благо и никто не имеет права работать против целей организации;
- определить размах менеджмента: число рабочих групп, число руководителей и подчиненных.
Функция организации заключается в том, чтобы свести воедино деятельность всех специалистов, занятых в разработке и осуществлении проекта, определить миссию, роль, ответственность и подотчетность каждого из них.
Организация - важнейшая функция управления процессом разработки и реализации арт-проекта. Поэтому мы можем предложить следующее ее определение. Организация управления арт-проектом представляет собой структурную систему в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности, а с другой стороны, является процессом, посредством которого разрабатывается и реализуется проект, уточняется, расширяется, сохраняется или уменьшается структура учреждения, фирмы, оргкомитета, правления, совета клуба и т.д., занятых в проекте.
Понятие «управление» более универсально и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью превращения их в новое качество на основе присущих этой системе законов. Управление выполняет функции регулирования, координации и контроля за деятельностью различных учреждений и организаций, рабочих групп, комитетов, принимающих участие в проекте на разных стадиях.
Управление арт-проектами достаточно сложное образование, поскольку оно вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и технологии. Содержание процесса управления проектами определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления.
Наибольшее распространение в арт-проектах получила функциональная система управления, построенная с учетом целей и задач конкретного проекта, фирмы, учреждения. В наиболее обобщенном виде ее можно представить в виде схемы:
Дирекция (учреждения, фирмы, проекта) |
||
ОТДЕЛЫ (СЕКТОРА) |
||
Маркетинговый |
Связей с общественностью и рекламы |
Художественно-творческий |
Финансово-экономический |
Оформительские и творческие мастерские |
Технический |
В зависимости от задач, решаемых в каждом конкретном проекте, система управления может уточняться, расширяться, дробиться, представляя собой сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанных стороны: функциональную, структурную, информационную. Так, в крупномасштабных проектах необходимы: специальное распоряжение городских властей, санкционирующее проведение акции, организация охранных зон, схем барьеров безопасности, разработка форм аккредитаций и пропусков. Значительную нагрузку несут и рекламно-информационные службы, изготавливающие рекламные ролики, аудио- и видеоклипы, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ. По современным рыночным стандартам стоимость рекламной кампании доходит до 40 процентов стоимости первой партии нового продукта, что необходимо учитывать при составлении бизнес-плана проекта.
Каждый элемент управленческой системы функционирует и развивается на основе решения поставленных целей и задач, и в то же время все элементы системы, функционируя, приобретают новое качество и новое значение. Процесс управления арт-проектами характеризуется постоянной сменой состояний в системе, изменениями связей между ее элементами, обусловленными целями и задачами конкретной возрастной или социальной группы.
Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения:
- штатное расписание;
- финансирование;
- размеры заработной платы;
- виды поощрения или наказания;
- материально-технические ресурсы.
Поскольку многие учреждения культуры (театры, музеи, киностудии, филармонии, государственные учреждения культуры и частные продюсерские фирмы) постепенно переходят на рыночные условия существования, где есть потенциальный потребитель и потенциальный производитель, главной целью проекта становится соединение их интересов и получение взаимной выгоды. Зритель получает возможность получить удовольствие от общения с искусством, организаторы - материальную прибыль. Однако дивиденды, т.е. получение прибыли от арт-проектов, носят не только материальный, но и моральный, нравственный характер.В рыночных условиях при разработке проекта остро стоит вопрос проектной стоимости, заработка, получения доходов, прибыли, т.е. получения прогнозируемого результата. При подсчете стоимости проекта, имеющего автономное финансирование, учитываются два основных параметра - материальные и нематериальные расходы. При определении стоимости проекта государственного театра включаются все расходы, связанные с его созданием: простой незанятых актеров; зарплата работников театральных мастерских; коммунальные платежи и т.п. Завоевание рынка сбыта арт-проекта - одно из главных условий рыночной экономики, и начинать деятельность по его завоеванию надо со сбора и анализа информации о зрительской аудитории, т.е. с маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования могут включать сбор информации по следующим вопросам:
- создавались ли подобные проекты за последние пять лет;
- если создавались, то кому они были адресованы;
- имели ли они зрительский успех;
- какова была продолжительность их эксплуатации;
- в какой географической точке города или региона они располагались;
- какова схема ценообразования;
- какова была реакция профессионалов и зрителей и т.д. Если проект создается впервые, то зрительскую аудиторию
необходимо изучить с точки зрения сегментации информационного поля для выявления интереса к планируемому проекту. Более подробно о маркетинговых технологиях в арт-менеджменте мы поговорим в следующем параграфе.
Следующий этап - запуск проекта в производство: разработка и запуск рекламной кампании по продвижению проекта на рынок, начало репетиционного периода, включение в работу всех служб (мастерских, постановочных цехов, световых и радиостудий и т.п.).
Модель управления проектами и принципы формирования правления и делегирования ему полномочий определяются в процессе конструктивного диалога между заинтересованными лицами, организациями, правовыми и финансовыми структурами и регламентируются соответствующими документами. Важным условием эффективного менеджмента становится использование разных моделей участия заинтересованной общественности в управлении проектом: участие в принятии решений, участие в разработке и реализации проекта, участие в оценке деятельности творческой группы, участие в получении планируемых результатов.
При разработке и внедрении творческих проектов арт-менеджеру необходимо учитывать возможные способы реализации программы и мотивации проектов. Основная предпосылка заключается в том, что личное вознаграждение сотрудников, внесших вклад в реализацию инвестиционного проекта, должно быть оценено исходя из степени инновационности и рискованности проекта, а также степени участия сотрудника в проекте. В случае удачной реализации проекта можно говорить, что часть прибыли получена благодаря творческим и профессиональным усилиям отдельного человека или группы лиц.
Для того чтобы определить личный вклад каждого участника проекта (или группы участников), необходимо разбить проектный процесс по сферам ответственности, выделить ключевые персоны в процессе его разработки и реализации, определить индивидуальный порядок мотивации каждого.
Ключевыми персонами являются:
1. Лица, являющиеся инициаторами идеи проекта в рамках конкурса или «мозгового штурма».
2. Лица, участвующие в разработке проекта и его защите перед инвесторами.
3. Лица, ответственные за внедрение проекта.
Реализация любого творческого проекта требует материальных и трудовых ресурсов, а также организационного, юридического и финансового обеспечения.
Образцом реализации театрального проекта может служить модель театрального проекта на Бродвее. Театральный проект на Бродвее обычно состоит из двух частей - постановки спектакля и его проката.
Для реализации театрального проекта создается юридическое лицо, формируется команда, включающая творческий, технический и организационный персонал. Параллельно, в рамках созданной организации идет поиск инвесторов, осуществляется аренда репетиционных помещений, сценической площадки, изготавливаются декорации, костюмы; арендуется сценическая техника; проводятся рекламные и PR-акции и т.п.
Основу организаций подобного типа составляют лица, определяющие художественный замысел спектакля, т.е. режиссеры, художники, артисты, а также менеджеры, технические работники.
Репетиционный период строго лимитирован, длится от шести до восьми недель и заканчивается премьерой. Прокат театрального проекта решает задачи окупаемости и прибыли. Для того чтобы постановка окупилась, что является одной из важнейших целей проекта, спектакль на Бродвее играется не менее восьми раз в неделю. В случае прекращения проката спектакля проект приходит к своему логическому завершению: организация ликвидируется, команда распускается, имущество распродается.
При возобновлении постановки или организации гастрольных туров формируется новый, мало связанный или не связанный вообще с предыдущим проект. Его осуществляет новая команда, подбирающая свой творческий состав, комплект декораций, костюмы, технику, сценические и репетиционные площадки, свои организационную и финансовую базы. Таким образом, новый проект начинает собственный «жизненный цикл».
Проекты подобного типа существуют благодаря поддержке отдельных меценатов, попечительских советов, масштабным фандрайзинговым компаниям, собственным заработанным средствам. Государственная поддержка в этом случае может выступать в качестве одного из источников финансирования.
Благотворительные же организации и спонсоры, оказывающие материальную помощь, исходят из своих интересов, поддерживая либо отдельного режиссера, актера, либо выражают интересы отдельной этнической группы, либо проявляют заинтересованность в конкретной теме или конкретном авторе.
В целях защиты своих интересов и прав, в целях обеспечения социальных гарантий творческие деятели объединяются в мощные профессиональные союзы.
Кроме менеджмента отдельного проекта в России существует и так называемый организационный способ функционирования художественного процесса, который происходит в рамках постоянно действующих структур - репертуарного театра, филармонии и других учреждений культуры. За этими структурами закреплено большинство творческих работников и значительная доля бюджетного финансирования.