ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1009
Скачиваний: 2
Подобный способ управления творческим процессом предполагает наличие соответствующего репертуара, постоянной творческой группы, бюджетного финансирования организации в целом, а не конкретного проекта. В этом случае возможен менее запрограммированный репетиционный процесс, а прокат спектакля после премьеры может растянуться на годы. Однако такие нюансы самого процесса эксплуатации спектакля, как ремонт и пополнение художественного оформления спектакля, ввод новых исполнителей, гастроли, юбилейные показы, освещение в прессе часто требуют дополнительных средств.
Более свободными стали разнообразные деятели культуры и искусства в выборе индивидуальных гастролей как в России, так и за рубежом, многие из них подолгу работают в разных странах. Стали более распространенными и различные проекты совместных постановок, аренда готовых зарубежных и российских оперных, театральных проектов. На протяжении многих лет различные культурные организации плодотворно сотрудничают с известными режиссерами, дирижерами, солистами, которые становятся постоянными членами труппы.
Проектный менеджмент сегодня получает широкое применение в репертуарных театрах, бюджетных учреждениях культуры, создаются экспериментальные проекты новых художественных форм, новых организационных моделей. В контексте отдельных проектов налаживается сотрудничество со спонсорами, заинтересованными в этом проекте. Возникают последовательные и параллельные проекты. Отдельные направления художественных программ, реализуемые в определенный период времени, разовые акции, призванные привлечь внимание к организации, сотрудничество с другими организациями и компаниями могут и должны рассматриваться как отдельные проекты.
Заслуживает внимания и гастрольный менеджмент - гастрольные проекты. Они являются главным источником дохода. Понятие «гастроли» служит для обозначения различных видов деятельности, объединенных общим термином:
1. Турне - представляет собой цикл выступлений (или каких-либо иных мероприятий), которые организуются коллективом в различных местах в течение одной поездки. На всем протяжении турне коллектив не возвращается в родной город.
2. Одноразовое представление с ночевкой - представляет собой выступление, которое организуется для конкретного спонсора и является частью турне.
3. Выезд - понимается как представление в ближайшем городе или районе, которое может включать в себя и другие мероприятия - «уроки мастерства», «мастер-классы», ночевка на месте не требуется.
Цели гастролей могут быть самыми разными: финансовые мотивы, желание «обкатать» конкретную постановку, раздобыть денег на турне у государственных или частных компаний, обеспечить актеров работой и дать возможность набраться опыта.
Сформулировав причины и цели проведения гастролей, администрации гастролей необходимо ответить еще на один ряд вопросов:
1. Какой спектакль (постановка) и в каком составе будет гастролировать?
2. Какова минимальная продолжительность ангажемента во время турне (разовое представление с ночевкой, недельный выезди т.д.)?
3. Сколько времени (дней, недель) продлится турне по минимуму и максимуму?
4. С помощью каких транспортных средств будет путешествовать коллектив?
5. Где будут проходить гастроли?
6. Когда будет проходить турне?
7. В какую сумму обойдутся гастроли организации?
8. Какую разумную долю расходов можно будет покрыть за
счет спонсоров?
9. Возможны ли иные источники финансирования гастролей (грант национального фонда культуры (искусств), других организаций, поддержка финансовых структур и т.п.).
Информацию о спонсорах можно почерпнуть из различных источников. Это могут быть региональные департаменты по делам культуры и искусств, частные агентства, компьютерные сети.
Поиск ангажемента (закрепленного в виде договора обязательства, приглашающего артиста или коллектив на известный срок для участия в концерте или спектакле) становится важным этапом в проведении успешных гастролей. Успех поиска ангажемента зависит от нескольких факторов: популярности коллектива или артиста, их востребованности, качества и популярности продукции, личных качеств менеджера, ведущего переговоры.
Менеджер, занимающийся поиском ангажемента, обязан:
- встретиться с художественным руководителем, директором-распорядителем и членами попечительского совета для обсуждения гастрольных приоритетов и бюджета;
- провести (или дать задание соответствующей службе) маркетинговые исследования;
- достать адресные списки и осуществлять надзор за почтовой рассылкой;
- проводить телефонные переговоры со спонсорами;
- отправлять им дополнительные письма и материалы;
- обсуждать жалование и услуги, участвовать в разработке маршрута турне;
- посещать конференции, посвященные вопросам предоставления ангажементов;
- составить архивные данные о контактах со спонсорами и обмене корреспонденции.
Приоритетным направлением проектного менеджмента становится и осуществление зрелищных программ: конкурсов, фестивалей, театрализованных представлений, карнавалов, праздников, народных гуляний.
Организация и проведение подобных масштабных форм становятся реальными и продуктивными при наличии меценатов, спонсоров, приобретении прав на показ акции телекомпанией. Возможность окупаемости этих акций и получения прибыли может быть реальна при высокой стоимости билетов (как, например, на концерты Пласидо Доминго) или при увеличении количества проката этих акций.
При выборе, подготовке и проведении крупномасштабных акций следует обратить внимание на:
- тематический характер акции - юбилейное или праздничное событие; форму проведения; жанровую особенность какого-либо вида искусства (фестиваль джазовой музыки, конкурс им. П.И. Чайковского, конкурс эстрадной музыки или рок-фестиваль и т.п.);
- место проведения (международные, региональные, локальные формы в конкретных городах и поселках на традиционных или вновь открываемых площадках);
- частоту проведения (один раз в месяц, год, два года и другая частота);
- объем (по охвату участвующих коллективов, солистов, количеству зрителей);
- систему финансирования;
- рыночную направленность (международную, национальную, региональную, локальную).
Все чаще и государственные, и коммерческие структуры стали проявлять интерес к выделению специальных грантов и объявлению конкурсов на разработку конкретных проектов и целых направлений культурной жизни России.
Остановимся подробнее на оформлении заявки на грант. В своих рекомендациях фонды обычно указывают количество страниц проектной заявки и последовательность изложения. Если фонд не выслал инструкций, то следует использовать сложившуюся и апробированную в практике форму.
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
Название проекта ............................................................
Организация-заявитель......................................................
Руководитель проекта.......................................................
Ф..И..О.,..................................................................................
Звание, должность............................................................
Адрес............................................................................
Тел., факс (с кодом города), E-mail.......................................
Бухгалтер проекта............................................................
Ф.,И.,О.,.........................................................................
Звание, должность............................................................
Адрес............................................................................
Тел., факс (с кодом города), E-mail.......................................
География проекта (где будет проходить работа по проекту)......
Срок выполнения проекта..................................................
Запрашиваемая сумма.......................................................
Имеющиеся средства.........................................................
Полная стоимость проекта..................................................
Сведения о полученных ранее грантах...................................
Название проекта.............................................................
Экспертная оценка результатов выполнения проекта.................
Ф.,И.,О., руководителя.......................................................
2. Аннотация проекта (до 15 строк)
Изложение сути заявки, ее основных позиций, каждая из которых должна быть сформулирована в одном - двух предложениях. В аннотации называются исполнители проекта, в чьих интересах он разработан, каков ожидаемый результат, какова расчетная стоимость проекта.
3. Введение (не более двух страниц)
Содержит сведения о разработчиках и исполнителях проекта: история, миссия организации, имеющиеся достижения, компетентность и квалификация непосредственных исполнителей проекта.
4. Постановка проблемы (до трех страниц) Убедительно доказывается необходимость осуществления проекта, вскрываются обстоятельства, побудившие его создать, объясняется, как поднятая проблема соотносится с задачами организации заявителя.
5. Цели и задачи (до одной страницы)
Цель представляет собой общий итог проекта и логически вытекает из постановки проблемы. Задачи более конкретизированы, направлены на достижение конкретных, частных результатов. Указываются изменения, которые произойдут в существующей проблеме. Цели должны быть достижимыми, а результаты - проверяемыми. Указываются сроки выполнения проекта и адресат, извлекающий из него пользу.
6. Методы (описание на одну - две страницы) Перечисляются все мероприятия, необходимые для решения поставленных задач, указываются кто и каким образом, в какой последовательности, с привлечением каких ресурсов будет реализовывать эти мероприятия.
7. Рабочий план реализации проекта (до одной страницы) Он представляет собой план-график выполнения всех запланированных мероприятий с указанием дат проведения.
8. Ожидаемые конкретные результаты (до одной страницы) Дается конкретная информация (с указанием количественных показателей) о расчетных результатах проекта, количестве посетителей или перечень организаций, которые воспользуются предоставленными услугами. К примеру, при выпуске информационного бюллетеня указывается количество выпусков, тираж, периодичность, способ распространения и доставки, число абонентов.
9. Отчетность и оценка результатов (до одной страницы) Содержит ответы на следующие вопросы:
- Каким образом будет оцениваться эффективность проекта в целом?
- Кто будет оценивать достижение поставленных задач и намеченных результатов как в ходе выполнения проекта, так и после его окончания? Необходимо описать процедуру оценки.
- Каковы критерии оценки эффективности проекта?
- Каковы механизмы оценки?
- Если предполагается проведение анкетирования участников, зрителей, то с чьей помощью, каким образом, за счет каких ресурсов авторы и исполнители проекта рассчитывают сохранить и развить результаты, полученные в рамках проекта.
10. Дальнейшее развитие проекта и перспективы его финансовой стабильности (до полутора страниц)
11. Бюджет
Состоит из трех частей: оплата труда (зарплата, гонорары, консультирование и контрактные услуги, пособия и налоги -12%, медицинское страхование, социальное обеспечение, отчисления в пенсионный фонд - 1%); прямые расходы (аренда помещений, аренда и покупка оборудования, эксплуатационные расходы - вода, отопление, электричество, средства связи, канцелярские товары, командировочные и транспортные расходы); непрямые расходы (стоимость износа основных фондов, оплата труда административных работников, не занятых в данном проекте, но работающих в арендуемой организации, общие коммунальные выплаты).
12. Сведения о квалификации участников проекта Список основных исполнителей проекта, включающий дату рождения, адрес, телефон; базовое и дополнительное образование; опыт работы, знание языков и другие навыки.
13. Приложения
В этот пакет входят копия устава организации, финансовый отчет за прошедший год (желательно с визой аудитора), письма поддержки и экспертные оценки деятельности организации-соискателя по реализации ранее выполненных проектов, публикации об организации в средствах массовой информации.
Таким образом, заявка является адаптированным вариантом проекта и может быть изложена как на одной странице (если так требует грантодатель), или разместиться на нескольких страницах. Однако главными составляющими являются: постановка проблемы, точное определение цели и задач, предвидение конкретных результатов (их количественная и качественная оценка), определение необходимых ресурсов для их решения и оптимальных методов осуществления проекта. С целью выяснения мнения о необходимости проекта, желательно привести примерные данные. Если анкетирование поведено заранее, то приводятся обобщенные данные экспертизы проекта
Тема 2.3. Маркетинговые технологии в арт-менеджменте
Большинство руководителей учреждений культуры, арт-менеджеров, продюсеров обоснованно считают, что сегодня творческий и коммерческий успех проектов в сфере культуры во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. А это полностью или частично входит в предметную деятельность маркетинга.
Понятие «маркетинг» в «Кратком словаре современных понятий и терминов» трактуется, во-первых, как «философия» производства, как совокупность приемов и методов, сложившихся в систему управления деятельностью фирм и объединений, и, во-вторых, как функция менеджмента, направленная на изучение покупательского спроса (существующего и потенциального), организацию рекламы, проведение ценовой политики и т.д. на основе изучения рынка и применительно к его требованиям.
Зарождение маркетинга как научной и образовательной дисциплины можно отнести к 1905 году, когда в Пенсильванском университете впервые был прочитан новый для того времени курс «Маркетинг товаров». С этого времени учение о маркетинге начинает свое бурное развитие: уточняются его предмет, цели, стратегии, научные основы, разрабатываются функции, дефиниции. Если на начальных этапах развития науки о маркетинге она понималась как управление движением товара от производителя к потребителю, то в дальнейшем маркетинг стал рассматриваться как научная основа в принятии решений. Функции же маркетинга со временем расширились и на данном этапе включают изучение запросов и нужд потребителей, разработку и применение маркетинговой концепции, а учение о маркетинге рассматривается уже как функции и инструментарий предпринимательства.