Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 1009

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подобный способ управления творческим процессом пред­полагает наличие соответствующего репертуара, постоянной творческой группы, бюджетного финансирования организации в целом, а не конкретного проекта. В этом случае возможен менее запрограммированный репетиционный процесс, а прокат спек­такля после премьеры может растянуться на годы. Однако такие нюансы самого процесса эксплуатации спектакля, как ремонт и пополнение художественного оформления спектакля, ввод новых исполнителей, гастроли, юбилейные показы, освещение в прессе часто требуют дополнительных средств.

Более свободными стали разнообразные деятели культуры и искусства в выборе индивидуальных гастролей как в России, так и за рубежом, многие из них подолгу работают в разных странах. Стали более распространенными и различные проекты совмест­ных постановок, аренда готовых зарубежных и российских опер­ных, театральных проектов. На протяжении многих лет различ­ные культурные организации плодотворно сотрудничают с известными режиссерами, дирижерами, солистами, которые стано­вятся постоянными членами труппы.

Проектный менеджмент сегодня получает широкое приме­нение в репертуарных театрах, бюджетных учреждениях культу­ры, создаются экспериментальные проекты новых художествен­ных форм, новых организационных моделей. В контексте отдель­ных проектов налаживается сотрудничество со спонсорами, заин­тересованными в этом проекте. Возникают последовательные и параллельные проекты. Отдельные направления художественных программ, реализуемые в определенный период времени, разовые акции, призванные привлечь внимание к организации, сотрудни­чество с другими организациями и компаниями могут и должны рассматриваться как отдельные проекты.

Заслуживает внимания и гастрольный менеджмент - гаст­рольные проекты. Они являются главным источником дохода. Понятие «гастроли» служит для обозначения различных видов деятельности, объединенных общим термином:

1. Турне - представляет собой цикл выступлений (или ка­ких-либо иных мероприятий), которые организуются коллекти­вом в различных местах в течение одной поездки. На всем про­тяжении турне коллектив не возвращается в родной город.

2. Одноразовое представление с ночевкой - представляет собой выступление, которое организуется для конкретного спон­сора и является частью турне.

3. Выезд - понимается как представление в ближайшем го­роде или районе, которое может включать в себя и другие меро­приятия - «уроки мастерства», «мастер-классы», ночевка на мес­те не требуется.

Цели гастролей могут быть самыми разными: финансовые мотивы, желание «обкатать» конкретную постановку, раздобыть денег на турне у государственных или частных компаний, обес­печить актеров работой и дать возможность набраться опыта.


Сформулировав причины и цели проведения гастролей, ад­министрации гастролей необходимо ответить еще на один ряд вопросов:

1. Какой спектакль (постановка) и в каком составе будет га­стролировать?

2. Какова минимальная продолжительность ангажемента во время турне (разовое представление с ночевкой, недельный выезди т.д.)?

3. Сколько времени (дней, недель) продлится турне по ми­нимуму и максимуму?

4. С помощью каких транспортных средств будет путешест­вовать коллектив?

5. Где будут проходить гастроли?

6. Когда будет проходить турне?

7. В какую сумму обойдутся гастроли организации?

8. Какую разумную долю расходов можно будет покрыть за

счет спонсоров?

9. Возможны ли иные источники финансирования гастролей (грант национального фонда культуры (искусств), других органи­заций, поддержка финансовых структур и т.п.).

Информацию о спонсорах можно почерпнуть из различных источников. Это могут быть региональные департаменты по де­лам культуры и искусств, частные агентства, компьютерные сети.

Поиск ангажемента (закрепленного в виде договора обяза­тельства, приглашающего артиста или коллектив на известный срок для участия в концерте или спектакле) становится важным этапом в проведении успешных гастролей. Успех поиска ангаже­мента зависит от нескольких факторов: популярности коллектива или артиста, их востребованности, качества и популярности про­дукции, личных качеств менеджера, ведущего переговоры.

Менеджер, занимающийся поиском ангажемента, обязан:

- встретиться с художественным руководителем, директо­ром-распорядителем и членами попечительского совета для об­суждения гастрольных приоритетов и бюджета;

- провести (или дать задание соответствующей службе) маркетинговые исследования;

- достать адресные списки и осуществлять надзор за почто­вой рассылкой;

- проводить телефонные переговоры со спонсорами;

- отправлять им дополнительные письма и материалы;

- обсуждать жалование и услуги, участвовать в разработке маршрута турне;

- посещать конференции, посвященные вопросам предос­тавления ангажементов;

- составить архивные данные о контактах со спонсорами и обмене корреспонденции.

Приоритетным направлением проектного менеджмента ста­новится и осуществление зрелищных программ: конкурсов, фес­тивалей, театрализованных представлений, карнавалов, праздни­ков, народных гуляний.

Организация и проведение подобных масштабных форм становятся реальными и продуктивными при наличии меценатов, спонсоров, приобретении прав на показ акции телекомпанией. Возможность окупаемости этих акций и получения прибыли мо­жет быть реальна при высокой стоимости билетов (как, напри­мер, на концерты Пласидо Доминго) или при увеличении количе­ства проката этих акций.

При выборе, подготовке и проведении крупномасштабных акций следует обратить внимание на:


- тематический характер акции - юбилейное или празднич­ное событие; форму проведения; жанровую особенность какого-либо вида искусства (фестиваль джазовой музыки, конкурс им. П.И. Чайковского, конкурс эстрадной музыки или рок-фестиваль и т.п.);

- место проведения (международные, региональные, ло­кальные формы в конкретных городах и поселках на традицион­ных или вновь открываемых площадках);

- частоту проведения (один раз в месяц, год, два года и дру­гая частота);

- объем (по охвату участвующих коллективов, солистов, ко­личеству зрителей);

- систему финансирования;

- рыночную направленность (международную, националь­ную, региональную, локальную).

Все чаще и государственные, и коммерческие структуры стали проявлять интерес к выделению специальных грантов и объявлению конкурсов на разработку конкретных проектов и це­лых направлений культурной жизни России.

Остановимся подробнее на оформлении заявки на грант. В своих рекомендациях фонды обычно указывают количество стра­ниц проектной заявки и последовательность изложения. Если фонд не выслал инструкций, то следует использовать сложив­шуюся и апробированную в практике форму.

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:

Название проекта ............................................................

Организация-заявитель......................................................

Руководитель проекта.......................................................

Ф..И..О.,..................................................................................

Звание, должность............................................................

Адрес............................................................................

Тел., факс (с кодом города), E-mail.......................................

Бухгалтер проекта............................................................

Ф.,И.,О.,.........................................................................

Звание, должность............................................................

Адрес............................................................................

Тел., факс (с кодом города), E-mail.......................................

География проекта (где будет проходить работа по проекту)......

Срок выполнения проекта..................................................

Запрашиваемая сумма.......................................................

Имеющиеся средства.........................................................

Полная стоимость проекта..................................................

Сведения о полученных ранее грантах...................................

Название проекта.............................................................

Экспертная оценка результатов выполнения проекта.................

Ф.,И.,О., руководителя.......................................................

2. Аннотация проекта (до 15 строк)

Изложение сути заявки, ее основных позиций, каждая из ко­торых должна быть сформулирована в одном - двух предложени­ях. В аннотации называются исполнители проекта, в чьих интере­сах он разработан, каков ожидаемый результат, какова расчетная стоимость проекта.

3. Введение (не более двух страниц)

Содержит сведения о разработчиках и исполнителях проек­та: история, миссия организации, имеющиеся достижения, ком­петентность и квалификация непосредственных исполнителей проекта.


4. Постановка проблемы (до трех страниц) Убедительно доказывается необходимость осуществления проекта, вскрываются обстоятельства, побудившие его создать, объясняется, как поднятая проблема соотносится с задачами ор­ганизации заявителя.

5. Цели и задачи (до одной страницы)

Цель представляет собой общий итог проекта и логически вытекает из постановки проблемы. Задачи более конкретизирова­ны, направлены на достижение конкретных, частных результатов. Указываются изменения, которые произойдут в существующей проблеме. Цели должны быть достижимыми, а результаты - про­веряемыми. Указываются сроки выполнения проекта и адресат, извлекающий из него пользу.

6. Методы (описание на одну - две страницы) Перечисляются все мероприятия, необходимые для решения поставленных задач, указываются кто и каким образом, в какой последовательности, с привлечением каких ресурсов будет реа­лизовывать эти мероприятия.

7. Рабочий план реализации проекта (до одной страницы) Он представляет собой план-график выполнения всех за­планированных мероприятий с указанием дат проведения.

8. Ожидаемые конкретные результаты (до одной страницы) Дается конкретная информация (с указанием количествен­ных показателей) о расчетных результатах проекта, количестве посетителей или перечень организаций, которые воспользуются предоставленными услугами. К примеру, при выпуске информа­ционного бюллетеня указывается количество выпусков, тираж, периодичность, способ распространения и доставки, число або­нентов.

9. Отчетность и оценка результатов (до одной страницы) Содержит ответы на следующие вопросы:

- Каким образом будет оцениваться эффективность проекта в целом?

- Кто будет оценивать достижение поставленных задач и намеченных результатов как в ходе выполнения проекта, так и после его окончания? Необходимо описать процедуру оценки.

- Каковы критерии оценки эффективности проекта?

- Каковы механизмы оценки?

- Если предполагается проведение анкетирования участни­ков, зрителей, то с чьей помощью, каким образом, за счет каких ресурсов авторы и исполнители проекта рассчитывают сохранить и развить результаты, полученные в рамках проекта.

10. Дальнейшее развитие проекта и перспективы его финансовой стабильности (до полутора страниц)

11. Бюджет

Состоит из трех частей: оплата труда (зарплата, гонорары, консультирование и контрактные услуги, пособия и налоги -12%, медицинское страхование, социальное обеспечение, отчис­ления в пенсионный фонд - 1%); прямые расходы (аренда поме­щений, аренда и покупка оборудования, эксплуатационные рас­ходы - вода, отопление, электричество, средства связи, канцеляр­ские товары, командировочные и транспортные расходы); непря­мые расходы (стоимость износа основных фондов, оплата труда административных работников, не занятых в данном проекте, но работающих в арендуемой организации, общие коммунальные выплаты).


12. Сведения о квалификации участников проекта Список основных исполнителей проекта, включающий дату рождения, адрес, телефон; базовое и дополнительное образова­ние; опыт работы, знание языков и другие навыки.

13. Приложения

В этот пакет входят копия устава организации, финансовый отчет за прошедший год (желательно с визой аудитора), письма поддержки и экспертные оценки деятельности организации-соискателя по реализации ранее выполненных проектов, публи­кации об организации в средствах массовой информации.

Таким образом, заявка является адаптированным вариантом проекта и может быть изложена как на одной странице (если так требует грантодатель), или разместиться на нескольких страни­цах. Однако главными составляющими являются: постановка проблемы, точное определение цели и задач, предвидение кон­кретных результатов (их количественная и качественная оценка), определение необходимых ресурсов для их решения и оптималь­ных методов осуществления проекта. С целью выяснения мнения о необходимости проекта, желательно привести примерные дан­ные. Если анкетирование поведено заранее, то приводятся обоб­щенные данные экспертизы проекта

Тема 2.3. Маркетинговые технологии в арт-менеджменте

Большинство руководителей учреждений культуры, арт-менеджеров, продюсеров обоснованно считают, что сегодня творческий и коммерческий успех проектов в сфере культуры во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптималь­ных решений, изучения рынка, подбора кадров. А это полностью или частично входит в предметную деятельность маркетинга.

Понятие «маркетинг» в «Кратком словаре современных по­нятий и терминов» трактуется, во-первых, как «философия» про­изводства, как совокупность приемов и методов, сложившихся в систему управления деятельностью фирм и объединений, и, во-вторых, как функция менеджмента, направленная на изучение покупательского спроса (существующего и потенциального), ор­ганизацию рекламы, проведение ценовой политики и т.д. на ос­нове изучения рынка и применительно к его требованиям.

Зарождение маркетинга как научной и образовательной дисциплины можно отнести к 1905 году, когда в Пенсильванском университете впервые был прочитан новый для того времени курс «Маркетинг товаров». С этого времени учение о маркетинге начинает свое бурное развитие: уточняются его предмет, цели, стратегии, научные основы, разрабатываются функции, дефини­ции. Если на начальных этапах развития науки о маркетинге она понималась как управление движением товара от производителя к потребителю, то в дальнейшем маркетинг стал рассматриваться как научная основа в принятии решений. Функции же маркетинга со временем расширились и на данном этапе включают изучение запросов и нужд потребителей, разработку и применение марке­тинговой концепции, а учение о маркетинге рассматривается уже как функции и инструментарий предпринимательства.