ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 1007
Скачиваний: 2
Менеджер умело использует выявленные потребности и мотивы посещения культурных программ, будь то «снобистские» мотивы, мотивы, связанные с желанием своего духовного роста, желанием идти в «ногу со временем», экологические и другие социальные мотивы в разработке маркетинговой и рекламной концепции.
Исследование востребованности зрителем конкретной формы, творчества отдельного артиста или коллектива позволяет определить степень насыщенности или потребности в них рынка и определить шаги по созданию новых форм деятельности, улучшения или модернизации хорошо себя зарекомендовавших форм.
Анализ систем и методов реализации культурных услуг позволяет определить эффективность реализации проектируемого продукта в условиях конкретного района, учреждения культуры, а также выявить торгового посредника.
Наращивание площадок для концертных программ, планирование гастролей, организация обмена экспозициями и т. п. проводится при исследовании динамики продаж билетов, издержек при организации мероприятия и прибыли предприятия.
Изучение конкурентов позволяет установить главных конкурентов на рынке культурной продукции, выявить их слабые и сильные стороны, получить информацию о финансовом положении конкурентов и особенностях их производственной деятельности и управлении.
Исследование видов, типов рекламной продукции конкурентов помогает менеджеру по маркетингу определить наиболее эффективные способы воздействия на потребителя с использованием наиболее популярных СМИ.
Кроме того, маркетологи определяют и разрабатывают системы скидок и эффективные способы продвижения своего товара на рынке культурных услуг, чтобы заинтересовать как посетителей, так и распространителей билетов и организаторов услуг.
Ни одно маркетинговое исследование не может проводиться без общей маркетинговой концепции (определения содержания, целей и духа рекламной кампании). Она обязательно включает в себя определение идеи кампании, которая находит свое выражение в разработанном слогане, логотипе, выборе шрифтов и фирменного стиля. Представление о том, что сфера культуры и искусства не всегда нуждается в проведении маркетинговых исследований и разработке маркетингового концепта, является глубоко ошибочным, так же, как и расчет на то, что сфера культуры рассчитана на людей, у которых развиты культурные интересы и они способны самостоятельно интересоваться искусством и следить за потоком культурной продукции.
Именно разработка стратегии рекламной кампании, определение формы рекламной продукции (плакаты, программы, слайды, клипы), динамика реализации маркетинговой программы, планирование работы со средствами массовой информации позволяют предлагать культурный продукт самым широким слоям населения, влияя тем самым на формирование у них определенных ценностей, взглядов. Тем самым менеджер по маркетингу включает предполагаемого покупателя культурного продукта в деятельное участие по выбору того или иного продукта, делая их участниками создания ценностей современной культуры.
Афиши, буклеты, билеты отражают уровень развития организации культуры. Имидж рекламируемой продукции должен быть ясным, узнаваемым. Рекламная же информация обязательно выстраивается в зависимости от потребностей каждой конкретной группы и включает в себя:
- главный идентифицирующий знак (логотип);
- внешний знак (знак на здании, дизайн здания, дорожные знаки);
- указательные и другие знаки внутри помещения;
- печатный рекламный материал, ежемесячные бюллетени (репертуар, каталоги, приглашения, билеты, афиши, реклама в прессе);
- рекламный материал для средств массовой информации, серия рекламных материалов в прессе, рекламные ролики и записи.
Поскольку услуги, разрабатываемые учреждениями культуры, достаточно сложно стандартизировать, так же, как и оценить качество до их потребления посетителями, менеджеру по маркетингу необходимо учитывать психологические мотивы и объективные критерии, которыми руководствуется потребитель при выборе культурной услуги.
Следует отметить, что на посетителя учреждения культуры, публику, пришедшую на концерт, как и на любого зрителя вообще, достаточно серьезное влияние оказывает информация. Ее можно получить от личных источников (друзей, знакомых, коллег по работе). Это так называемая информация (реклама) «из уст в уста», причем большинство исследований доказывает, что наибольшим доверием пользуются как раз личные источники. Другими источниками могут стать СМИ, рекламные сообщения на улицах, в транспорте и т.п. Некоторые учреждения культуры привлекают к информационно-презентационным и рекламным программам дополнительно анимационные формы и методы. К примеру, выставка может сопровождаться музыкально-драматическим выступлением, в залах музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина организуются уже ставшие традиционными «Декабрьские вечера», театральная постановка сопровождается выставкой, проведением лекции и др.
При оценке «осязаемого» качества услуг значительную роль играют цена, оборудование и уровень его применения, своеобразный образ услуги и реноме «фабрики услуг», впечатление от персонала, позиционирование услуги как высококачественного товара, что позволяет удерживать цену на достаточно высоком уровне, формировать у клиента чувство доверия к фирме и уверенность в правильности своего выбора. Причем при выборе услуги могут возникнуть ситуации:
1) зритель-потребитель выбирает среди альтернативных вариантов;
2) зритель-потребитель определяет отношение к данному виду услуги, исходя из своего опыта;
3) зритель-потребитель получает дополнительную информацию об услуге.
При покупке культурной услуги уровень ощущаемого риска достаточно велик, что объясняется природой услуги. Даже некачественный концерт невозможно вернуть назад. Среди рисков, с которыми сталкиваются потребители культурных услуг можно выделить следующие:
- риск исполнителя;
- физический риск;
- финансовый риск;
- психологический риск;
- социальный риск;
- риск потери времени.
В последнее время разрабатываются меры по защите прав потребителей услуг, которые могут определить денежный эквивалент тому ущербу, нанесенному некачественной услугой. Вспомним московский опыт возврата части стоимости билета за некачественный или непонравившийся спектакль.
Необходимы также разработка гарантии получения зрителем желаемого результата и снижение уровня риска получения некачественного концерта, спектакля, зрелища или какой-либо иной услуги, наличие альтернативных услуг (аудио- и видеопродукции концерта, спектакля, выставки и т.п.). Кроме того, следует подумать о выгоде, которую может получить зритель от посещения мероприятия, от прихода в конкретное учреждение культуры: концертный зал, выставку, театр. Поэтому необходимо продумать систему поддержания интереса у постоянных посетителей-фанатов, скидок оптовым покупателям билетов, предложение дифференцированной услуги, исходя из вкусов клиентов при корпоративных мероприятиях, стимулирование мотивации посещения выступлений данного артиста, театра, музея.
Итак, подведем некоторые итоги. В современных условиях функционирования социально-культурной сферы учреждения культуры должны опираться на детальное изучение рынка товаров и услуг и их потребителей. Значительных успехов менеджер по маркетингу как профессионал достигает в том случае, когда учреждение культуры, в котором он работает, адекватно отражает ожидания реальных и потенциальных потребителей культурной продукции.
На основе изучения потребностей реальной и потенциальной аудитории, внедрения новых форм деятельности, совершенствования технологии организации досуга менеджер проводит маркетинг услуг, причем круг маркетинговых исследований, проводимых в сфере культуры, широк и разнообразен. При организации гастрольных поездок и артистических турне, оказывая культурные услуги, ориентированные на конкретные сегменты рынка, менеджер проводит маркетинг мест. При анализе содержания культурных услуг и отношения к ним потребителей менеджер проводит маркетинг идей. Маркетинг личности занимается изучением деятельности знаменитостей, эстрадных звезд, выдающихся спортсменов, писателей, которые «прокатываются» на сцене учреждения культуры. Маркетинг изделий разрабатывает сувенирную, изобразительную продукцию и т.п. Маркетинг организаций занимается разработкой деятельности учреждений на основе сотрудничества. Названные направления в том или ином сочетании и соотношении должны быть положены в основу планов маркетинговых мероприятий учреждений культуры.
Тема 2.4. Технологии PR и реклама в арт-менеджменте
Рынок арт-индустрии в постсоветский период развивается необычайно быстро. Беспрецедентной является скорость расширения и смены ассортимента товаров и услуг в этой сфере. Острота конкуренции заставляет решать в первую очередь те проблемы, которые связаны с распространением и сбытом культурной продукции. Информационное воздействие на рыночную среду в этих условиях - жизненно необходимый фактор, определяющий коммерческий успех. Эту функцию берет на себя PR (паблик рилейшнз) - структура, которая создается для анализа коммуникативных потоков, для налаживания позитивных отношений между артистом, театром, концертной фирмой и общественностью.
Правильно поданная информация о культурном продукте стимулирует мотив для посещения или приобретения этого культурного продукта. Специалист по связям с общественностью (PR), таким образом, влияет на формирование ценностей, взглядов, что делает его участником создания определенных форм современной культуры.
PR-специалист занимается формированием как идеологии фирмы, коллектива, отдельной «звезды», так и выстраиванием коммуникаций особого типа в системе зритель - артист, подогревающих интерес к личности «звезды», ее творчеству. Выстраиваемые отношения, как правило, покоятся на существующих коммуникационных потоках, поскольку для успешного функционирования учреждения культуры необходимым является учет мнений и настроений как собственных сотрудников, участников и исполнителей творческих проектов, так и многочисленных зрителей, посетителей арт-проектов.
Специалист PR «работает» с общественным мнением, внедряя в сознание потребителя культурной продукции ту или иную идею, заставляя зрителя поверить в превосходство над конкурентами предлагаемой услуги (концерта, театральной премьеры, вернисажа и т.п.), разработанной идеи, мифа.
Поскольку применение средств PR основано на особенностях человеческого восприятия, можно дать ему следующее определение: «Паблик рилейшнз - это деятельность управленца по применению средств убеждения, направленная на формирование, коррекцию или изменение общественного мнения в заданном направлении с целью усиления конкурентноспособности одной идеи среди множества конкурирующих»1.
Технологии PR позиционируются в группе маркетинговых коммуникаций, поддерживающих процесс жизнедеятельности продукта. В классической теории маркетинга маркетинговые коммуникации представлены в виде следующей схемы:
Реклама создает образ товара, фирмы, артиста, группы и направлена на достижение осведомленности о них потенциальных зрителей, поклонников, покупателей.
Сейлз промоушн решает задачи побуждения к совершению покупок товара, стимулирует работу арт-менеджера, артиста и дилерской сети (распространителей билетов).
Паблик рилейшнз способствует достижению высокой общественной репутации, благоприятного общественного мнения.
Директ-маркетинг устанавливает долгосрочные двухсторонние коммуникации между арт-менеджером, артистом, группой и потребителем (например, открытие именного сайта в Internet, рассылка адресатам рекламных листовок с отрывными купонами).
В реальной практике маркетинговые коммуникации используются как по отдельности, так и в различных вариантах взаимоотношений.
Реализация «PR-кампании» обычно подразумевает два этапа: разработку PR-программы в целом и реализацию плана работы со средствами массовой информации на платной основе. PR-программа означает установление связей между менеджером и культурной публикой, включая средства массовой информации, учреждениями, организациями, различными учебными заведениями, заинтересованными деятельностью режиссеров, артистов, художников. К важным задачам относится и определение мест распространения рекламных материалов. Общественная информация имеет собственную стратегию, и большое значение приобретает выбор наиболее благоприятного момента для первых заявлений о продукте (показе роликов, рекламе в газете и т.п.) и наиболее подходящей формы рекламы.
Исторически оформились четыре концепции PR:
1. «Концепция производственник», которую можно охарактеризовать как деятельность по разработке и выполнению творческого проекта.
2. «Концепция сбытовик-рекламист», которая определяется правильной реакцией на возникшую ситуацию на рынке индустрии развлечений и эстрады.
3. «Концепция маркетолог» направлена на изучение ожиданий и потребностей потребителя рынка культурных услуг и потенциального покупателя.
4. «Концепция модератор», в рамках этой концепции запросы и потребности рынка культурных услуг формируются, корректируются и производятся в соответствии с возможностями учреждения культуры, фирмы, творческого коллектива, отдельного артиста. В рамках данной концепции возможно позиционирование положительных или отрицательных с точки зрения общественной морали явлений, услуг, товаров. В этом случае деятельность PR-специалиста регламентируется законом, а также субъективными представлениями самого специалиста.
Теоретики и практики, исследующие PR, выделяют восемь шагов, необходимых для осуществления PR-кампании:
1. Постановка проблемы, что помогает четко определить цели программы с точки зрения PR.
2. Формулировка целей, которые должны быть достижимыми и предлагать варианты решения проблемы.
3. Определение потенциальной аудитории, выделение целевых аудиторий, учитывая степень важности каждой группы.
4. Разработка стратегии, раскрывающей пути достижения цели.
5. Конкретизация тактики, определение последовательных действий для достижения цели.
6. Разработка календаря, временного графика различных видов действий.
7. Подсчет бюджета с учетом начисления расходов на непредвиденные обстоятельства (10%).
8. Конкретизация процедур оценки успешности разработанной программы по определенным заранее критериям.
Завершенная структура PR-проекта предполагает команду до 30 сотрудников, работающих в шести отделах:
1. Отделе по связям со средствами массовой информации.
2. Отделе разработки PR-программ и специальных PR-мероприятий.
3. Отделе творческих PR-материалов.
4. Отделе исследований и маркетинга.
5. Аналитической службе.
6. Отделе финансовых PR1.
Арт-менеджер, стремящийся вывести на рынок идею своего творческого проекта, должен понимать, что интерес к идее у широкой аудитории достаточно ограничен, а новый проект может и не найти своего зрителя. Такая ситуация возможна в том случае, если о проекте никто не знает, если информация о проекте была недостаточно интересна для тех людей, которых она могла бы заинтересовать, и, наконец, если для потенциальных зрителей информация о проекте не интересна в силу иных приоритетов.
Эти проблемы решаются путем информирования потенциальных потребителей (зрителей) разработанной услуги посредством рекламы. Причем в PR применяются четыре важнейших метода воздействия: метод информирования (прямая реклама о предстоящем событии, проекте), метод патронирования (доверительный диалог с потенциальным потребителем услуги, проявление заботы о нем, понимания его проблем), метод мотивации (формирование у потенциального посетителя вашего проекта общих с вами интересов), метод модерации (внушение потребителю мысли о приоритетности ваших общих с ним интересов над остальными).